Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия Бека

Современная когнитивно-бихевиоральная психотерапия считается общим названием для психотерапий, базис которых заключается в утверждении, что фактором, провоцирующим все психологические отклонения, являются дисфункциональные воззрения и установки. Создателем направления когнитивной психотерапии считается Аарон Бек. Он дал старт развитию когнитивного направления в психиатрии и психологии. Суть ее лежит в том, что абсолютно все человеческие проблемы формируются негативным мышлением. Личность интерпретирует внешние события по следующей схеме: стимулы воздействуют на когнитивную систему, которая, в свой черед, интерпретирует посыл, то есть рождаются мысли, порождающие чувства или провоцирующие определенное поведение.

Аарон Бек полагал, что мысли людей обуславливают их эмоции, которые определяют соответствующие поведенческие реакции, а те, в свой черед, формируют их место в социуме. Он утверждал, что не мир изначально плохой, а люди видят его таким. Когда интерпретации индивида сильно расходятся с внешними событиями, появляется психическая патология.

Бек наблюдал пациентов, страдающих невротической депрессией. В ходе наблюдений он заметил, что в переживаниях больных постоянно раздавались темы пораженческого настроя, безысходности и неадекватности. Вследствие этого вывел следующий тезис, что депрессивное состояние развивается у субъектов, которые постигают мир через три негативные категории:

— отрицательный взор на настоящее, то есть в независимости от происходящего депрессивная личность концентрируется на негативных аспектах притом, что повседневная жизнь дает им определенный опыт, который большинству индивидуумов приносит удовольствие;

— безысходность, ощущаемая в отношении будущего, то есть депрессивный индивид, представляя будущее, находит в нем исключительно мрачные события;

— пониженное чувство собственного достоинства, то есть депрессивный субъект думает, что он несостоятельный, ничего нестоящая и беспомощная личность.

Аарон Бек в когнитивной психотерапии разработал терапевтическую программу поведенческой направленности, в которой используются такие механизмы, как самоконтроль, моделирование, домашние задания, ролевые игры и др. В основном он работал с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Его концепция описана в труде под названием: «Бек, Фримен когнитивная психотерапия расстройств личности». Фримен и Бек были убеждены, что каждое расстройство личности характеризуется преобладанием определенных воззрений и стратегий, формирующих определенный профиль, свойственный конкретному расстройству. Бек выдвинул утверждение, что стратегии могут либо компенсировать определенный опыт, либо проистекать из него. Глубинные схемы коррекции личностных расстройств можно вывести в результате быстрого анализа машинальных мыслей индивида. Применение воображения и вторичного переживания травмирующего опыта может спровоцировать активизацию глубинных схем.

Также в труде Бек, Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» авторы акцентировали внимание на важности психотерапевтических отношений в работе с индивидами, мучающимися расстройствами личности. Поскольку довольно часто в практике встречается такой специфический аспект взаимоотношений, выстраивающихся между терапевтом и больным, известный как «сопротивление»

Когнитивная психотерапия расстройств личности является систематическим конструированным, разрешающим проблемные ситуации направлением современной психотерапевтической практики. Зачастую она ограничена временными рамками и практически никогда не превышает тридцати сеансов. Бек полагал, что психотерапевт должен быть благожелательным, сопереживающим и искренним. Сам терапевт должен являться эталоном того, чему он стремится научить.

Конечной целью когнитивной психотерапевтической помощи является обнаружение дисфункциональных суждений, которые провоцируют возникновение депрессивных настроев и поведения, а затем их трансформация. Следует отметить, что А. Бека интересовало не то, о чем пациент размышляет, а как он думает. Он считал, что проблема не заключается в том, любит ли себя данный пациент, а состоит в том, какими категориями он мыслит в зависимости от условий («Я хороший или плохой»).

Способ употребления

Продолжительность курса КБТ может быть различной. «Она используется как в краткосрочном варианте (15–20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1–2 года в случае личностных расстройств)», – указывают Алла Холмогорова и Наталья Гаранян. Но в среднем это значительно меньше, чем, например, курс классического психоанализа. Что может восприниматься не только как плюс, но и как минус.

КБТ часто упрекают в поверхностной работе, уподобляя таблетке болеутоляющего, которая снимает симптомы, никак не воздействуя на причины недуга. «Современная когнитивная терапия начинает с работы с симптомами, – объясняет Яков Кочетков. – Но большую роль играет и работа с глубинными убеждениями. Просто мы не считаем, что с ними нужно работать много лет. Обычный курс – 15–20 встреч, а не две недели. И примерно половина курса – работа с симптомами, а половина – с причинами. К тому же работа с симптомами влияет и на глубинные убеждения».

