Куда не приводят мечты: зачем мне психолог, если я здоров?!

ТРЕТИЙ ЭТАП. Берем ответственность за свою жизнь

Очень часто люди воспринимают мир через призму искажений (например, «какие вокруг злые и тупые люди»). Как научиться непредвзято смотреть на происходящие события?

1. Задайте себе вопросы: «Зачем мне такую ситуацию дает мир? Какой я в этом? Что мне внутренне мешает, не дает пройти к цели?»

2. Ответы на эти вопросы помогут переключиться с привычного, но «не работающего» восприятия негативных событий на более реалистичное. Когда ответственность за происходящее с вами несете вы сами, появляется возможность любую проблему рассматривать как задачу, решив которую вы станете сильнее.

Перечисленные три этапа – это долговременная работа, требующая много часов. Постарайтесь периодически выполнять эти упражнения, и результатом станет как здоровое тело без телесных блоков и напряжений, так и ваша эмоциональная уравновешенность.

Детские страхи: что делать?

Бороться с детскими страхами можно с помощью сказкотерапии. В рамках этого рекомендую ознакомиться с книгой Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». В работе можно найти не только описание метода, но и материал (сюжеты) самих сказок.

Кроме этого, нужно следовать ряду общих рекомендаций:

  1. Не стыдите ребенка за страхи, а расспросите о них. Например, что он видел, и как это выглядело, для чего оно пришло.
  2. Примите страх ребенка и расскажите реальную или выдуманную историю личного страха и его преодоления.
  3. Не закрывайте ребенка в темном помещении ради наказания, не пугайте Бабой-Ягой или «злым дядей», который заберет его. Это прямой путь к неврозам и страхам.
  4. Поинтересуйтесь, что ребенок смотрит или читает. Вместе обсудите это.
  5. Для преодоления конкретных страхов используйте сказкотерапию или высмеивание страхов.

Высмеивание предполагает визуализацию страха (на листе бумаги) с последующим добавлением ему смешным (для ребенка) элементов.

В дополнение хочу порекомендовать еще одну книгу, где можно найти материал по детским страхам и их преодолению: О. В. Анисимович «Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом».

Также советую книгу С. В. Бедрединовой и А. И. Тащевой «Профилактика и коррекция страхов: учебное пособие». В ней представлено много практических вариантов терапии с детьми по преодолению страхов. Перечислять методики здесь, думаю, не имеет смысла. В пособии описана и кукольная терапия, и арт-терапия, и программа коррекции, и много другое (с показаниями и противопоказаниями к каждому методу, особенностями проведения). Также расписан феномен самих детских страхов.

Что такое страх? Зачем он нужен? Помогает он или вредит?

Страх – это состояние нервного возбуждения, которое характеризуется переживанием чувства опасности или угрозы. Он является одним из самых первых чувств, испытываемых человеком в жизни, и он сопровождает человека на протяжении всего его жизненного пути. Страх – одна из базовых эмоций, и эта эмоция призвана защищать человека в случае опасности и неизвестности.

Страх был свойственен еще первобытному человеку, и когда он сталкивался с каким-то природным явлением или свирепым животным, именно страх заставлял его убегать, искать укрытия или вступать в схватку, чтобы спасти себе жизнь.

Но мы живем в современном мире, основная функция страха в котором сама по себе отошла на второй план. Сегодня нам уже не нужно прятаться от грозы, метать копье в мамонта или спасаться от саблезубого тигра. Однако страх принимает самые разные формы, и в некоторых случаях он, конечно же, помогает, но в иных ситуациях играет нам далеко не на руку.

Мы тоже были животными

Организм ближайшего предка homo sapiens и наше тело реагируют на угрозы похоже. Включается целый комплекс процессов, задействуя по максимуму все способности, защищая нас. Внешне поведение большинства млекопитающих делится всего на три группы: сбежать, напасть и спрятаться.

Ни одно живое существо не хочет умереть, но каждый выживает по-своему, и критерий «угрозы» у каждого свой. В дикой природе главное, что угрожает жизни, — хищники и голод. Если животное сбежало от хищника и нашло пропитание, оно выживет. И передаст детенышам свой метод убегать, прятаться и защищаться от угроз.

