Понятие характера в психологии. типология характера. акцентуированные типы характер

2 Проявления и содержание характера

Знание характера человека позволяет предвидеть его поступки или действия в определенной ситуации. Это позволяет корректировать поведение с максимальной пользой для окружающих и с минимальными потерями для самого индивида. Характерными нельзя назвать все черты, ими являются лишь существенные и наиболее часто проявляющиеся. О человеке с характером говорят: «Он поступил так, как должен был поступить, ведь у него сильный характер».

Чрезмерное развитие каких-либо индивидуальных черт называют акцентуацией. По поведенческим особенностям с психологической точки зрения людей принято разделять на интровертов (замкнутых) и экстравертов (общительных). Есть также виды характера, классифицируемые при акцентуации:

Гипертимный. К нему относят людей общительных, словоохотливых, с развитой мимикой лица. Также для них характерно проявление раздражительности и легкомысленности. У них на высоком уровне развита энергичность и инициативность.
Дистимный. Определяет характер личности с пессимистичной направленностью, замкнутостью. Такие люди ощущают дискомфорт в больших компаниях, избегают людных мест. Друзья являются авторитетом, обострено чувство справедливости

Медлительны, если речь идет о принятии важного решения.
Циклоидный. Часто меняется настроение, могут быть то сверх общительными, то чрезмерно замкнутыми.
Возбудимый

Очень конфликтные люди. В семье проявляют властность, плохо налаживают отношения с коллегами. Внимательны и аккуратны, если находятся в состоянии апатии. Очень раздражительны и вспыльчивы, если настроение плохое.
Застревающий. Истинные провокаторы, несговорчивы, слишком требовательны как к себе, так и к окружающим.
Педантичный. При данном виде характера обнаруживается патологическая тяга замечать мелочи.
Тревожный. Характерен для неуверенных в себе личностей, абсолютно бесконфликтных и слабовольных. Всегда стараются найти поддержку у других, чрезмерно самокритичны, но дружелюбны.
Демонстративный. Самоуверенны, конфликтны, яркие интриганы. Хорошо приспосабливаются к любым условиям. Обладают артистизмом и неординарным мышлением, но при этом лицемерны и эгоистичны.

Доминирующие духовные или материальные потребности оказывают непосредственное влияние на изменение особенностей характера. Глубокие и устойчивые интересы основаны на самодостаточности личности. Неуверенный в себе человек редко обладает содержательностью и глубиной поведенческих принципов. Такие личности часто меняют свое мнение.

Отрицательные черты характера и их проявление

В отношении к поведению, поступкам и деятельности других людей, человек всегда формирует черты определенного  характера – положительные и отрицательные. Это происходит по принципу аналогии (то есть происходит идентификация с тем, что является приемлемым) и противопоставление (тем, что входит в перечень недопустимого и неправильного). Отношение к самому себе может носить позитивный или негативный характер, что в первую очередь зависит от уровня развития самосознания личности и способности адекватно оценить себя (то есть, от сформированного уровня самооценки). Про высокий уровень самосознания свидетельствует наличие следующих позитивных черт: высокая требовательность к самому себе, скромность и чувство собственного достоинства, а также ответственность. И, наоборот, о недостаточном уровне развития самосознания говорят такие отрицательные черты характера как гордыня, самоуверенность, эгоизм, нескромность и др.

Отрицательные черты характера (в принципе также как и положительные проявляются) в четырех основных системах отношений человека. Например, в системе «отношение к труду» среди отрицательных черт называют лень, безответственность, безалаберность и формальность. А среди негативных черт, проявляющихся в межличностном общении, стоит выделить замкнутость, зависть, скупость, хвастливость и неуважительность.

Следует отметить, что отрицательные черты характера, которые находят свое проявление в системе отношений человека к другим людям, практически всегда способствуют возникновению конфликтов, непонимания и агрессии, что в последствие приводит к возникновению деструктивных форм общения. Именно поэтому, каждому человеку, который хочет жить в гармонии с окружающими и с самим собой, стоит задуматься о воспитании в своем характере положительных черт и избавлении от разрушающих, отрицательных черт.

1 Характер в психологии

Характер — это совокупность психологических черт, которые влияют на поведение и накладывают отпечаток на все стороны жизни. На черты характера влияют образ жизни и окружающие люди. Статика характера определяется типом нервной системы, а его динамика — окружающей средой.

Психология понимает определение «характер» как:

  • систему устойчивых мотивов;
  • способы поведения;
  • умение адаптироваться в социуме;
  • уравновешенность внутреннего восприятия;
  • общий поведенческий тип личности.

Качества характера:

Свойства характера
Важность
Качества
Нравственность
Понятие нравственности определяется отношением с окружающими людьми: с коллективом и обществом в целом. Оно отвечает за моральные качества
Честность, уважительное отношение, отзывчивость, презрение, черствость, доброта, тактичность
Сила воли
Умение владеть собой, достигать успеха, не унывать перед трудностями, противиться унынию
Самообладание, выдержка, вера в свои силы, дисциплинированность, ответственность, решительность
Интеллект
Насколько человек вдумчивый, рассудительный и наблюдательный

Продолжает ли развиваться или довольствуется малым опытом знаний
Низкий, средний высокий уровень умственного развития
Эмоциональность
Отражение внутреннего мира, источник вдохновения для творчества. Необходима для восприятия и выражения чувств. Эмоциональные качества влияют на общий психический облик и образуют эмоциональный тип личности
Уравновешенность, доброта (злость), вялость или бодрость, жизнерадостность и восприимчивость

Способности

Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.

Способности и задатки

Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.

Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.

Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.

Виды способностей

Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.

К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.

Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.

Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.

Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

ГИПЕРТИМНЫЙ (ИЛИ ГИПЕРАКТИВНЫЙ) ХАРАКТЕР

Оптимистичность приводит такого человека иногда к тому, что он начинает хвалить самого себя, излагая «естественную теорию смены поколений» и пророча себе высокие должности. Хорошее настроение помогает ему преодолевать трудности, на которые он всегда смотрит легко, как на временные, проходящие. Добровольно занимается общественной работой, стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку. Таков гипертимный характер. Если в руководимом вами коллективе есть человек с гипертимным характером, то самое худшее, что вы можете сделать, — это доверить ему кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости, ограничить контакты, лишить его возможности проявлять инициативу. От такого работника вряд ли будет прок. Он будет бурно возмущаться «скукой» работы и пренебрегать обязанностями. Однако возникающее в этих случаях недовольство носит беззлобный характер. Вырвавшись из неприемлемых для него условий, гипертим, как правило, зла на других не держит. Создайте условия для проявления инициативы – и вы увидите, как ярко раскроется личность, работа так и закипит в его руках. Гипертимов лучше ставить на участки производства, где требуются контакты с людьми: они незаменимы и в деле организации труда, в создании климата доброжелательности в коллективе.

Нарушения адаптации и здоровья у гипертимов как правило, связаны с тем, что они не щадят себя. Берутся за многое, стараются все успеть, бегут, торопятся, возбуждены, нередко высказывают высокий уровень притязаний и т. п. Им как бы кажется, что все проблемы могут быть разрешены увеличением темпа деятельности.

Основная рекомендация для людей с гипертимным типом характера — не сдерживаться, как может показаться на первый взгляд, а попытаться создать такие условия жизнедеятельности, которые позволяли бы выразить бурную энергию в работе, занятиях спортом, общении. Старайтесь избегать возбуждающих ситуаций, гасите возбуждение прослушиванием музыки и так вплоть до легкого успокаивающего психофармакологического лечения и аутогенной тренировки.

Характер и его классификация

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни

Теория Кречмера

Личность и характер человека в психологии этот немецкий ученый подразделил на три основные группы. К каждой из них он отнес людей с различными физиологическими данными:

  1. Астеники. Такие люди обладают худощавым телосложением, тонкими ногами и руками, а также довольно слабой мускулатурой. Такому индивиду соответствует в кречмеровской психологии личность и характер человека шизотимического типа. Это люди, которым присуще упрямство и плохая адаптация к изменяющемуся окружению, а также замкнутость.
  2. Атлетики. Эти люди обладают достаточно крепким мускулистым телом и иксотимическим типом характера. Такой индивид выделяется своим спокойствием, практичностью, властностью, сдержанностью.
  3. Пикники. Фигуры у таких людей достаточно плотные и в большинстве случаев отличаются лишним весом. Пикников можно отличить по большой голове, короткой шее и мелким чертам лица. В их характере выделяется общительность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям и эмоциональность.

Типы характера, их выраженность, «слабые места»

В настоящее время существует много классификаций характера. Особенно интересны и содержательны те, которые возникли в пограничной области на стыке психологии и психиатрии. В них заключен опыт талантливых ученых-клиницистов, которые непосредственно работали с людьми, наблюдали за их поведением, изучали биографии, беседовали с их родственниками, помогали в трудных жизненных ситуациях и проблемах. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко, М. Е. Бурно, М. З. Дукаревич и др. Первые классификации содержали всего два типа (К. Юнг, Э. Кречмер), в наше время их гораздо больше.

Мы остановимся на восьми основных типах, которые с некоторыми вариациями встречаются у большинства авторов. Конкретные примеры и иллюстрации будут взяты из наблюдений тех же авторов, художественной литературы, собственного личного опыта и рассказов других людей.

Люди различаются по степени выраженности черт характера. У одного они сильно заметны, у другого как бы сглажены, смягчены. Знакомиться с характерами лучше всего на примерах его выраженных степеней (акцентуаций), что мы и будем делать в этой книге. Между прочим, такие выраженные характеры наблюдаются больше, чем у половины населения. Это значит, что в каждой семье с большой вероятностью найдется человек акцентированного характера. Если же говорить о подростках, то «острые углы» характера обнаруживаются у большинства из них, хотя обычно с годами сглаживаются.

Вообще нет плохих и хороших характеров. Каждый характер имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные свойства обычно видны, они говорят сами за себя, а вот слабые часто надо еще распознать.

Разговор о слабых сторонах характера подводит нас к знакомству с очень важным понятием «слабого места» характера. Такое «место» означает повышенную чувствительность, или уязвимость человека по отношению к определенным условиям. Для разных характеров такие условия различны. Один человек с трудом переносит потерю внимания со стороны близких, другой — ограничение его свободы, а третий не выдерживает груза ответственности и завышенных ожиданий. Когда возникает нагрузка на слабое место характера, человек дает негативную реакцию. Это может выражаться по-разному, от замыкания в глухой обиде до «битья посуды» и истерик. Если нагрузки на слабое место повторяются часто и долго, то переживание неблагополучия усиливается, порой доводя человека до состояния «невозможности»: ребенок убегает из дома, супруги разводятся, сотрудник подает заявление об уходе.

Отсюда ясно, что знание «слабых мест» каждого характера имеет неоценимое практическое значение. Оно помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние осложнения в семье и на работе, ошибки в воспитании ребенка. Мы будем обязательно останавливаться на слабых местах каждого характера при знакомстве с отдельными типами.

Черты личности

Исходя из мнения специалистов в области психологии, характеры людей формируются под влиянием той социальной группы, в состав которой входит конкретный индивид. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья и т. д. Та группа, которая является для человека доминантной, и будет способствовать формированию у него определенных черт характера. Немаловажную роль при этом сыграет положение индивида, а также степень его взаимодействия с теми людьми, которые, так же как и он, являются членами этого коллектива.

При рассмотрении характеристик характера человека в психологии выделяют несколько групп черт личности, которые представляют собой неизменный и стабильный стереотип поведения. В общем смысле их можно классифицировать на ведущие и второстепенные. Первые из них отражают суть характера. При этом они показывают самые важные и основные его проявления. Второстепенные черты характера выражаются лишь в тех или иных условиях. При этом они не являются определяющими.