Эта работа, кстати, включает в себя не только беседы с терапевтом, но и метод экспозиции. Он заключается в контролируемом воздействии на клиента тех самых факторов, которые служат источником проблем. Например, если человек испытывает страх высоты, то в ходе курса терапии ему не раз придется подняться на балкон высотного здания. Сначала – вместе с терапевтом, а потом и самостоятельно, и каждый раз на более высокий этаж.

Другой миф проистекает, видимо, из самого названия терапии: коль скоро она работает с сознанием, то терапевт – это рассудочный тренер, который не проявляет эмпатии и не способен разобраться в том, что касается личных отношений. Это неверно. Когнитивная терапия пар, например, в Германии признана настолько эффективной, что имеет статус государственной программы.

Когнитивная психотерапияВ терапии фобий применяют экспозицию к высоте: в реальности или с помощью компьютерной симуляции
ФОТО Getty Images 

Общая информация

Одна из особенностей когнитивно-поведенческой терапии – разделение и систематизация всех эмоций личности на две обширные группы:

  • продуктивные, также именуемые рациональные или функциональные;
  • непродуктивные, называемые иррациональные или дисфункциональные.

Группа непродуктивных эмоций включает деструктивные переживания индивидуума, которые, согласно концепции КПТ, являют собой следствие иррациональных (алогичных) убеждений и верований человека – «irrational beliefs». По мнению сторонников когнитивно-поведенческой терапии все непродуктивные эмоции и связанная с ним дисфункциональная модель поведения личности не являются отражением или результатом личного опыта субъекта. Все иррациональные компоненты мышления и сопряженное с ними неконструктивное поведение – следствие неправильной, искаженной трактовки персоной своего реального опыта. По мнению авторов методики, подлинный виновник всех психоэмоциональных расстройств – присутствующая у индивидуума искаженная и деструктивная система убеждений, которая сформировалась вследствие неверных убеждений личности.

На этих идеях базируется фундамент когнитивно-поведенческой терапии, основная концепция которой следующая: эмоции, чувства и модель поведения субъекта обусловлены не самой ситуацией, в коей он пребывает, а тем, как он воспринимает сложившееся положение. Из этих соображений исходит и главенствующая стратегия КПТ – выявить и идентифицировать дисфункциональные переживания и стереотипы, в дальнейшем их заменить рациональными, полезными, реалистическими чувствами, взяв под полный контроль свой ход мыслей.

Изменив личное отношение к какому-то фактору или явлению, заменив жесткую, ригидную, неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением, человек обретет эффективное мировоззрение.

Возникшие функциональные эмоции улучшат психоэмоциональное состояние личности и обеспечат прекрасное самочувствие при любых жизненных обстоятельствах. На этой основе была сформулирована концептуальная модель когнитивно-поведенческой терапии, представленная в простой для понимания формуле АВС, где:

  • А (activating event) – некое происходящее в реальности событие, являющееся для субъекта стимулом;
  • В (belief) – система личностных убеждений индивидуума, когнитивная конструкция, отражающая процесс восприятия человеком события в виде возникающих мыслей, формируемых представлениях, образуемых убеждениях;
  • С (emotional consequences) – итоговые результаты, эмоциональные и поведенческие последствия.

Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на выявление и последующее преобразование искаженных компонентов мышления, что обеспечивает формирование функциональной стратегии поведения личности.

Как проходит консультация у когнитивно-поведенческого психолога?

Из названия становится понятно, что когнитивно-поведенческая психотерапия строится возле двух тем: что думает и как действует клиент. Психотерапевт фокусируется не на глубинном анализе ощущений клиента, а на том, чтобы обучить его осознанности, сделать ежедневное поведение более результативным. Одно из основных полей работы в рамках терапии – когнитивная уязвимость, которая приводит к стрессу. Поэтому во время сеансов психотерапевт пытается отловить и изменить одну или несколько «поломок» мышления:

  • Автоматические мысли (когниции), которые остаются незамеченными до тех пор, пока пациент не сконцентрируется на них.
  • Необоснованные выводы, сделанные без подтверждающих фактов.
  • Катастрофизация, которая приходит после одного негативного опыта.
  • Сверхобобщения, выведенные на основании нескольких случаев или поступков одного человека.
  • Избирательные обобщения, сделанные на основании вырванных из общего контекста деталей.
  • Преувеличение/преуменьшение или искаженная оценка события (склонность винить себя в поражениях, а успех объяснять простым везением).
  • Эгоцентричное мышление со склонностью видеть в любых словах или поступках окружающих критику в свой адрес.
  • Черно-белое мышление с причислением событий либо к абсолютно плохим, либо к абсолютно хорошим.
  • Тирания долженствования, которая проявляется убеждениями «мне все обязаны», «все должно быть по-моему», «мне обязан весь мир».
  • Сосредоточенность на предполагаемой утрате – смерти близких, крахе надежд, разрыве отношений.