Виргинские опоссумы притворяются мертвыми. Это маленькие ушастые черно-белые животные с розовыми лапками — «гибрид» крысы и хорька. Они бегают не очень быстро, а когти и зубы оставляют желать лучшего. Так что в опасной ситуации опоссум впадает в кому: из открытой пасти высовывается язык, мышцы расслабляются, чувствительность притупляется. Замедленный ритм сердца и дыхания делает сходство с трупом абсолютным.

В случае опасности животные никогда не ошибаются. У них есть свои приемы против врагов — механизм эволюции отработан в миллионах поколений. Беспомощные детеныши прячутся в ожидании родителей, взрослые и сильные копытные убегают что есть мочи, а загнанные в угол волки и медведи набрасываются на врага с клыками и когтями. Что такое страх животного? Его нет. Животные не чувствуют эмоций. Они чуют опасность и избегают ее инстинктивно.

Физиологически при виде угрозы человек реагирует выбросом адреналина, притоком крови к мышцам и конечностям, оттоком от желудка, расширением зрачков, повышением уровня сахара в крови. Это даже не эмоция страха и ужаса, а просто крайняя мобилизация организма. Больше энергии, лучше координация, глаза видят зорче. Перед нами стоит выбор: бить, бежать, затаиться.

И мы делаем это, когда нам угрожает реальная опасность. Но почему человек испытывает нестерпимый страх, когда на самом деле ничего не угрожает? С другой стороны, почему он может добровольно подвергнуть жизнь опасности: пожертвовать собой или шагнуть вниз из окна? С точки зрения эволюции и инстинктов это ошибки.

Специфические страхи

Куда не приводят мечты: зачем мне психолог, если я здоров?!

Человек — это не только физические данные, а, прежде всего, желания и мысли. Источник фобий и губительных страхов лежит в неосознанной психике. Не найти выхода из закрытого пространства, опозориться или отравиться боятся только люди, причем не все, только особенного склада. Вот некоторые черты наших страхов, несвойственные животным:

  • Боимся не только за свою жизнь, но и за чужую.

  • Жена боится ос, муж — когда на него чихают, а отец с матерью боятся старости. Страхи у всех разные, не передаются генетически и могут меняться в течение жизни.

  • Наше воображение рисует картины будущего. Мы боимся, что будет война, апокалипсис или кризис, что разобьется самолет, на котором полетим в следующем месяце.

  • Люди со зрительным вектором склонны бояться «всякой ерунды». Например, при виде безобидного крохотного паучка или при выходе за порог родного дома на улицу у них учащается сердцебиение, немеют губы, дрожат пальцы. Происходит выброс адреналина, как у антилопы, спасающейся от леопарда.

Сложно поверить, что эти страхи призваны сохранить нам жизнь. И не верьте: это не так. Люди боятся не только тигров и высоких утесов. Они боятся умереть с голоду.

Сейчас нет проблем с пищей, последние 60 лет. Но перед этим, долгие 50 тысяч лет, голод был актуален. Чтобы заработать денег, вырастить урожай, поймать дикую козу, человек договаривался с другими, вписывался в племя, государство, социум. Ему находилось подходящее занятие. А если он ни на что не годен? Тогда он потеряет навык к труду, не справится со своей ролью в обществе и будет изгнан. Человеческий страх — это еще и страх не справиться со своим предназначением. Люди боятся подвести стаю так же, как упасть с обрыва.

Когда люди выполняют свои роли, они опираются на восемь чувствительных зон организма. У кого-то сильнее зрение, у кого-то слух, а у кого-то развита тактильная чувствительность. Если над ними утрачивается контроль, человек теряет свои способности и не сможет добывать пищу вместе со всеми. А в одиночку не выжить. Поэтому страх у человека обычно связан с его самыми чувствительными зонами.

  • Человек с кожным вектором может бояться заразиться — страх микробов.

  • Человек со звуковым вектором — сойти с ума.

И так далее.

Куда деть свои страхи

Куда не приводят мечты: зачем мне психолог, если я здоров?!

