Человек в космосе философия

История

Христианский космос. Иллюстрация из Нюрнбергских хроник, 1493 год

Термин «Космос» начинает употребляться в философском смысле уже в период становления первых философских школ Древней Греции. Согласно Диогену Лаэрцию, Пифагор был первым, кто назвал Вселенную «Космосом». Однако использование этого понятия зафиксировано ещё до Пифагора у Анаксимена и Анаксимандра. Он широко употребляется у Гераклита, Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и других досократиков.

Как отмечают, в поэмах Гомера общую картину мира можно рассматривать как первую – эпическую модель античного космоса: «это как бы огромное жилище, в котором живут, действуют и борются люди и боги».

Платон в диалоге «Тимей» рассматривает космос как живой, соразмерный организм, обладающий разумной душой, а человека — как часть космоса. Здесь же Платон формулирует трудность в объяснении устройства космоса: он божественен, значит, все небесные тела должны двигаться равномерно по круговым орбитам, однако движение планет противоречит этому требованию. Эту проблему пытались решить Евдокс и Каллипп в рамках теории гомоцентрических сфер.

Аристотель выступил с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, в частности, отказался от учения о космической душе, заменив её космическим Умом.

В древнегреческой космологии Космос считался ограниченным, в его центре располагалась неподвижная Земля, вокруг которой вращались все небесные тела, включая Солнце. Звёзды располагались на периферии Космоса. Геоцентрическая система мира, доработанная в эллинистическую эпоху в рамках теории эпициклов (Гиппархом, Птолемеем и др.), господствовала до XVI в.

Стоики и неоплатоники в поздней античности, схоласты и христианские богословы в Средние века также включили в свои философские концепции учение о космосе. Философы и ученые эпохи Возрождения и раннего Нового времени (например, Коперник и Кеплер) обычно опирались на принципы античной космологии, однако в центре Космоса размещалось Солнце, а не Земля (см. Гелиоцентрическая система мира).

В Новое время понятие «космос» вытесняется из научного употребления, заменяясь понятием «Вселенная».

В некоторых славянских языках (русском, польском, болгарском, сербском) под космосом в настоящее время подразумевают пространство за пределами Земли («космическое пространство»).

Экипаж – братство кольца

В полетах конфликтные ситуации неизбежны. Весь вопрос в том, как они будут
пробиваться наружу при расходовании жизненных сил, когда по мере удаления от
Земли будет уменьшаться ее влияние. Это как капля, растекающаяся по поверхности,
неровности которой при утончении слоя будут пробивать его целостность.
Напряжение, недостаток выдержки, усталость, нездоровье могут вызвать
«замыкание». Но оно не будет разрушительным в среде единомышленников, доверяющих
и поддерживающих друг друга. У каждого должен быть свой запас прочности.

Представить это можно как кольцо держащихся за руки людей. Если кто-то
разомкнет его в силу каких-то мотивов, все будет зависеть от того, как сработает
реакция связки. Экипаж, способный сохранять целостность кольца, воздействуя на
того, кто его разрушает, – устойчив. Но может оказаться, что возобладают
противоречия, взаимные претензии, которые приведут к разделению. И тут
неизвестно, что возьмет верх – силы связки или стихия выяснения отношений.

Возможны два варианта устойчивого экипажа. Один, где деятельность ограничена
функциями технического обеспечения полета и поддержания жизнедеятельности членов
экипажа, когда обязанности каждого строго формализованы рамками полетной
документации. Другой, когда, кроме сказанного, востребована творческая сторона
человека.

В первом варианте деятельность каждого ограничена кругом функциональных
задач, и в этом отношении все равны. Этот вариант хорошо изучен, но его можно
роботизировать. Во втором варианте при тех же обязанностях каждый несет нагрузку
своей творческой индивидуальностью, поэтому все разные. Этот вариант – непаханое
поле.

Чем разностороннее люди, тем они легче адаптируются к изменчивым условиям и
тем легче им оценить складывающуюся ситуацию. Увлечения – это своего рода вклад
каждого в общую копилку общения, они скрашивают жизнь

При этом очень важно
наличие в команде тех, кто способен снимать напряжение легкостью характера или
удерживать от разногласий своей нейтральной позицией и приверженностью к
порядку, утвержденному на Земле

В полете, несмотря на то что людям свойственно подвергать сомнению действия
лидера и его решения, – уставные отношения, авторитет командира должны быть
незыблемы, как каркас устойчивой системы. Когда такие отношения выстроены, можно
идти в дальний полет, цель которого не только в том, чтобы долететь и вернуться,
а, ежедневно сохраняя среду творческого настроя на работу, поддерживать интерес
каждого к познанию происходящего ради достижения общих результатов.

Это тот капитал, которым придется отчитываться перед обществом, а не только
техническими достижениями, так как потребуется ответ на вопрос: зачем все это
надо было? Ведь кто согласится оплачивать простой пересказ увиденного даже
мужественными созерцателями полета на Марс протяженностью в полтора года?
Межпланетный полет подразумевает готовность людей к встречам с неожиданным, их
способность увидеть и принять новые знания. Тогда ожидания человечества будут не
напрасны.

Общее пространство интересов

Но отвечать необходимым профессиональным и человеческим требованиям – еще не
значит быть личностью, она раскрывается только во взаимоотношениях с обществом.
Чтобы отстаивать убеждения, человек должен находиться в согласии со своим
внутренним «я». Это качество глубинно, и его не всегда легко разглядеть. Если
профессиональный уровень и состояние здоровья доступны объективной оценке, то
внутреннее согласие, когда поступки соответствуют убеждениям, оценкам не
поддается. Это обстоятельство нередко формирует ложный образ. Способность
человека к сохранению внутреннего согласия позволяет, преодолевая препятствия,
не изменять себе. Это опора его психической и нравственной устойчивости,
балансир, удерживающий в равновесии. Человек, находящийся в гармонии внутреннего
согласия, меньше подвержен негативным воздействиям: проходя через них, он как бы
со стороны оценивает и корректирует свое поведение. Тогда на него начинают
полагаться в коллективе, где каждый зависит от другого.

Создать прочную оболочку, связав экипаж воедино, может только общее
пространство интересов и поиска решений. Для этого требуется интеллектуальная
свобода, не зажатая множеством ограничений, и устойчивая психика. Людей с
непробиваемой логикой и психикой любая серьезная ситуация может загнать в ступор
из-за ограниченности располагаемого поля поиска решений! Чем больше человек
загружен готовыми рецептами, тем уже простор для собственных идей, мыслей, так
как будет преобладать поиск путем их перебора из уже имеющихся. В особо опасных
ситуациях люди, несомненно, должны быть вооружены вариантами решений.

Сформировать экипаж так, что каждый его участник в отдельности будет почти
безупречен, еще не значит, что члены экипажа смогут найти друг в друге то, что
их сближает

Важно, чтобы мир каждого был привлекателен для других, чтобы
«выходные линии связи» каждого дополняли друг друга, способствуя успеху. Тогда
при длительном взаимодействии они обеспечат комфорт в общении, разгружая
накапливающуюся усталость, снимая претензии и раздражения как при спокойном
течении событий, так и в аварийных ситуациях

Здесь многое зависит от того, насколько каждый будет свободен в поиске и
отстаивании своего варианта, подобно знатокам в передаче «Что? Где? Когда?»,
умея слушать, думать, говорить, высказывая свое мнение, признавать выбор
старшего, что доступно единомышленникам. В такой среде всегда есть повод для
общения, каждый несет свое, индивидуальное, и тем он привлекателен.

Интересная творческая работа, хоть и с большим напряжением, компенсирует
слабости и недостатки, разгружает психику, а чисто исполнительская ее напрягает.
Поэтому в дальнем полете необходима постоянная подпитка энергией достижения
результатов, приносящих удовлетворение. Кто знает больше в силу своего
образования или увлеченности, будет заполнять пробелы других. Кто слабее, будет
испытывать благодарность за узнавание нового в среде доброжелательности при
отсутствии претензий на исключительность. Здесь главное – разнообразие
объединяющих связей.

Однако существует и такой тип психики, когда человек прячет свое незнание,
маскируя недостатки. С ними трудно, и если попытки идти им навстречу не находят
ответа, то пропадает желание с ними общаться. Отгораживаясь барьером
замкнутости, они концентрируют на себе все негативное. Когда человеком начинают
управлять недостатки, слабости, у него нарастает агрессия с оправданием себя в
неприятии других, и он выпадает из круга. Теперь уже, не желая того, те, кто
рядом, от него будут изолироваться, если он не найдет в себе сил преодолеть свое
отчуждение. В таком случае начнет разрушаться климат доверия и легкости общения.

С Земли отрегулировать отношения, когда потерян защитный иммунитет
ответственности за общее дело, может оказаться невозможным. Здесь многое будет
зависеть от того, как организована поддержка экипажа с Земли. Ведь ощущение
опасности вблизи берега и на удалении от него разное. Поэтому многое будет
определяться теми специалистами, кто будет находиться на связи с экипажем.

Основные объекты изучения

Объектом изучения космической психологии служит широкий спектр психологических феноменов людей, находящихся на космических объектах.

  1. Особенности, связанные с изменением физической среды:
    • влияние невесомости, перегрузок на работу организма; сенсорная депривация;
    • ограниченность пространства, отсутствие площади опоры, новые условия перемещения, особенности восприятия схемы тела;
    • изменение восприятия времени (смены дня и ночи), особенности сна.
  2. Особенности, связанные с функционированием космического корабля и технических систем (зависимость от состояния космического корабля; новизна и опасность; напряжение и постоянная бдительность).
  3. Особенности, связанные с социально-психологическим взаимодействием членов экипажа (изолированная малая группа в автономных условиях).
  4. Изоляционные феномены.

Примечания

  1. Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — Прайм-Еврознак. — М., 2003. — 672 с.
  2. Ушаков И.Б., Бедненко В.С., Лапаев Э.В. История отечественной космической медицины. — М.-Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — 320 с.
  3. Алякринский Б. С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов. — Медицина, 1975.
  4. Мясников В. И. и др. Проблема психической астенизации в длительном космическом полете. — М.: Фирма «Слово», 2000. — 223 с.
  5. Гагарин Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. — Мол. гвардия, 1971.
  6. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. — Политиздат, 1989. — 304 с.

Кому лететь на Марс

Этот психологический посыл должен быть присущ и тем, кто отправится в глубины
космоса. Но претендентов на эту роль надо искать смолоду, ориентируясь на такое
сочетание свойств личности, как аналитический ум, богатый духовный мир,
коммуникабельность, воля, стремление понять свое назначение на Земле. Это люди,
у которых творческий настрой сочетается с умением жить и работать в команде,
добиваясь цели. Тогда, при наложении на эту основу профессиональных знаний и
навыков, можно быть уверенным, что будет достигнут необходимый для такой миссии
сплав свойств.

Но сегодня в науке нет даже подходов к решению этой проблемы. Все свелось к
подбору людей на соответствие определенным профессиональным требованиям, а
личностные качества выпадают из поля зрения, так как судить о них не способны
те, кто не способен судить себя сам. Здесь многое зависит от подбора
специалистов на эту работу, от их способности к объективным оценкам, исключающим
предвзятость, влияние фактора типа «нравится – не нравится». Этот процесс должен
быть обоюдным, с правом самого испытуемого на доверие к тем, кто его изучает.

В экспериментах, которые имитируют полет на Марс, можно понять
психофизиологические характеристики испытателей. Однако переносить результаты
этих исследований на конкретных кандидатов на полет нельзя, так как есть
множество индивидуальных особенностей, которые в таких экспериментах выявить
невозможно. Эту задачу тестами не решить, она предполагает изучение всего
жизненного пути: насколько человек был самостоятелен в выборе профессии, как
строит свои отношения с окружающими, степень открытости, готов ли отстаивать
свою точку зрения ради дела, склонен ли признавать свои ошибки, недостатки и
насколько податлив к воздействию общепринятого мнения. Иначе результат даже
столь масштабных экспериментов в реальном полете может оказаться отрицательным,
и наоборот.

Инерция сложившейся системы подготовки препятствует пересмотру ее содержания
в свете новых задач, которые придется решать космонавтам в дальнем полете. К
тому же отбирать кандидатов придется из тех, кто приобрел опыт околоземных
полетов в разных экипажах, включая соотечественников и зарубежных партнеров,
исходя из того, насколько они были инициативны, как реагировали на нештатные
ситуации и выходили из них, насколько были последовательны, гибки и способны на
компромисс ради общего успеха.

Сегодня уже есть возможность сформировать набор критериев, позволяющих
спрогнозировать поведенческие ситуации в дальнем полете, отталкиваясь от того
материала, которым мы располагаем. Например, можно проанализировать, как люди
взаимодействуют в разных обстоятельствах на Земле: при выработке технических
решений, при подготовке экспериментов. Можно выявить наклонности каждого –
организационные, интеллектуальные, склонность к анализу, проявлению смекалки,
умение работать руками и т.д. В разных сочетаниях состава экипажа, меняя роли (в
одном экипаже – лидер, в другом – ведомый), можно понять, в каком качестве лучше
использовать конкретного претендента в космическую экспедицию. А затем, в
ближних полетах, уточнить, насколько достоверны эти оценки. Располагая такой
группой можно подобрать тех, кто наиболее подходит для межпланетного полета.

Конец диалога с Космосом?

Сегодня, стремясь на другие планеты, мы обязаны с высот исторической
ответственности перед будущим осмыслить свой опыт освоения космоса, понять, как
он повлиял на нас, чего мы не смогли предусмотреть и что упустили, что приобрели
в знаниях и чего не смогли бы узнать без участия человека.

Ответив на вопросы, как выглядит Земля со стороны, каковы ощущения космоса и
как оттуда смотрится бездна Вселенной, космонавты удовлетворили многовековое
любопытство людей. На этом живой диалог человека с космосом закончился, и мы
сосредоточились на развитии возможностей техники, а о своем предназначении как
разумных существ так и не задумались. В результате человек оказался приложением
к технике, исключив себя из процесса познания. Кроме обустройства жизни в
невесомости, рывка в знаниях не получилось.

Поэтому если задуматься – на что повлияла деятельность человека в космосе, то
можно говорить о совершенствовании техники, о новом взгляде на Землю как
космический объект, о способности адаптации организма к условиям космоса, о
международном сотрудничестве, и, пожалуй, все. До сих пор мы не можем
определиться, ради чего туда идем и что нас там ждет.

Основоположники космонавтики, одержимые стремлением открыть дорогу в космос,
доказав саму возможность осуществления пилотируемых полетов, так и не
разобрались, кто должен по ней идти. Не поняв этого, о каких межпланетных
полетах человека можно говорить? Такая глобальная цель, кроме огромной
концентрации усилий – технологических, научных, финансовых, – требует ответа на
вопрос: чего мы ждем от тех, кому доверим наши надежды? Для этого требуются
объединенные усилия всех заинтересованных стран.

Решая эту проблему, необходимо по-иному взглянуть на человека. Способен ли он
проникнуться заботами цивилизации, понять наше место как разумных существ в мире
Природы, способен ли вырваться из своего времени?

Никита Холоп при Иване Грозном, сделав крылья, сиганул с колокольни
Александровской слободы, улетев за речку. Но даже царю, казнившему его за
дерзость пойти против Божьей воли, не дано было заглушить тягу души воплотить
мысль о покорении неба. Люди, подобные Никите Холопу, соединяя в себе
подвижничество, талант и конкретные достижения, готовы идти «вопреки». У них
есть вера в свое предназначение. Это те, у кого есть своя путеводная звезда.

Такие есть и сейчас, но они заслонены суетой своего поколения, а потому бегут
от повседневности в мир стихий, опасности, лишений, чтобы утвердить себя, а
значит, и нас с вами. Они в одиночку покоряют океан, совершают облет Земли,
пробиваются к полюсу. А кто-то, чтобы разобраться в своем времени, обращается к
прошлому, решаясь обойти земной шар, пересечь Атлантику на лодке или самолете
прошлого века. Каждая такая попытка – это прежде всего стремление к познанию
себя, а потому все их ощущения, осмысление необходимости поставленной цели
интересны и захватывающи для всех на планете.

Космический канООН

История всех экспедиций на Земле свидетельствует, что у первопроходцев всегда
была надежда на открытия, которые впоследствии либо подтверждались, либо
опровергались, но всегда приоткрывали окно в мир нового, давая толчок движению
мысли. Так, открытие противотечения Гольфстриму в корне сломало выстроенные
модели, устоявшиеся взгляды на формирование климата. Поэтому те, кому мы доверим
межпланетные полеты, должны взять на себя обязательства перед народами Земли
принести свой взгляд, свои впечатления о всех сторонах полета. Тогда люди будут
завороженно следить за его ходом в диалоге с теми, кого они выбрали, и узнают –
есть ли смысл стремиться в космос или же лучше, оставаясь на Земле, признать ее
как единственное место обитания и сосредоточить усилия в исследовании
вселенского пространства с помощью технических средств, оснащенных искусственным
интеллектом.

Есть и другая опасность: со временем космонавтов, руководимых интересами
планеты, могут подменить те, кто, располагая огромными средствами, воспользуется
плодами общих достижений в своих интересах, подобно нынешним туристам,
оказавшимся на Международной космической станции, имеющей статус
исследовательской. Не выработав канонов дальних полетов, можно породить элиту,
чьи интересы сведутся к созданию собственного мира.

За освоение космоса мы все в ответе. Нельзя допустить, чтобы с высот
технологических возможностей у кого-то могло возникнуть искушение «диктовать» и
управлять другими. Чтобы этого не произошло, национальные космические программы
необходимо обсуждать с мировым сообществом и, пользуясь результатами реализации
этих программ, ограничить создаваемые угрозы.

В космос надо идти вместе, осознав себя людьми планеты, тогда все познают
состояние сопричастности и поверят, что это принесет народам Земли благополучие
и спокойствие. Для этого необходим Международный центр пилотируемых полетов под
флагом ООН, куда страны могли бы отправлять на подготовку своих представителей.
Его задача – интеграция мировых научно-технических достижений и познание целей
земной цивилизации в космосе.

Послеполетное медицинское тестирование.Фото из архива Валентина Лебедева

Тогда космонавты станут своеобразными центрами кристаллизации формирования
планетарного общества. В них человечество увидит свой эталон посланцев в
будущее, которые помогут определить новые рубежи, сколь бы фантастическими они
ни казались, понять, как с проникновением в просторы космоса, подобно
эволюционному переходу жизни из воды на сушу, будет меняться наше сознание.

Замахиваясь на обживание планет Солнечной системы, мы должны ответить себе на
вопрос: готовы ли мы выйти за околицу нашей планеты, не навредив, а гармонизируя
взаимодействие с незнакомой средой, чтобы ход событий развивался в
прогнозируемом русле цивилизации новых возможностей.

История

Свое развитие космическая психология ведет из авиационной психологии и медицины, на базе которых проводились первые исследования. В авиационной психологии особое место отводилось изучению взаимодействия человека и машины; психической адаптации в экстремальных условиях; стратегиям принятия решения в аварийных ситуациях. Стремительное развитие космическая психология получила в связи с развитием космонавтики. Перед первым полетом человека в космическое пространство необходимо было разрешить вопросы отбора космонавтов; влияния длительной изоляции на состояние экипажа; конструирования удобных космических кораблей и другие моменты. К полету первого человека в космос в 1961 году был накоплен материал, который обеспечил становление космической психологии.

Далее развитие шло от изучения кратковременных полетов к долговременным, и в настоящее время — к длительным космическим перелетам. Среди последних исследований феноменов долговременных космических полетов можно выделить эксперименты Марс-500, EXEMSI-92, HUBES-94 и ЭКОПСИ-95, SFINCSS, Контент и другие.