Латеральное мышление

Творческое мышление в психологии

В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное. Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности

Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени

Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

Схема латерального мышления:

В книге «Механизмы Ума» Эдвард де Боно предложил много методик и схем развития латерального мышления, но наиболее интересной и популярной является методика, адаптированная Филиппом Котлером. Весь процесс состоит из 3-х этапов:

I. Фокусировка предполагает нахождение известной идеи, которая станет исходной отправной точкой для креативного процесса. Чем лучше вы сконцентрируетесь на исходной идее, тем проще будет отталкиваться от нее и двигаться вперед, создавая нечто новое.

Помните: «Все новое – это хорошо забытое старое».

Пример:
Вас просят назвать все слова, известные вам. Первые слова сразу же придут на ум, потом вы начнете называть все, что вас окружает, а потом начнутся трудности.
Однако, если сфокусироваться на каком-либо предмете или явлении, то в голову придет очень много слов для его описания и характеристики.

Парадокс: искусственно ограничивая мышление, мы способствуем более глубоким размышлениям, создавая возможности для креатива.

II. Создание латерального разрыва из выбранной на первом этапе идеи, необходимо сместить свою точку зрения или изменить логику этой идеи, то есть выйти за рамки существующего шаблона. Для создания сдвига рекомендуется выдвинуть утверждение, которое изменит объект фокусировки или его признак.

Натюрморт с яблоками

Рассмотрим 6 основных способов сдвига:

Дополнение – добавить других фруктов, узор на вазе, салфетку, добавить к рисунку красивую раму и т.д.;

Удаление – оставить вазу пустой, оставить яблоки на столе без вазы и т.д.;

Замена – вместо яблок сделать груши, вместо вазы – поднос, вместо акварели использовать пастель и т.д.;

Инверсия (переворот, замена на противоположность) – ваза лежит на фруктах, ваза черного цвета, вместо яблок – огрызки и т.д.;

Гиперболизация – в вазе гигантское яблоко, маленький стол с огромной вазой, все яблоки неестественно яркого цвета и т.д.;

Изменение порядка – яблоки лежат рядом с пустой вазой, часть яблок лежит внутри вазы и часть на столе и т.д.

III. Установление связи. После трансформации объекта следует найти в видоизмененной идее нечто логичное, а главное – новое.

Используя перечисленные выше приемы, вы сможете не только развить творческое мышление, но и развить другие личностные качества, которые определенно помогут быть эффективными в работе и жизни.

В жизни так бывает

Чтобы лучше понять суть латерального мышления, приведу пример. Представьте семью, в которой супруги уже давно живут вместе. Многие женщины периодически начинают пилить мужей: «Ты даже не заметил, что я подстриглась/покрасилась/купила новое платье и т.д.». Да, любовь и влечение к ней как к женщине с годами поистерлось, превратилось в привычку

Ее присутствие стало настолько обыденным, что перестаешь обращать внимание на то, что так ценно было раньше

Или жена перестает замечать мужественность супруга, обращая внимание лишь на разбросанные по квартире носки и старые тренировочные штаны с вытянутыми коленками. Что же делать? Как по-новому взглянуть на партнера? Способов может быть множество, но в любом случае вы постараетесь увидеть свой объект в новом качестве

Заявитесь с неожиданным визитом на работу к своей половинке, понаблюдайте, как он/она лихо управляется со своими делами. Впечатляет?

Что же делать? Как по-новому взглянуть на партнера? Способов может быть множество, но в любом случае вы постараетесь увидеть свой объект в новом качестве. Заявитесь с неожиданным визитом на работу к своей половинке, понаблюдайте, как он/она лихо управляется со своими делами. Впечатляет?

А ведь стояло только поменять свой взгляд на партнера

Обратите внимание на черты, которые раньше были для вас недоступными. Привычное восприятие супруга резко поменяется

Как вы правильно понимаете, этот простой бытовой пример показал сейчас принципы работы латерального мышления.

Латеральное мышление

Латеральное мышление

Латеральное мышление и его родственные связи с творчеством.

Юмор и латеральное мышление.

Изменение стереотипов сознания.

Применительно к мышлению в зеленой шляпе я использовал понятие творческого начала, потому что это понятие является общепринятым. Большинству из тех, кто сейчас читает эту книгу, вполне вероятно, никогда прежде не приходилось слышать ни обо мне, ни о предложенной мною концепции латерального мышления.

Мышление в зеленой шляпе открывает перед человеком широкие горизонты творчества, одним из проявлений которого и является латеральное мышление.

Термин «латеральное мышление» я ввел в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в Оксфордский словарь английского языка.