Характеры людей в психологии подразделяются на 4 группы. К первой из них относятся те черты личности, которые составляют ее основу, или, как говорят, стержень. Сюда входят, например, неискренность и честность, малодушие и принципиальность, трусость, храбрость и т. д.

Вторая группа включает в себя черты, которые проявляются у человека при его общении с другими людьми. Это может быть презрение и уважение, злоба, доброта и т. д. Входят в эту группу и некоторые черты личности, которые указывают на стремление к активному общению. Этому соответствуют такие качества, как коллективизм, уважение к другим, доброта к окружающим и чуткость. Но возможны и противоположные проявления, указывающие на стремление индивида к ограниченному общению. С этим связана сдержанность и бездушность, презрение к окружающим и проч.

В третью группу входят те черты, которые характеризуют отношение человека к самому себе. Это скромность и гордость, тщеславие и заносчивость, самокритичность и т. д.

Четвертая группа является отношением к своим достижениям и собственному труду. Известно, что люди смотрят на процесс и результаты своей работы с самыми разными эмоциями. И это зависит от трудолюбия человека, его организованности, ответственности и творческого начала. Подобные чувства проявляются в случае положительного отношения к своему делу. Если у индивида присутствует лень, то тогда имеет место неаккуратность, недобросовестность и проч. Это имеет место при безразличном (отрицательном) отношении к труду.

Среди черт характеров людей в психологии дополнительно выделяется еще одна группа. Она указывает на отношение индивида к вещам. Это может быть, например, аккуратность или, наоборот, неряшливость.

Подразделяются типологические свойства различных черт характера и на аномальные, а также нормальные. Обладателями первых из них являются люди, которые имеют те или иные душевные заболевания. Нормальные черты характера присущи тому, у кого нет никаких отклонений в психическом плане. Порой личностные черты из этой классификации одновременно могут быть как аномальными, так и нормальными. Конкретный вывод можно будет сделать по степени их выраженности. Примером тому служит здоровая подозрительность. Но в том случае, когда она начинает зашкаливать, подобную черту характера называют паранойей.

Типы характера личности

Психологи разных времен пытались выделить типы характеров личности для определения конкретных групп людей. Э. Кречмер выделял 3 группы людей по типу их телосложения:

  1. Люди-пикники, склонные к набору лишнего веса, низкого роста, с крупным лицом, шеей, полноватые. Они легко адаптируемые к условиям мира, коммуникабельные и эмоциональные.
  2. Люди-атлетики, характеризующиеся развитой мускулатурой, высокие и широкоплечие, выносливые и с крупной грудной клеткой. Они не впечатлительные, властные, спокойные и практичные, сдержанные в жестах и мимике, плохо адаптируются.
  3. Люди-астеники, характеризующиеся худобой и неразвитой мускулатурой, узким лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой. Они упрямые и серьезные, замкнутые и плохо адаптируемые к переменам.

К. Юнг предложил другую типологию, которая разделяет людей по типу мышления:

  • Экстраверты. Очень коммуникабельные и активные люди, которые склонны заводить множество знакомств. Они прямые и открытые. Любят путешествовать, заводить вечеринки, быть душой компании. Они ориентируются на объективные обстоятельства, а не на субъективные мнения людей.
  • Интроверты. Очень замкнутые и отгороженные от мира люди. У них мало друзей, поскольку им трудно налаживать контакты. Постоянно ведут анализ всего происходящего. Они очень тревожные и предпочитают одиночество.

Еще одна классификация разделяет людей на 4 психотипа в зависимости от их сочетания характера и темперамента:

  1. Холерики – неуравновешенные, быстрые, порывистые, страстные люди. Быстро истощаются из-за бессмысленного расходования сил. Склонны к эмоциональным вспышкам и сменам настроения.
  2. Флегматики – устойчивые в своих проявлениях, эмоциях и взглядах, неспешные, невозмутимые люди. Им склонно спокойствие и уравновешенность, упорство в работе. Внешне не проявляют эмоций.
  3. Меланхолики – ранимые люди, склонные к постоянному переживанию эмоций. Очень впечатлительные, остро реагируют на внешние проявления.
  4. Сангвиники – живые, подвижные и активные люди. Быстро реагируют на внешние обстоятельства и склонны получать множество впечатлений. В работе продуктивны. Легко переносят неудачи и неприятности.

