Кеттел реймонд бернард «методика многофакторного исследования личности»

Ключевые понятия

Аттитюд (Attitude). Специфический образ действий, который субъект желает или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. Происхождение конкретного аттитюда обычно прослеживается до первичного, врождённого побуждения, то есть одного из эргов.

Динамическая черта (Dynamic trait). Черта, активизирующая и направляющая человека к конкретным целям. К динамическим чертам относятся эрги и семы.

Динамическое исчисление (Dynamic calculus). Комплексный метод определения силы и направленности аттитюдов. В динамическом исчислении эрги и семы рассматриваются как основа любой мотивации, они входят в поведенческое уравнение (behavioral equation), позволяющее вычислить аттитюд данного индивида в конкретной ситуации.

Корреляционная матрица (Correlation matrix). Общая совокупность данных в массе переменных, используемых в факторном анализе.

Кристаллизовавшийся интеллект (Crystallized intelligence). С другой стороны, отвечает за применение в настоящем ранее полученных знаний. Первичный фактор B — это кристаллизовавшийся интеллект, и для него Кеттел оценил долю наследственности в 60%. Для подвижного интеллекта, черты второго порядка, доля наследственности равна 65%.

Основные черты (Source traits). Черты, предопределяющие поведение, основные структуры, составляющие личность.

Поверхностные черты (Surface traits). Наблюдаемые формы поведения, имеют значение лишь как исходный пункт, с которого удобно начинать исследование, или как индикаторы основных черт.

Подвижный интеллект (Fluid intelligence). Позволяет нам усваивать новый материал, независимо от того, приходилось ли нам уже иметь дело с подобными вещами.

Семы (Sems ). «Социально сформированные проводящие структуры эргов». Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

Состояние (State). Понятие, относимое Кеттелом к временным изменениям в поведении, появляющимся в результате изменений в окружающей среде. Примеры психологических состояний — радость, гнев, страх, беспокойство. В число физиологических состояний входят ритм сердца, температура тела и кровяное давление.

Способность (Ability trait). Динамическая черта личности, определяющая умение и эффективность в достижении целей.

Темпераментная черта (Temperament trait). Основная черта, влияющая на эмоциональные характеристики поведения.

Фактор (Factor). Скрытая переменная, получаемая при обработке данных при помощи факторного анализа.

Факторная нагрузка (Factor loading). Корреляция между данным пунктом и фактором, с которым он соотносится.

Факторный анализ (Factor analysis). Метод, используемый для определения скрытых психологических переменных личности или скрытых переменных в вопросах тестов, которые выявляются при обработке корреляционной матрицы.

Черта (Trait). Относительно постоянное свойство или расположение, то, от чего зависит поведение человека в конкретной ситуации.

Эрг (Erg). Врождённое биологическое побуждение или мотив. Эрги у людей — эквиваленты инстинктов у животных. Термин «эрг» относится к энергии, происходящей из первичных побуждений, таких как сексуальное влечение, голод, любопытство, гнев и т. д. Кеттел выделил 10 основных эргов, большинство из которых свойственны также и млекопитающим.

L-данные (L-data). Данные измерения поведения в естественных условиях.

Q-данные (Q-data). Индивидуальные данные, полученные по результатам заполнения опросников.

T-данные (T-data). Данные, полученные при помощи объективных тестов.