Все это примеры нерационального мышления, с которым будет работать когнитивный терапевт.

Как проходит сеанс КПТ?

Когда речь заходит о сеансах психотерапии, большинство представляет картину: клиент на кушетке рассказывает о проблемах, а мудрый психотерапевт слушает, время от времени записывает что-то в блокноте. Но на сеансе КПТ все происходит иначе. После поисков терапевта, заключения контракта, согласования рабочей темы, обсуждения количества сеансов начинается основная работа.

Психотерапевт – это терпеливый, дружески настроенный партнер, не лишенный эмпатии. Он не просто исследует проблему, но верит, что каждый человек после соответствующей подготовки сумеет взглянуть на проблему иначе. Поэтому во время сеансов психотерапевт:

  • Будет много и подробно объяснять, откуда берутся проблемы, как они устроены, какие действия их провоцируют.
  • Будет давать задания на дом, которые придется выполнять между сессиями (например, вести дневник самонаблюдения).
  • Будет подбирать индивидуальные методы коррекции, эксперименты, тренировки.
  • Обучит пациента самоконтролю, техникам мышечного, дыхательного расслабления.
  • Может заставить клиента кардинально поменять свое поведение (например, клиента с акрофобией после предварительной подготовки поведет на лестницу высотного дома, чтобы вместе с ним преодолеть все этажи).
  • Может выходить с клиентом в город, чтобы помочь клиенту справиться с тревожной или негативной ситуацией (поведенческий эксперимент).
  • Может совмещать техники, заимствованные из других терапевтических направлений (гештальт-подход, транзактный анализ).

Чего не будет делать психотерапевт, так это рассказывать о том, как устроена психика на самом деле или изъясняться малопонятными научными терминами. Также грамотный терапевт не возьмется за коррекцию тяжелых психических нарушений без предварительной консультации клиента с психиатром.

Что получает клиент после сеансов КПТ?

  • Натренирует мозг обнаруживать свои деструктивные мысли, заменять их более адекватными, конструктивными.
  • Научится чаще общаться с фактами, проверять полученную информацию, опираться на свою логику.
  • Научится менять отношения к проблемным ситуациям, чтобы исправить неадаптивное поведение.
  • Поймет, как научить мозг учиться: извлекать полезную информацию из внешнего мира (а не только из интернета), фильтровать ненужную.
  • Получит уверенность в том, что с переживаниями и фобиями можно справляться в более подходящей форме.
  • Улучшит взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами.
  • Улучшит свое психоэмоциональное состояние.
  • Сможет применять полученные знания самостоятельно.

Когнитивная психология не ограничивается отработанными техниками, продолжает год от года расти. Критиков у такого подхода немало, но в 90% случаев для быстрого решения проблемы клиенту порекомендуют именно когнитивно-поведенческого терапевта.

Виды

Каждый метод направлен на решение конкретной ситуации и проблемы человека. Задача специалиста – дойти до сути проблемы и научить техникам позитивного мышления. Когнитивно-поведенческие методы:

  1. Когнитивная терапия применяется в том случае, если человек воспринимает свою жизнь как череду неудач. Специалист должен помочь пациенту принять себя со всеми достоинствами и недостатками, а также выработать положительное восприятие себя и своей жизни.
  2. Реципрокная ингибиция. Если у пациента есть негативные эмоции и чувства, то в ходе терапии они заменяются на положительные. Гнев замещается релаксом.
  3. Рационально-эмоциональная психотерапия. Специалист помогает пациенту осознать, что мысли материальны. Они должны соответствовать реальной жизни. А то, что человек винит себя за неосуществленные мечты, приводит к неврозу и депрессии.
  4. Самоконтроль. Эта методика применяется, если нужно снизить вспышки агрессии человека.
  5. «Стоп-кран», или контроль повышенной тревожности. В процессе методики человек сам говорит «Хватит!» себе и своим негативным мыслям.
  6. Релаксация. Методика используется в комплексе с другими, чтобы создать доверительную атмосферу при работе.
  7. Самоинструкция. Суть методики заключается в том, чтобы человек сам ставил себе задачи и находил пути их решения.
  8. Самонаблюдение – методика, которая подразумевает работу с самим собой. Вести личный дневник – эффективный способ отследить источник проблем.
  9. Анализ последствий. В процессе сеанса человек меняет негативные мысли на более позитивные. Конечно, ожидая скорейших изменений в лучшую сторону.
  10. Поиск достоинств и недостатков. Вместе со специалистом пациент анализирует ситуацию и те эмоции, которые он испытывает в ней.
  11. Парадоксальная интенция. Эту методику разработал австрийский психиатр Виктор Франкл. Человеку предлагается еще раз прожить проблемную ситуацию и поступить наоборот. Например, если у пациента бессонница, то врач советует и не пытаться уснуть, а бодрствовать.

Постепенно человек прекращает думать в негативном ключе о сне, и проблема отступает.

Регулярные занятия6

Вторник с 19:30 до 21:30

Психологическая группа для женщин

 
Скидка 500Р

2 часа

Москва

Академия Развития Личности
Ирина Викторовна Емельянова

Очные встречи по вторникам 20:.00–22:00

Групповая психотерапия «Честный Диалог (Открытый Диалог — ОД)». Модуль 1

 
Скидка 100Р

2 часа

Москва

Марина Александровна Подплутова

По вторникам с 18:00

Первый модуль «Генеральная уборка». Из базового курса «Экология жизни»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Школа самоосознания «Путь к себе!»
Наталия Алексеевна Никитина

По запросу в будние дни

Трансформационная игра «Лила»

 
Подать заявку

Зависит от количества игроков

Москва

Проект Transformation

Еженедельно по пятницам с 19:00 до 21:30

Группа Anima Vita. Жизнь души

 
Подать заявку

2,5 часа

Москва

Центр ольфакторной психологии
Анна Сивачева

Принципы когнитивной психологии.

Рассмотрим основные принципы его подхода. Итак, по мнению Аарона Бека источником реакций человека на окружающие события были его представления об окружающем мире, сформировавшиеся ранее и представляющие из себя не только представления о внешнем мире, но и мире внутреннем, говоря иначе, представления индивида о себе самом. Вот его цитата, достаточно ярко иллюстрирующая его подход.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек.

Однако, если у нас есть четкие представления о мире, то их расхождения с реальностью неизбежно приведут к негативной психологической реакции (фрустрации), а в случае сильных расхождений и к серьезным психологическим проблемам.

Аарон Бек в качестве психолога довольно много занимался пациентами страдающими депрессией и в процессе таких наблюдений вывел их основные эмоциональные проявления в которых часто доминировала тема безнадежности, вины, проигрыша.

Исходя из опыта исследования таких пациентов, Бек предположил, что невротические проявления появились в значительной степени благодаря восприятию мира в негативных красках, то есть когнитивная система его пациентов была настроена изначально именно на такой тип реакций. По мнению Бека невротические проявления таких людей имели три особенности.

— Вне зависимости от происходящего человек выделяет в основном негативные стороны внешних событий, принижая значение позитивной стороны или даже вовсе ее не замечая.

— Вследствие особенностей такого восприятия событий внешнего мира для этих людей характерен и пессимистичный взгляд на будущее, которое, по их мнению, не может принести им ничего позитивного, ведь ожидаемые события также не несут ничего хорошего.

— Для многих из подобных людей характерна заниженная самооценка, то есть человек изначально рассматривает себя как недостойного, несостоявшегося, безнадежного.

Кроме того, все вышеизложенное часто приводит к чисто когнитивным искажениями, когда человек строит свое поведение исходя из ошибочных обобщений.  Пример таких обобщений — когнитивные предположения — «я никому не нужен», «я ни на что не годен», «мир несправедлив» и т.п.

Конечно, когнитивная система человека формируется не вдруг и не на пустом месте, это происходит постепенно и вследствие воздействия вполне определенных внешних событий.

Когда такие события происходят постоянно и носят негативный характер, что зачастую бывает в период роста индивида и его взросления, то часто говорят о формировании стойких поведенческих стратегий, которые довольно быстро приобретают автоматических характер и, будучи вполне адаптивными в период их появления, становятся совершенно деструктивными при других условиях и обстоятельствах, например уже во взрослой жизни. Но в действительности, вследствие упомянутых выше жизненных обстоятельств, сначала формируется именно когнитивная система человека, которая и определяет его поведение.

По мнению Аарона Бека когнитивная система человека создается в основном в детский период. При этом дети, в этот ранний период жизни мыслят полярными категориями по типу все или ничего, нередко такой способ думать называют черно-белым мышлением, и при определенных обстоятельствах, подобный тип мышления сохраняется и в зрелом возрасте, что и приводит к дезадаптивному поведению, ошибочному восприятию мира и последующим психологическим проблемам.

Конечно тенденции людей к ошибочному мышлению, обобщениям, стереотипному восприятию мира далеко не всегда является причиной невротических симптомов и тем более депрессии. Огромное количество людей (если не подавляющее большинство) обладает когнитивной системой (картой сознания), которая во многом построена на ошибочных предположениях, тем не менее большинство людей вряд ли можно назвать невротиками. Это означает, что причины серьезных психологических проблем таких как депрессия, конечно, не ограничиваются склонностью к простому мышлению.

Когнитивная терапия — что это такое?

Аарон Бек, американский психотерапевт, один из основателей направления в 1954 году исследуя депрессию в рамках психоанализа не получил каких-либо обнадеживающих достоверных результатов. Так появилось новое направление психотерапевтической помощи при панических атаках, депрессиях, различных зависимостях. Когнитивная терапия это краткосрочный метод, направленный на распознавание негативных мыслительных шаблонов, которые приводят человека к страданиям и замена их на конструктивные мысли. Клиент учится новому восприятию, начинает верить в себя и мыслить позитивно.

Цели и методы когнитивной психотерапии

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии

И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

Мнение Аарона Бека

Американский психотерапевт Аарон Темкин Бек (профессор психиатрии университета в Пенсильвании) является автором когнитивной психотерапии. Он специализируется на лечении депрессивных состояний, в том числе и со склонностью к суициду.

За основу подхода А.Т. Бек взял термин «когниция» (процесс обработки информации сознанием).

Решающим фактором когнитивной терапии является правильная переработка информации, в результате которой у человека закрепляется адекватная программа поведения.

Пациент в процессе лечения по Беку должен изменить взгляд на себя, свою жизненную ситуацию и задачи. При этом необходимо пройти три этапа:

  • признать свое право на ошибку;
  • отказаться от ошибочных идей и мировоззрений;
  • исправить мыслительные схемы (заменить неадекватные на адекватные).

Когнитивная психотерапия

А.Т. Бек считает, что только исправление ошибочных схем мышления может создать жизнь с более высоким уровнем самореализации.

Создатель когнитивной терапии сам эффективно применил ее техники по отношению к себе, когда после успешного излечения больных у него значительно снизился уровень дохода.

Больные быстро выздоравливали без рецидивов, возвращаясь к здоровой и счастливой жизни, что неблагоприятно сказывалось на состоянии счета врача в банке.

После анализа мышления и его коррекции ситуация изменилась к лучшему. Когнитивная терапия внезапно вошла в моду, а ее создателю предложили написать серию книг для широкого круга пользователей.

Аарон Бек: цели и задачи когнитивной психотерапии. Практические примеры в этом ролике:

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Основные техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой терапии базируются на «теориях научения». Первым методом лечения посттравматических симптомов стало формирование иммунитета к стрессовым ситуациям. Ключевая цель метода – помочь индивиду осознать реакции страха, побороть их, снизить проявления избегающего поведения.

Терапевт определяет, в каком формате начать формировать иммунитет к стрессу – на индивидуальных или групповых встречах.

Проходит это в три этапа: обучение, выработка навыков, применение на практике.

  • Стадия обучения предполагает объяснение пациентам их симптомов. Определяются различные каналы реакции.
  • Второй этап сопровождается обретением навыка совладать с реакциями в стрессовых ситуациях. К этим навыкам можно отнести: остановка мыслей, релаксация, намеренное повторение в уме определенной информации и прочее.
  • Третий этап обучает пациента применять полученные навыки в привычных ситуациях.

Экспозиционная техника полезна для лиц переживающих посттравматические расстройства. Применяются тщательно продуманные, наполненные деталями, многократные представления о травмирующем событии в безопасной и комфортной обстановке. Терапевт помогает пациенту унять тревогу и стресс, спровоцированные неким разрушительным событием. В отдельных случаях у индивида появляются сразу все воспоминания.