Где же польза от такого страха, если Александра боится выйти на улицу, лишается общения и неба над головой, а чрезмерная паника Сары буквально убивает девушку? Ошибка эволюции? Нет. Просто зрительный вектор не реализует свои желания и страдает. Главная первичная эмоция зрительников — страх смерти. Даже трехлетка со зрительным вектором еще не в курсе, что жизнь человека конечна, но он бессознательно видит угрозу в этом жутком мире. Зрительники в детстве часто боятся темноты. Но это лишь одна часть их эмоциональной палитры.

Те же зрительные люди, и только они, могут по-настоящему испугаться за жизнь другого, то есть проникнуться чужими проблемами как своими, сопереживать кому-то. Так, Александра все-таки покидает родное убежище, чтобы спасти Ним. Девочка осталась на необитаемом острове, ее папа уплыл в научную экспедицию и не вернулся. Ним даже не знает, что делать с разодранным коленом. И Алекс отправляется в путь. Желание помочь ребенку выталкивает ее из дома, да так, что она забывает о своих страхах. Зрительный вектор писательницы наполняется любовью к живому человеку, а не к герою своего романа, поэтому страх больше не запрет ее в четырех стенах.

Зрительники нужны человечеству, чтобы объединить людей эмпатией и сочувствовать каждому. Так в обществе рождается культура, она удерживает нас от убийств и насилия. Страх смерти, превращенный в сострадание, спасает наш вид от самоистребления. А каждого конкретного зрительного человека — от страхов.

Поэтому, если появляется иррациональный страх, это в психологии предупреждение человеку: желания из подсознания не реализованы. При этом источник человеческого страха не виден, потому что бессознательное скрыто от разума. И пока причина не обнаружена, избавиться от страха, дать ему точное определение не получится.

У каждого человека своя проблема, из-за которой возникает «беспочвенный» страх. Но есть и нечто общее. Когда кто-то не реализует то, что заложено в него природой, не получает отклика от социума и близких людей, он начинает бояться. Например, когда зрительник чувствует себя отрезанным от людей, не создает с ними эмоциональные связи. Когда звуковик замыкается в себе, не раскрывает природу явлений и человеческих поступков и т. д. Причиной страха может быть и детская психотравма.

Осознание — возможность увидеть причину и следствие, скрытые в бессознательном, — меняет отношения с людьми, и навязчивый страх уходит. Прошедшие тренинг «Системно-векторная психология» даже не помнят, что когда-то страдали от фобий, тревоги и беспокойства. Все их мысли теперь о том, как реализовать свои желания и возможности, чтобы испытывать еще больше счастья. Иррациональному страху там неоткуда взяться. Вот что рассказывают о своих чувствах женщины, прошедшие тренинг, — Юлия и Дарлин.

Какие бывают уровни страха?

Уровни страха могут быть различными – это испуг, тревога, ужас, фобия, мания преследования, комплекс преследования. Но каким бы термином мы не воспользовались при характеристике того или иного уровня, это всё равно будет базовая эмоция — эмоция, которая присуща всем здоровым людям и которая одинаково проявляется у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Критерий эмоции — сходство внешних выразительных движений и наличие физиологической базы (наличие мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию). Получается, что при рассогласовании ожидаемой и полученной информации страх зарождается у нас в мозге. И для того, чтобы в своих рассуждениях наиболее близко подойти к истокам возникновения страха, предлагаю далее более подробно разобрать физиологические аспекты появления этой эмоции.

ВТОРОЙ ЭТАП. Выявляем убеждения

Когда негативные эмоции при просмотре волнующей ситуации перестанут возникать, можно переходить ко второму этапу. Теперь давайте разберемся, какие убеждения стоят за вашими эмоциями.

1. Спросите себя: «Каким я чувствую себя в этой ситуации? Кто я? Что я думаю, что должен сделать, чтобы чувствовать себя не так плохо?»

2. Проанализируйте полученные ответы. Именно они говорят о тех убеждениях, которые меша- ют вам эффективно действовать. Все эти женские «Я ничего из себя не представляю, но если я буду очень стараться, то меня полюбят» или мужские «Я никому не позволю меня обмануть, иначе я лох» – внутренние убеждения, заставляющие нас переживать негативные эмоции, когда что-либо происходит не в соответствии с нашими ожиданиями.

3. Заметьте, какие эмоции возникают при проговаривании найденных вами фраз-убеждений. Где в теле возникает напряжение? Прикоснитесь к напряженным участкам и расслабьте эти места. Проговаривайте убеждения вслух и расслабляйте тело.

Вы можете достичь состояния полного расслабления, но на следующий день напряжение вернется. Оно станет слабее, но понадобится много часов работы над своими убеждениями, пока напряжение исчезнет окончательно.

Психология страха. Страх — реальная часть жизни человека.

Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он также содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.

Куда не приводят мечты: зачем мне психолог, если я здоров?!Однако по результатам исследования к. э. изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.Естественные сигналы опасности, на которые человек биологически предрасположен реагировать страхом: боль (ожидание боли), одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта (Д. боул — би, 1969), высота, нечто незнакомое. Есть и приобретенные активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдание. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх, что можем лишиться собственных сил. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся также сопровождается страхом.

Каждый возраст тем или иным страхом сопровождается. Страх может быть результатом оценки ситуации как потенциально опасной. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других — скопление людей, третьи не могут находиться в замкнутом пространстве и т. д.

Человек может переносить свой непреодолимый страх на безобидные объекты, от которых ему легче уклониться, чем от истинного источника его страха (в этом случае необходимо провести работу по выявлению реальных источников страха, чтобы быть в состоянии разрешить ситуацию. У разных людей можно наблюдать многообразие страхов. Причинами страха могут быть люди, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности. Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Базовым является страх смерти.

Страх в основе феноменологии тревоги лежит. В состоянии тревоги человек переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций (страх, стыд, вину и др. ), Каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, восприятие, мысли, поведение. Состояние тревоги у разных людей может быть вызвано разными эмоциями.

Страх в своих экстремальных вариантах принимает разрушительные формы, вызывает реакции паники, оцепенения, бегства прочь от опасности. Угнетают и делают человека больным те страхи, размер которых превышает критический порог и которые он длительно сдерживает. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Хронический страх рассматривается как «Токсичная» эмоция, ухудшающая состояние иммунной системы, способствующая мышечной напряженности, метастазированию раковых клеток, отложению в сосудах, воспалению кишечника, повышению функции толстой кишки, способствующая возникновению невроза, инфаркта миокарда, диабета (1 типа), астмы, язвенного колита (исследования медицинского факультета стенфордского университета, США. Некоторые хирурги отказываются оперировать без специальной подготовки пациентов, испытывающих сильный страх, нежелание идти на операцию, так как у них повышена вероятность кровотечения, послеоперационных осложнений.

Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний.

Страх начальника

Обычный рабочий день, вы занимаетесь своими трудовыми обязанностями, вдруг вам говорят, что вас вызывает начальник отдела и хотя причин для беспокойства вроде бы нет, вы судорожно начинаете вспоминать всё свои мыслимые и немыслимые промахи в работе за последние несколько лет, пытаясь понять, за что вам могут сделать выговор. Знакомая ситуация? Это типичное проявление страха перед начальником — боязни любого облачённого властью человека (учителя, командира и так далее), который может повлиять на вашу жизнь.

Чтобы справиться с этим страхом, не обязательно обращаться к специалистам — повышайте свои рабочие качества, чтобы поднять самооценку и заставить любое начальство ценить вас, как профессионала. При общении с руководителем не избегайте смотреть ему прямо в глаза, говорите уверенно и ясно выражайте свои мысли. В конце концов — каким бы самодуром и тираном ни был ваш начальник, он — всего лишь человек.

www.newsworks.org

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Восстанавливаем природную чувствительность

1. Сядьте удобно, закройте глаза и по очереди, начиная со ступней, расслабьте тело. Почувствуйте ваши ноги – ступни, голени, колени, бедра. Ощутите туловище – грудь, живот, спину, ягодицы, руки, шею, голову. Прикоснитесь к тем местам, в которых чувствуете сильное напряжение. Постепенно расслабляйте тело, медленно передвигаясь от пальцев ног к голове. В конце вы должны ощущать все тело расслабленным.

