5 книг о когнитивной психологии

Введение в когнитивную психологию

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

Общее представление о мышлении

Мышление— это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связанос речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути — результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.

Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики

Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление

Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

5 книг о когнитивной психологии

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивная психология

5 книг о когнитивной психологии5 книг о когнитивной психологии5 книг о когнитивной психологии

Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина.

Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму.

Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств.

Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания

Когнитивная психология — основные положения

Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций

Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, память, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, мышление, интеллект человека

Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач.

Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

Метод состоит из трех этапов:

  1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
  2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
  3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения.

Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Ведьмами называют женщин, наделенных некими сверхспособностями и обладающими знаниями магии, которые они умеют применять на практике. Это не всегда ведьма, творящая зло, ведьма может быть также белой целительницей.

Если вас заинтересовала очень популярная сегодня субкультура ЭМО, то эта статья расскажет о том, кто такие ЭМО и что нужно, что бы примкнуть к к их рядам.

Типы темперамента человекаВ этой статье мы детально рассмотрим типы темпераментов человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, в чем различие между этими типами и какими особенностями они обладают.
Типы темпераментов и их характеристикаВ этой статье мы расскажем о типах темперамента человека и дадим краткую характеристику каждому из них. Однако, при попытках узнать сея в одном из типов стоит помнить, что в природе человека встречаются в основном смешанные типы.

Этапы зарождения и развития когнитивной психологии

5 книг о когнитивной психологииВ 30-е годы произошло серьезное изменение подхода к человеческому сознанию. Вплоть до этого момента психология состояла из двух течений: бихевиоризма и психоанализа. Однако в 1948 году необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивной карты». Она представляет собой целостный образ, формируемый на основе предыдущего опыта, который может оказывать существенное влияние на все поведение человека.

На ускоренное развитие науки в этом направлении повлияло несколько факторов:

  • необходимость решить проблему нарушенной концентрации военных в период Второй мировой войны;
  • ИИ, который должен появиться в будущем, должен вести себя осмысленно;
  • появление нужды в новых лингвистических исследованиях.

5 книг о когнитивной психологииБлагодаря этому, в 1956 году состоялся симпозиум, который окончательно утвердил когнитивную психологию в качестве междисциплинарной науки. Первыми представителями когнитивной психологии считают многих ученых. Главный вклад внес швейцарец Жан Пиаже, занимавшийся исследованиями детской психологии. Значительное влияние на развитие нового движения оказали нейропсихологи, например Лурия Александр Романович. Также среди видных деятелей можно выделить Джорджа Миллера и Джерома Брунера — основателей когнитивной психологии. Благодаря им наука получила возможность двигаться вперед в плане исследования человеческого сознания. А Ульрик Найссер в 1967 году выпустил первое учебное руководство, посвященное когнитивной психологии.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Когнитивные теории:

1) Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition знание, dissonance — несоответствие) — социально-психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок.

Считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

2) Когнитивные теории памяти: Р. Аткинсон в качестве методологических оснований ориентировался на «компьютерную метафору», проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. И в 1968 г. предложил свою трех компонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течении десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени. С. Стернбергизвестен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

… субъекта. На нынешнем новом этапе приверженцы когнитивной психологии описывают его как отдельную … центре внимания его исследований оказании, когнитивные стадии развития детей. Диспозиционный подход … количественного (математико-статистические) и качественного анализа; интерпретационные методы (генетический и … употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует …

3) Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905−1967).

Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Г. Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Келли).

В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когницийи их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.

9 стр., 4488 слов

Тема 1. Психология мышления 2

… В.В. Психология мышления. М. 1987. С.51-62 (экпериментальные исследования мышления). 3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. … это устранением по аспектам, поскольку предполагается, что человек устраняет менее привлекательные варианты, проводя последовательную оценку … рождения мальчиков и девочек. Рамки решения — представления человека, принимающего решение, о действиях, результатах и непредвиденных …

Становление когнитивной психологии:

1) 1960 г. — открытие Дж. Миллером и Дж. Брунером в Гарварде центра когнитивных исследований, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы — восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Это было первое применение термина «когнитивный»;

2) В 1967 году У. Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Эта книга открыла новое поле исследования. У. Найссер определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются… Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности». P. Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности. Высказанная в книге «Познание и реальность» (1976) метафора компьютера легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т. д. В новом подходе рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

9 стр., 4273 слов

Андреева Г. М. — К проблематике психологии социального познания

… подхода, так и основная проблематика исследований. Были обозначены те «добавления», которые привнесены психологией социального познания к трем областям социальной психологии, названным выше. Все эти … чем выяснилось, что операции, ими выполняемые, весьма сходны с когнитивными процессами человека (получение информации, сохранение ее в памяти, классификация и пр.). Однако …

Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление — это всегда образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие — только существенные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение — есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления — умозаключение.

