Особенности компьютерной психодиагностики. преимущества и недостатки использования компьютеризированных психодиагностических методик

Классификация задач и методов их решения.

1. Выявление различий в уровне исследуемого признака.

Назначение методов: выявление различий
между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно
измеренного.

Q — критерий Розенбаума.

Критерий применяется в тех случаях,
когда данные представлены по крайней мере в порядковой шкале. Признак должен
варьировать в каком-то диапазоне значений, иначе сопоставления с помощью
Q-критерия просто невозможны. Например, если у нас только 3 значения
признака, 1, 2 и 3, — нам очень трудно будет установить различия. Метод
Розенбаума требует, следовательно, достаточно тонко измеренных признаков.

Диапазоны разброса значений в двух
выборках должны не совпадать между собой, в противном случае применение
критерия бессмысленно. Между тем, возможны случаи, когда диапазоны разброса
значений совпадают, но, вследствие разносторонней асимметрии двух
распределений, различия в средних величинах признаков существенны.

Что такое психодиагностика?

Психодиагностика — область психологии, связанная с разработкой и практическим применением методов, с помощью которых возможно определить степень развития определенных черт личности, выявить психофизиологические свойства человека. В быту чаще встречается словосочетание «психологическое тестирование», но методы не сводятся к одному тестированию. Кроме тестовых методик существует клиническое интервью, опросники, анкетирование, наблюдение, беседа. В результате психодиагностического исследования ставится психологический диагноз – описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека.

Психологическая диагностика развивалась, в основном, благодаря запросам армии и производства. Поэтому основная сфера применения – подбор персонала и профориентация для бизнеса, образования, спорта, производства, медицины, юриспруденции. Разработанные для промышленности тесты адаптировались для «обычной жизни» и теперь помогают:

  • Выбрать будущую профессию, найти дело по душе.
  • Диагностировать уровень психического развития (на соответствие уровня мышления, памяти, внимания, интеллекта возрастной норме).
  • Определить разные стороны личности (от тяги к обману до склонности к шизофрении).
  • Выявить индивидуальные факторы риска наркозависимости, созависимости.
  • Оценить невротические и эмоциональные состояния, уровень депрессии, степень тревожности.
  • Провести глубокий анализ личности (нейропсихологическая диагностика).
  • Исследовать реакции на неудачу, способы выхода из сложных ситуаций.
  • Выявить основные личностные функции (агрессивность, тревожность, фобии, сексуальность, нарциссизм, эгоизм).

Психодиагностика предоставляет не только информацию о личных качествах, но помогает обозначить направление для роста и развития. Например, разработаны тесты-игры для дошкольников, которыми проверяют готовность ребенка к школе. Или профориентационные опросники для учеников старших классов – они помогают узнать о способностях и наклонностях, определить список будущих профессий.

Есть тесты, которые можно пройти и расшифровать самостоятельно. Но глубокий анализ и конкретные рекомендации дает психолог с практическим опытом в интерпретации тестов.

История возникновения

Накопленные знания донаучной психодиагностики в максимально концентрированном виде представлены в народной мудрости. Популярными были сказки, мифы, притчи, где главных героев испытывали экстремальными ситуациями. Мужские качества тестировали драконами, нечистой силой, бочками с кипятком. Женские – проверяли молодильными яблоками, кулинарными состязаниями.

Первые документальные упоминания о психодиагностической практике нашли в литературе о Древнем Египте. Это были подробные описания испытаний для кандидатов в жрецы. В Древнем Китае существовала своя система тестирования при отборе правительственных чиновников. Ненаучными, но опробованными методами проверки были физиогномика, графология, хиромантия.

Первые психодиагностические методики, основанные на экспериментальных способах исследования психики, появились чуть более ста лет назад. Главным плюсом этого направления оказалась возможность применить их к большому количеству испытуемых и сравнить результат по нужному параметру. Сначала тестирование применялось для того, чтобы отделить душевнобольных от умственно отсталых клиентов клиник. Позже применялось для массового набора военных, телефонисток, секретарей-машинисток.

В 1905 году французский психолог А. Бине разработал первый прототип современного теста для оценки интеллекта. Первоначальный вариант совершенствовался психологами, пока в 1916 году американец Л. Термен не предложил известный сегодня IQ-тест. Сам термин «психодиагностика» появился в 1921 году после публикации теста чернильных пятен Роршаха. Позже разрабатывались личностные опросники, профильные тесты по запросы разных сфер производства. В XXI существует более 10 тысяч методов психологического тестирования.

Авторы

ФИО Организация Дополнительно E-mail
Вассерман Людвиг Иосифович научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева; Санкт-Петербургский государственный университет доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории клинической психологии и психодиагностики научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета psy_lab@inbox.ru
Иовлев Борис Вениаминович научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики psy_lab@inbox.ru
Червинская Ксения Ральфовна научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева кандидат технических наук, доцент кафедры эргономики и инженерной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики ks.56@mail.ru

Всего: 3

Стандартизация диагностической методики

(по О.В. Беловой, 1997)

Добиться объективности диагностической методики можно при выполнении следующих условий:

  • единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;
  • единообразие оценки выполнения теста;
  • определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Первый этап состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

  • условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять, когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
  • Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).
  • Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются испытуемому оригинальный стимульный материал или искаженные копии.
  • Временные ограничения выполнения теста. Например, выполнение заданий тестов на интеллект обычно ограничено определенным промежутком времени.
  • Стандартный бланк для фиксации результатов, использование которого облегчает процедуру обработки.
  • Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
  • Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься испытуемым как подсказка «правильного ответа» и др.
  • Учет влияния опыта испытуемого в тестировании. Естественно, что испытуемый, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если испытуемый уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: предварительной обработки и интерпретации полученных результатов. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

Третий этап состоит в определении норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы

разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей, устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны

Профессиональные нормы

устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп

Локальные нормы

устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, района, социального и экономического статуса и др.

Национальные нормы

разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Ссылки

1. Ассанович М.А., Червинская К.Р. Компьютеризация интегративной системы Роршаха // Материалы 4-го Всерос. съезда Рос. психолог. сооб-ва: В 3 т. Москва; Ростов н/Д: Кредо, 2007. Т. 3. С. 194-195.
2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. 2-е изд., перераб. и доп. Киев; Санкт-Петербург, 2008. 688 с.
3.Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. О направлениях использования персональных компьютеров в медицинской психологической диагностике // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3. С. 21-27.
4.Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб.: Изд-во СЛП, 1997. 203 с.
Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: введение в теорию, практику, обучение. СПб.: Академия, 2003. 736 с.
Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994. 364 с.
Иовлев Б.В. и др. Методологические аспекты изучения эффективности компьютерной психодиагностики // Вестник СПбГУ 2006. Сер. 6. Вып. 2. С. 115-124.
8.Ромек В.Г., Сатин Д.К. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в сети Интернет // Психол. журн. 2000. № 21.2. С. 70-75.
9.Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний / Под ред. Л.И. Вассермана. СПб.: Академия, 2002. 624 с.
Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
Червинская К.Р. Методика интерперсональных отношений: опыт эксплицирования знаний эксперта-психолога, интерпретационные схемы. СПб.: Речь, 2008. 160 с.
Червинская К.Р. Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. 2008. Сер. 6. Вып. 4. С. 68-80.
Червинская К.Р. Психологические основы инженерии знаний: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2009. 145 с.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с.
Bartram D., Bayliss R. Automated testing: Past, present and future // J. of Occupational Psychol. 1984. Vol. 57. P. 221-237.
Buchanan T., Smith J.L. Using the Internet for psychological research: Personality testing on the Wold Wide Web // British J. of Psychol. 1999. Vol. 90. P. 125-144.
Cohen R.J., Swerdlik M.E., Smith D.K. Psychological testing and assessment. 2nd ed. Mountain View, CA: Mayfield Publishing, 1992.
Meier S. The chronic crisis in psychological measurement and assessment: A historical survey. San Diego: Academic Press, 1994.
Skinner H.A., Pakula A. Challenge of computers in psychological assessment // Professional Psychol.: Research and Practice. 1986. Vol. 17. P. 44-50.

МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ДАННУЮ ПРОГРАММУ:

Оценка параметров распределения.

Параметры распределения — это его
числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения
признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное
появление определенных значений признака.

1. Среднее арифметическое (оценка
математического ожидания).

Средней величиной в статистике
называется обобщающая количественная характеристика признака в
статистической совокупности, отражающая типичный уровень этого признака в
расчете на единицу совокупности. Наиболее распространенным видом средних
является средняя арифметическая. Под средней арифметической понимается такое
среднее значение признака, при замене которым индивидуальных значений
признака суммарный объем этого признака по совокупности в целом сохраняется
неизменным, т.е среднее арифметическое есть среднее слагаемое

На основе ошибки математического
ожидания строятся доверительные интервалы. Если тестовый балл какого-либо
испытуемого попадает в границы доверительного интервала, то нельзя считать,
что испытуемый обладает повышенным (или пониженным) значением измеряемого
свойства с заданным уровнем статистической значимости. Научные выводы
требуют доказательств.

Усредненный графический профиль тестовых
показателей по любой из предлагаемых методик можно получить нажатием одной
клавиши.

2. Среднее квадратическое отклонение.

Средняя величина дает обобщающую
характеристику всей совокупности изучаемого явления. Однако два
распределения, имеющие одинаковую среднюю арифметическую, могут значительно
отличаться друг от друга по степени рассеяния (вариации) признака.

В качестве мер изменчивости результатов,
характеризующих степень рассеивания отдельных величин вокруг средней
арифметической, используются разные меры в зависимости от примененных шкал
измерения. Для характеристики рассеивания величин интервальных шкал и шкал
отношений чаще всего пользуются значением среднеквадратичного отклонения.

Среднее квадратическое отклонение — это
среднее квадратическое из отклонений отдельных вариантов от их средней
арифметической, т.е. показатель среднего отклонения от средней.

3. Дисперсия.

Дисперсия — это квадрат среднего
квадратического отклонения. Она представляет собой средний квадрат
отклонений вариантов от средней величины.

4. Коэффициент вариации.

Отношение квадратического отклонения к
средней, выраженное в процентах, называется коэффициентом вариации.
Коэффициент вариации используют также как характеристику совокупности данных
исследования.
Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации
не превышает 33%.

5. Коэффициент асимметрии (Аs) — показатель симметричности распределения.

Симметричным является распределение, в
котором частоты любых двух вариантов, равноотстоящих в обе стороны от центра
распределения, равны между собой. Для симметричных одновершинных
распределений средняя арифметическая, мода и медиана равны между собой.

При левосторонней, или положительной,
асимметрии в распределении чаще встречаются более низкие значения признака,
а при правосторонней, или отрицательной — более высокие.

Величина Аs может изменяться от -1 до +1
(для одновершинных распределений). Чем ближе Аs по модулю к 1, тем
асимметрия существеннее. Для симметричных распределений Аs=
0.


6. Эксцесс (Ex) — показатель островершинности распределения.

Малоформализированные методики

  • методики наблюдения (наличие плана и критериев);
  • опрос (интервью);
  • Анализ продуктов деятельности.

Если абстрагироваться от особенностей конкретного метода и методики, то психологическая диагностика в целом сводится к созданию тестового задания (условий, подбора фактов и т.д.) и фиксации действий испытуемого в ответ на его предъявление. Тестовое задание состоит из стимулов (раздражителей) и последовательности их предъявления (табл. 1). Варианты ответных действий испытуемого, которые можно зафиксировать как результат диагностики, представлены в таблице 2. Фактически любая диагностическая методика, в том числе и компьютерная, может рассматриваться как перечень стимулов и вариантов ответов на них, что, в принципе, позволяет стандартизировать компьютерные методики психодиагностики. И хотя  в теории существует эта стройная система, но на практике мы имеем множество тестовых программ с разными интерфейсами, разными способами предъявления стимулов и фиксации ответов, разными формами обработки и интерпретации результатов.

Таблица 1Виды тестовых заданий (по Дюку, 1997)

Виды стимулов

Порядок предъявлениястимулов

Вербальные

Невербальные

Фиксиро-ванный

Переменный

Стандартизи-рованные

Индивидуально ориентированные

Статические

Динамические

Случайный

С обратной связью

Таблица 2 Виды ответов на тестовые задания (по Дюку, 1997)

Закрытые

Открытые

Динамическоереагирование

Выбор

Оценивание  по заданной шкале

Восстановлениечастей

Переструкту-рирование

Дополнение

Свободноеконструирование

По заданию

По сюжету

Это требует от психолога-диагноста понимания сущности используемой методики, достоинств и недостатков ее компьютерной реализации. Внешняя простота работы с компьютером и легкость освоения процедуры тестирования могут формировать ложную самоуверенность в своих силах.Компьютерные и компьютеризированные методики

Согласно одному из ведущих специалистов по психодиагностике профессору Л.Ф. Бурлачуку, следует различать компьютеризированные тесты, где компьютер является вспомогательным средством для работы методики и когда правильнее говорить о ее компьютерной реализации, и собственно компьютерные методики, которые изначально ориентированы на возможности современной вычислительной техники и без компьютера не могут быть проведены. Так, например, предшественником моих компьютерных методик изучения реакции на движущийся объект (РДО) был телевизор с встроенными в него микросхемами для управления объектом на экране и фиксацией времени ответного реагирования испытуемого.Помните, что эффективное использование компьютерных программ, достоверность полученной информации и внедрение в практику результатов психодиагностических исследований зависят от Вашего представления об изучаемых особенностях, и  этой субъективности не поможет избежать ни одна программа.

Методики высокого уровня формализации

Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.

Тесты

  • по форме проведения: индивидуальные и групповые;
  • по форме ответов: устные и письменные;
  • по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;
  • по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;
  • по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
  • по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

Опросники

  • личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
  • анкеты.

Проективные техники

  • методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
  • методики конструирования – создание целого из деталей;
  • методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется  комбинации с другими;
  • методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
  • методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
  • методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
  • методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

Психофизиологические методики