Реймонд Бернард Кеттелл

Кеттелл (Cattell) Реймонд Бернард (1905-1998) — англо-американский психолог,
создатель факторно-аналитической теории личности. Биография. Получил
естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета.
В 1929 году защитил докторскую диссертацию по философии, С 1932 по 1937 год —
директор психологической клиники. С 1937 года работал в США. С 1947 года —
директор лаборатории личности и группового анализа в Университете Иллинойса. В
1973 году основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в
Боулдере, штат Колорадо. Исследования. Занимался проблемами наследственных и
социальных факторов психического развития, психологических конфликтов,
математического моделирования мотивационных процессов. Разработал структурную
теорию черт личности, основанную на факторно-аналитических исследованиях. При
этом личность рассматривалась им как сложная и дифференцированная структура,
составленная из черт, среди которых можно выделить поверхностные черты, прямо
проявляющиеся в поведении, и исходные, скрытые и обнаруживаемые лишь посредством
математического анализа. На основе этой методологии был разработан всемирно
известный опросник 16 PF (Handbook for the 16 PF Questionnaire. Champaign:
Harper & Row, 1970 (et Eber H. W., Tatsuoka M. M.)). Кроме того, он — автор
«Опросника клинического анализа» (Clinical Analysis Questionnaire), который
включает в себя: шкалы 16 PF плюс 12 клинических шкал. Кеттелл также
постулировал, что среди других черт особое место занимают динамические черты,
связанные с направленностью поведения индивида (Personality and Motivation:
Structure and meaning. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1957). К динамическим
чертам были отнесены: эрги, чувства и
аттитюды. Эрги — конституциональные черты,
среди которых были выделены: голод, секс, стадность, родительская
протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство,
самоутверждение и нарциссическая сексуальность. Чувства — динамические черты,
формируемые средой (обусловленные опытом и воздействием социокультурных
факторов), которые ориентированы на определенные объекты или классы объектов (в
частности, на социальные институты, значимых людей). Аттитюды — наблюдаемое
выражение эргов, чувств и их отношений. Разработал интеллектуальный тест,
свободный от влияний культуры, состоящий из таких субтестов, как серии,
классификации, матрицы, условия.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 242-243.

Далее читайте:

Исторические лица США
(биографический справочник).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель)

Сочинения:

Concepts and methods in the measurement of group syntality // Psychological
Review. 1948. V. 55; New concepts for measuring leadership in terms of group of
group syntality // Human Relations. 1951. V. 4; Descriotion and Measurement of
Anxiety and Neuroticism. 1961; The Scientific Analysis of Personality.
Baltimore: Penguin. 1965; Objective Personality and Motivation Test. 1967;
Abilities: Their Structure, Growth and Action. 1971; Handbook of Modern
Personality Theory. 1971; Personality and Mood by Questionnaire. 1973; The
Scientific Use of Factor Analysis in Behavioral and Life Sciences, N. Y, 1978.

Литература:

Мельников В. M., Ямпольский Л. Т. Введение и экспериментальную психологию
личности. М,: Просвещение, 1985; Р. Б. Кеттелл // Психология: Биографический
библиографический словарь / Под ред. Н, Шихи, Э. Дж. Чепмана. У, А, Конроя.
СПб.; Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейбимеп Дж, Личность: теории, эксперименты,
упражнения. СПб.: прайм-Еврознак, 2001; Капустина А. Н. Многофакторная
личностная методика Р. Кет- телла (16-ШВ). СПб.: Речь, 2001.

Комментарии

 

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд

австрийский психолог и психиатр, основатель школы психоанализа

Карл Густав Юнг

швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

Эрик Эриксон

был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Чарлз Роберт Дарвин

педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens

Карен Хорни

американский психолог норвежско-датского происхождения

Анна Фрейд

британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда

Паулу Фрейре

бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики

Эдвард Брэдфорд Титченер

англо-американский психолог-экспериментатор

Теория личности

В определении Кеттелла личность представляет собой систему черт, которым он дает собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кеттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).

С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определенном направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).

Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Оно имеет вид: R = slTl + s2T2 + s3T3 +… + snTn,

где Т — определенная черта; s — ее оценка.

Это спецификационное уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании.

Наследие

«Личность — это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности — установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуаций среды», — писал Кеттел.

Кеттелл удостоился двух премий, — Дарвинского общества и Веннера Грена, — а также получил награду «За выдающиеся работы в области измерений» от Американской психологической ассоциации. Был действительным членом Британского психологического общества

Работа в Институте тестирования личности и способностей (IPAT) была продолжена его дочерью — Хитер Кеттелл.