2. Представьте волнующую вас ситуацию – обязательно смотрите на события ассоциированно – «из своих глаз», ни в коем случае нельзя видеть в стрессовой ситуации себя со стороны. Прочувствуйте, в какой части тела появилось напряжение? Что за эмоции у вас возникли? Чаще всего в этот момент осознаются самые сильные эмоции, например обида или злость.

3. Исследуйте тело и постарайтесь обнаружить «весь набор» эмоций – страх, агрессию, обиду, бессилие и так далее.

4. Почувствуйте все ваши эмоции одновременно и начинайте расслаблять напряженные зоны тела. Поочередно прикоснитесь к напряженным частям тела, расслабьте их.

5. Когда напряжение уйдет из тела, а эмоции исчезнут, снова представьте волнующую ситуацию. И снова расслабьте напряженные места, проживайте эмоции и расслабляйте тело одновременно. Ваша задача – «смотреть фильм из своего тела» и стать совершенно расслабленным (расслабленной). В таком состоянии ваши эмоции перестают блокировать правильные действия.

Повторив это упражнение несколько раз, постепенно вы сможете в стрессовых ситуациях не «терять голову» из-за сильных переживаний (обиды, несправедливости, злости), а руководствоваться интересами дела, оставаться совершенно расслабленным внутренне, действуя быстро и точно внешне.

В чем польза страха?

Страх может служить на благо человека, но лишь когда он напрямую связан с ситуацией и соразмерен ее масштабу, т.е. не преувеличен. В таких случаях было бы намного хуже, если бы страха не было, ведь если мы чувствуем опасность, он заставляет нас задуматься, стоит ли совершать тот или иной шаг.

Функции организма мобилизуются, и в результате мы готовы к непредвиденному развитию событий. На какой-то момент мы оказываемся как бы парализованы, и это позволяет нам сориентироваться, обдумать действия, рассчитать силы и принять решение, что же делать дальше: бежать, прятаться, противостоять чему-то.

Отсюда вывод, что страх не нужно заглушать. Наоборот, к нему следует прислушиваться, чтобы справляться с экстремальными ситуациями. А другой плюс страха в том, что он напоминает нам, что жизнь проходит и когда-то закончится. Это мотивирует к более осознанному и полноценному ее проживанию, заставляет нас не откладывать на потом важные вещи.

Страх способствует и самопознанию. Он словно говорит, что мы несем ответственность за все, что с нами происходит, указывает на то, что наша жизнь хрупка, а потому мы должны рассчитывать только на себя и свои силы. Мы сами кузнецы своего счастья и самим себе обязаны принимать в своей жизни активное участие. Но что же другая сторона медали?

В чем вред страха?

Когда страх оказывается надуманным и имеет мало общего с реальностью, когда угроза оказывается воображаемой и для нее просто нет оснований, страх оказывает разрушающее воздействие на человека.

Он может наносить относительный вред – ограничивать свободу человека, делать его пассивным, искажать и даже сужать его восприятие происходящего. И если такой страх возникает снова и снова, жить полноценной жизнью становится невозможно.

А еще необоснованный страх может наносить абсолютный вред, становясь серьезной психологической помехой в жизни

Мы теряем возможность реализовывать свой потенциал, делать то, что нам нравится, хочется и важно. И вот как раз с подобными страхами (кстати, о видах страхов и фобий вы можете почитать в отдельной статье «Виды страхов») и нужно учиться бороться

Страх одиночества

Боязнь социальной изоляции и одиночества во многом противоположна предыдущему виду страха и может принимать самые различные формы — у страдающих ей часто встречается, скажем, нежелание критиковать окружающих, страх перед конфликтами, опасение проявлять свои чувства и так далее.

