инстинктология

Авторский взгляд на современность

В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя. Он выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного и делающих его неустойчивым и противоестественным для жизни человека. К ним относятся: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, навязанный всеобщей конкуренцией; возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и угроза ядерного оружия.

Лоренц указывает на то, что человек, приспособленный эволюцией для выживания в небольшом коллективе (что видно уже из того, что трудно запомнить более двух-трёх десятков людей и поддерживать с ними близкие отношения), в условиях мегаполиса не может без дополнительной психической нагрузки сдерживать свою природную агрессивность. В качестве примеров двух крайностей приводится гостеприимность людей, живущих вдали от городов, и взрывоопасная нервозность концлагерей, где неосторожный взгляд может привести к драке. Концентрация людей в городах обычно сопряжена с уничтожением природы, что приводит к эстетической и этической деградации жителя. Аэрофотоснимок города внешне похож на гистологическую картину раковой клетки, что свидетельствует об утрате разнообразия в обеих системах.

Главным мотивом бизнеса является получение мгновенной финансовой выгоды. Таким образом общество и, следовательно, каждый человек теряет долгосрочные цели и вынужден трудиться значительно интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот процесс ничем, кроме трудоспособности человека не ограничивается, так что он приводит к «бегу наперегонки с самим собой», который сопровождается рядом хронических болезней у самых активных граждан. Высокоорганизованные организмы характеризуются способностью ставить отдалённые по времени цели, достижение которых связано с дискомфортом. По мнению Лоренца, современная медицина и бытовые условия лишают человека привычки терпеть, что подрывает названную способность.

Средства массовой информации вырабатывают у людей привычку к некритическому восприятию информации, которая ранее компенсировалась наличием традиционных убеждений. Многие из них, несмотря на их возможное противоречие научным взглядам, сложились эволюционно, то есть доказали свою незаменимость для общества и поэтому, согласно Лоренцу, не могут быть безнаказанно забыты. Сострадание, которое современный цивилизованный человек обязан выражать ко всем без исключения людям (в том числе криминальным элементам) ослабляет неукоснительно действовавший прежде естественный отбор и ведёт к генетическому вырождению.[источник не указан 2808 дней]

Автор обозначает ядерное оружие как менее опасную из всех приведённых проблем, поскольку для предотвращения ядерной войны достаточно не пользоваться ядерным оружием, между тем борьба с остальными сильно затруднена. Ситуация усугубляется тем, что указанные «заболевания» капиталистических обществ существуют в комплексе, так что они поддерживают друг друга. Впрочем, автор предлагает некоторые способы борьбы с этими системными проблемами.[источник не указан 2808 дней]

Политика

Lorenz вступил в нацистскую партию в 1938 году и принял кафедру университета под нацистским режимом . В своем заявлении на членство в партии он писал: «Я могу сказать , что вся моя научная работа посвящена идеям национал — социалистами ». Его публикации в течение этого времени привели в последние годы к утверждениям , что его научная работа была загрязненными нацистскими симпатиями. Его опубликовали письма во время нацистского периода включало поддержку нацистских идей « расовой гигиены » выдержан в псевдонаучных метафорах.

В своей автобиографии, Лоренц писал:

После войны Лоренц отрицал, был членом партии, пока его заявление членства не было обнародовано; и он отрицает, что известно масштабы геноцида, несмотря на его положение в качестве психолога в Бюро расовой политики . Он также показал, что сделал антисемитские шутки на «еврейские характеристики» в письмах к своему наставнику Heinroth. В 2015 году Зальцбургский университет посмертно аннулировали почетного доктора присужден Лоренц в 1983 году, ссылаясь на свое членство в партии и его утверждения в своем заявлении , что он был «всегда национал — социализма», и что его работа «стоит служить национал — социалистической мысли». Кроме того, университет обвинил его в использовании его работы , чтобы распространить «основные элементы расистской идеологии национал — социализма».

