Клиническая психология как наука

Преимущества программы

  1. 1

    Способность и готовность выпускника к междисциплинарному сотрудничеству со специалистами в области медицины, образования и нейронаук

  2. 2

    Способность и готовность выпускника к применению на практике диагностических методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности человека

  3. 3

    Способность и готовность выпускника к планированию деятельности и самостоятельной работе при оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях.Отчет по супервизорской конференции

  4. 4

    Способность и готовность выпускника к овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики

  5. 5

    Способность и готовность выпускника к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с соматическими и психическими недугами и их семей с целью определения факторов и структуры расстройства, а также факторов риска и дезадаптации.Магистрант программы Клиническая психология Синбухова Елена выступила на международной научно-практической конференции «Арт-терапия в практической деятельности»

  1. 6

    Способность и готовность выпускника к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации Практика по консультированию в центре «Дельтастар»

  2. 7

    Бесплатные занятия для поступающих на магистерские программы по психологии проводятся по вторникам с 18:00 до 19:30 с октября по июль. Регистрация на занятия.

  3. 8

    Международные стажировки организуются для студентов магистратуры для освоения практического опыта организации работы психолога за рубежом. Оплата стажировки входит в стоимость программы для тех студентов, которые имеют высокий академический рейтинг. «Стажировка в Норвегию 2015Стажировка в Японию 2016Стажировка в Утрехтском Университете 2017

  4. 9

    Клиническая психология

  5. 10

    Ученые-психологи кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности в топ-100 самых цитируемых авторов России

Кто такой клинический психолог?

Клинический психолог — это специалист, подготовленный к универсальной деятельности в сфере поддержания психического здоровья населения. Задачи клинического психолога во многом определяются потребностями клиники — это следует и из самого названия профессии. Эти специалисты работают с клиентами трех основных категорий:

  • Соматические больные. Под эту категорию подпадают все люди, страдающие телесными заболеваниями. Известно, что соматические болезни накладывают глубокий отпечаток на психику человека, разрушая его связи с внешним миром, гармонию с собой и с окружающими. Это работает и в обратную сторону — определенные человеческие качества, переживания, черты характера усугубляют его телесное состояние и отягощают течение соматических заболеваний. Роль клинического психолога при работе с такими клиентами — выявить психологические затруднения и привести их к гармоничному состоянию, при наличии телесного заболевания — дать больному адекватную картину его восприятия и направить на путь выздоровления. Также клинический психолог участвует в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и иным лечебным мероприятиям.
  • Психические больные. Несмотря на то что лечение психических заболеваний лежит вне компетенции психологии, навыки клинического психолога используются в психиатрических клиниках. Он производит диагностику сохранных и поврежденных психических функций, проводит работу по их улучшению и восстановлению, проводит психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия с пациентами. Говоря проще, в то время, как психиатр направляет свои усилия на поиски верного лекарственного препарата, клинический психолог пытается устранить проблему немедикаментозными методами.
  • Здоровые люди. Несмотря на то что специалист в области клинической психологии подготовлен прежде всего для работы в клинике, ничто не мешает ему вести частную практику или работать в учреждении немедицинского профиля. Как и любой другой психолог, этот специалист способен разобраться во внутренних или семейных трудностях клиента, даже если эти затруднения не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, клинического психолога можно охарактеризовать как человека, получившего психологическое образование и прошедшего подготовку на клинических кафедрах. Такой человек подготовлен, как к работе в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Разделы клинической психологии

Разделы клинической психологии в себя включают:

  1. психология больных людей;
  2. психология лечебного взаимодействия;
  3. норма и патология психической деятельности;
  4. психология девиантного поведения;
  5. психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
  6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

Патопсихология и клиническая психопатология

Основная статья: Патопсихология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Основная статья: Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика

Основная статья: Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).
В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.

Психологическая коррекция и психотерапия

Основная статья: Психологическая коррекция

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

Обучение и переподготовка специалистов

Кафедра клинической психологии проводит исследования и отвечает за обучение и переподготовку на базовом, продвинутом и исследовательском уровне в области КП.

Чаще на кафедре проводятся исследования и обучение, посвященные этиологии, диагностике, профилактике и лечению различных форм клинических состояний, то есть психических заболеваний и расстройств у детей и взрослых. Это включает, в частности, разработку и оценку исследований в области КП на основе сотрудничества с другими исследователями, студентами и внешней деятельностью.