Страху одиночества подвержены люди с ослабленным чувством самостоятельности, больше всего на свете желающие любить и быть любимыми. Склонные к самоотдаче и самоотречению, такие личности чаще влюбляются и тяжелее переживают расставания. И-за страха одиночества многие портят жизнь себе и окружающим — например, вступают в брак с нелюбимым человеком и будучи эмоционально неудовлетворёнными, долгие годы ссорятся с ним по пустякам, но упорно не желают разводиться. Боящиеся одиночества родители взрослых детей мешают им устраивать личную жизнь (порой, сами того не осознавая), опасаясь, что после вступления в брак чадо покинет их.

Что делать, если кто-то из ваших близких страдает подобными страхами? Прежде всего — попытаться дать понять человеку, что страхами он только программирует себя на неприятности, и убедить его признаться самому себе, в чём проблема. Осознание проблемы — первый шаг к её решению. Не бойтесь бороться со страхами!

Страх близких социальных контактов

Вероятно, вам приходилось сталкиваться с людьми, которые всячески стараются избегать мало—мальски близкого искреннего общения с окружающими. Такое поведение вызвано страхом близких социальных контактов — нежеланием тесно сходится с человеком из-за опасения, что позже он может причинить эмоциональную боль. Как правило, страх близких контактов встречается у личностей, которые во всём стремятся быть независимыми и самодостаточными, при этом им очень трудно быть открытыми и честными даже с собой. Зачастую боязнь сблизиться с человеком возникает после пережитого негативного опыта общения с кем-то из родственников или противоположным полом.

Если в описанной выше модели поведения вы узнаёте свою собственную, возможно, стоит обратиться за помощью к специалисту — после того, как вы избавитесь от боязни близости, ваша жизнь полностью преобразится.

Страх перед экзаменами

Как следует из названия, классический пример проявления страха перед экзаменами — поведение студентов во время сессии. Этот же страх испытывают, например, хирурги во время проведения новой для себя операции, соискатели на какую-либо должность во время встречи с работодателем — практически все, кому предстоит столкнуться с проверкой своих способностей или знаний. Бессонница, тревога, снижение аппетита, учащение пульса, дрожь — всё это типичные проявления боязни подвергнуться испытаниям. Страх усиливается при долгом ожидании экзамена, возможности выбора («Попадётся билет, который я учил, или нет?») и ограниченном времени на подготовку.

Победить страх перед экзаменами помогают аутотренинги, и различные упражнения, позволяющие снять напряжение. Перед самым началом экзамена старайтесь дышать глубже, повторяя про себя какую-нибудь обнадёживаю фразу: «Я уверен в себе и значит, успешно сдам экзамен», «Я получу хорошую оценку, ведь я всё выучил» или что-то подобное.

my-sokol.livejournal.com

Страх успеха

Несмотря на прямо противоположное название, главная причина этой боязни, как и предыдущей — неуверенность в собственных силах. Страх успеха заключается в том, люди, зачастую вполне состоявшиеся, боятся, например, дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, потому что полагают, что не смогут справиться с новыми трудовыми обязанностями и оправдать ожидания руководства. Боящиеся успеха постоянно ожидают разоблачения собственной «несостоятельности» в той или иной сфере — им кажется, что всё, чего они достигли, досталось им по счастливой случайности. Из-за этого человек считает себя неудачником и пытается всеми силами скрыть эту «ужасную тайну» от окружающих, стараясь не подвергать свои личные и профессиональные качества испытанию успехом.

Как и в случае с боязнью неудачи, чтобы преодолеть страх успеха, будьте уверены в себе и помните, что даже если вы не справитесь с чем-либо, у вас всегда есть возможность учесть свои ошибки, чтобы не повторять их в следующий раз.

Страх ответственности

Вы с семьёй собираетесь поехать на отдых и вам необходимо выбрать место. Просматривая рекламные буклеты туристических агентств, вы никак не можете решить, какой курорт больше понравится вам и вашим домочадцам. Муки выбора настолько велики, что вы раз за разом обращаетесь за советом к родственникам, или готовы вовсе отказаться от поездки.

Эта боязнь в той или иной степени присутствует практически у всех.