В последние года своей жизни, Лоренц поддержал неоперившуюся австрийскую Партию зеленой , а в 1984 году стал фигурой Конрада Лоренца Volksbegehren , движения низовых , которое было сформировано , чтобы предотвратить строительство на электростанции на Дунае близ Hainburg — ан — дер Donau и , таким образом , разрушение окружающей лесистой местности.

Вклады и наследие

С Тинберген (слева), 1978

Лоренц был назван «отец этологии», Нико Тинберген. Возможно , самым важным вкладом Лоренца в этологии была его идея , что модели поведения могут быть изучены в качестве анатомических органов. Эта концепция является основой этологических исследований. Тем не менее, Ричард Докинз назвал Lorenz «» благо этого вида человека», о том , что идея группового отбора была«настолько глубоко укоренилось»в мышлении Лоренца , что«видимо , не понимал , что его заявления противоречили ортодоксальной дарвиновской теории .»

Вместе с Тинберген , Лоренц разработал идею врожденного пускового механизма , чтобы объяснить инстинктивное поведение ( паттерны фиксированного действия ). Они экспериментировали с « сверхспособностями раздражителей » , такими как гигантские яйца или фиктивными клювы птиц , которые они обнаружили , могли выпустить фиксированные паттерны действий более мощно , чем природные объекты , для которых было адаптированы и поведение. Под влиянием идей Уильяма МакДугалл , Лоренц разработал это в «psychohydraulic» модель мотивации поведения, который тяготел к группе селекционера идея, которые были влиятельными в 1960 — х годах. Другой его вклад в этологии является его работа по импринтинга . Его влияние на молодое поколение этологи ; и его популярные работы, были важны в деле этологии до сведения широкой общественности.

Лоренц утверждал, что было широко распространено пренебрежением к описательным наукам. Он объясняет это отрицание восприятия как источник всякого научного знания: «отрицание, которое возведено в статус религии.» Он писал, что в сравнительных поведенческих исследований, «необходимо для описания различных моделей движения, записывать их, и, прежде всего, делают их безошибочно узнаваемыми.»

Видение проблем, стоящих перед человечеством

С Тинберген (справа), 1978

Лоренц предсказал отношения между рыночной экономикой и угрозой экологической катастрофы. В 1973 году книги Восемь смертных грехов цивилизованного человека в Лоренц рассматривает следующий парадокс:

Лоренц принимает экологическую модель, чтобы попытаться понять механизмы за это противоречием. Таким образом, «все виды … адаптируются к окружающей их среде … включая не только неорганические компоненты … но и все другие живые существа, которые населяют местность.» p31.

Фундаментальные теории Лоренца экологии является функцией отрицательной обратной связи механизмов, которые, в иерархическом порядке, смочить импульсы , которые возникают под определенным порогом. Сами пороги являются продуктом взаимодействия контрастных механизмов. Таким образом , боль и удовольствие выступать в качестве проверки друг на друга:

В природе эти механизмы, как правило, в сторону «устойчивого состояния» среди живых существ в экологии:

Лоренц утверждает, что человечество является один из видов не связан эти механизмы, будучи единственным, которая определила свою собственную среду:

Что касается агрессии человека, Лоренц утверждает:

Лоренц не видит человеческую независимость от естественных экологических процессов, обязательно плохо. В самом деле, он утверждает, что:

Тем не менее, принцип конкуренции, характерной для западных обществ, разрушает все шансы на это:

В этой книге Лоренц предполагает, что лучшая надежда для человечества лежит в наших ищет товарищей, основанных на доброту своих сердец, а не хороший внешний вид или богатства. Он иллюстрирует это с еврейской историей, явно описывается как таковой.

Лоренц был одним из первых ученых , которые признали важность человеческого перенаселения. Номер один смертный грех цивилизованного человека в его книге перенаселение, что и приводит к агрессии.

Философские рассуждения

В своей книге 1973 года за зеркалом: поиск в естественной истории человеческого знания , Лоренц считает старый философский вопрос о том, смогут ли наши чувства правильно сообщить нам о мире , как он есть, или предоставить нам только иллюзией. Его ответ исходит из эволюционной биологии . Только черты , которые помогают нам выжить и воспроизвести передаются. Если наши чувства дали нам неправильную информацию о нашей среде, мы вскоре вымерли. Таким образом, мы можем быть уверены , что наши чувства дают нам правильную информацию, иначе мы бы здесь не быть обманутыми.

биография

Лоренц в 1904 году со своим старшим братом

В своем автобиографическом очерке, опубликованном в 1973 году в Les Prix Nobel (лауреат премии просит предоставить такие очерки), Лоренц кредитует свою карьеру своих родителей, которые «были в высшей степени терпимы к моей непомерной любви к животным», и в его детство встреча с Лагерлёф «s Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями , которые заполняли его с большим энтузиазмом о диких гусей. »

По просьбе своего отца, Адольф Лоренца , он начал доврачебной учебный план в 1922 году в Колумбийском университете , но он вернулся в Вену в 1923 году , чтобы продолжить учебу в университете Вены . Он получил диплом доктора медицины (MD) в 1928 году и стал ассистентом профессора в Институте анатомии до 1935 года он закончил зоологию в 1933 году и получил второй докторскую степень (PhD).

Будучи еще студентом, Лоренц начал развивать то , что станет большим зверинцем , начиная от домашнего экзотических животных. В своей популярной книге царя Соломона кольцо , Лоренц рассказывает , что во время учебы в университете Вены он держал разнообразие животных в квартире своих родителей, от рыбы до капуцинов обезьяну по имени Глория.

В 1936 году на международном научном симпозиуме по инстинкту, Лоренц встретил своего большого друга и коллегу Тинберген . Вместе они изучали гусь -Wild, внутренний и . Одним из результатов этих исследований было то , что Лоренц «понял , что подавляющий рост в приводах подачи, а также совокупления и угасание более дифференцированных социальных инстинктов характерна очень многих домашних животных». Лоренц начал подозревать , и страх « что аналогичные процессы разрушения могут быть при работе с цивилизованным человечеством.» Это наблюдение гибридов птиц вызвали Lorenz полагать , что одомашнивание в результате урбанизации в организме человека также может вызвать дисгенные эффекты, и утверждать в двух статьях , что евгеники нацистских политики против этого были , следовательно , научно обоснованными.

Lorenz как советский военнопленный в 1944 году

В 1940 году он стал профессором психологии в университете Кенигсберга . Он был призван в вермахт в 1941 году он стремился быть мотоцикл механиками, но вместо этого он был назначен в качестве военного психолога, проведение расовых исследований на людях в оккупированной Познани под Рудольфом Гиппиуса . Цель состояла в том, чтобы изучить биологические характеристики «германо-польских полукровок» , чтобы определить , является ли они «выиграли» от той же трудовой этики , как «чистые» немцы. Степень , в которой Лоренц участия в проекте, неизвестно, но директор проекта Гиппиус называет пару раза Лоренца как «следственным психолог».

Лоренц позже описал , что он когда — то видел транспорты концлагерей заключенных вблизи Познани , который сделал его « в полной мере реализовать полную бесчеловечность нацистов».

Он был направлен на русский фронт в 1944 году , где он быстро стал военнопленным в Советском Союзе с 1944 по 1948 г. В неволе он продолжал работать , как медик и «получил довольно дружны с некоторыми русскими, в основном врачами». Когда он был репатриирован, ему было позволено сохранить рукопись книги он писал, и его домашнее животное скворец . Он вернулся в Альтенберге (его семейный дом, недалеко от Вены) и «с рукописью и птицей неповрежденной.» Рукопись стала его книга 1973 За зеркалом .

Общество Макса Планка создала Lorenz институт поведенческой физиологии в Buldern , Германия , в 1950 г. В своих мемуарах Лоренц описал хронологию его годы войны в отличие от того, что историки смогли установить после его смерти. Он сам утверждал , что он был взят в плен в 1942 году, когда в действительности он только отправил на фронт и захватил в 1944 году, в результате чего из полностью его участия в проекте Познани.

В 1958 году Лоренц переданы в Институте Макса Планка поведенческой физиологии в Seewiesen. Он разделил в 1973 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия в области индивидуальных и социальных моделей поведения» с двумя другими важными ранних этологи , Тинберген и Карл фон Фриш . В 1969 году он стал первым получателем Prix Mondial Чино дель Дука . Он был другом и учеником известного биолога сэра Джулиана Хаксли (внук «бульдог Дарвина», Томас Генри Хаксли ). Прославленный психоаналитик Гринсон и сэр Питер Скотт были хорошими друзьями. Лоренц и Карл Поппер были друзьями детства; много лет после того, как они встретились во время празднования 80 — летия Поппер они написали вместе книгу под названием Die Zukunft IST Оффны .

Он ушел из Института Макса Планка в 1973 году , но продолжал исследования и публикации из Альтенберга и Грюнау им Almtal в Австрии. Он умер 27 февраля 1989 в Альтенберге.

Похожее

  • Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима
    Александр Невзоров
    Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто.

  • Когда раздается: «Наших бьют!»
    Александр Марков
    Палеонтолог Александр Марков о гуманизации человечества и об инстинкте объединения против врагов.

  • Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться

    Почему из всех животных воюют друг с другом только люди? Это потому, что мы такие умные? Или, наоборот, мы стали такими умными, потому что были агрессивными? Или некоторые животные тоже могут под настроение истреблять себе подобных? Попробуем мирно разобраться.

  • Спорт — имитация войны
    Леонид Радзиховский

    Лозунг мирового олимпийского движения: «О, спорт — ты мир!» Мне кажется, что это не просто красиво-пустые слова. Спорт — мир, в том смысле, что он — имитация войны. В случае спортивных битв слова Оруэлла «Война — это мир» соответствуют действительности.

  • Война — естественное проявление коллективизма?
    Александр Марков

    Ранее считалось, что военные рейды на территорию соседней группы с целью убийства или запугивания иноплеменников характерны только для людей и их ближайших родственников — шимпанзе. Теперь выяснилось, что сходное поведение встречается и у паукообразных обезьян, обитающих в лесах Центральной Америки. В отличие от шимпанзе и людей, у паукообразных обезьян ни в одном из семи зарегистрированных рейдов дело не доходило до убийства.

  • Храм на крови

    Место церкви в современном обществе: в душах людей или в коридорах власти? Ради чего церковь забывает о своем предназначении? В программе Александра Подрабинека «Дежавю» протоиерей Александр Борисов, этнограф Ахмет Ярлыкапов, историк Ирина Карацуба.

  • Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни
    Александр Марков

    биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков. Это позволяет предсказать для каждого вида ожидаемый уровень агрессивности на основе его положения на эволюционном дереве, а затем сравнить с эмпирически установленным. Люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Ожидаемый уровень летальной агрессии для Homo sapiens, рассчитанный на основе нашего положения на эволюционном дереве, составляет около 2% (два убийства на каждую сотню смертей).

  • Самооценка

    Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить её любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе — залог успеха и процветания, и наоборот — заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

  • Строевой шаг поднимает моральный дух

    Ученые согласились с военными в том, что синхронный строевой шаг не только укрепляет дисциплину, но и поднимает моральный дух человека.

  • Надежда на размножение побуждает самцов шимпанзе исполнять «воинский долг»

    Антропологи выяснили, что границы территории группы у шимпанзе защищают не только самцы с высоким рангом или те, у кого есть детеныши (то есть те, кому есть что терять), но и одинокие самцы, которые таким образом повышают свои шансы обзавестись потомством.

Далее >>>

этология

Лоренц признан одним из отцов -основателей в области этологии , изучение поведения животных. Он является самым известным за его открытие принципа прикрепления, или импринтинга , через которые у некоторых видов образуются связь между новорожденным животным и его попечителем. Этот принцип был обнаружен Дуглас Сполдинг в 19 — м веке, и наставник Лоренца Оскар Хейнрот также работал по этой теме, но описание Лоренца из Prägung , импринтинга, в nidifugous птиц , таких как Greylag гуси в своей книге 1935 года Der Кумпан в дер Umwelt дез Vogels ( «Компаньон в среде птиц») стал основополагающим описанием явления.

Здесь Лоренц использовал Икскюль понятие «s из Umwelt , чтобы понять , как ограниченное восприятие животных отфильтровываются некоторые явления , с которыми они взаимодействовали инстинктивно. Например, молодой гусь инстинктивно связывает с первым движущимся раздражителем он воспринимает, будь то его мать, или человек. Лоренц показал , что такое поведение импринтинга является то , что позволяет гусь научиться распознавать членов своего собственного вида, что позволяет им быть объектом последующих моделей поведения , такие как спаривание. Он разработал теорию инстинктивного поведения , который видел модели поведения в значительной степени врожденного , но срабатывает через стимулы окружающей среды, к примеру эффект ястреба / гуся . Он утверждал , что животные имеют внутренний диск , чтобы выполнять инстинктивное поведение, и что , если они не сталкиваются с правильным стимула они будут в конечном счете участвовать в поведении с несоответствующем стимулом.

Подход Лоренца к этологии производным от скептицизма по отношению к изучению поведения животных, проведенных в лабораторных условиях. Он считал, что для того, чтобы понять механизмы поведения животных, необходимо было наблюдать за их полный спектр поведения в их естественном контексте. Лоренц не проводил много традиционных полевой, но наблюдал животное возле своего дома. Его метод включает сопереживая с животными, часто используя антропоморфизацию представить свои ментальные состояния. Он считал, что животные способны испытывать многие из тех же эмоций, как люди.

Тинберген, друг Лоренца, с которым он совместно получил Нобелевскую премию, суммированы значительный вклад Лоренца в этологии как способ, в котором он сделал поведение на тему биологического исследования, рассматривая поведение часть эволюционного оборудования животного. Тинберген и Лоренц способствовали тому, что этологии признанных субдисциплин в рамках биологии и основали первый специализированный журнал поля «этология» (первоначально «Zeitschift für Tierpsychologie»)

Основные научные результаты и научные взгляды

Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.

По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, сторонником теории естественного отбора.

Ниже приведены некоторые выводы Лоренца.

Спонтанность агрессии

Проанализировав поведение многих видов животных, Лоренц подтвердил вывод Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в небольших изолированных коллективах людей, ситуация в которых иногда доходит до убийства по ничтожному поводу даже лучшего друга.

Переадресация агрессии

Если агрессия всё-таки вызвана внешним раздражителем, то она выплёскивается не на раздражитель (скажем, особь, находящуюся выше в иерархии), а переадресуется особям, находящимся ниже в иерархии или неодушевлённым предметам.

Равновесие между вооружением и моралью

Проанализировав поведение более чем 50 видов, Лоренц сделал вывод, что у сильно вооружённых видов эволюционный отбор выработал также сильную врождённую мораль — инстинктивный запрет применять всё своё вооружение во внутривидовых стычках, в особенности если побеждённый демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооружённые виды имеют слабую врождённую мораль, поскольку сильная врождённая мораль таким видам эволюционно ни к чему. Человек — это от природы слабо вооружённый вид (нападающий мог только поцарапать, неопасно ударить, укусить или душить, а жертва имела достаточно возможностей убежать). С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооружённым видом на Земле, а мораль осталась на прежнем уровне.

Лоренц

Лоренц Конрад (1903-1989) — австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии — науки о поведении животных.Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсбергском университете, с 1948 работал а университете Мюнстера, затем — в Институте физиологии поведения им. М. Планка в Зеевизене.Для Лоренца наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением основных механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психики и культуры, с выяснением экологической обусловленности как высшей нервной деятельности, так и различных типов деятельности культурной. Лоренц развивал теорию, согласно которой любое поведение может выступать как единство наследственного и приобретенного. Помимо инстинктов у человека, как и у высших животных, имеются наследственных образы восприятия (гештальты), они образуют основания для формирования культурных образов, лежащих у истоков культурной картины мира. Лоренц пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам. Лоренц отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредственное значение, что и дает толчок для развития культуры. Т.о., культурные процессы, ведущие к образованию человеческих обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетическим процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, которые становятся основанием для развития человеческой культуры. По мнению Лоренца, ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, связанным с канализацией агрессии, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеческий разум, язык, способность к агрессии.С точки зрения Лоренца, разум обладает двойственной значимостью: он способствует развитию приспособительных реакций, увеличивая потенции человека; разум как способность к абстрактному мышлению без строго логического и морального оформления приводит к разрушению культуры, общества, самого человека. Наличие разума способствует развитию у человека способности экспериментирования с внешним миром, что приводит к появлению первых орудий труда и технологических изобретений человека. Труд выступает для Лоренца как вид деятельности, необходимо присущий человеку и вытекающий из особенностей его физиологической и биологической природы (отсутствие необходимых естественных средств нападения и обороны).Абстрактное мышление и язык лежат в основе умения человека передавать надиндивидуальный опыт, что и определяет по сути саму возможность культурного развития.

Новые статьи:

  • Потебня
  • Зигмунд Фрейд
  • Карл Густав Юнг
  • Левин
  • Лазурский
  • Спирмен
  • Сеченов
  • Макаренко
  • Месмер
  • Спиноза

Старые статьи:

  • Божович
  • Макаренко
  • Фрейд
  • Лакан Жак
  • Леонтьев
  • Кеттел
  • Россолимо
  • Спенсер

Библиография

Конрад Лоренц был выдающимся популяризатором науки. На его научно-популярных книгах («Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся»), имевших и имеющих большой успех, воспитаны поколения биологов.

Книги

  1. Er redete mit dem Vieh, den Vögeln und den Fischen :  . — (год написания, не была издана).

    • King Solomon’s Ring :  . — .
    • Кольцо царя Соломона : пер. с нем. — .
  2. So kam der Mensch auf den Hund :  . — .

    • Man Meets Dog :  . — .
  3. Das sogenannte Böse :  . — .

    • On Aggression :  . — .
  4. Evolution and Modification of Behavior :  . — .
  5. Studies in Animal and Human Behavior : in 2 volumes :  . — —.
  6. Die Rückseite des Spiegels. Versuch einer Naturgeschichte des menschlichen Erkennens :  . — München : Piper Verlag, . — 338 S. — ISBN 978-3-492-02030-5.

    • Behind the Mirror: A Search for a Natural History of Human Knowledge :  . — Harcourt Brace Jovanovich, . — 261 p. — ISBN 978-0-15-111699-7.
    • Оборотная сторона зеркала / пер с нем. А. И. Федорова ; под ред. А. В. Гладкого ; сост. А. В. Гладкого, А. И. Федорова ; послесл. А. И. Федорова. — Москва : Республика, . — 393 с. — (Мыслители XX века). — ISBN 5-250-02644-3.
  7. Motivation of Human and Animal Behavior: An Ethological View :   / Konrad Lorenz, Paul Leyhausen. — New York, . — 423 p. — ISBN 0-442-24886-5.
  8. Das Jahr der Graugans :  . — .

    • The Year of the Greylag Goose :  . — .
    • Год серого гуся / пер. с нем. И. Гуровой. — .
  9. The Foundations of Ethology  :  . — .
  10. Der Abbau des Menschlichen :  . — .

    The Waning of Humaneness :  . — 1987.

  11. Die Naturwissenschaft vom Menschen. Eine Einführung in die vergleichende Verhaltensforschung. Das russische Manuskript (1944—1948) :  . — .

    The Natural Science of the Human Species: An Introduction to Comparative Behavioral Research — The Russian Manuscript (1944—1948) :  . — 1995.

Статьи

  • Die acht Todsünden der zivilisierten Menschheit :  . — 1973.

    • Civilized Man’s Eight Deadly Sins :  . — 1974.