На факультете в институте могут не только обучать и переподготавливать специалистов, но и проводиться научные исследования на национальном и международном уровне, в частности, в следующих областях:

· Интернет-психологическое лечение.

· Побочные эффекты психологического лечения.

· Лечение и профилактика игровой зависимости.

· Психоаналитическое и психодинамическое лечение.

· Когнитивно-поведенческая терапия.

· Профессиональное развитие психотерапевтов.

· Судебная и свидетельская психология.

· Партнерская психология и воспитание детей.

· Контекстуальная поведенческая наука.

· Обучение психологов распознаванию эмоций при психологическом лечении.

· Психическое здоровье беженцев, лиц, ищущих убежища, а также имеющих опыт травмы.

Различные программы институтов, кафедр включают преподавание по теме психологии на факультете психологии, обучение новых и переподготовку специалистов из смежных областей, самостоятельные курсы по психологии, а также курсы в рамках последипломного образования, повышения квалификации и переобучения.

Кто такой клинический нейропсихолог и где он может работать

Нейропсихологи работают в крупных соматических больницах, в психиатрии, и в специализированных учреждениях для неврологических расстройств. И нейропсихология, и служба ПП имеют доступ к проверенным тестам и другим методам обследования.

Клиническое психологическое лечение включает в себя широкий спектр работ: от классического психоанализа до других форм терапии:

· Бесед;

· Парной терапии;

· Семейной терапии;

· Поведенческой терапии;

· Групповой терапии:

· Игровой терапии.

Лечение также включает абилитацию людей с ограниченными возможностями и реабилитацию после болезней и травм, которые привели к инвалидности.

Некоторые клинические психологи являются частными практикующими психотерапевтами, но подавляющее большинство работает в системе общественного здравоохранения, где они входят в команду врачей, медсестер, социогномистов и других профессиональных групп.

Примечания

  1. , с. 18.
  2. , с. 9.
  3. Benjamin L. T. // A Brief History of Modern Psychology. — Third Edition. — Wiley, 2019. — P. 86—103. — ISBN 978-1-119-49324-2.
  4. Routh D. K. // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 25—26. — ISBN 978-0-932871-0.
  5. Compass, B. & Gotlib, I. (2002). Introduction to Clinical Psychology. New York, NY : McGraw Hill. ISBN 0-07-012491-4. (англ.)
  6. Routh D. K. // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 26—27. — ISBN 978-0-932871-0.
  7. , с. 250, 268.
  8. , с. 378.
  9. «Психосоматический симптом как феномен культуры» Г. А. Арина в сборнике «Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов» / Под ред. В. В. Николаевой — М.: Академический проект, 2009. — 311 стр

Психотерапия

Основная статья: Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально — образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии.

Что такое клиническая психология

Клиническая психология КП фокусируется на выявлении и лечении различных психических, эмоциональных, социальных и поведенческих проблем со здоровьем.

Где может работать такой специалист? Многие клинические психологи трудятся в частной практике, в больницах или клиниках, предоставляя прямые услуги клиентам. Другие работают в сфере высшего образования или исследований, готовят будущих специалистов в этой области или изучают причины или эффективные методы лечения проблем психического здоровья.

Клиническая это самая большая и наиболее распространенная отрасль психологии. И хотя психическое здоровье является общим ядром, в этой дисциплине есть ряд подмножеств.

Некоторые из этих подгрупп включают в себя:

· психические расстройства у детей и взрослых;

· неспособность к обучению;

· злоупотребление психоактивными веществами;

· эмоциональные расстройства;

· тяжелые психические заболевания (т.е. посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрения;

· обсессивнокомпульсивное расстройство ОКР;

· отклонения, связанные с гериатрией — психические расстройства и сексуальные извращения (т.е. растление, изнасилования, сексуальные надругательства и т. д.).

Важно помнить, что хотя таких психологов считают «врачами-исследователями», их не считают «врачами» и как таковыми медицинскими работниками. Другими словами, они не могут назначать лекарства или выполнять медицинские процедуры и операции

Они, тем не менее, способны проводить психологические оценки, диагностировать пациентов, разрабатывать планы лечения и использовать методы для терапии пациентов, как медицинские работники.

