Комплекс неполноценности

Как избавиться от комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности – проблема, способная отравить жизнь человеку. Он заставляет его действовать против воли, мешает раскрыться и быть счастливым. Поэтому нужно принимать меры, чтобы победить чувство никчемности.

Самостоятельно

Чтобы справиться с комплексом неполноценности, нужно полюбить с себя, приняв недостатки:

  • Нельзя сравнивать себя с окружающими, стремясь походить на них. Каждый человек уникален по-своему;
  • Принять факт своей неидеальности. Это поможет легко относиться к критике. Нельзя воспринимать все близко к сердцу, обращая любой промах в катастрофу. Трудности постоянно будут встречаться на жизненном пути, апреодолеть их без ошибок получается не всегда;
  • Главное – уметь видеть достоинства. Концентрация на слабых местах мешает наслаждаться жизнью. Нужно найти то, что хорошо получается, и развивать качество. Ввести в ежедневный график время для себя, позволить себе заниматься любимым делом. Осознание превосходства поднимает собственную значимость, укрепляя самооценку. Талантливый человек не боится быть не понятым. Он перестает подстраиваться под обстоятельства. Нужно научиться ценить и уважать себя, воспринимать как уникальную личность.

Комплекс неполноценности

Развитие способностей

Необходимость психологической помощи

Чувство никчемности и бесполезности охватывает каждого. В этом нет ничего опасного.

Важно! Когда негативные мысли мешают работать и жить без страха, и нет предпосылок к личностному развитию, стоит задуматься о психологической помощи. Когда сложно определить причину чувства неполноценности, поможет помощь специалиста

После краткого рассказа о проблеме психолог проанализирует ситуацию, заставит вспомнить прошлое, чтобы осознать обстоятельства, давшие толчок комплексу. Это важный шаг на пути избавления от удручающих чувств, ведь с проблемой проще бороться, глядя в лицо

Когда сложно определить причину чувства неполноценности, поможет помощь специалиста. После краткого рассказа о проблеме психолог проанализирует ситуацию, заставит вспомнить прошлое, чтобы осознать обстоятельства, давшие толчок комплексу. Это важный шаг на пути избавления от удручающих чувств, ведь с проблемой проще бороться, глядя в лицо.

Характерные проявления

Людям, страдающим от комплекса неполноценности, свойственны низкая самооценка, неуверенность в собственных силах и общая подавленность. Чувство ущербности мешает в реализации поставленных целей, вселяя в своего обладателя сомнения в каждом совершаемом действии. Такие люди постоянно жалуются на жизненные неурядицы, обвиняя как себя, так и окружающих.

Синдром неполноценности вынуждает человека весьма остро реагировать на критику в свой адрес, подстраиваться под окружающих и оправдываться чуть ли не за каждый свой шаг.

К характерным проявлениям комплекса неполноценности относятся:

  • Неуверенность в себе. Ни один человек не способен ставить перед собой цели и рассчитывать на их успешную реализацию, если не уверен в своих силах. У личности с заниженной самооценкой в первую очередь страдает эмоциональная сфера и возникают проблемы с принятием важных решений, их одолевает страх перед действиями и повышенная тревожность.
  • Постоянное напряжение. Отсутствие уверенности в себе ведет к повышению эмоционального напряжения, которое не позволяет вести полноценную жизнь и наслаждаться ей. По сути человек как бы сам загоняет себя в конкретные рамки и мешает себе быть счастливым.
  • Повышенная самокритика является верным спутником комплекса неполноценности. Страдая от чувства ущербности, человек постоянно выискивает в себе все новые и новые недостатки. Он привыкает сравнивать себя с окружающими, причем эти сравнения всегда не в его пользу. В итоге зацикленность на своих порой совершенно надуманных недостатках приводит в усилению угнетенного состояния.
  • Занижение своих достоинств. Комплекс неполноценности всегда программирует своего обладателя на неудачу, он как бы заранее нацеливается на неудачу, тем самым только притягивая ее. Принижение своих преимуществ в данном случае мешает быть самодостаточной и цельной личностью.

Важно
Человек с комплексом неполноценности склонен к агрессии и настороженности. Им свойственно видеть угрозу там, где ее нет, и пытаться нанести превентивный удар потенциальному врагу.

Работа с комплексом неполноценности

Прежде всего, вы должны определить причину возникновения комплекса. Она может крыться в детстве. Например, вас могли называть «глупым(ой)», «неудачником(цей)» и т. д.

Выявление причины является важным шагом, который поможет вам избавиться от негативного чувства. Попробуйте вспомнить: был ли в вашем детстве какой-нибудь печальный опыт? Во многих случаях он может быть похоронен в подсознании, из-за боли, связанной с его переживанием.

После определения причины появления комплекса неполноценности вы можете использовать следующие методы, чтобы преодолеть его: 

Откажитесь от «отрицательного разговора»

Это слова или фразы, которые используются во время разговора с самим собой. Всякий раз, когда вы обнаружите, что мысленно произносите фразы, типа: «Я знаю, что не понравлюсь ему, потому что некрасива», или «Я хуже всех одет в этой компании», просто остановитесь и прервите этот негативный внутренний монолог.

Помните: вы не несете ответственности за эмоции других людей. Вы верите, что бесполезны лишь потому, что чем-то раздраженный учитель накричал на вас и обозвал «бестолочью»? Если другие называют вас глупым, бесполезным и т.д из-за собственной моральной ущербности, то это не значит, что им нужно верить. Повторяйте эту мысль про себя. Пусть она станет шаблоном, который срабатывает всякий раз, когда чувство неполноценности посмеет «поднять голову».

Подумайте о мотивах других людей

Любители морально «опускать» других часто делают это для достижения собственных целей. Например, коллега, который издевается над вашей якобы некомпетентностью, возможно, хочет «убрать конкурента». Он заставляет вас чувствовать себя неадекватным и непригодным для движения вверх по карьерной лестнице. Осознание мотивов чужих действий вполне может избавить вас от ловушек, которые готовят недоброжелатели.

Повышайте свою самооценку

Самооценка – это внутренний образ, которому свойственно видоизменяться в лучшую или худшую сторону под действием различных чувств. Составьте список своих достижений (не обязательно крупных, это может быть умение играть на гитаре, варить вкусный борщ или пунктуальность).

Используйте только положительные утверждения

Например: «Я умная, красивая, уверенная в себе женщина». Когда нелюбовь к себе основана на ложной вере (например, уверенности в собственной беспомощности, уродливости и т. п.), повышение самооценки, безусловно, поможет. Как только вы поймете, что стали жертвой самообмана и верили в ложные убеждения, то сможете избавиться от комплекса неполноценности.

Удалите «ярлыки», которые на себя «приклеили»

Это слова, которые описывают определенные плохие черты (тугодум, посредственность, неуклюжий и т. д.) Избавление от этих ярлыков может дать вам сильный толчок вперед на пути преодоления чувства неполноценности.

Игнорируйте критику

Не обращайте внимания на критику, которая включает обстоятельства, которые нельзя изменить. Вас могут ругать за физические, психические и даже генетические особенности, такие как инвалидность, сексуальная ориентация, цвет кожи, раса, этническое происхождение, или любой другой аспект, над которым человек не властен. Этот тип словесных оскорблений очень часто оставляет эмоциональные шрамы, и бьет по самоуважению

Сосредоточьте внимание на своей уникальности и опирайтесь на свои собственные убеждения и ценности

И всегда помните: никто не может внушить вам чувство неполноценности, или понизить самооценку, если вы не позволите сделать это.

Истоки чувства неполноценности

Итак, назвать себя действительно счастливым и довольным собой и своей жизнью человеком могут немногие. Да и есть ли необходимость ежедневно задаваться философскими вопросами о счастье?

Здесь уже не до рассуждений. Происходит борьба – независимо от того, подчинена ли повседневная деятельность фиктивным целям, сформулированным стереотипами, о чем пишет Альфред Адлер в работе “Невротическая конституция”. Или, как нам кажется, ею руководят осознанные порывы, боремся мы за них или отступаем.

Как правило, трудности и социальные проблемы провоцируют развитие чувства неполноценности, которое присуще каждому. Это совсем не указывает на то, что вы неуверенный в себе или не смелый человек. Или на то, что те люди, которые чувствуют себя в мире, как дома, о которых писал Адлер, вымышленные и просто не могут существовать. Дело в том, что чувство неполноценности может как строить препятствия, так и мотивировать человека на конструктивные достижения.

