Психологическая энциклопедия — каузальное мышление

Образные:

2.1. Навязчивые страхи.

Самые распространенные:

— агорофобия — страх открытых пространств.

— плацетрофобии — болезнь замкнутых помещений.

— гипсофобия — страх высоты.

— назофобия — страх заболеть тяжелой болезнью.

— такатофобия — страх смерти

— тезенофобия — страх числа13

2.2.Навязчивые сомнения — неуверенность в правильности совещенных действий.

(выключен ли утюг)

2.3.Навязчивые опасения — необоснованные страхи в удачном исходе привычных действий. Даже при произношении слова.

2.4.Навязчивые воспоминания — непроизвольных появлений в сознании образных воспоминаний о неприятном реальном событии из жизни.

2.5. навязчивые влечения — стремление совершать непристойные, бессмысленные и опасные поступки (броситься в одежде в воду, лечь под машину, громко выражаться)

2.6.Навязчивые действия — тики, непроизвольные движения мышц, произношение слов.

2.7.Идеи реформаторства — собственные социально экономические концепции, осуществление которых становиться целью в его жизни.

2.8.Идеи талантливости — состоят в убеждении больного о том, что особо одаренная личность. Достижение всеобщего признания становиться целью в его жизни.

6 стр., 2909 слов

Как каузальная атрибуция связана с выученной беспомощностью?

При состоянии выученной беспомощности человек, имея все средства для решения проблемы или изменения негативной ситуации, не делает ничего. Причин этому может быть несколько: культурные установки или ранее пережитая, неудача.

Каузальную атрибуцию, что любопытно, часто используют для того, чтобы понять суть феномена выученной беспомощности.

На данный момент существуют 2 наиболее популярные теории казуальной атрибуции.

Первая их них принадлежит американским психологам Дэвису и Джонсу

Согласно ей, люди уделяют большее внимание преднамеренному поведению людей. Таким образом, преднамеренное поведение обуславливается исключительно внутренними качествами человека, в то время, как на случайное поведения влияют только внешние обстоятельства

Еще одна теория была разработана в 1967 году Келли. Она считается наиболее известной. Дословное название: модель ковариации. Согласно ей, человек, который ищет причины поведения другой личности, действует как ученый. Он учитывает несколько видов доказательств:

  1. Консенсус
  2. Отличительность
  3. Согласованность

Классификация мышления

Виды мышления
  • Логическое мышление
  • Панорамное мышление
  • Комбинаторное мышление
  • Нестандартное мышление
  • Латеральное мышление
  • Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Дивергентное мышление
  • Практическое мышление
  • Oбходное мышление
  • Саногенное мышление
  • Патогенное мышление
  • Стратегическое мышление
  • Музыкальное мышление
Классификация по психическим процессам
  • Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
  • Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 – до 7 лет)
  • Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
Классификация по результатам мышления
  • творческое;
  • репродуктивное.
Классификация по уровню психических процессов
  • аналитическое;
  • интуитивное.

ТЕОРИЯ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

О чём речь?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) начала свою жизнь в середине прошедшего века. Основал её Генрих Саулович Альтшуллер. В работе над теорией к автору присоединились его ученики. Теория быстро развивалась в 60-е, 70-е, 80-е годы и прошла путь от методик изобретательства к теории развития технических систем.

Теория мышления возникла именно в технике по объективным причинам. В технике создан хорошо систематизированный патентный фонд с чётким описанием – что было, чем не устраивает, что придумано. Этот фонд анализировался, вычленялись приёмы мышления, составлялись методологии, формулировались закономерности.

Наработанным методикам было тесно в рамках техники, и они стали применяться в других областях знания. Сам Генрих Саулович провозглашал цель – создание теории сильного мышления. Но события 90-х и смерть основателя ТРИЗ изменили вектор дальнейшего развития.

Ведущие специалисты по ТРИЗ сегодня работают за пределами нашей страны. Те, что остались, занимаются бизнесом, рекламой, креативом, наиболее непритязательные – педагогикой. И у тех и у других за два десятилетия накопились наработки в теории. Но, во-первых, они теперь являются коммерческой собственностью. Во-вторых, развивается главным образом методическая часть, востребованная рынком, а не научная, надсистемная, имеющая глобальную ценность. В-третьих, в полузакрытом режиме ничего действительно выдающегося не родится.

Зачем создан этот сайт?

Я, Александр Торгашев, автор этого сайта, в прошлой жизни был инженером. Обучал ТРИЗу инженеров, учёных, изобретателей, решал технические задачи клиентов. С началом 90-х годов стал применять свои навыки в консультировании бизнеса. Решал нерешаемые задачи, разрабатывал прорывные стратегии. Составлял для своих клиентов экономические прогнозы, пользуясь знаниями о закономерностях развития систем. Некоторые прогнозы опубликованы. Все они полностью сбылись или сбываются.

В процессе работы накопилось много методически и теоретически нового. Я решил написать книгу о мышлении. Существуют замечательные книги по ТРИЗ для инженеров. Но бизнесменам, экономистам, учёным ведь тоже иногда нужно подумать. Для них эта книга.

Я решил опубликовать её в интернете, во-первых, потому, что это экономит время на просвещение издательств. Во-вторых, удобно организовать обратную связь. Может быть, этот сайт станет площадкой для некоммерческой информации моих коллег, и послужит затравкой для развития теории сильного мышления, создать которую мечтал наш Учитель.

… Так возник этот сайт. В дальнейшем на сайт добавлялись новые материалы — книга по экономике, прогнозы… Сайт был создан на ресурсе narod.ru, но в связи со сменой собственника и порождёнными этим событием проблемами сайт переехал по этому адресу. 

Всегда рад вашим письмам с обсуждением материалов и с вопросами. Писать можно на адрес: theorysm@gmail.com

Качественные расстройства:

  1. Нарушение связанности процессов мышления:

1.1.Разорванность мышления характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматические правильные фразы и предложения.

2 стр., 912 слов

Коррекция страхов средствами арт

… рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия … называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха. Ведущий: Придумайте название и содержание истории, в которой … др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Доверительные отношения …

Предложение правильно, но не логично. Может проявляться в письменной речи.

Может проявляться симптомами мимоответов (в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом).

1.2.Инкогеренция (бессвязанность мышления) — распад логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно.

Речь — безсвязанный набор слов, иногда в рифму, спутанность сознания при острых психозах.

  1. Нарушение логического строя:

2.1.Резонерство (тангенциальное мышление) — непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. Рассуждения приобретают характер беспокойных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу словесных построений. Высказывания многословны, высокопарны.

2.2.Обстоятельность (патологическая) — чрезмерная детализация при описании каких либо явлений и неспособность разграничить главное от второстепенного. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему не возможно.

Больные стремятся договорить начатое до конца.

Наблюдается при органических поражениях ГМ в частности при эпилепсии.

2.3.Паралогическое мышление — одностороннее, предвзятое направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно и называется «мышлением с выкрутасами»

Оно не является полностью не логичным. Логика есть, но она своеобразная.

  1. Патологические идеи:

3.1.Навязчивые идеи (Описанные Платтером в 1617г)

Клинические особенности:

— непроизвольность, непреодолимость возникновения

— чуждость сознанию

— понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях.

— наличие постороннего ощущения тревоги и внутреннего беспокойства.

— наличие «персевационного принуждения» (постоянное повторение)

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

… развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным для проведения психолого … другой — переставляет его ступни. Слепые дети могут испытывать страх при ходьбе, поскольку не видят препятствия на своем пути … тела в пространстве очень важным для последующей каждодневной жизни слепого ребенка является формирование до автоматического уровня …

Подразделяются по Ясперсу на:

  1. отвлеченные
  2. образные

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном для исследования мотивации личности. Это проективный метод. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. Возникающие при этом ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции.

На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия, который предложил так называемую «сопряженную моторную методику», при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа).

При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.

Литература: С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб 1998. Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909 Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена Факультет коррекционной педагогики Кафедра сурдопедагогики Реферативное сообщение по сурдопсихологии «Теория мышления в ассоциативной психологии». Выполнили студентки II курса, группы сурдо, специалитет Филиппова Дарья Леонтьева Анастасия Преподаватель — Тымкив А.С. 2005 г.

7 стр., 3153 слов

Ответы к психологии

… личностных качеств. Ответы к психологии — Стр 2 8 ..

– количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте. ..

беседа – это непосредственное общение исследователя с испытуемыми в целях изучения их психич. особенностей. … отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов) и умозаключение (форма мышления, при …

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Какие когнитивные искажения можно выделить на базе этой теории?

Приведем несколько примеров, в зависимости от ситуаций.

Например, существует фундаментальная ошибка атрибуции. В рамках этого искажения человек объясняет чужие действия его внутренними факторами. Например: Иванов что-то крайне долго объясняет Петрову. Речь идет об очевидных вещах, но монолог Иванова не прекращается. Петров думает про себя «этот человек — зануда».

Иванов совершает неприятный поступок. Петров, изначально расположенный к нему, думает, что в этих-то условиях и поступить по-другому было нельзя.

Причинами такого когнитивного искажения могут быть разные вещи. В их числе:

  • ложное согласие
  • неравные возможности
  • недоверие к фактам, однако, доверие к суждениям
  • игнорирование несделанного или неслучившегося.

Операции мышления

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

далее →

3) Абстрактно — логическое

См.

1.наглядно — действенное — отражение связей предметов и явлений; включение в практическую деятельность человека. Используется для решения задач в практической деятельности, часто методом проб и ошибок.

2.Образное мышление — отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений.

3.Абстрактно логическое (отвлеченное) — отражение связей путем оперирования понятиями.

Форма выражения мышления — речь.

Как отражения мышления она обладает

— логичностью

— доказательством

— грамматическим строем

— темпом

— гибкостью

— подвижностью

— критичностью

— целенаправленностью

Мышление — основная составляющая часть интеллекта.

Расстройство мышления

  1. Количественные

А) Нарушение темпа мыслей.

  1. Качественные

А) Нарушение связанности мыслей

Б) патологические идеи

В) Нарушение логического строя

10 стр., 4901 слов

Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности

… «Юридическая психология» по теме: «Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности» Содержание Введение 1. … отражаемой ей объективной действительности; постоянном соответствии правовой формы конституции ее материальному содержанию; в эффективности и … процессе предварительного следствия осуществляется в настоящее время в форме: Консультанта по делу; Специалиста; Эксперта. …

  1. Количественные:

1.1.Тахефрения (ускоренное мышление) — быстрая смена мысли.

Субъективно: переживается как интеллектуальный подъем, скачки идей, речь может отставать от хода мыслей. Речь и мысль становятся не связанными.

Наблюдается при маниакальных состояниях, в эпизодах психического возбуждения.

1.2.Брадифрения (заторможенное мышление) — проявляется затрудненным образованием мыслей, уменьшение числа мыслей, скудность содержимого.

Объективно: пауза между вопросом и ответом.

Субъективно: ощущение «отупения», не ясности в голове.

При депрессиях и расстройствах.

1.3.Торпидность — вязкость (тугоподвижность мысли) — замедление темпа мыслительных процессов, в виде затруднение перехода от одной мысли к другой, вследствие длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкость. Встречается при органических поражениях головного мозга, эпилепсия, травматическая болезнь, сосудистые поражения.

1.4.Шперрунг (закупорка мысли) — эпизоды возникающие в состояние блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Больные топчутся на месте, повторяют одни и те же фразы, память о событиях остается. Заканчиваются внезапно.

Субъективно: провал, закупорка мысли, забывается, что надо делать.

Объективно: может произносить одни и те же фразы.

Наблюдается при шизофрении.

1.5.Ментизм — непроизвольный, насильственный поток мыслей, воспоминания. Обычно плохо запоминается и нелепого содержания. Как правило не продолжительное. Больным рассматривается как результат насильственного воздействия на их психику.

Мозг всегда думает (много), но не запоминает.

Ассоциативные автоматизма.

При шизофрении, травмах головного мозга, реактивных психозах.

Гипотеза защитной атрибуции

Эта гипотеза вытекает из исследований своекорыстной атрибуции. Если описывать ее простыми словами, то можно сказать, что это самооправдание. «Не я причина моих неудач, а обстоятельства». То же самое можно наблюдать и по отношению к окружающим. Например, человек говорит, что «Вот наконец-то ему воздалось по заслугам» — то есть, неприятность случилась с человеком из-за того, что он «плохой». Люди верят в карму, закон бумеранга и прочие вещи, когда не хотят сталкиваться с условиями, которые не могут контролировать.

Гипотеза защитной атрибуции – это социально-психологический термин, относящийся к набору убеждений, которых придерживается человек для функции защиты себя от беспокойства. Говоря проще: «Не я являюсь причиной своей неудачи».

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Меню навигации

    • Методики

      • Методика совершенствования

        • Зрительное воображение
        • Тактильное воображение
        • Слуховое воображение
        • Вкусовое воображение
        • Обонятельное воображение
        • Запоминание цифровой информации
        • Запоминание текстовой информации
        • Совершенствование
        • Развитие непроизвольных навыков запоминания
        • Сброс внутренних зажимов
        • Запоминание иностранных слов
        • Дорожка
      • Другие методики

        Эффективные упражнения по развитию памяти

      • Авторские методики

        • Уильям Уокер Аткинсон
        • Франц Лёзер
        • Отто Эренберг
        • В. Козаренко. Джордано
        • Методика прямого обучения. Пауль Шелли
    • Информация

      • Научные статьи

        • Мозг. SCIENTIFIC AMERICAN September 1979
        • Журнал «Наука и жизнь»
        • Мозг и сознание. Альманах. SCIENTIFIC AMERICAN
      • Питание
      • Химические вещества, улучшающие умственные способности

        • Антиоксиданты
        • Ноотропы
        • Активаторы церебрального обмена веществ
        • Прекурсоры нейротрансмиттеров
        • Холинергетики
      • Физиология ВНД и сенсорных систем

        • Основы нейрофизиологии и ВНД
        • Уровни ВНД человека
        • Передача и переработка сенсорных сигналов
        • Психофизиология сенсорных процессов
        • Зрительная сенсорная система
      • Механизмы бодрствования и сна
      • Нейрофизиологические механизмы сна
      • Статьи медицинской тематики
    • Известные личности в области изучения мозга, нервной деятельности, психологии
    • Статьи на вольную тематику
    • Подкрепление в мире животных
    • Проблема снов
    • Функциональная асимметрия больших полушарий как выражение пространственно-временной организации целого мозга
    • Тест на творческое мышление
    • Мотивация
    • Случайность
    • Просчет расистов
    • Прием возврата
    • Память на числа, хронологию и цены
    • Эффект Сократа

Особенности мышления

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.