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры (в России) — это врачи с как минимум 6 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами (интернатура/ординатура) специализации. Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты. Часто они работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить свои терапевтические нужды.

Работа клинического психолога

Клинические психологи по профессии, которые работают в клиниках, встречаются с клиентами, как правило, один на один, чтобы предоставить психологические услуги. Эти услуги могут включать в себя администрирование инструментов оценки для правильного определения проблемы, а также процедуры оценки для определения уровня функциональности клиента. Эта группа обязанностей может включать собеседование с клиентом или проведение официальных тестов для определения наличия диагностируемого состояния.

Профессия клинического психолога также предполагает участие в диагностических мероприятиях, которые включают использование Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, чтобы официально определить имеющуюся проблему. Как только условие диагностировано, могут начаться лечебные процедуры, которые направлены на содействие положительным изменениям в функционировании пациента.

Обязанностью для клинического психолога является этап лечения. Они обычно сосредотачиваются на том, чтобы вовлекать людей в разговоры об их проблемах. Эти беседы могут принимать различные формы, в зависимости от проблемы, с которой имеет дело пациент, и теоретической ориентации психолога. Могут быть использованы психотерапевтические услуги, которые включают встречи на еженедельной основе в течение длительного периода времени.

Клинические психологи с когнитивно-поведенческой точки зрения могут привлекать пациентов к упражнениям, направленным на изменение моделей мышления. Другие обязанности по лечению включают введение гипноза, наблюдение за групповой или семейной терапией или методы вмешательства для преодоления определенной фобии.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений

Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

История появления и определение

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах.

Практики, исследовательские и другие проекты:

Виды практик:

учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (супервизия в индивидуальной и групповых формах)

Базы практик:

  • ГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе
  • городские психиатрические больницы
  • Детская городская больница №2 святой Марии Магдалины
  • дома ребенка
  • кризисные и реабилитационные центры
  • НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Горбачевой» ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова
  • психоневрологические диспансеры
  • Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение здравоохранения «Городская Наркологическая Больница»
  • Северо-Западный филиал федерального казенного учреждения «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
  • Служба психологической помощи СПбГУ
  • Спец. учреждения МВД РФ, ГУВД РФ
  • спортивные школы
  • телефоны доверия и службы онлайн консультирования
  • учреждения УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
  • ФГБУ «НИМЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России
  • ФГБУ НИМЦ психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева
  • центры психологической диагностики и медико-психологической реабилитации МВД РФ
  • центры социальной и психологической помощи населению

Исследовательские проекты:

  • современные проблемы психосоматики и психоонкологии
  • адаптация личности и семьи к соматическим и психическим заболеваниям
  • профилактика саморазрушающего (суицидального и зависимого) поведения подростков
  • изучение адаптивных ресурсов человека, снижающих риск криминального поведения
  • изучение личности преступника и криминальной агрессии
  • современные проблемы судебно-психологической экспертизы
  • профилактика ВИЧ-инфекции
  • изучение развития детей в учреждениях и семьях замещающего типа
  • изучение психологических факторов экстремизма и фанатизма
  • психологических проблем адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ (с разработкой психологических основ переговорного процесса в кризисных ситуациях)
  • современные проблемы психологического сопровождения спортсменов

Направление используют

Организаторы

  АНО ДПО «Академия детекции лжи»  (Москва),    АНО ДПО «Международная Академия Образования и Науки»  (Москва),    Академия психологии и самопознания «Эволюционика»  (Москва),    Ассоциация Профессиональных Психологов и Психотерапевтов  (Москва),   Елена Белкова  (Москва),   Институт практической психологии и психотерапии  (Москва),    Коррекционно-развивающий центр «Вега»  (Москва),    Международный институт ISI-CNV  (Москва),    Проект Global Productivity Laboratory (Москва),    Психологический центр «Познание»  (Москва),    Русское общество психосоматики (Москва),   Учебный центр (Москва),    ЦНО РосНОУ (Москва),   Центр Марины Фридман  (Москва),    Центр прогрессивной психологии Secret Group  (Москва),    Школа идеального тела Sekta  (Москва),    Школа психотерапии и самопознания «Маскотерапия»  (Москва),    Институт современных психологических технологий (Парацельс)  (Москва),    Московская Академия Практической Психологии  (Москва),    Нейроцентр медико-психологической коррекции и реабилитации  (Москва).

