Человек и жизненный мир: от онтологии к феноменологии 918

Оглавление

Введение 3

1. Предмет и задачи психологической науки и практики 4

  1. Сравнение житейской и научной психологии: общая характеристика психологии как науки 5
  2. Практическое значение психологии 11

2. Соотношение психологической науки и практики 17

Заключение 19

Список использованной литературы и источников 20

Введение.

В настоящее время мы являемся свидетелями всё возрастающей актуальности психологии как науки, как сферы жизни, в которую включён каждый человек современного общества. