Универсальная схема коммуникативной схватки

Важность навыков общения и особенности их развития

Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • разрешать конфликты;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения). https://www.youtube.com/embed/0n79Ucxp97M

Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:

  • информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;
  • аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
  • регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

  • социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
  • гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
  • познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
  • интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
  • волевые качества;
  • восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
  • способность к пониманию подтекста и контекста;
  • способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.

Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.

ПТИЦЫ

У птиц коммуникация исследована лучше, чем у каких-либо других животных. Птицы общаются с особями своего вида, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком. Для этого они используют звуковые (не только голосовые), а также зрительные сигналы. Благодаря развитому слуховому аппарату, состоящему из наружного, среднего и внутреннего уха, птицы хорошо слышат. Голосовой аппарат птиц, т.н. нижняя гортань, или сиринкс, располагается в нижнем отделе трахеи.

Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные, которые знают иногда всего одну песню и повторяют ее вновь и вновь. У стайных птиц есть сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы «все спокойно» и даже призывы к трапезе.

У птиц поют преимущественно самцы, но чаще не для того, чтобы привлечь самок (как обычно считается), а для предупреждения, что территория находится под охраной. Многие песни весьма затейливы и спровоцированы выделением в весеннюю пору мужского полового гормона – тестостерона. Большая часть «разговоров» у птиц происходит между матерью и птенцами, которые выпрашивают пищу, а мать их кормит, предупреждает или успокаивает.

Птичье пение формируется и генами, и обучением. Песня птицы, выросшей в изоляции, неполна, т.е. лишена отдельных «фраз», выпеваемых другими птицами.

Неголосовой звуковой сигнал – крыловой барабанный стук – используется воротничковым рябчиком в период спаривания для привлечения самки и предупреждения самцов-конкурентов о необходимости держаться подальше. Один из тропических манакинов во время ухаживания щелкает хвостовыми перьями, как кастаньетами. По крайней мере одна птица, африканский медоуказчик, прямо общается с человеком. Медоуказчик питается пчелиным воском, но не может извлечь его из дуплистых деревьев, где пчелы устраивают свои гнезда. Неоднократно приближаясь к человеку, громко крича и затем направляясь к дереву с пчелами, медоуказчик приводит человека к их гнезду; после того, как мед взят, он поедает оставшийся воск.

Самцы многих видов птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами. Головное и хвостовое оперение, короны и гребни, даже подобное переднику расположение грудных перьев используются самцами для демонстрации готовности к спариванию. Обязательный любовный ритуал у странствующего альбатроса – сложный брачный танец, исполняемый совместно самцом и самкой.

Брачное поведение самцов птиц иногда напоминает акробатические трюки. Так, самец одного из видов райских птиц проделывает самый настоящий кульбит: сидя на ветке на виду у самки, плотно прижимает крылья к телу, падает с ветки, совершает полный кувырок в воздухе и приземляется в исходном положении.

Рекомендованные посты

3 сентября 2011 ЖУРНАЛоперация под названием «Рождение ребёнка»Долго я зрела, чтобы написать этот рассказ. Он не страшный, местами смешной, местами грустный, НО с счастливо-положительным исходом (P.S.это для читающих беременных в ожидании родов на днях). Наверное, только  будет длинноват, на мой взгляд. Но написан от души и сердца.устройтесь поудобнее-начинаем.Вообщем началось с того, что в воскресное морозное зимнее утро,https://yoursmileys.ru/tsmile/winter/t118047.gif когда снег слепит глаза, а щеки щиплет мороз, а в доме тепло и уютно, никакой рабочей суеты, после завтрака мне так ЗАХОТЕЛОСЬ ребенка, что ни о чем думать в тот день мне, кроме о будущем материнстве, не хотелось. Вышла в инет, наверное, как любая женщина, девушка в нашем современном…

3 сентября 2011 Рассказы о родахоперация под названием «Рождение ребёнка»*Долго я зрела, чтобы написать этот рассказ. Он не страшный, местами смешной, местами грустный, НО с счастливо-положительным исходом (P.S.это для читающих беременных в ожидании родов на днях). Наверное, только будет длинноват, на мой взгляд. Но написан от души и сердца.устройтесь поудобнее-начинаем.Вообщем началось с того, что в воскресное морозное зимнее утро, когда снег слепит глаза, а щеки щиплет мороз, а в доме тепло и уютно, никакой рабочей суеты, после завтрака мне так ЗАХОТЕЛОСЬ ребенка, что ни о чем думать в тот день мне, кроме о будущем материнстве, не хотелось. Вышла в инет, наверное, как любая женщина, девушка в нашем современном мире, почитать о беременности, о планировании.…

1 октября 2012 ЖУРНАЛРодовые схватки. Первый период родовЧто чаще всего пугает молодую женщину, впервые готовящуюся стать матерью (или чем ее чаще всего пугают)? Ответ напрашивается — схватки. Ожидание боли может вызвать большую панику, чем сама боль. И чем ближе заветный срок, тем навязчивее преследует этот страх. Самое верное средство избавиться от страха — перестать прятаться от него и прятать его от себя, встретить его лицом к лицу, «поговорить» с ним. Вы боитесь схваток? Так давайте разберемся, что это такое.ЧТО ТАКОЕ СХВАТКИ?Выражаясь медицинским языком, родовые схватки — это непроизвольные регулярные сокращения матки, наряду с потугами относящиеся к родовым изгоняющим плод силам.Схватки свидетельствуют о начавшихся родах. (Помимо схваток,…

Актуальные посты

была молочница теперь зуд половых губкак правило бассейн самостоятельно при беременности 27 недель

психология схватки .

Как отличить НАСТОЯЩИЕ СХВАТКИ от ЛОЖНЫХ. Роды без страха. Выпуск 64

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Как
отличить
настоящие
схватки от
тренировоч
ных? Пора в
роддом или
не пора?
Какие
ощущения в
теле и
объе…
 
 
 
Тэги:
 
АДСКАЯ БОЛЬ или МОЖНО ТЕРПЕТЬ? // Насколько болючие схватки при родах

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Влог по
душам и
болталка о
том,
насколько
больно
рожать.
Адская
боль или
можно
терпеть?
Схватки,
помогает…
 
 
 
Тэги:
 
«Мягкие роды» медитация для беременных. Настрой на благополучные роды. Аффермации на роды.

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Здравствуй
,
прекрасная
женщина!
Меня зовут
Алена . Эта
медитация
сделана
мной для
подготовки
к
рождению…
 
 
 
Тэги:
 
Дыхание в родах: период схваток

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Полная
коллекция
полезных и
интересных
видео на
темы
психологии
бизнеса и
денег – на
нашем
главном…
 
 
 
Тэги:
 
Психологическая подготовка к родам

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Как помочь
своему
ребенку
родиться
здоровым —
фрагмент
семинара
Людмилы
Ладыженко
«Мамотай
м: как
отдать…
 
 
 
Тэги:
 
Страх перед боем! Психология поединка.

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Здравствуй
те друзья,
в этом
ролике я
поделюсь с
Вами двумя
методами
борьбы с
негативным
психологич
еским…
 
 
 
Тэги:
 
Роды | Для тех кто БОИТСЯ | Как избавиться от страха перед родами?

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Хотите
перестать
бояться
родов?
Хотите
легкие
роды?
Хотите
роды без
боли?
Правильная
подготовка
к родам…
 
 
 
Тэги:
 
ДЫХАНИЕ В РОДАХ. Роды без страха. Выпуск 94

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Правила
дыхания в
родах от
акушерки
Ларисы
Чепрасовой
. Как
правильно
дышать на
схватках?
Какие
техники…
 
 
 
Тэги:
 
В минуты перед боем

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Дмитрий
Пирог —
боксёр,
депутат
Государств
енной Думы.
Герой
МЫSLей —
мастер
спорта
международ
ного
класса…
 
 
 
Тэги:
 
10 советов для благополучных естественных родов:)

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Хочу
поделиться
с Вами тем,
что же
такого я
делала,
чтобы мои
роды
прошли
естественн
о и легко:)
10
советов,…
 
 
 
Тэги:
 
Рассказ ветерана ВОВ о рукопашной схватке

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Гипнороды
от
Анастасии
Ивановой —
По любым
вопросам, а
также по
поводу
консультац
ий и
сопровожд.
 
 
 
Тэги:
 
Гипнороды. Роды без боли. Как обезболить роды?

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Страх
соревнован
ий. В чем
причина и
как
преодолеть
страх. — мой
помошникМо
гу с …
 
 
 
Тэги:
 
Страх соревнований. В чем причина и как преодолеть страх

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Психологич
еская
подготовка
к родам…
Какие
страхи
испытывают
будущие
мамочки
перед
родами? Как
с ними…
 
 
 
Тэги:
 
Психологическая подготовка к родам

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Как понять,
что пора
ехать в
роддом? По
каких
признакам
можно
узнать, что
в роддом
нужно
ехать
срочно
или…
 
 
 
Тэги:
 
Когда ехать в роддом? Роды без страха. Выпуск 62

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Больше
полезной
информации
о
беременнос
ти, родах,
воспитании
детей и
психологии
отношений
на сайте…
 
 
 
Тэги:
 
Как понять, что начались роды Как определить схватки Беременность и роды

Нажми для просмотра

Любое
важное
дело
требует
серьезной
подготовки. А роды
особенно.
Несмотря
на свою
естественн
ость, это
–..

 

Тэги:

Как подготовиться к родам: 10 советов акушера

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

«Перепутье
: родовые
схватки
нового
мира» — это
документал
ьный фильм,
раскрывающ
ий глубины
текущего…
 
 
 
Тэги:
 
Перепутье: родовые схватки нового мира (Crossroads) фильм 2013

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Как стать
Чемпионом
мира? Если
вы идете к
цели, то
часто
задаете
себе
вопрос:
«как
добиться
цели, как
достичь…
 
 
 
Тэги:
 
Эти 5 принципов помогли мне стать Чемпионом мира по самбо. Как стать успешным в спорте

Универсальная схема коммуникативной схваткиНажми для просмотра

Психологич
еская
подготовка
в боевых
искусствах
важнее
всякой
другой, ибо
главная ее
цель —
преодолени
 
 
 
Тэги:
 
Психологическая подготовка Бойца.» rel=»spf-prefetch

Развитие коммуникативных навыков у детей

Развитие навыков общения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Общение является главным условием и способом жизни человека в обществе, и с помощью него человек может понять самого себя, отыскать свое место в мире. Детское коммуникативное развитие требует пристального внимания, а сегодня, когда дети стали намного меньше взаимодействовать как со взрослыми, так и друг с другом, эта тема становится еще актуальнее.

Если ребенок будет мало общаться с окружающими людьми, он попросту не научится организовывать коммуникацию в будущем. А это может стать причиной ощущения уязвленности и отвергнутости, привести к агрессивности, тревожности, замкнутости, сниженной самооценке и другим проявлениям эмоционального неблагополучия. Чтобы избежать таких проблем, родители должны оказывать всяческую помощь своим детям в социальной адаптации.

В наших статья мы уже не раз говорили о том, что лучшей формой обучения детей чему-либо вообще является форма игровая, и формирование коммуникативных навыков тоже подчиняется этому правилу. Конечно же, чтобы в подробностях изучить все особенности развития навыков общения у детей, лучше обратиться к работам признанных специалистов в этой области, таких как И. А. Кумова, Л.В Чернецкая, М. Г. Елагина, Г. М. Андреева, И. И. Иванец и другие. Мы же хотим дать лишь несколько советов и указать верное направление тем, кого касается рассматриваемая тема.

Развитие навыков общения у детей, как мы и сказали, лучше всего выстраивать в игровой форме. Игры на развитие коммуникативных навыков отличаются тем, что предлагают ребенку возможность развития и взаимодействия с другими людьми и окружающим миром вообще. При этом в них нет соревновательного начала, благодаря чему создается атмосфера близости и единства со сверстниками, а это как нельзя лучше влияет на формирование умения общаться и выстраивать межличностные отношения.

Игры на развитие коммуникативных навыков могут различаться по направленности. Так, существуют:

  • игры на установление контакта;
  • игры на общение без слов;
  • игры на выразительность речи;
  • игры на поведение в конфликтных ситуациях;
  • игры на эмпатийное поведение и другие.

В таких играх часто используются наиболее эффективные обучающие методы и приемы:

  • практические упражнения;
  • игры со словами;
  • беседы и обсуждения;
  • моделирование ситуаций;
  • спортивные задания;
  • обыгрывания эмоциональных состояний;
  • чтение художественных произведений;
  • инсценировки, танцы, хороводы;
  • праздники и вечера отдыха.

Чаще всего обучающие мероприятия для детей организуются профессиональными специалистами. К деятельности по развитию навыков общения у детей привлекаются не только сами дети и педагоги, но и родители – дети учатся общаться, а родители совершенствуются в умении находить с ними общий язык, получают бесценный педагогический опыт от профессионалов и ответы на всевозможные вопросы о воспитании.

Услуги педагогов – это, пожалуй, лучший вариант, ведь эти люди обладают соответствующими знаниями, навыками и инструментами. Если же родители сами решают учить своих детей общаться, на них ложится еще большая ответственность за формирование в ребенке здоровой личности, готовой к жизни в обществе. При этом в любом случае будет необходимо обращаться к специализированным источникам, таким как книги, пособия или видеоматериалы. Кстати, вот пример хорошего обучающего видео:

Земноводные.