Социальный характер личности

Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.

Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.

Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.

Вопросы психологического теста

Для достоверности результатов необходимо правдиво и искренне отвечать на вопросы теста «Да» или «Нет».Для удобства вооружитесь листом бумаги и ручкой и запишите свои результаты.

1. У вас много хобби?

2. Вы вдумчиво подходите к новому делу?

3. У вас часто случаются перепады настроения?

4. Вы присваивали чужие заслуги себе?

5. Вас беспокоят ваши долги?

6. Вы впадаете в апатию без причин?

7. Вы жадный человек?

8. Вы считаете себя оптимистом?

9. Вы расстраиваетесь, когда видите страдания чужого ребенка или животного?

10. Вы постоянно переживаете за свои действия или слова, сказанные сгоряча?

11. Вы всегда выполняете то, что обещали?

12. Вы получаете удовольствие от экстрима?

13. Способны ли вы веселиться в шумной компании?

14. Вас не сложно вывести из себя?

15. Вы когда-нибудь отводили от себя подозрения за какие-то действия, даже если были виноваты сами?

16. Вы легко сходитесь с людьми?

17. Вы обидчивы?

18. «Я подумаю об этом завтра» — это фраза про вас?

19. Есть ли, по вашему мнению, у вас «плохие» привычки?

20. Вам нравиться выделяться?

21. Будите ли вы принимать препараты, приводящие в измененное состояние сознания (наркотики или алкоголь)?

22. Вы любите ходить в гости?

23. Вы получаете удовлетворение, если обижаете тех, кого любите?

24. Вас часто посещает чувство вины?

25. Вы вели диалоги на тему, в которой не разбираетесь?

26. Книги – ваши лучшие друзья?

27. Как вы считаете, ваше психологическое состояние стабильно?

28. Вы вежливы со всеми, даже неприятными вам людьми?

29. Вас окружает большое количество друзей?

30. Вам нравиться устраивать «злые» шутки?

31. Вы постоянно находитесь в состоянии покоя?

32. Вы были исполнительным ребенком?

33. Вы постоянно переживаете из-за своих или чужих проблем?

34. Манеры и опрятность для вас на первом месте?

35. Вы переживаете по поводу не случившегося или упущенных моментов?

36. Вы теряли или портили вещи, которые не принадлежат вам?

37. Вы первый заговариваете с новым человеком?

38. Вы проявляете понимание, когда человек делится своими проблемами и переживаниями?

39. Часто ли вы нервничаете?

40. Нормально ли для вас сохранять молчание в обществе?

41. По вашему мнению, брак – это атавизм?

42. Жалеете ли вы себя?

43. Хвастовство – это ваша черта?

44. На дороге вас раздражают осторожные водители?

45. Вы думаете о своем здоровье?

46. Общение с людьми – ваш конек?

47. Вы расстраиваетесь, когда узнаете о своих промахах в работе?

48. У вас есть проблемы со сном?

49. Вы всегда соблюдаете правила личной гигиены перед приемом пищи?

50. Вы всегда приходите раньше на встречу?

51. Апатия без причины – это норма для вашего психологического состояния?

52. Вы иногда обманывали в играх?

53. Вас привлекает работа, где нужно действовать максимально оперативно?

54. Вы когда-нибудь использовали чужую ошибку себе во благо?

55. Есть ли люди, которые не хотят с вами общаться?

56. Вы беспокоитесь о собственной внешности?

57. Вы считаете, что люди слишком много времени тратят на обеспечение собственного будущего?

58. Вы когда-нибудь отстаивали собственное мнение?

59. Вы намерено когда-нибудь обижали кого-либо словами?

60. Вас нередко посещает чувство одиночества?

61. Вы адреналиновый наркоман?

62. Вы когда-нибудь опаздывали на заранее запланированное мероприятие, встречу или работу?

63. Для вас было не сложно ответить на вопросы психологического теста?