Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности роджерс к. взгляд на психотерапию. становление человека. м.: прогресс, 1994. с. 74-79

Результаты

Я
попытался описать отношения, которые являются основными для конструктивных
изменений личности. Я постарался сформулировать те качества, которые необходимы
индивиду в этих отношениях. В третьей фразе моей основной гипотезы указывалось,
что произойдут изменения и развитие человека. Моя гипотеза заключается в том,
что при таких отношениях индивид изменяется и на сознательном, и на более
глубинном уровне своей личности, чтобы справиться с трудностями жизни более
конструктивно, разумно, социализировано, так, чтобы она приносила ему большее
удовлетворение.

Здесь
я могу оставить рассуждения и перейти к результатам накопляющихся научных
исследований. Сейчас мы знаем, что индивиды, имеющие такие отношения в течение
даже весьма небольшого времени, претерпевают глубокие и значимые изменения
личности, отношений и поведения, что не наблюдается в соответствующих
контрольных группах. В таких отношениях индивид становится более цельным, более
действенным. У него проявляется меньше невротических или психопатических черт и
больше качеств нормального, здорового человека. У него изменяется восприятие
себя, он более реально оценивает себя. Такой человек становится более похож на
того, каким он хочет быть. Он более уверен в себе и лучше владеет собой. Он
лучше понимает себя, становится более открытым опыту, меньше отрицает и
подавляет свой собственный опыт. Такой человек лучше принимает других и видит
их более похожими на себя. Подобные изменения происходят у него и в поведении.
На него меньше действует стресс, после него он быстрее приходит в себя. Как
замечают друзья, он становится более зрелым в поведении. У него меньше защитных
реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации.

Это
– некоторые из изменений, возникающих у людей, которые прошли на
консультировании через ряд бесед в атмосфере, близкой к атмосфере отношений,
описанных выше. Каждое из этих утверждений основано на объективных
доказательствах. Конечно, необходимо продолжить исследования, но нельзя более
сомневаться в ведущей роли таких отношений в возникновении изменений в
личности.

Отношения

Какое
же значение имеют эти термины? Давайте по отдельности рассмотрим три основные
фразы этой гипотезы и выявим тот смысл, который они для меня имеют. Какой же
тип отношений я собираюсь создавать?

Я
обнаружил, что чем более я искренен в отношениях с клиентом, тем более это
помогает ему. Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства
настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение
к человеку, чувствуя совсем другое на более глубинном или подсознательном уровне.
Откровенность также включает желание выражать в словах и в поведении свои
различные чувства и отношения

Только так мои отношения могут быть правдивыми,
а это очень важно. Это – первое условие

Только при создании реально
существующего отношения другой человек может успешно искать эту реальность в
себе. Я обнаружил, что это верно даже в том случае, когда отношение, которое я
чувствую, не нравится мне и не ведёт к хорошим отношениям между нами. Кажется
очень важным, чтобы это отношение было правдивым.

Второе
условие заключается в следующем: чем более я принимаю другого человека, чем
более мне он нравится, тем более я способен создать те отношения, которые он
сможет использовать. Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как к
человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния,
поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как
индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему. Это значит, что вы принимаете
и уважаете весь спектр его отношений в данный момент независимо от того,
положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или
нет

Это принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека
создает для него теплоту и безопасность в отношениях с вами, а защищенность,
проистекающая от любви и уважение мне кажется, является очень важной частью
помогающих отношений

Я
также думаю, что хорошие отношения с другим человеком значимы лишь постольку,
поскольку у меня есть постоянное желание понимать его – тонкая эмпатия его
чувств и высказываний, как он их представляет себе в этот момент. Принятие не
стоит многого до тех пор, пока в него не входит понимание. Только тогда, когда
я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми,
такими сентиментальными или эксцентричными, только когда я понимаю их так, как
вы, и принимаю их так же, как вы, – только тогда вы действительно чувствуете в
себе свободу исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего
внутреннего опыта. Эта свобода — необходимое условие отношений. Под ней
подразумевается свобода изучать себя и на уровне сознания, и на неосознаваемом
уровне с такой быстротой, с какой возможно пуститься в такое опасное
исследование. Имеется также и полная свобода от любой моральной или диагностической
оценки, так как все они, мне кажется, являются угрозой для личности.

Таким
образом, отношение, которое я считаю помогающим, характеризуется как бы
прозрачностью с моей стороны, в нем четко видны мои реальные чувства. Оно также
отличается принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также
глубинным эмпатическим пониманием, которое дает мне возможность видеть личный
опыт человека с его точки зрения. Когда достигнуты эти условия, я становлюсь
спутником моего клиента, сопровождающим его в пугающем поиске самого себя,
который, как он чувствует, можно сейчас свободно предпринять.

Конечно,
я не всегда могу достигнуть таких отношений с другим человеком, и иногда, когда
я чувствую, что достиг их, он может быть чересчур напуган, чтобы увидеть, что
ему предлагают. Но я бы сказал, что, когда у меня есть данный выше тип
отношений и когда другой человек может как-то чувствовать их, я верю, что
неизбежно произойдут изменения и человек будет конструктивно развиваться. Я
включаю слово «неизбежно» только после долгого и осмотрительного
обдумывания.

Основная гипотеза

Изменения,
которые произошли во мне, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей
профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: «Как я смогу вылечить
или изменить этого человека?» Теперь я бы перефразировал этот вопрос так:
«Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего
собственного личностного развития?»

Как
только я подошел ко второй постановке вопроса, я понял, что все, что узнал,
применимо ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с клиентами,
имеющими проблемы. Именно поэтому я чувствую, что результаты моего познания,
имеющие смысл для моего жизненного опыта, могут иметь некоторый смысл и для
вашего опыта, так как все мы – участники человеческих отношений.

Возможно,
лучше начать с отрицательного итога моего познания. Постепенно мне пришло в
голову, что я не могу помочь пациенту с расстройствами, используя
интеллектуальное или обучающее воздействие. Бесполезен любой подход,
опирающийся на знания, на принятие того, что является предметом обучения. Эти
соблазнительные подходы могут казаться прямо ведущими к цели, в прошлом я
перепробовал многие из них. Можно объяснить человеку, что он собой
представляет, предписать меры, которые поведут его вперед, дать ему знания о
более подходящем образе жизни. Согласно моему опыту, такие методы оказались
бесплодными и незначащими. Самое большее, что они могут дать, – это какое-то
временное изменение, которое скоро исчезнет, и индивид еще более убедится в
своей неполноценности.

Неудачи
интеллектуальных подходов заставили меня понять, что изменения, по-видимому,
происходят через опыт во взаимоотношениях. Поэтому я собираюсь очень кратко и
неформально рассказать о некоторых основных гипотезах, касающихся помогающих
отношений. Кажется, что эти гипотезы получают все возрастающее подтверждение и
в практике консультирования, и в исследованиях.

Я
могу выразить основную гипотезу одним предложением: если я могу создать
определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность
использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и
развитие его личности.