Ещё организаторы 101

Тренеры

  Александр Багатов  (Москва),    Александр Зиновьев  (Москва),    Александр Иванович Белов  (Москва),    Александр Ройтман  (Москва),    Александр Сергеевич Александров  (Москва),    Александр Шишилов  (Москва),    Александра Васильева  (Москва),   Александра Ивановна Фунтова  (Москва),    Алексей Александрович Кравченко  (Москва),    Алексей Владимирович Михальский  (Москва),    Альбина Викторовна Локтионова  (Москва),    Алёна Лунина  (Москва),    Алёна Олеговна Проценко  (Москва),    Анастасия Дмитриевна Введенская  (Москва),    Анна Заболоцкая  (Москва),    Анна Михайловна Маричева  (Москва),   Аннета Андреевна Баркевич  (Москва),    Антон Александров  (Москва),    Артём Валерьевич Тараянц  (Москва),   Виктория Владимировна Матвеева  (Москва).

Ещё тренеры 380

Консультанты

  Александр Багатов  (Москва),    Александр Зиновьев  (Москва),    Александр Иванович Белов  (Москва),    Александр Сергеевич Александров  (Москва),    Александр Станиславович Шестаков  (Москва),    Александра Васильева  (Москва),   Александра Ивановна Фунтова  (Москва),    Алексей Александрович Кравченко  (Москва),    Алексей Владимирович Михальский  (Москва),    Алёна Лунина  (Москва),   Аннета Андреевна Баркевич  (Москва),    Артём Валерьевич Тараянц  (Москва),   Виктория Владимировна Матвеева  (Москва),    Влада Дьяконова  (Москва),    Галина Геннадьевна Дремина  (Москва),    Евгений Владимирович Храмов  (Москва),    Екатерина Викторовна Карионова  (Москва),    Екатерина Тарасова  (Москва),    Елена Викторовна Аксёнова  (Москва),    Елена Денисенко  (Москва).

Ещё консультанты 312

Особенности клинической психологии, отличие от психиатрии

Психиатрия и психология занимаются решением одной проблемы — лечением расстройств психики. Но методы, способы подготовки специалистов и подхода к решению задачи различаются. Клиническая психология ближе к психотерапии: психолог не имеет права прописывать медикаменты, работая только с немедикаментозными методами лечения. Если пациент нуждается в приеме лекарств, его направляют к психиатру.

Подготовка врача-психиатра занимает от 6 до 10 лет. Обучение и дальнейшее прохождение интернатуры дает им право использовать все формы лекарственных препаратов. Клиент для психиатра — в первую очередь, пациент с заболеванием, для лечения которого используют сочетание психотропных препаратов и психотерапевтических методов. Различие психологии и психотерапии состоит только в объеме медицинского инструментария, который может использовать специалист.

Плюсы и минусы

Будущим абитуриентам, выбирающим для себя направление клинической психологии, следует знать, что эту специальность можно приобрести только после окончания медицинского вуза, но специалист этого профиля не считается врачом и не имеет лицензии, дающей ему возможность оказывать медицинские услуги.

Данная профессия имеет свои плюсы и минусы. Положительными ее сторонами являются:

  • возможность научиться хорошо понимать людей, разбираться в их психологических нюансах поведения и реагирования на различные ситуации;
  • определять, насколько человек искренен, говорит ли он правду, какие мотивы им движут, что заставляет его реагировать на то или иное событие определенным образом;
  • способность оказывать людям психологическую помощь и поддержку, видеть результаты своей работы;
  • использовать знания и навыки не только для помощи другим людям, но и для себя самого;
  • возможность заниматься частной практикой или работать совместно с врачом в государственных лечебных или иных социальных учреждениях.

Клиническая психология как наука

Однако помимо плюсов профессиональная деятельность клинического психолога имеет и свои отрицательные нюансы:

  • психологическое вовлечение в эмоции и проблемы пациента, совместное их проживание;
  • разочарование в случае неудач из-за невозможности оказать помощь пациенту;
  • ежедневная высокая психоэмоциональная нагрузка, необходимость контакта с людьми, чья психика неуравновешенна;
  • длительная работа в профессии приводит к эмоциональной истощаемости и так называемому выгоранию.