Умозаключение— такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение

Методы когнитивной психотерапии

К методам направления когнитивной психотерапии относят борьбу с мыслями негативной направленности, альтернативные стратегии восприятия проблемы, вторичное переживание ситуаций из детства, воображение. Данные методы направлены на создание возможности для забывания или нового научения. Практическим путем было выявлено, что когнитивная трансформация имеет зависимость от степени эмоционального опыта.

Когнитивная психотерапия расстройств личности предполагает использование в комплексе и когнитивных методов, и поведенческих методик, которые дополняют друг друга. Основным механизмом для положительного результата является развитие новых схем и трансформация старых.

Когнитивная психотерапия, применяемая в общепринятой форме, противодействует стремлению личности к негативной трактовке совершающихся событий и самих себя, что является особенно эффективным при депрессивных настроях. Так как депрессивные пациенты, зачастую, характеризуются наличием мыслей определенного типа негативной направленности. Выявление подобных дум и победа над ними обладает принципиальным значением. Так, например, депрессивный больной, вспоминая события прошлой недели, говорит, что тогда он еще умел смеяться, но сегодня это стало невозможным. Психотерапевт, практикующий когнитивный подход, вместо принятия таких мыслей беспрекословно, поощряет изучение и оспаривание хода подобных дум, предлагая больному вспомнить ситуации, когда он побеждал депрессивный настрой и отлично чувствовал себя.

Когнитивная психотерапия направлена на работу с тем, что больной сообщает самому себе. Основным психотерапевтическим шагом является распознавание пациентом определенных мыслей, вследствие чего возникает возможность остановиться и видоизменить такие мысли, пока их результаты не за­вели индивида очень далеко. Появляется возможность изменения негативных дум на другие, которые способны заведомо оказать положительное действие.

В дополнение к противодействию негативным мыслям альтернативные стратегии восприятия проблемы также обладают потенциальной возможностью трансформировать качество переживаний. К примеру, общее ощущение ситуации трансформируется, если субъект станет воспринимать ее в качестве вызова. Также, вместо того, чтобы отчаянно стремиться преуспеть, производя действия, которые индивид не способен совершать достаточно хорошо, следует поставить себе ближайшей целью практику, вследствие чего можно достичь гораздо большего успеха.

Психотерапевты, практикующие когнитивный подход, используют понятия вызов и практика, для противостояния определенным неосознанным предпосылкам. Признание факта, что субъект является обычным человеком, которому свойственны недостатки, может минимизировать сложности, порождаемые установкой на абсолютную устремленность к совер­шенству.

К конкретным методам обнаружения автоматических мыслей относят: записывание подобных мыслей, эмпирическую проверку, методику переоценки, децентрацию, самовыражение, декатастрофизацию, целенаправленное повторение использование воображения.

Когнитивная психотерапия упражнения сочетают в себе действия по исследованию автоматических мыслей, их анализ (какие именно условия провоцируют тревогу или негатив) и выполнение заданий в местах или условиях, провоцирующих тревогу. Подобные упражнения способствуют закреплению новых навыков и постепенно модифицируют поведение.

дальнейшее чтение

  • Джон А. Groeger. 2002. «Торговля людьми в познании: применение когнитивной психологии вождения.» Транспорт Исследования Часть F: Движение Психология и поведение , том 5, выпуск 4, страницы 235-248
  • AM Jacobs. 2001. «Грамотность, когнитивной психологии» в Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук , страницы 8971-8975
  • Уоррен Мэнселл. 2004. «Когнитивная психология и беспокойство.» Психиатрия , том 3, выпуск 4, страницы 6-10
  • Филипп Вос, Филипп Т. Вос, Бен Дайсон. 2008. Когнитивная психология . Издатель-Pearson / Prentice Hall. ISBN   , 9780131298101
  • Роберт Дж Штернберг, Джефф Мио, Джеффри Скотт Mio. 2009. Издательство-Cengage обучения. ISBN  049550629X , 9780495506294
  • Ник Braisby, Angus Gellatly. 2012. Когнитивная психология . Издатель-Oxford University Press. ISBN   , 9780199236992

Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то — при решении практических вопросов.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… отметить не только временное отсутствие, но и другие явления. Например, человек засыпает с определенной мыслью и просыпается с продолжением её на … желание в двух аспектах: а) Кама-Манас – низший ум или интеллект; б) Кама-рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических … любой нашей умственной работе, несмотря на то, что процесс мышления уже есть работа на тонком плане, ибо ум принадлежит уже …

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления — способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления — умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина мышления — степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:
  • 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. — №13. – С. 67-485.
  • 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. — С. 24-45.
  • 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
  • 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
  • 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate