Ловушка оценщика: что можно обесценить?

Сценарий № 1. «Чтение мыслей»

Выводы строятся не столько на внешних признаках того, что другой человек действительно так подумал, сколько по нашей склонности предугадывать. Мы не можем влезть в голову другого человека, мы можем лишь считать его внешние поведенческие характеристики или спросить напрямую.

При этой стратегии за человека додумывают его возможную оценку той или иной ситуации. Например, супруг на новой работе больше устает, задерживается, у жены возникает мысль: «Он меня разлюбил!» Или на работе начальник попросил сотрудника переделать отчет, и сразу в голове подчиненного появляется паническая мысль: «Он думает, что я плохой работник». Таких ситуаций очень много, если задуматься.

Что лежит в основе этой стратегии? Фундаментом «чтения мыслей» становится проблема отношений и социализации в целом. Например, недостаток обратной связи у человека, особенно в детстве. Когда нет четких критериев и понимания того, что верно/не верно, что одобряемо, необходимо. Неумение анализировать и работать с фактами, трудности с поиском и отслеживанием аргументов и подтверждений своей теории – «я не знаю почему, но я так чувствую…».

Как можно проработать данную установку?

1-Й ШАГ. Задайте себе вопрос: на чем основано ваше убеждение, с чего вы взяли, что это так?

2-Й ШАГ. Сформируйте новый способ анализа ситуации, поиска объективных аргументов, учитесь выстраивать обратную связь с собеседником.

3-Й ШАГ. Осознайте выгоды от нового способа обработки ситуации и недостатки предыдущего.

4-Й ШАГ. Взвесьте все плюсы и минусы нового способа мышления. Спросите себя: хотите ли вы на самом деле знать, что происходит, или решили продолжать жить иллюзиями и домысливанием?

5-Й ШАГ. На этом этапе формируется автоматический навык применения новых способов мышления. Применяйте эту схему анализа в различных ситуациях.

Сценарий № 7. «Долженствование»

Любимое многими слово «должен». События интерпретируются такими, какими они якобы «должны» быть: «Я должен преуспеть, если не получится – я неудачник», «Мир должен быть справедлив…». При этом долженствование распространяется как на себя, так и на других.

Под эту стратегию создается свод определенных правил, что и как должно быть. Правила обязательны к выполнению, но не всегда соблюдаются, поскольку «мир несправедлив».

Постоянный контроль с целью соблюдения этих правил создает определенное напряжение. Как следствие, подобную установку сопровождают яркие негативные эмоции. Признаками «долженствования» становятся агрессия, дискомфорт, раздражительность, неудовлетворенность от того, что все не так, как должно быть.

Как можно скорректировать эту установку?

1-Й ШАГ. Проанализируйте все ваши долженствования – про что их больше?

2-Й ШАГ. Приведите доказательства справедливости этих долженствований. Почему вы считаете, что именно в этом вопросе вам должны именно это?

3-Й ШАГ. Оспаривайте доказательства. Вспомните, бывали ли ситуации, при которых эти правила нарушались. Например, если у вас не получился один проект, должны ли вы считать себя неудачником сразу, или у вас есть шанс быть успешным в другой сфере?

4-Й ШАГ. Говоря «должен», мы ставим себя в определенные рамки. Просто смените формулировку. Например, «я должен» поменяйте на «я хочу». Какая из этих формулировок вызывает у вас положительные эмоции?

5-Й ШАГ. Переведите долженствования в осознанность. Например, «я забочусь о здоровье, родителях, детях и т. д.» не потому, что это тяжкая ноша, а потому, что это приятно, полезно, приносит положительные эмоции и результаты.