Среди земноводных только лягушки, жабы и древесные лягушки издают громкие звуки; из саламандр одни пищат или тихо свистят, другие имеют голосовые складки и издают негромкий лай. Звуки, издаваемые земноводными, могут означать угрозу, предупреждение, призыв к размножению, они могут использоваться как сигнал неблагополучия или как средство защиты территории. Некоторые виды лягушек квакают группами по три особи, а большой хор может состоять из нескольких громкоголосых трио.

Весной, в период размножения, у многих видов лягушек и жаб горло приобретает яркую окраску: часто оно становится темно-желтым, усыпанным черными пятнами, и обычно у самок цвет его ярче, чем у самцов. Некоторые виды используют сезонную окраску горла не только для привлечения партнера, но и как зрительный сигнал, предупреждающий, что территория занята.

Некоторые жабы, обороняясь, испускают сильно закисленную жидкость, вырабатываемую околоушными железами (по одной позади каждого глаза). Колорадская жаба может брызнуть этой ядовитой жидкостью на расстояние до 3,6 м. По крайней мере один вид саламандр использует специальный «любовный напиток», вырабатываемый в брачный период особыми железами, расположенными около головы.

Задачи тренинга коммуникабельности

Одна из задач тренинга — разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника. Психологи должны научить своих слушателей умению видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность. Другая задача — совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения.

Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения. В итоге, тренинг коммуникативных навыков должен вывести вас на более высокий уровень коммуникабельности. Вы должны овладеть новыми навыками взаимодействия:

  • психотехникой общения с аудиторией;
  • умением создавать комфортную атмосферу психологического существования в рабочем коллективе и дома, преодолевать конфликты;
  • легко вступать в беседу, быстро завоевывать доверие собеседника, понимать его психологическое состояние;
  • активно вести диалог, выделяя манипуляции партнера и нейтрализуя их;
  • оставаясь на своей позиции, отстаивая свои интересы, реагировать на реакцию окружающих, корректируя свои мотивировки и аргументацию;
  • использовать невербальные приемы эффективной коммуникации для убеждения окружающих;
  • умением работать с возражениями

РЫБЫ

Рыбы используют по крайней мере три типа коммуникативных сигналов: звуковые, зрительные и химические, часто их комбинируя. Рыбы производят звуки, стуча жаберными крышками, а при помощи плавательного пузыря издают ворчание и посвистывание. Звуковые сигналы используются для сбора в стаю, как приглашение к размножению, для защиты территории, а также как способ распознавания. У рыб нет барабанных перепонок, и они слышат не так, как люди. Система тонких косточек, т.н. веберов аппарат, передает колебания от плавательного пузыря к внутреннему уху. Диапазон частот, которые воспринимают рыбы, сравнительно узок – большинство не слышит звуков выше верхнего «до» и лучше всего воспринимает звуки ниже «ля» третьей октавы.

Рыбы обладают хорошим зрением, но плохо видят в темноте, например в глубинах океана. Большинство рыб в той или иной степени воспринимает цвет

Это важно в брачный период, поскольку яркая окраска особей одного пола, обычно самцов, привлекает особей противоположного пола. Изменения окраски служат предупреждением для других рыб, говорящим о том, что не следует вторгаться на чужую территорию

В период размножения некоторые рыбы, например трехиглая колюшка, устраивают брачные танцы; другие, например сомики-кошки, демонстрируют угрозу, поворачиваясь широко открытым ртом в сторону чужака.

Рыбы, подобно насекомым и некоторым другим животным, используют феромоны – химические сигнальные вещества. Сомики-кошки опознают особей своего вида, ощущая вкус выделяемых ими веществ, вероятно продуцируемых гонадами или содержащихся в моче или слизистых клетках кожи. Вкусовые почки сомиков расположены в коже, и любой из них может запомнить вкус феромонов другого, если они хоть раз находились поблизости друг от друга. Следующая встреча этих рыб может окончиться войной или миром в зависимости от сложившихся ранее отношений.

Хам-манипулятор

Иногда хамство — это эффективная модель поведения. Хамить выгодно если это позволяет быстро и с минимальными потерями добиться от партнера уступок. Как говорят, со слабыми не договариваются, слабым диктуют свои условия. Хамство может быть даже нормой общения в определенных социальных и профессиональных группах. Общение «без сантиментов» встречается в таких чисто мужских сферах деятельности, как производство и силовые структуры.

Чтобы оградить себя от такого вида хамства не бойтесь демонстрировать свою силу.  Иногда для этого придется повысить голос, а иногда в ход нужно пустить гораздо более «тонкие» приемы.

А что делать в случае, если хам  сильнее и влиятельнее вас или вы от него в чем-то зависите?

Одна из универсальных стратегий поведения в таких случаях — юмор. Он способен поставить хама в тупик, а в некоторых случаях даже заставить его перейти на вашу сторону.

Если ни юмор ни демонстрация силы не возымеют эффекта, то остается прибегнуть к стратегии избегания. Такой способ поведения вовсе не плох, так как позволяет отделаться от хама с минимальными потерями. Хамство — поведение эмоциональное и часто иррациональное. Если вы видите, что от вас в данной ситуации ничего не зависит, то умнее  будет из этой ситуации выйти.

Вспомните скандалистов, которые попадаются в общественном транспорте. Такой человек способен закатить истерику на ровном месте: кондуктор не так на него посмотрел, место ему не уступили и вот уже весь автобус разделился на два враждующих лагеря: тех, кто поддерживает скандалиста и тех, кто его ненавидит.  Верное решение в данном случае — просто не встревать в конфликт.

Итак, важно правильно оценить ситуацию и вовремя понять, что имеешь дело с хамом. А дальше — выбор стратегии по вашему усмотрению: либо ответить агрессивно, либо использовать юмор, либо избежать взаимодействия с провокатором

И ещё немаловажно попытаться отнестись к встрече с хамом как к своеобразной игре, ведь именно такие встречи позволяют наработать «приемы против лома», которые станут незаменимым оружием в вашем коммуникативном арсенале.

Зрительные сигналы.

Зрительные сигналы не имеют существенного значения в коммуникации водных млекопитающих. В целом их зрение не отличается остротой и к тому же затруднено малой прозрачностью океанской воды. Стоит упомянуть один из примеров визуальной коммуникации: у тюлена-хохлача над головой и мордой расположен надувающийся мускулистый мешок. При возникновении угрозы тюлень быстро раздувает мешок, который становится ярко-красным. Это сопровождается оглушительным ревом, и нарушитель границ (если это не человек) обычно отступает.

Некоторые водные млекопитающие, особенно те, что проводят часть времени на суше, совершают демонстративные действия, связанные с защитой территории и размножением. За этими немногими исключениями, зрительная коммуникация используется слабо.

Тактильные сигналы.

Прикосновения и другие телесные контакты – тактильные сигналы – широко используются обезьянами при общении. Лангуры, павианы, гиббоны и шимпанзе часто дружески обнимают друг друга, а павиан может слегка дотронуться, толкнуть, ущипнуть, куснуть, обнюхать или даже поцеловать другого павиана в знак искренней симпатии

Когда два шимпанзе встречаются впервые, они могут осторожно дотронуться до головы, плеча или бедра незнакомца

Обезьяны постоянно перебирают шерсть – чистят друг друга (такое поведение называется грумингом), что служит проявлением подлинной близости, интимности. Груминг особенно важен в тех группах приматов, где поддерживается социальное доминирование, например у макаков-резусов, павианов и горилл. В таких группах подчиненная особь часто сообщает, громко чмокая губами, что она хочет почистить другую, занимающую более высокое положение в социальной иерархии.

Звуки, производимые мартышкообразными и человекообразными обезьянами, сравнительно просты. Например, шимпанзе часто кричат и визжат, когда напуганы или рассержены, и это действительно элементарные сигналы. Однако у них также есть и удивительный шумовой ритуал: периодически они собираются в лесу и барабанят руками по торчащим корням деревьев, сопровождая эти действия криками, визгом и воем. Этот барабанно-певческий фестиваль может длиться часами и слышен по крайней мере за полтора километра. Есть основания считать, что таким способом шимпанзе созывают своих собратьев к местам, изобилующим пищей.

Давно известно, что гориллы бьют себя в грудь. На самом деле это не удары кулаком, а шлепки полусогнутыми ладонями по раздутой груди, поскольку предварительно горилла набирает полную грудь воздуха. Шлепки информируют членов группы, что поблизости посторонний, а возможно и враг; в то же время они служат предупреждением и угрозой чужаку. Биение в грудь – лишь одно из целой серии подобных действий, включающих также сидение в выпрямленном положении, боковой наклон головы, крики, ворчание, вставание на ноги, срывание и разбрасывание растений. Полностью такие действия вправе осуществлять только доминирующий самец – вожак группы; подчиненные самцы и даже самки исполняют части репертуара. Гориллы, шимпанзе и павианы ворчат и издают лающие звуки, а гориллы еще и ревут в знак предупреждения и угрозы.