Рецензии на книгу «капризничает? значит, развивается!»

Причины изменения поведения ребенка

Мамы начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании?

Похоже, накапливается какое-то напряжение, которое выплескивается наружу таким вот образом. (Эхомама)
Некоторые «истерики», на мой непрофессиональный взгляд, вызваны тем, что ребенку некуда сбросить свою энергию, просто «побеситься». (Irkin)
Может быть, мы уделяли старшей слишком много внимания, если такое бывает. (Натали)

Как правило, мамы напрасно казнят себя. Причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром. В этом возрасте усиливается стремление к самостоятельности, желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, такое желание надо приветствовать. Но издержкой этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.

Если чего-то хочет, а ей этого не дать — корчит рожицу и начинает дикий плач и пихание, которые одномоментно прекращаются, если уступить. Я пока уступаю или пытаюсь отвлечь (все труднее получается). Но ужасно боюсь, что она привыкнет, что при помощи такого воя можно получить все. (Анка)

Опасения этой мамы не беспочвенны. Психологи утверждают, что в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы ему нужны, без них он перестает чувствовать себя в безопасности. Приведу фрагмент из статьи «Этот ужасный манипулятор» из журнала «Эго».

«Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так. В конце концов, воспринимает это как своего рода опасность

Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего-то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему»

Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Рецепты у каждого свои. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься…»

Мы терпеливо «вдалбливали», что без крика получить желаемое — гораздо больше шансов, нежели закатывать истерику. Дети не глупее нас — логика им вполне доступна.
Ребенок сам не может справиться с ситуацией, и от бессилия рыдает и падает на пол. А если еще и родители на него кричат, то это совсем делу не помогает.
Пробуйте договариваться на равных. Смотрите на малыша не «сверху вниз», а присядьте рядышком: «Давай подумаем вместе, что нам делать». (Marie)

Пока дело не дошло до истерики и ребенок хоть как-то реагирует на слова, я говорю: «Ты плачешь, а я никак не могу понять, что ты хочешь. И от этого расстраиваюсь. Успокойся и скажи, и мы подумаем вместе, что можно сделать». (Irkin)

Как воспитывать капризных детей: поощрения

Для развития и выработки хороших привычек ребенку необходимо поощрение. Похвала родителей много для него значит и влияет на его самооценку. Дети, которых родители хвалят за хорошие поступки, лучше развиваются, более общительны, меньше капризничают.

Похвала за хорошее поведение оказывает на ребенка большее воздействие, чем наказание за плохое.

Многие родители сами получали в детстве недостаточно похвалы и не знают, как выразить ее своему ребенку. Между тем это лучший способ привить ребенку нормы поведения и побуждать его к учебе. Для того чтобы похвала была эффективной, необходимо соблюдать некоторые условия.

  • Хвалите ребенка за конкретные поступки. Например, скажите ему спасибо за то, что он помог убрать в комнате и быстро собрал игрушки. У ребенка в сознании закрепится связь между действиями и похвалой.
  • Хвалите ребенка от своего имени, произнося «я» и «мне». Делайте это искренне, повернувшись к ребенку лицом, и так, чтобы он понимал, что именно хорошо сделал. Можно присесть рядом с ним, чтобы быть на одном уровне. Не выражайте слова поощрения, находясь в другой комнате или сосредоточившись на каком-либо деле.
  • Выражайте похвалу радостным и бодрым голосом, чтобы ребенок понял, что действительно «Молодец!». Если вы сделаете это с нотками недовольства или усталости, то у ребенка останется двойственное впечатление. Тем более после похвалы не стоит вспоминать, что когда-то ребенок капризничал, поступил не так, как нужно, шалил и т. п. Пусть лучше у него в сознании закрепится, как надо делать. Если вы устали, то найдите в себе силы взбодриться и похвалить ребенка по-настоящему.
  • Для детей, особенно маленьких, большое значение имеет физический контакт с родителями. Похвалив, обнимите ребенка и слегка прижмите к себе. Детям так часто этого не хватает, а для многих из них мамины объятия будут лучшей наградой за хорошее поведение.
  • Никогда не откладывайте похвалу ребенка на потом, сделайте это сразу, чтобы ребенок сразу понял, за что вы его хвалите и как себя вести дальше.

Не обращайте внимания на капризы ребенка и плохое поведение. Никому о них не рассказывайте в его присутствии

Иначе ребенок может воспринять такое внимание к нему как поощрение к действию и будет капризничать вновь

Хваля его по заслугам и не замечая промахов и проказ, вы скорее добьетесь от него хорошего поведения. Не всегда родителям легко придерживаться такой тактики, но она себя оправдывает. Последовательность в своем поведении только помогает в воспитании.

Но именно таким детям похвала необходима. Даже сделанная в форме аванса, она поможет им преодолеть неуверенность, мнительность и поспособствует приобретению новых знаний и умений.

Если ребенок часто устраивает капризы, чтобы получить игрушку, то не поддавайтесь им. А желаемое можно подарить ребенку как награду за хороший поступок, за успешную учебу и т. п.

Не увлекайтесь подарками, чтобы они сохранили свою истинную ценность и не вызывали у ребенка постоянного ожидания за повседневные дела.

Воспитание капризных детей: обещания

Родителям следует быть честными по отношению к ребенку и всегда выполнять обещания. Это подкрепляет их авторитет и вызывает у ребенка уважение, веру. Нередко случается, что родители обещают ребенку что-либо (конфеты, игрушки, катание на лыжах), пытаясь его успокоить или добиться выполнения каких-либо действий.

Постепенно ребенок понимает, что можно самому использовать этот способ в достижении цели, и дает обещания без выполнения. Таким образом в нем поселяется безответственность, а затем и безволие.

Если родители используют обещания для того, чтобы успокоить ребенка или побудить к каким-либо действиям, то они подчеркивают, что сказанные ими до этого слова имеют меньшее значение. Постепенно он перестает реагировать на обычные обращения и просьбы, а с помощью капризов привыкает добиваться новых игрушек, поблажек и т. п.

Иногда невыполнение родителями обещаний связано с непредвиденными обстоятельствами. Например, прогулка в парке в выходной день откладывается из-за дождя или в семье кто-то заболел.

Попытайтесь объяснить ребенку причину невыполнения обещания и постарайтесь все-таки сдержать слово в ближайшее время. Никогда не давайте невыполнимых обещаний. Освойте другие способы для успокоения капризничающего ребенка.

Не требуйте обещаний и от ребенка. Вряд ли он сдержит слово «всегда хорошо себя вести», «никогда не плакать» по самым разным обстоятельствам. Ребенок может повторить за вами слова, но не сможет нести за них ответственность. Возникшую неуверенность он перенесет на родителей, перестанет им доверять, а ему необходима уверенность в них и вера в себя.

У ребенка формируется состояние двойственности и появляются психологические проблемы. Ему приходится прибегать к хитрости и приспосабливаться, чтобы добиться обещанного и угодить всем.

Проявления кризиса

Чувствую полную беспомощность. Я не могу справиться со своим ребенком.
Мы не ходим на горшок, не ходим гулять, потому как на улице у нас жуткие истерики и гулять нам не нравится. У нас нет ни одной целой игрушки, мы все поломали, я уже не покупаю ничего, потому что обидно деньги выкидывать — кубики валяются везде с оторванными картинками, сил нет их собирать…
Мы не укладываемся спать днем, а если засыпаем, то около 5 часов, потом не уложишь ночью…
Приучить его к чему-либо: к еде, порядку, к тому, чтобы не обижать свою сестренку невозможно.
Мы не слушаем колыбельных, как только я начинаю петь, он плачет и пытается убежать, книжки только рвет, сказки тоже не слушает…

Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят к ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется… (ЧерниКа)

Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)

Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде… Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)

Проявления истерики могут быть самые разные. От демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для них тоже масса, причем взрослым они часто кажутся ничтожными или абсурдными. Например, ребенку вдруг хочется молока, которого в доме нет, поздним вечером; или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский. Подчас требования ребенка совершенно невыполнимы.

Причины

Почему дети капризничают? Причины капризов могут различаться в зависимости от возраста.

Нужен ли ребенку детский сад? Узнайте об этом из нашей статьи.

1-2 года

Почему малыш постоянно ноет? В данном возрасте наиболее частыми причинами капризов становятся:

Недосып: ребенок не выспался, поэтому становится плаксивым и раздражительным.

Переутомление: если родители водили малыша на мероприятие, в больницу, долго были на прогулке, он может устать и дать знак капризами, что нужно идти домой и отдыхать.

Смена обстановки: ребенок привыкает к определенному помещению и людям, и если обстановка вдруг изменилась он пугается, не понимает, почему все изменилось, пытается привлечь к себе внимание, чтобы его защитили.

Реакция на слово «нельзя»: малыши начинают интересоваться всем, что находиться за пределами кроватки и не понимают, почему родители им не дают познавать мир.

Невозможность высказать свое мнение: чадо чувствует, что им руководят и у него складываются определенные убеждения, а выразить их не способен, поэтому единственным выходом из ситуации остаются капризы.

Психологи называют этот возраст первым возрастным кризисом. У ребенка к этому времени накапливается определенный багаж знаний и навыков, который требует перехода отношений с родителями на новый уровень.

Он начинает осознавать, что является личностью. Ему интересен окружающий мир, который с помощью освоения речи пытается познать.

Дети в этот период еще не могут наладить контакт с окружающими с помощью речи и сказать, что им нужно или не нравится: не способны выразить словами то, что их волнует, поэтому начинают капризничать.

Происходит осознание того, что такое поведение привлечет внимание близких людей

3-4 года

Этот возрастной период является сложным, потому что происходит перестройка отношений между малышом и родителями.

У него к этому времени уже сформировался характер, происходит осознание собственного «я». С учетом изменившегося поведения, ставшего более осознанным, пытается построить отношения заново.

Если происходит непонимание со стороны взрослых, малыш реагирует очень эмоционально, возмущаясь, что его не понимают и не хотят воспринимать всерьез. Даже спокойные дети становятся агрессивными и могут вести себя следующим образом:

  • бросать на пол игрушки;
  • стучать ножками о пол и плакать;
  • проявлять упрямство, крича и визжа;
  • падать на пол и не слушать взрослых.

Психологи говорят о том, что такие действия нельзя назвать устоявшимися.

Чадо экспериментирует с воздействием на окружающих. Ему интересно, получится ли обладать тем, чем хочется, если плакать и кричать.

5-6 лет

В этом возрасте эмоциональные срывы случаются уже вполне осознанно. Ребенок знает, что добьется своего, если начнет плакать, визжать и стучать ножками о пол.

Он воздействует таким образом на окружающих, чтобы были выполнены его желания. Подобные манипуляции в будущем усилятся, если их не пресечь в этом возрасте.

Такое случается, если в более раннем возрасте капризы заканчивались нужным для него результатом. Родители просто не знали, как на это реагировать, поэтому давали любимому чаду желаемое.

Следует перестать это делать и не идти у него на поводу, продолжая придерживаться собственной точки зрения.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
Постоянно общайтесь с крохой

Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел

Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Капризы у детей в 5 лет и старше

В пятилетнем возрасте капризы детей мало чем отличаются от их проявлений в период так называемого «кризиса трех лет». Однако ребенок пяти лет плачет, кричит, ноет или дергает себя за волосы уже вполне осознанно, прекрасно понимая, что такое поведение творит чудеса, и родители дадут ему все, чего он только не пожелает. Подобная ситуация является ничем иным, как результатом неправильной реакции родителей на приступы истерики своего ребенка в его более раннем возрасте.

Важно

Стоит отметить, что пятилетнего ребенка стоит показать врачу-неврологу для оценки поведения маленького пациента с медицинской точки зрения.

