Психические конструкты

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Афанасьева, Елена Алексеевна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА — КОНСТРУКТОРА

1.1. Теория деятельности. Профессиональная деятельность. Деятельность инженера — конструктора.

1.2. Восприятие как объект исследования в общей психологии и психологии труда.

1.3. Профессиональное восприятие инженера-конструктора.

1.4. Методы и методики исследования.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ.

2.1. Профессиональная перцептивная система и уровни формирования профессионального восприятия.

2.2. Связь мотивационных факторов с формированием профессионального восприятия.

2.3. Связь когнитивных факторов с формированием профессионального восприятия.

2.4. Соответствие особенностей восприятия профессии, специальности, специализации.

2.5. Особенности профессионального восприятия как профессионально важные качества инженера-конструктора.

Конструкты и качество восприятия

Смотри подробное исследование этого у К. Роджерса 1 Можно говорить о ограничивающих и продвигающих личностных конструктах. Это определяется такими их чертами, как примитивность и скудость, ограниченность выбора конструктов — или богатство и разнообразие, дающее возможность тонкого различения, статичность, необсуждаемость, неизменяемость — или динамичность, способность меняться в зависимости от ситуации и развиваться, сменяясь более тонкими, адекватным и совершенными. структурная ограниченность прошлым опытом — или открытость настоящему. Ограничивающие конструкты Конструкты нередко ограничивают человека в его понимании происходящего. Так случается, когда конструкты:

Конструкты и качество восприятия

Конструкты и качество восприятия.

Используемые человеком Личностные конструкты сильно влияют на адекватность и качество восприятия.

Смотри подробное исследование этого у К. Роджерса 1

Можно говорить о ограничивающих и продвигающих Личностных конструктах. Это определяется такими их чертами, как

примитивность и скудость, ограниченность выбора конструктов — или богатство и разнообразие, дающее возможность тонкого различения, статичность, необсуждаемость, неизменяемость — или динамичность, способность меняться в зависимости от ситуации и развиваться, сменяясь более тонкими, адекватным и совершенными. структурная ограниченность прошлым опытом — или открытость настоящему.

Ограничивающие конструкты

Конструкты нередко ограничивают человека в его понимании происходящего. Так случается, когда конструкты:

слишком просты, глобальны и грубы Черное-белое, других вариантов нет. «Человек плохой» или «человек хороший», а то, что человек может быть разным в разных ситуациях, то, что в каждом из нас есть и то и другое, то, что в человеке есть глубины — это при таких грубых шаблонах понято и замечено быть не может. «Я не могу никогда». «Ничего не делаю как следует». статичны, необсуждаемы и неизменяемы Личностные конструкты не осознаются в качестве конструктов, о них думают как о фактах. Пример: «Я никогда ничего не могу сделать как следует, – даже закончить никак не могу». Не ставятся под сомнения, отрицается их субъективность: «Что вижу, то и отражаю». структурно ограничены прошлым (согласно термину Гендлина и Зимринга). То есть человек реагирует «на настоящую ситуацию, находя ее сходство с прежним опытом, и затем реагирует на это прошлое, ощущая его» 2. Вначале люди сами создают такие интеллектуальные шаблоны, а потом подгоняют мир под эти шаблоны, доказывают словам или делами, что мир, люди (или сам человек) именно такой, каким он решил его разглядывать. Если мужчина убежден, что все женщины стервы, он будет именно это в них и искать: «Стерва или не стерваУх, изображает из себя не стерву — вот какая стерва!»

Продвигающие конструкты

Продвигающие, развивающие личность конструкты характеризутся другими чертами. Они:

разнообразные, увеличивающие способность к тонкому различению. Кроме общих полюсов, они дают множество вариантов и оттенков. Эскимосы видят снег с огромным количеством характеристик и оттенков. Смотри Способность к различению динамичны, могут меняться в зависимости от ситуации, могут развиваться, сменяясь более тонкими, адекватным и совершенными. К. Роджерс приводит пример рассказа клиента о своем споре с женой: «Я не злился на себя. У меня не было ненависти к себе, я только понял, что веду себя как ребенок, причем делаю это осознанно». 3 открыты настоящему. Человек в настоящем видит то, что есть сейчас, а не то, что он привык видеть обычно, воспринимая это скорее по памяти. Общается с настоящим, а не с прошлым.

Сноски

К. Роджерс. О становлении личностью: психотерапия глазами Психотерапевта. Глава 7. Понятие о психотерапии как процессе. Gendlin, E. , and F. Zimring. The qualities or dimensions of experiencing and their change. Counseling Center Discussion Papers 1, #3, Oct. 1955. University of Chicago Counseling Center. К. Роджерс. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта. Глава 7. Понятие о психотерапии как процессе.

Метки: личность, психотерапия

Похожие материалы:

  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга
  • Общественное сознание и сознание индивида (Чагин Б. А)