Суть страха перед ответственностью довольно проста — вы всеми силами стараетесь не принимать решения, перекладывая эту обязанность на других, потому что в случае неудачи, как вам кажется, окружающие будут всячески вас осуждать. Кроме того, вы представляете себе, что потерпев фиаско, будете долгое время винить себя в том, что не сумели оправдать ожиданий и «как всегда, всё испортили».

Избавиться от страха ответственности не так уж просто, однако это возможно. Не зацикливайтесь на негативных последствиях своего выбора, воспитывайте в себе привычку принимать решения самостоятельно, независимо от их возможного исхода. В некоторых случаях стоит прибегнуть к помощи психотерапевта.

Страх как базовая эмоция организма

В качестве отправной точки своих дальнейших рассуждений мне бы хотелось воспользоваться толкованием значения этого слова. В результате длительного поиска более точного описания страха оказалось, что существует различное множество интерпретаций его значения. К тому же нет общепринятого понимания причин и механизма страха у представителей психологического направления в изучении феномена страха. Так, В.К. Вилюнас отмечает, что обобщающей теории страха пока еще не создано; о том, что нет общепринятого понимания, свидетельствуют, в частности, те определения страха, какие мы находим в отечественных и зарубежных работах в последнее время. Так, в словаре «Психология» утверждается, что «страх – эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, и направленная на источник действительной или мнимой опасности». Автор книги «Психология личности» Н.И. Рейнвальд считает, что «потребность в самосохранении может в зависимости от обстоятельств выразиться в пассивно-оборонной эмоции – страхе». Р.М. Грановска в работе «Элементы практической психологии» соглашается с тем, что самой «сильной негативной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи при осуществлении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях». В работе «Неврозы у детей и подростков» А.И. Захаров предлагает понимать страх как «аффектное заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека». В большинстве исследований в области психологии эмоций преобладает толкование страха как результата рефлектирующей деятельности субъекта, которому отводится важная роль в функционировании механизмов самосохранения.

Так что же всё-таки взять за основу, что бы в словесной форме охарактеризовать эту эмоцию? Я предлагаю относительно обобщенное толкование, созданное из нескольких интерпретаций, но, на мой взгляд, отражающих основную суть значения страха. Страх — внутреннее, негативное эмоциональное переживание (состояние), обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Относится к базовым эмоциям, и не только сигнализирует о состоянии опасности, но и зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Является врождённым эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, со строго определёнными мимическими проявлениями, и конкретными субъективными переживаниями. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания, так как причинами страха считают реальную или же воображаемую опасность. Вызывающая страх опасность может затрагивать жизнь и здоровье человека (такие страхи мы называем биологическими), его материальное благополучие или статус в обществе (социальные страхи), а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей (экзистенциальные страхи). Психиатр А. Кемпински полагал, что между человеком и окружающей средой существует два типа «метаболизма». Один — материальный, в виде обмена веществ и энергии между организмом и внешней средой, и — качественной иной, заключающейся в обмене информации с окружающим миром. При нарушении нормального протекания любого из них, согласно мнению А. Кемпински, возникает чувство страха. В книге «Психопатология неврозов» он писал по этому поводу: «Нарушение структуры как энергетического, так и информационного метаболизма всегда угрожает организму, так как неизвестно чем закончится это нарушение. Субъективным сигналом угрозы является чувство страха». Согласно концепции А. Кемпински, чем выше рассогласование между ожидаемой и реально полученной информацией, тем выше уровень страха.

Страх неудачи

Один из наиболее распространённых человеческих страхов — боязнь неудачи. Страх провала близок к страху ответственности, только основным источником беспокойства и тревоги в нём выступает не возможная негативная реакция общества на неудачу, а сама вероятность, что приложенные к чему-либо усилия ни к чему не приведут. Чаще всего страх формируется из-за привычки делать общие выводы из одного конкретного факта. Например, студент, провалив во время сессии один экзамен, даже не пытается сдать все остальные: «Я и так знаю, что ничего не смогу, зачем тратить силы и время».

Побороть страх неудачи — одна из главных задач человека, который хочет стать успешным. Необходимо изменить свой девиз с «Кто не играет, тот не проигрывает» на «Тот кто ползёт — не падает, падает тот, кто бежит».