Вопрос психологам

Спрашивает: Екатерина

Категория вопроса: Дети

08.07.2015

Здравствуйте! Заметила повторяющиеся ситуации в своей жизни: через какое-то время меня изгоняют из коллективов. Примеры: 1. родители перевели в более престижную школу, она была частной и только открылась, процессы были не отлажены, не хватало учителей, учебная программа не соблюдалась. Я высказывала свое недовольство открыто. Через несколько месяцев администрация поинтересовалась, когда я уйду. В итоге вернулась в старую школу. 2. На работе начальник недвусмысленно домогался меня, отказала. Через какое-то время устроил проверку на профпригодность, сказал, что я ее не прошла и попросил уволиться. Взял на мое место своего знакомого. Никто из старших коллег не заступился. 3. В детском лагере экономно расходовала свои гостинцы. Другие дети съедали все в первые два дня, а потом требовали, чтобы я с ними делилась. Я отказывалась, потому что считала это несправедливым. В мое отсутствие мои вещи перетащили на дальнюю койку в углу, отселили. Чувствовала себя чужой среди других, упросила родителей забрать меня досрочно. 4. На др. Работе написала заявление по собственному, и меня отпустили, в то время как моей коллеге увольнявшейся в то же время предложили остаться на лучших условиях. У нас были равнозначные по функциям позиции. Не могла понять, почему мне не предложили. Понимаю, что отталкивала людей каким-то своим поведением, но откуда идет такое самоотдаление от общества? Мне часто не нравятся люди и порядки в коллективах. Я сторонюсь и избегаю неприятных контактов. Сама по себе как бы. Замечаю, что другие напротив стремятся держаться коллектива. Откуда у меня такое может быть? Это связано с мамой или с какой-то первой группой людей в моей жизни, которую прка не могу вспомнить? 5. Классная руководительница сначала любила меня, а потом когда у меня возникли проблемы с дисциплиной, с пропуском занятий, стала сильно меня нелюбить. Однажды неожиданно набросилась на меня, что якобы увидела на моем лице сильное недовольство по поводу объявленного ею предстоящего мероприятия. Я была удивлена. 6. У меня нет друзей с института, меня не приглашают на встречи выпускников. Я чувствую, что я скучна людям, не интересна.

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Поговорим по душам

Конечно же, лично вы исправить ворчуна никак не сможете, даже если это ваши мать или брат. Помните, что человек может помочь только сам себе, никакие “терапии” и прочие приемы не будут действенными до тех пор, пока он не поймет сути проблемы и не загорится желанием ее решить. Все, что вы можете сделать – это подтолкнуть его к данной развязке. С членом семьи, который имеет подобные негативные качества, попробуйте поговорить по душам. Что его так сильно беспокоит и почему он так негативно отзывается о вас, негативно воспринимает все слова, видит все в черном цвете. Вспомнив все и поделившись с вами этим, во-первых, ворчун избавится от эмоционального багажа, во-вторых, начнет переосмыслять ситуацию, а в-третьих, он поймет, какой именно страх движет им. Часто люди старой закалки зависимы от чужого мнения, даже если это мнение незнакомца из лифта. Поэтому они бурчат на своих детей, ругая за озорное поведение, извиняются на ровном месте за улыбку, за вопрос и т. д. Если хоть на секундочку перестать думать о том, что скажут другие, жить станет легче.

Сценарий № 4. «Наклеивание ярлыков»

Оценка себя, людей, событий производится с помощью «штампа», или «ярлыка». Ярлык выступает как некое упрощенное описание плюс сильный эмоциональный накал – аффективность. Например – «я неудачник», ребенок, который получил плохие оценки в школе, – «безмозглый» и т. д.

Данная стратегия базируется на том, что человек не умеет видеть себя и окружающих с разных сторон, многогранно. И его поведение строится исходя из этого ярлыка.

Как можно проработать данную установку?

1-Й ШАГ. Необходимо научиться расширять представление о себе или окружающих, ответить на вопрос: «А какой я еще?», «Какие они могут быть еще?».

2-Й ШАГ. Составьте список ситуаций, в которых можете оказаться в будущем. Например, если ребенок плохо учится, представьте, в каких ситуациях он может проявлять положительные качества. Так вы создадите новый, расширенный образ себя или другого.

3-Й ШАГ. Составьте список ситуаций и напишите набор качеств, которые пригодятся в каждой из них, будут для нее оптимальными. Также это поможет более разнопланово взглянуть на себя или другого и повысить эффективность деятельности.

Стремясь анализировать свои мысли и поступки в различных ситуациях, можно научиться мыслить рационально, избавиться от ярлыков и надуманных страхов.

  • Часть 1
  • Часть 2