Техника систематической десенсибилизации предусматривает соединение релаксации и образов разрушительного события или стимулов, напоминающих о травмирующем событии. Предпочтительней, чтобы воздействие травмирующих сигналов включало в себя возврат к месту катастрофы и поэтапное приближение к сигналам, вызывающим наиболее сильные эмоциональные реакции, относящиеся к этой ситуации. Параллельно тренируются техники релаксации, противостоящие различным сигналам. Пример: расслабляющие образы и ровное глубокое дыхание. Накануне психоаналитик и пациент занимаются формированием ступенчатой иерархии сигналов, провоцирующих тревожные ощущения. Это позволяет специалисту держать под контролем состояние пациента, анализировать, готов ли он переходить к новой ступени иерархии.

При применении техники «наводнение» пациенту приходится подвергнуться сильному влиянию сигналов, провоцирующих умеренный или значительный страх в процессе неопасных психотерапевтических отношений. Поэтапный ряд опасений повторяется столько, сколько нужно для того, чтобы сигналы или события перестали вызывать слишком тяжелые переживания.

Параллельно с техников воздействия (экспозиции) метод когнитивно-поведенческой терапии, используемый при психологической травме, предусматривает:

  • Обретение навыков уходить от тревожных мыслей с помощью правильного дыхания и т.д.;
  • Обретения навыков контроля гневом;
  • Проработка симптомов, относящихся к разрушительному событию;
  • Анализ негативных мыслей или привычек, появившихся вследствие посттравматических симптомов;
  • Формирование новых социальных связей, налаживание уже имеющихся отношений.

Расписание тренингов и семинаров6

21 марта
Суббота,
18:00

Семинар «Куда уходит энергия и как её пополнить?»

 
Бесплатное

2 часа

Москва

Николай Иванович Орлов

25 марта
Среда,
10:00

Курс ТетаХилинг «Ты и Творец. Гармоничные отношения, часть 2-я». Познай себя и создателя

 
Скидка 1000Р

2 дня

Москва

Галина Пупышева

9 апреля
Четверг,
17:00

Курс ТетаХилинг «Ты и Творец. Гармоничные отношения, часть 2-я». Познай себя и создателя

 
Скидка 1000Р

2 дня

Москва

Галина Пупышева

17 апреля
Пятница,
19:00

Семинар и линейка мастер-классов «Как сделать карьеру?»

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Агентство «Ваш статус» (Ростов-на-Дону)
Виктория Чердакова (Ростов-на-Дону)

23 апреля
Четверг,
10:00

Курс ТетаХилинг «Ты и Творец. Гармоничные отношения, часть 2-я». Познай себя и создателя

 
Скидка 1000Р

2 дня

Москва

Галина Пупышева

Преимущества когнитивно-бихевиоральной психотерапии

КПТ помогает тысячам людей на психотерапии избавиться от различных страхов, фобий, комплексов, бессонницы и депрессивных состояний.

Работа метода направлена на реализацию следующих целей:

  • купировать приступ нервно-психического расстройства, затем навсегда избавиться от его симптоматики;
  • максимально снизить вероятность повторного появления заболевания;
  • устранить ошибочные и негативные стереотипы и установки, которые мешают человеку жить;
  • улучшить действие лекарственных препаратов;
  • побороть зависимые пристрастия к играм, наркотикам, алкоголю;
  • устранить причины и последствия межличностных конфликтов.

Когнитивная психотерапия в совокупности с поведенческим подходом прочно укрепилась в психологии в качестве «метода № 1» в мире.

Дополнительная информация. 9 из 10 экспертов для решения внутриличностных конфликтов порекомендуют обратиться к когнитивно-бихевиоральному терапевту.

Когнитивная психотерапия

КПТ № 1 в мире

Популярность методики можно объяснить большим списком очевидных достоинств:

  1. Высоких результатов и полного решения существующих проблем добились многие клиенты, выбравшие КБТ в качестве психологического «помощника».
  2. Использование КПТ обеспечивает стойкий, часто пожизненный эффект.
  3. Курс терапии не занимает много времени. К психотерапевту не потребуется ходить годами.
  4. Чтобы выполнять упражнения в КБТ, не обязательно знать психологию. Все техники понятны для рядового гражданина.
  5. Выполнять упражнения можно в домашних условиях.
  6. Не стоит бояться побочных эффектов – они полностью отсутствуют.
  7. Для решения проблем терапия учит использовать скрытые ресурсы организма.

Чтобы добиться положительных результатов, от пациента требуются полное доверие к специалисту, тяга к обучению, а также желание изменить свою жизнь к лучшему.