Помимо плюсов и минусов стоит отметить, что клиническим психологом можно стать, только если вы не являетесь вирусоносителем какого-либо заболевания, не страдаете неврологическим или психическим расстройством, а также мигренью, ваши речь, слух и зрение на уровне нормы, в анамнезе нет сердечно-сосудистых болезней и нарушений памяти.

Клиническая психология как наука

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Вебинары6

20 июня
Суббота

Программа «Клинико-психологическая диагностика пациентов детского возраста. Основы семейной психотерапии»

 
Скидка 3600Р

4 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Зверева Н.В
Тюряпина И.В
Карташова А.А
Климов А.А
Царева Т.О
Назыров Р.К
Кирилловых В.Г
Толстых А.Р
Бубнова И.В

Ещё 7 тренеров…

23 июня
Вторник

Программа «Когнитивно-поведенческая психотерапия в работе с пациентом с личностным расстройством»

 
Скидка 2250Р

2 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Назыров Равиль Каисович
Залевский Генрих Владиславович
Бубнова Ирина Викторовна

Ещё 1 тренер…

25 июня
Четверг

Программа «Актуальные вопросы медицинской психологии»

 
Скидка 3600Р

4 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)

26 июня
Пятница

Программа «Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия при развитии защитно-совладающего поведения для достижения личностной успешности»

 
Скидка 2250Р

2 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Климов Александр Александрович
Лысенко Ирина Сергеевна
Никулин Александр Вадимович
Ташлыков Виктор Анатольевич
Исурина Галина Львовна
Подсадный Сергей Александрович

Ещё 4 тренера…

18 июля
Суббота

Курс «Исследование психических процессов с помощью патопсихологических проб: проведение, обработка, интерпретация, описание»

 
Скидка 1350Р

2 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Бубнова Ирина Викторовна
Кирилловых Евгения Александровна
Лысенко Ирина Сергеевна

Ещё 1 тренер…

История появления и определение

В начале своего развития как науки психология ставила перед собой задачу изучения «нормального» сознания, оставляя отклонения от нормы развивавшимся параллельно неврологии и психиатрии, в рамках которых велось исследование пациентов в лечебницах для душевнобольных. В этих заведениях, однако, многочисленные пациенты с хроническими проблемами, как правило, содержались в очень тяжёлых условиях, не располагающих к научной работе.

Лайтнер Уитмер

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века

Отец французской психологии Теодюль Рибо в начале своей деятельности уделял большое внимание психопатологии, хотя его ученикам приходилось, чтобы заниматься ею, получать дипломы психиатров или неврологов. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались И

Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М. Бехтеревым в  г. при психиатрической клинике Казанского университета. В США в XIX веке исследовательскую лабораторию при Нью-Йоркском патологическом институте основал ученик психолога Уильяма Джеймса Борис Сайдис, а в Восточной лечебнице для душевобольных в Иллинойсе аналогичную лабораторию создал Уильям Крон.

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Уитмер открыл собственную психологическую клинику в 1896 году при Пенсильванском университете. В 1907 году благодаря его усилиям начал издаваться первый в истории специализированный журнал по клинической психологии — The Psychological Clinic. Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах.

В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Должностные обязанности

Профессиональные стандарты должности клинического психолога подразумевают следующие трудовые обязанности:

  • ознакомление с данными медицинских обследований, сбор жалоб пациента и получение информации в процессе беседы об уровне его познавательных возможностей, его эмоционально-личностной ориентированности, взаимодействии с семьей и социумом;
  • оценка полученных сведений и оформление заключения с указанием методов оказания клинико-психологической помощи по существующим стандартам;
  • при наличии необходимости – направление пациента для консультации к нейропсихологу или врачам иной специализации;
  • разработка индивидуального плана реабилитационных мероприятий и рекомендаций, а также психологическое сопровождение на всех этапах их исполнения;
  • совместная работа по вопросам оказания клинико-психологической помощи с представителями социальных служб, медицинских и образовательных учреждений, педагогическими комиссиями и другими социальными организациями.

Клиническая психология как наука

Данный перечень должностных обязанностей подразумевает наличие определенных теоретических базовых знаний и практических навыков, а также опыта работы.