Еще одной распространенной ошибочной реакцией родителей на капризы малыша является повышение на него голоса. Как следствие, ребенок, проанализировав поведение взрослых, совершенно четко себе уясняет, что любую проблему в своей жизни можно решить при помощи крика.

Руководство к действию родителям при капризах пятилетнего ребенка:

  1. Нужно научить ребенка говорить о своих потребностях спокойным голосом и нормальным тоном, а не повышенным. Для этого следует дать своему чаду понять, что родители готовы отреагировать на каждую его просьбу, если только она высказана нормальным человеческим языком, а любое требование, сопровождающееся повышенным тоном, плачем и прочими подобными проявлениями, будет проигнорировано. Не допустимо разрешать пятилетнему ребенку манипулировать родителями при помощи истерик. Только подчеркнутое игнорирование малейших попыток со стороны маленького вымогателя помыкать взрослыми поможет разрешить возникшую в семье проблему. Со временем ребенок поймет, что для того, чтобы его услышали, не обязательно плакать и кричать, нужно просто правильно попросить.
  2. Следует всегда объяснять ребенку причину, по которой он не может получить желаемое. Когда дети знают и понимают причину, по которой их желание не осуществимо, им гораздо меньше боли доставляет получение отказа. А поскольку поводов для отрицательных эмоций становится меньше – частота капризов существенно снижается.  

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям?

Рецензии на книгу «капризничает? значит, развивается!»

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Как воспитывать капризулю?

Зачастую такие дети бывают более чувствительными, требовательными к окружающим. Им нужно, чтобы близкие поддерживали их, были рядом и не обижали.

Любая фраза может вывести их из себя, но только из-за ранимости и обидчивости. Злоба и агрессия являются последствиями, а не причиной возникновения такого поведения.

Ни в коем случае нельзя называть таких детей плохими или непослушными, поскольку ситуация изменится в худшую сторону.

Следует воспитывать таких детей немного по-другому. К ним нужно проявлять больше заботы и внимания, разъяснять, что хорошо, а что плохо.

Родители должны стать и наставниками, и друзьями. Они должны видеть в них поддержку, любовь. Если и случилась истерика, либо срыв, кричать не нужно, лучше ограничиться строгим разговором.

В моменты истерик следует поговорить, но если это не помогает, надо слегка отойти от него на небольшое расстояние и продолжать наблюдать за поведением.

Скорее всего, спустя несколько минут малыш поймет, что поступил плохо и сам подойдет с извинениями. Нужно дать время это понять.

Надо выработать установку, что поощряется только хорошее поведение. Если он ведет себя хорошо, его хвалят, делают комплименты, готовят вкусные блюда. Это будет стимулом для хорошего поведения. Истерики останутся в прошлом.

Что делать, если ребенок ворует? Ответ узнайте прямо сейчас!

Как проявляются капризы в зависимости от возраста?

От возраста ребенка зависит проявление его капризов. По утверждению психологов в каждом возрасте к ребенку должен быть свой подход и возрастные изменения необходимо учитывать в воспитании.

Попробуем разобраться, как проявляются капризы в зависимости от возраста малыша.

1. Детки до года

Ребенок этого возраста привлекает к себе внимание плачем. Капризами такой плачь назвать нельзя, поскольку он еще не умеет говорить, а зовет «на помощь» при помощи крика, когда голоден, у него что-то болит или мокрый подгузник

Когда устраняются негативные факторы, малыш успокаивает и перестает плакать. Более подробно о потребностях деток первого года жизни читайте в статье «Комаровский: дети до года».

2. Детки от года до двух. После года кроха отлично понимает, что стоит лишь заплакать, и мама тут же исполнит любое его желание. Понятие «нельзя» для ребенка еще не существует, и каждый отказ приводит к очередному плачу. Провоцируют такое поведение родители, которые под «давлением» истерик ребенка позволяют делать сегодня то, что вчера было нельзя.

3. Детки от двух до трех лет

Этот возраст еще позволяет предотвратить капризы переключением внимание на что-то другое. Отвлекаясь, кроха забывает, почему плакал

Также уже имеются свои устои и есть осознание, что можно, а что нельзя. В награждение за послушание можно купить ребенку игрушку, а правильно ее выбрать поможет статья: «ТОП-10 полезных игрушек для детей возрастом от 2 до 5 лет» .

4. Детки после трех лет. У ребенка уже сформирован характер и появляется самооценка. В три года она слегка завышена, ведь до этого весь мир кружился вокруг него. Именно в этом возрасте возникает кризис трех лет (кризис возраста). Очень часто конфликтные ситуации между ребенком и родителями или между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (упасть на пол, кинуть чем-то), которые заставляют родителей серьезно задуматься, что делать со своим чадом. Как подготовить кроху к социуму, который ждет его в детском саду, можете прочесть в статье: «Как подготовить малыша к жизни в детском саду?».

5. Дети после пяти лет. Теперь плачь, крик и топотание ногами – это «оружие» против родителей, которое отлично действует в публичных местах. Он умело использует такие методы воздействия и добивается своего. Криком и физическим воздействием от такого проявления не избавится, здесь нужен тонкий подход. Можно использовать методику «озадачивания детеныша» и приобрести домашнее животное, за которым ему нужно будет ухаживать. В случае выбора такой методики вам поможет статья: «Какую собаку подарить ребенку» .

Капризы у детей в 3 года

Возраст трех лет в жизни ребенка является достаточно трудным периодом, в основе которого лежит перестройка отношений между малышом и его родителями. Обладая уже определенным характером, сформировавшимся отношением к себе и окружающим, ребенок пытается отдалиться от родителей и построить с ними отношения нового плана с учетом своего осознанного «я». На непонимание со стороны взрослых трехлетний малыш реагирует возмущением, причем в яркой эмоциональной и изощренной форме, которая многих родителей «загоняет в тупик». Даже у довольно спокойных детей в этот период могут наблюдаться агрессивность, крайнее упрямство, негативизм и своеволие, которые проявляются в криках, визгах, падании на пол, бросании на пол различных предметов и т.п. На большинство вопросов и действий родители слышат от своего чада такие слова, как «нет», «не хочу», «не буду». При этом подобное поведение может наблюдаться не только в четырех стенах дома, но также на улице, в общественных местах и т.п.

Специалисты утверждают, что капризное поведение детей на данном этапе не является устоявшимся, ребенок таким образом пытается экспериментировать с механизмами воздействия на близких людей. В этот период от родителей требуется установление более глубокого контакта с собственным ребенком. Поощряйте его инициативу и первые «шаги» к самостоятельности. Только такой подход помогает минимизировать капризы у детей трех лет.

Рекомендованные действия родителей при капризах и истериках трехлетнего ребенка:

Не следует акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Если малыш начал капризничать, следует объяснить ему, что поговорите с ним только после того, как он успокоится

При этом сами должны оставаться в спокойном, уравновешенном состоянии, и продолжать заниматься своими делами. Как только ребенок совладает со своими эмоциями, следует сказать ему, что вы его любите в каком бы состоянии он ни был, но своими капризами он ничего не сможет добиться.
Не нужно ломать характер малыша. Однако при этом следует помнить, что вседозволенность также ни к чему хорошему не приводит.
Следует попытаться отвлечь ребенка от истерики, переключить его внимание на что-нибудь другое, к примеру, на любимый мультфильм или игрушку. Конечно, на пике истерики такой прием уже вряд ли сработает. В таких случаях следует вооружиться терпением и просто переждать истерический приступ.
Нужно стараться не допускать ситуаций, когда малыш может ответить «нет» или «не хочу». В этом поможет создание для него иллюзии выбора: «Сначала наденем штаны или носки?», «Пойдем погулять в парк или на детскую площадку?», «Тебе кашу насыпать в тарелку с мишками или с цветочками?» и т.п.

Если следовать этим несложным рекомендациям, то к четырем годам проблема капризов разрешится сама собой.