Необходимость введения в обиход нового термина вызвана двумя причинами. Во-первых, понятие «творчество» очень многозначно и достаточно расплывчато по своему значению. Творческое мышление, как мне думается, содержит в себе все творческое начало в целом – от создания творческого беспорядка на рабочем столе до написания симфонии. Латеральное мышление по своему понятию гораздо уже и касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного опыта.

Вторая причина для введения предложенного мной термина заключается в том, что латеральное мышление непосредственно связано с обработкой данных, представленных в виде активных самоорганизующихся информационных систем. Латеральное мышление – это изменение стереотипов в асимметричной системе сознания. Я понимаю, что это звучит излишне механистично, но для использования методов латерального мышления вовсе не обязательно разбираться в его механике. Принцип действия латерального мышления приводится мной на страницах этой книги только для удовлетворения любопытства тех, кто хотел бы во всем «дойти до самой сути». Если логическое мышление основано на закономерностях языка символов, представляющих собой часть целого, то в основе латерального мышления лежит деятельность системы стереотипов сознания, в свою очередь также являющих собой часть единого целого.

Существует тесная взаимосвязь между природой, или, как я начал обозначать это понятие, принципом действия юмора и принципом действия латерального мышления. И тот и другой основываются на асимметричности нашего восприятия. На этом основано внезапное переключение сознания и снисходящее на человека озарение, после которого «тайное становится явным».

Осознанное и целенаправленное использование приемов латерального мышления – различные формы ломки общественных представлений и устоявшихся стереотипов – непосредственно основывается на деятельности системы стереотипов сознания. Эти методы разработаны для того, чтобы помочь человеку уйти с наезженной колеи мышления, идти вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следовать им. Обращающийся к латеральному мышлению человек сознательно «расчленяет» единую схему на части, и, когда это действие начинает давать свои результаты, возникает эффект внезапного озарения.

Значительная часть нашего мышления обращена на рассмотрение протекающих в нашем сознании процессов – на процессуальную часть нашего мышления, как я ее называю. Именно поэтому у нас оказываются настолько развиты такие дисциплины, как математика, статистика, обработка данных, язык и логика. Однако все эти дисциплины способны оперировать только словами, символами и образными взаимосвязями, предоставляемыми нашим восприятием. Именно восприятие сводит весь окружающий нас чрезвычайно сложный мир к этим простым формам усвоения. С восприятием и имеет дело латеральное мышление, призванное изменить установившиеся стереотипы сознания.

Латеральное мышление, природу которого я рассматривал в таких своих книгах, как «Латеральное мышление» и «Латеральное мышление для менеджмента», включает в себя соотнесенность с объектом, идиоматические выражения, этапы и методы. В этой книге нет необходимости обращаться к уже написанному ранее.

И тем не менее в следующих разделах я коснусь некоторых существенных сторон латерального мышления, поскольку они являются частью мышления в зеленой шляпе.

Шесть шляп

Это один из популярнейших методов, в основе которого лежит нестандартное мышление. Его создателем является все тот же Э. де Боно. В чем суть подхода? Этот способ позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, используя параллельное мышление, при котором различные подходы и идеи не сталкиваются, а спокойно сосуществуют.

Почему шляпы? Для этого есть несколько причин: каждая шляпа имеет собственный цвет, отличающий ее от других и наделяющий присущими только ей чертами. Шляпу можно легко поменять, это повлечет изменение также направление мыслей. Каждая шляпа как особый режим. Мы легко можем поменять шляпы на туфли – это не имеет значения. Итак, с точки зрения каких режимов рассматривается проблема?

Данный метод можно использовать как в индивидуальном порядке, так и в группе. Он развивает гибкость ума, способность к креативности, помогает принять решение и преодолеть творческий тупик

Отлично подходит для осмысления нестандартных идей, если необходимо принять во внимание каждое мнению, посмотреть на ситуацию с разных точек зрения

Мне кажется, что лучше всего латеральный образ мыслей развит у детей. Их мозг еще не забит множеством стереотипов, они доверяют интуиции, не обладают множеством страхов (в отличие от взрослых людей), у них нет стеснения, что они сейчас скажут глупую, или неудобную, или абсурдную идею. Помните выражение: «Устами младенца глаголет истина»? Ну, если не истина, то креативность точно. Так что давайте оставаться немного детьми.

Удачных изломов стереотипов вам! Не бойтесь пробовать новое – оно того стоит.

https://youtube.com/watch?v=iyCcmCaY5ds

Методы латерального мышления

Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

Метод 1. Шесть шляп мышления

Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

  • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
  • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
  • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
  • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
  • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
  • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

  • Прямая: подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
  • Личная: представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
  • Обобщающая: кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
  • Символическая: пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

Метод 3. Случайное слово

Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

Метод 4. Выход за рамки

Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

Что такое латеральное мышление

Латеральное мышление

По определению латеральное мышление (от латинского lateralis – боковой) – это умение находиться нестандартный, необычный и часто неожиданный подход к решению проблемы. Человек находит такие варианты действий, которые неподвластны логическому объяснению.
Использование латерального мышления помогает быть креативными, находить абсолютно новые пути решения вопросов. Кстати, таким типом мыслительной деятельности обладали люди, сделавшие исторические открытия.

В психологии мышление разделяют на два типа:

  1. Конвергентное. Решая проблемы, человек проводит тщательный анализ, сопоставляет факты, приходит к единому результату.
  2. Дивергентное. Человек пытается найти сразу много вариантов решения задачи, используя творческие способности.

Латеральное мышление часто сравнивают с дивергентным. В случае с ним люди так же изучают несколько направлений.
О способности мыслить нестандартно много говорил британский психолог Эдвард де Боно. Вот некоторые из его умозаключений:

  1. Стереотипы ограничивают. Приведем пример. Многие отравившиеся мороженым, больше не покупают его. С одной стороны, они создают себе мнимую безопасность. С другой же, это шаблон, который, скорее всего, не совпадает с реальностью. Он уже не работает, а человек так и не может поступить по-другому.
  2. Использование шаблонов и стереотипов не имеет ничего общего с латеральным мышлением. Оно убивает способность мыслить креативно, творчески. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, это шаблоны. Если у вас раз за разом случаются подобные ситуации, пора задуматься.
  3. Эдвард де Боно приводил интересный наглядный пример. Представьте песочницу и лейку с водой. Что будет, если вы начнете лить воду на песок? Часть растечется. Остальная же жидкость сделает колодец, в котором и будет собираться. Вода в данном случае – информация, поступающая в головной мозг. Песок – мозг, а колодец – стереотип. Способность латерально мыслить – это формирование бороздок, которые выпустят воду и не дадут стереотипу углубиться, закрепиться в сознании.
  4. Без способности принимать неожиданные решения не получится жить полноценно. Вам не обязательно поступать так постоянно. Но развить такое умение нужно обязательно.

И еще один интересный факт. Люди, привыкшие жить по стереотипам и шаблонам, никогда не придумают что-то новое, интересное.

Латеральное мышление
Кстати, де Боно – автор ряда книг по развитию мышления. «Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач», «Почему мы такие тупые? Когда же человечество научится думать», «Управление мышлением». Эти и другие издания научат вас креативности, способности думать не так, как все.

Латеральное мышление в маркетинге

Латеральный маркетинг — система нетрадиционных методов продвижения товаров и услуг, позволяющая успешно бороться с конкуренцией; это взгляд сбоку на проблему, находясь как бы вне проблемы и поиск нестандартного ее решения. Позволяет разрабатывать новые продукты, находить новые рыночные ниши и в конечном итоге совершать прорыв в бизнесе. Эта методика показывает, как инерционное движение по заданному плану в вертикальном маркетинге сегодня пора разбавить чем-то более современным. В основе латерального маркетинга – латеральное мышление.

Латеральный маркетинг является противоположностью к вертикальному маркетингу. Он подразумевает творческий подход для поиска новых маркетинговых идей, отличающийся от используемого вертикального маркетинга (т.е. сегментирования). Вертикальный маркетинг работает в рамках определенного рынка, тогда как латеральный маркетинг, напротив, представляет товар в новом контексте. Латеральный маркетинг предполагает поиск новых возможностей, фокусируясь на нестандартных подходах к коммуникации, способах и методах продаж, выявления неучтенных желаниях потребителей.  

Польза и необходимость использования латерального мышления в современном маркетинге, а также предпосылки возникновения самого латерального маркетинга Ф. Котлер и Ф. Триас де Бес описали в своей книге «Латеральный маркетинг: Технология поиска революционных идей».

Анализируя эволюцию рынков, развитие конкуренции, сокращение жизненного цикла продуктов (товаров, услуг), революцию, произведенную переходом к цифровым технологиям и снижение воздействия на сознание потребителя, авторам удается выявить сильные и слабые стороны традиционного маркетингового мышления.

Принципы латерального маркетинга
  • Провести анализ неудовлетворенности потребителей и выявить объект для изменений: товар, услуга, способы коммуникации.
  • Сфокусироваться на объекте изменения, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
  • Произвести “латеральное замещение” – это прерывание обычного течения логической мысли, распространенной, обычной цепочки суждений, чтобы создать стимул, подстегивающий наши мыслительные креативные способности.
  • Создать новое соединение, новую связь, в результате которой будет трансформирован объект изменения.
Цели латерального маркетинга:
  • выявление новых потребностей, которые может удовлетворять товар, если его модифицировать;
  • расширение существующих сегментов рынка за счет изменения характеристик и атрибутов товара;
  • выявление дополнительных потребностей у существующих потребителей;
  • анализ и выявление дополнительных ситуаций использования товара при его модификации;
  • генерирование идей для модификации товаров на основе существующего товара;
  • анализ товаров-субститутов для атаки на существующий товар.

Как развить творческое мышление

Существует много способов, позволяющих развивать свое творческое мышление. Одни из них выражены в игровой форме, другие – имеют непосредственное практическое применение. Рассмотрим основные приемы.

Игра слов

Для этого упражнения следует выбрать любые два слова из какого угодно текста. Это может быть книга, смс-сообщение, реклама в подъезде и что-либо другое. Далее, по возможности, необходимо найти что-то общее между ними, связать в одном контексте. В идеале, даже придумать маленькую историю.

Например, берем слова «светофор» и «слон». Что между ними общего? На первый взгляд – ничего. Но, если призадуматься, то и слон и светофор могут быть в Африке. Тот же слон, может переходить через дорогу, когда ему разрешит светофор. Либо светофор располагается на хоботе стилизованной статуи слона и т.д. Вариантов много и углубившись в них можно придумать совершенно немыслимую, но интересную историю.

Латеральное мышление

Попытка обуздать творчество с помощью логики и эрудиции. Технология латерального (неочевидного) мышления заключается в том, чтобы взглянуть на задачу со всех возможных ракурсов. И в одном из них, она раскроется в совершенно другом свете. Пример из жизни. Все представляют, что такое саморезы. Ними можно что-нибудь куда-нибудь прикрепить. Но благодаря этому строительному приспособлению и плоскогубцам легко вытянуть корковую пробку из бутылки вина, если под рукой нету штопора. Главное просто взглянуть на ситуацию с другого ракурса.

Метод шести шляп

Хороший способ развить творческое мышление и раздвоение личности (в случае, если практиковать самому). Во время рассмотрения определенной задачи или идеи, участники делятся на шесть экспертов с четко оговоренными ролями согласно цвету их «шляпы»:

  • Белая (логика) – от человека в данной шляпе требуется все «разложить по полочкам»;
  • Желтая (оптимизм) – в этом случае следует надеть «розовые очки» и увидеть преимущества;
  • Черная (критика) – подразумевает выявление «подводных камней» и недостатков в чужих идеях;
  • Зеленая (творчество) – самая креативная шляпа, находясь в которой стоит пустить свое воображение в свободный полет;
  • Красная (эмоции) – ее обладатель должен описать эмоции, которые у него возникают в ответ на поставленное задание;
  • Синяя (философия) – достается самому опытному участнику, который может обобщить высказывания остальных.

Особенно повлияет на творческое мышление, если человек примерит неподходящую ему шляпу. Это моментально выбьет его из зоны комфорта, еще сильнее активизировав мыслительный процесс.

Обратный мозговой штурм

Еще один коллективный прием, как повысить творческое мышление. Технология мозгового штурма известна многим. Каждому участнику дают возможность высказать максимально возможное количество своих идей без предварительной критики. По окончании, все предположения собираются и начинается их рациональное обсуждение. Постепенно остаются самые лучшие варианты. Обратный мозговой штурм позволяет еще больше запустить свою фантазию, поскольку во время него надо высказывать откровенно неправильные идеи. Например, тема обсуждения – разработать новый вид бутылки. При стандартном подходе, все участники начали бы думать на тему ее улучшения. А при обратном мозговом штурме, наоборот, – как сделать хуже. В итоге могут прозвучать идеи, которые при привычном подходе даже не смогли бы зародиться, но при их обсуждении станут «изюминкой» нового концепта.

Чтение надписей наоборот

Детская игра, которая не теряет своей актуальности и для взрослых. Творческое мышление запускается при любой нестандартной ситуации, когда мы не можем действовать шаблонно. Начав читать вывески или рекламные объявления наоборот, мы моментально активируем свою креативность. Лучше всего играть в паре, гуляя по городу. Один участник называет таким оригинальным способом слова, а второй пытается их как можно быстрее перевести. Веселое времяпрепровождение и повышение творческого потенциала гарантированы.

Творческое мышление человека усиливается в ситуации отказа от привычных жизненных алгоритмов. Иногда к его усовершенствованию подталкивают обстоятельства, но зачастую развить творческое мышление можно и самостоятельно. Лучше всего это делать с кем-то, устраивая своеобразные соревнования друг с другом.