Индивидуальная психология Адлера основывается на исследовании конкретных примеров поведения и их последствиях. Он, как психолог, транслировал свой жизненный опыт на исследуемое поле. Из биографии ученого известно, что в детстве Адлер перенес не одну серьезную болезнь. Вероятно, стремление быть таким же, как другие дети, быть включенным в коллектив — является примером, когда чувство неполноценности стимулирует желание жить и развиваться. Так, он полагал, что применимые к ребенку объяснения в необходимости семьи возможно применить к обществу вообще.

Безусловно, стремление к общности является движущим началом для индивида. Тем не менее, в условиях необходимости включения человека в социальную жизнь и разворачиваются баталии компенсации и чувства неполноценности.

Карен Хорни – исследователь, который принадлежит к важным фигурам в развитии социально-психологических теорий личности, акцентировала в своей работе “Невротическая личность нашего времени” внимание на значении окружающей социальной среды. В контексте же нашей темы – это доступный пример того, как с общепринятым пониманием нормальности уживается и чувство неполноценности

Более того, такое понимание его провоцирует. Человек сравнивает себя с другими людьми или какими-либо стандартами – и если он не соответствует им или они ему чужды, ощущает свою неполноценность. Другая сторона — чувство превосходства, когда человек испытывает потребность быть лучше других

В контексте же нашей темы – это доступный пример того, как с общепринятым пониманием нормальности уживается и чувство неполноценности. Более того, такое понимание его провоцирует. Человек сравнивает себя с другими людьми или какими-либо стандартами – и если он не соответствует им или они ему чужды, ощущает свою неполноценность. Другая сторона — чувство превосходства, когда человек испытывает потребность быть лучше других.

Суррогаты «полноценной жизни»

Альфред Адлер утверждал, что комплекс неполноценности формируется в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать, что его возможности не безграничны, и далеко не все желания реализуемы.

Пожалуй, два самых очевидных ограничителя наших возможностей – это физическое тело (на уровне материальном) со всеми своими потребностями, и морализирующее воспитание (на уровне психологическом). Детские игры, наполненные фантазиями – один из способов компенсировать эти ограничения. Используя игрушки, ребенок, преодолевая ограничения, отыгрывает различные роли, реализовать которые в реальной жизни возможности нет – таким образом опосредованно воплощает свои желания.

С годами повзрослевший ребенок продолжает такое отыгрывание своих ограничений в актуальных его положению играх для взрослых. Можно свою энергию сублимировать и выражать в творчестве. Можно свои комплексы отыгрывать, терроризируя окружающих – не самый продуктивный вариант. Можно изображать из себя особенного, или великого человека, как это делают духовные мастера. Можно реализовывать себя, аналогично детям, увлекаясь миром воображения, погружаясь в компьютерные игры, чтение романов, просмотр сериалов, где, забываясь, проживают чужую жизнь.

Один из самых популярных и общественно одобряемых вариантов компенсации комплекса неполноценности – это так называемый «успех»

Неважно в чем, главное, чтобы человек сам в своей полноценности более не сомневался. То есть вариантов успокоить сомнения на собственный счет – множество

Практиковать тиранию, манию величия, срывать звезды с неба для этого необязательно

То есть вариантов успокоить сомнения на собственный счет – множество. Практиковать тиранию, манию величия, срывать звезды с неба для этого необязательно.

Широкий профиль

Получив в восемнадцать лет аттестат зрелости, Альфред поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, нервным болезням и невропатологии, но работал первоначально врачом широкого профиля.

В университете Адлер увлекся социал-демократическими идеями. Он стал активно участвовать в мероприятиях социал-демократов, проповедуя идею равенства всех людей, независимо от расы, религии, пола. На одном из митингов Альфред встретил приехавшую учиться в Венский университет Раису Тимофеевну Эпштейн, дочь российского промышленника. Вскоре увлечение Адлера переросло в стойкое чувство. В 1897 году он отправился в Россию, чтобы познакомиться с родителями невесты, и в том же году Альфред и Раиса поженились — свадьба была проведена по иудейскому обряду в еврейской общине Смоленска.

Примерно в это время Адлер сформулировал основополагающий принцип своей теории, принцип «чувства неполноценности и компенсации». Еще занимаясь общей медициной, Адлер предположил, что болезненность какой-то определенной части тела человека происходит от исходной — либо врожденной, либо связанной с аномалиями развития — неполноценности. Дефект может и должен компенсироваться за счет тренировки. Наиболее известным примером был Демосфен, страдавший в детстве от заикания, но тем не менее ставший одним из величайших ораторов. Используя и свой личный опыт детства и юности, Адлер без труда нашел и другие примеры.

Адлер рассматривал неполноценность как любое чувство, возникающее в связи с переживаниями социальной или психологической несостоятельности. При этом утверждал, что чувство неполноценности вовсе не признак патологии или невроза. Хотя, конечно, в определенных условиях — в первую очередь социальных — оно может восполняться болезненным, ненормальным стремлением к превосходству. Однако в нормальных обстоятельствах желание преодолеть свою неполноценность становится великой движущей силой совершенствования человека.

После того как Адлер опубликовал несколько работ по социальной медицине, молодого ученого заметил Зигмунд Фрейд и пригласил его участвовать в заседаниях своего «Общества психологических сред». А еще Адлер открыл психотерапевтический кабинет на окраине Вены, рядом с цирком и Луна-парком, поэтому среди его пациентов было много гимнастов и трюкачей. Адлер консультировал их бесплатно, используя истории столь необычных пациентов в научных изысканиях. И нашел подтверждение своей теории комплекса неполноценности: даже эти физически сильные люди страдают от неуверенности в себе и невротических страхов.

В своей работе «Практика и теория индивидуальной психологии» Адлер так описывал свои искания начала XX века:

Для Адлера превосходство не означает быть лидером или занимать все более и более высокие ступени в обществе. Превосходство не означает и банального успеха в каком-то отдельном деле, даже в комплексе дел и предназначений. Превосходство — это глубоко личностный, даже интимный процесс, это достижение своего «Я» или достижение состояния самоактуализации. Адлер считал стремление к превосходству врожденным.

— говорил он. Оно самый могущественный динамический принцип.

У женщин

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности у женщин может проявляться из-за наличия рядом с ними властного отца, деспотичного мужа или образцового брата.

Властный отец:

  • ребенок наблюдает, как сильно отличается социальная роль у родителей, начинает делать свои выводы;
  • пытается на себя примерить образ главного члена семьи, повзрослев, понимает, что это абсурд;
  • так, как она женщина, значит, относится к слабому полу;
  • когда на горизонте начнут появляться мужчины, она будет к ним относиться, как мать к отцу, начнет преклоняться перед ними.

Такое состояние может завершиться, как формированием комплекса неполноценности, так и расстройством личности.

Деспотичный муж, который является эмоционально нестабильной особой, с легкостью уничтожает чувство достоинства у женщины:

  • такой мужчина постоянно пользуется «кнутом и пряником», вызывает чувство вины у супруги;
  • жена становится жертвой;
  • через определенное время у нее возникает потребность в получении наказания;
  • после применения силы, муж начинает просить извинения или делает подарок своей жене.

Через какое-то время для девушки такие взаимоотношения становятся нормальными. Она терпит побои, потому что уверена, что после этого сможет почувствовать свое преимущество, когда муж начнет извиняться и просить прощения. Женщина становится зависимой, не может уйти от такого супруга.

Образцовый брат. Когда в семье есть сын и дочь, то девочка начинает остро реагировать, чувствуя превосходство брата над собой:

  • к мальчикам иначе относятся, их не осуждают за испачканные штаны или разбитое колено;
  • к девочке относятся требовательнее, аргументируя это половой принадлежностью;
  • со временем складывается ощущение того, что мужчины превосходят над женщинами.

По мере взросления девушка будет ощущать все те же запреты, так как родители будут волноваться за то, чтоб она рано не повзрослела, не встретилась с плохой компанией, не забеременела.

Как избавиться от комплекса неполноценности

Пребывая в ложном образе, человек остается оторванным от реальности. А борется он по сути с вымышленными трудностями. В процессе работы над комплексом нужно развивать осознанность себя и своей жизни.

В ходе психотерапии нужно:

  • развить эмоциональный интеллект личности;
  • пережить и проработать негативный травмирующий опыт;
  • изменить установки и стереотипы мышления и поведения;
  • изменить мнение и отношение к себе, людям, миру.

То есть вся работа нацелена на переосмысление человеком себя. Как правило, истинная причина травматизации психики во взрослом возрасте забывается, уходит в подсознание. Из-за этого самостоятельно разобраться в ситуации практически невозможно. Только грамотная помощь психолога поможет вернуться в детство и заново посмотреть на травмирующее событие, избавиться от тягот прошлого.

Когда психотравма выводится на осознаваемый уровень, то выясняется, что человек зря по-прежнему себя мучает

Важно понимать, что дети острее реагируют на события, достаточно одной случайной фразы для травматизации. Клиенты часто удивляются, когда заново смотрят на проблему

Они понимают, что ничего не было страшного, а если было, то во взрослом возрасте они имеют все инструменты, чтобы совладать с трудностями.

Таким образом, для избавления от комплекса неполноценности нужно найти и решить его первопричины. Можно непосредственно бороться с тем, что тревожит: повышать уверенность, корректировать самооценку, худеть, наращивать мышцы, делать операции, менять одежду. Но это не решение проблемы. Пока живо старое мышление, человек постоянно будет находить в себе все новые и новые изъяны. И только при изменении мышления можно дополнить свой новый реальный образ коррекцией осанки или фигуры, повышением ораторского мастерства и так далее. Но чаще после психотерапии человек не хочет ничего в себе менять и понимает, что он надумал себе проблемы и недостатки.

Что такое комплекс неполноценности в действительности?

Закомплексованность действует как заноза. Чтобы неприятные ощущения от «занозы» не мешали жить, человек надевает на себя социальную маску. Поверхностный образ демонстрируется окружающим, но на самом деле личность человека диаметрально противоположна.

Комплекс неполноценности порождается страхами и неуверенностью в себе. Человек переживает, что его поверхностный образ не выдержит натиска окружающего мира и он столкнется с собственной неуверенностью лицом к лицу. Лживые социальные маски защищают людей от собственной никчемности и бесполезности. В запущенных случаях комплекса неполноценности у человека проявляются все признаки мании величия, а иногда – агрессии и тирании.

В действительности человек с комплексом неполноценности всей душой мечтает, чтобы нашлись те люди, что примут его вместе со всеми особенностями и «тараканами». Он и сам хочет принять себя со всеми недостатками, чтобы прекратить занятия самобичеванием. Закомплексованный человек ожидает похвалы и одобрения от окружающих.

Растворившись в чувстве собственной неполноценности, человек будет тем, кого называют неудачником. Он смакует нереализованность и закапывается в ней. Закомплексованные люди несчастливы не зависимо от статуса и материального положения.

Люди с комплексом неполноценности часто завистливы и испытывают радость, когда окружающие терпят фиаско.

Психология развития и проявления комплекса неполноценности

Большинство психологов придерживаются мысли, что комплекс неполноценности – заболевание сложное, многогранное и коварное. Известно, что эта патология начинает формироваться еще в раннем детстве и причиной тому ощущение ребенком чувства ненужности и бесполезности.

К сожалению, некоторые родители, осознанно или нет, сами взращивают в детях сомнения в своих способностях и губят веру в себя. Не секрет, что задачей родителей является привитие ребенку критичного мышления, чувства ответственности и целеустремленности. Если малыш показывает интерес к чему-либо и хочет проявить себя, то ему ни в коем случае нельзя мешать.

Многие родители в силу различных причин сами мешают своему чаду развиваться в самоорганизации. Для них намного проще отослать его в комнату смотреть мультики, нежели приобщить его к уборке и готовке.

Обратите внимание
Комплекс неполноценности тесно связан с комплексом превосходства. Иногда мамы и папы настолько потакают своим чадам и превозносят их зачастую посредственные успехи, что ребенок вырастает в эгоистичного взрослого, с пренебрежением взирающего на окружающих.. В самом чувстве превосходства нет ничего плохого, ведь оно выражает стремление к совершенству, присущее практически каждому

А вот когда оно трансформируется в комплекс, то выражается в абсолютной уверенности собственной уникальности и совершенства

В самом чувстве превосходства нет ничего плохого, ведь оно выражает стремление к совершенству, присущее практически каждому. А вот когда оно трансформируется в комплекс, то выражается в абсолютной уверенности собственной уникальности и совершенства.

Врач-психиатр на войне

В 1912 году он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, но к их рассмотрению приступили лишь три года спустя, когда в Европе уже шла Первая мировая война. Адлер был мобилизован на военную службу и служил врачом в психиатрических отделениях различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов. Во время войны теперь уже заочное противостояние Адлера и Фрейда продолжилось. Еще в разгар дискуссий в Венском психоаналитическом обществе Адлер ознакомился с книгой Ганса Файхингера «Философия «Как если бы».

Содержащиеся в ней идеи дали Адлеру возможность добавить третий камень к фундаменту его индивидуальной психологии. Файхингер писал, что люди руководствуются фиктивными представлениями, не имеющими соответствий в действительности. Эти фикции — например, «все люди созданы равными», «честность — лучшая политика», «за все надо платить» — не дают эффективно взаимодействовать с реальностью. Это был новый материал для противостояния Фрейду. Ведь Фрейд утверждал, что будто человеческие мотивы основаны на прошлых — в основном негативных — переживаниях.

Адлер же вслед за Файхингером утверждал, что двигателем развития человека являются ожидания. Ожидания могут быть предельно идеалистическими (вера в то, что грешники обязательно попадут в ад, а праведники в рай), могут оказать — и оказывают — определяющее влияние на поведение. Адлер использовал понятие «финализма».

Принцип «фиктивного финализма» стал определяющим в его теории:

Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объяснения, но перспектива. в которой они видятся, индивидуальный способ видения, подчиняющий жизнь фиктивной цели, могут это сделать». Финальная цель, равно как и цели промежуточные, может быть фикцией, недостижимым идеалом, но является реальным стимулом и объясняет поведение. Цели определяют убеждения, а не наоборот. Люди ведут себя в соответствии с этими убеждениями, даже если они не имеют никакого отношения к реальности. Правда, невротик не способен открыто встретить реальность, оставаясь во власти фикций, а вот человек здоровый при необходимости способен это сделать.

Самообман комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности – гнилая заноза в душе человека. И чтобы гримаса боли от этой занозы не коверкала фасад личности, обряжаются поверхностными масками на показ себе и окружающим. Наша социальная личность во многом – «собирательный образ», своеобразная психическая витрина. По Юнгу – это архетип «персона», личина, за которой человек прячет свои неугодные черты. 

Комплекс неполноценности порождает сомнения в собственных истинах, в том, кто ты есть и на что можешь опираться, следуя по жизни – все это и приводит к общей неуверенности в себе. Закомплексованный, неуверенный в себе человек боится, что его раздутый образ не выдержит контакта с реальностью, и он столкнется с собственным ничтожеством лицом к лицу.

Мы создаем самообман, чтобы спрятаться от реальности, чтобы сохранять лживые маски, которые защищают от осознания собственной беспомощности перед лицом жизни. В самых запущенных случаях этот механизм проявляется в серьезных клинических отклонениях.

Под влиянием комплекса неполноценности, единственное, чего на самом деле хотят в глубинах души – это, чтобы не отвергали, а без всякого осуждения приняли со всеми потрохами. Мы сами хотим принять себя в своем истинном обличии, чтобы избавиться от самобичевания и самоуничижения. Но на поверхности мы ожидаем одобрения, похвалы, хороших оценок, медалей и грамот, а в запущенной стадии – преклонений и простираний.

Зависимость от чужого мнения – это неспособность опираться на собственное мнение о себе, сомнение в своих знаниях о себе – оно же неуверенность в себе.

Не зря в голливудских фильмах одно из самых «обидных» ругательств – «неудачник» – человек, который игнорирует возможности, акцентируясь на причинах для пассивного бездействия, затаившись от страха в зоне комфорта. Есть такое мнение, будто неудачник – это каждый пассажир автобуса старше 30-и лет. Но в реальности неудачником себя может почувствовать абсолютно каждый под действием личного комплекса неполноценности. Например, когда среди привычных образов ума, начинают фонить нереализованные мечты.

Зачастую мы покупаем дорогие, роскошные вещи исключительно ради самоутверждения, просто потому что нам стыдно ездить в общественном транспорте в дешевой одежде. В таком случае машина – это не средство передвижения, а только роскошь – всего лишь очередная игрушка и дань ненасытному комплексу. Внешний декор – лишь временный способ поддержать свой статус и заглушить неутолимый комплекс неполноценности. Когда смакуют свою нереализованность, становятся неудачником при любом раскладе – с деньгами, или без них, до тех пор, пока не изменят собственные пагубные убеждения.

Чувство неполноценности & стремление к превосходству

Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.

Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.

Новейшие достижения Альфреда Адлера

Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов   в случаях органической неполноценности (см. выше) стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе касающейся воспитания используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияниена ведущихпсихологов, таких как Маслоу, Роджерс, документально доказано (Ansbacher, 1990). Как неоднократно было доказано, теория Адлера сталапредпосылкой образования когнитивной психологии

Значительным вкладом Адлера вразвитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии

Идеи Адлера имели огромное значение для развития современной психологии, психиатрии, особенно детской, а также оказали существенное влияние напроцессы воспитания и обучения.

Список литературы:
  1. Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Васильев В. Стресс и здоровье. — М., 1991.-369с.
  4. Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
  5. Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Креативное «я»

Если постоянные разъезды с лекциями по разным странам были ему не в тягость, известия из Австрии и Германии буквально отнимали у него жизнь. Он тяжело переживал то, что школы индивидуальной психологии после прихода нацистов к власти были закрыты, а книги Адлера запрещены. Старшая дочь Валентина с мужем, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибли в сталинских лагерях. Врачи настоятельно рекомендовали сбавить темп, отдохнуть, но именно в это время Адлер сформулировал принцип «креативного «Я» и последние месяцы жизни старался все время посвящать разработке этого представления.

Он считал, что «креативное «Я» — эликсир жизни, первопричина всего человеческого, правитель человека и его судьбы. По Адлеру, человек сам творит свою личность, создавая ее из кирпичиков наследственности и приобретенного опыта. «Наследственность лишь наделяет определенными способностями, — писал Адлер. — Среда дает определенные впечатления. Способности и опыт плюс способ их переживания — точнее, интерпретация переживаний — выступают кирпичами, из которых слагается отношение к жизни, определяющее взаимоотношения с внешним миром». Креативное «Я» придает жизни смысл. Оно активное начало человеческой жизни, не сводимое к понятию души.

Адлер, обвиняемый в идеализме и даже наивности, оказался творцом психологической теории личности, принципиально противоположной теории личности Фрейда. Его представления нашли свое подтверждение во многих исследованиях как его учеников, так и специалистов из других наук, первоначально даже и не предполагавших опираться на наработки Адлера. Но главное все-таки в том, что, наделив человека альтруизмом, человечностью, стремлением к сотрудничеству, Адлер не только ушел от грубо понимаемых жажды власти и стремления к превосходству.

Он вернул людям чувство собственного достоинства, еще совсем недавно, казалось бы, окончательно разрушенное психоанализом. Материалистический, пугающий портрет человека Адлер заменил портретом человека цельного, творческого, стремящегося к успеху и достигающего успеха в содружестве с другими людьми. Звучит немного наивно, но квинтэссенция учения Адлера может быть сведена к следующему:

Когда-то один крупный физиолог полушутливо выдвинул тезис о том, что существуют характерные болезни хороших и порядочных людей. Например, язва желудка будто статистически чаще встречается у порядочных, так как они слишком много переживают о ближних. Примерно в таком же тоне физиолог говорил и об инфаркте миокарда. Видимо, не следует излишне возвеличивать Альфреда Адлера, но представляется, что сказанное можно отнести и к нему.

В 1937 году на пути в Англию, где было запланировано проведение лекций и конференций, Адлер прочел лекцию в Гааге. Почувствовал себя очень плохо. Несмотря на боли в сердце и предупреждение врачей, на следующий день отправился в Великобританию. Четыре дня спустя, 28 мая 1937 года, Альфред Адлер упал на улице шотландского города Абердина и умер по пути в больницу в машине скорой помощи.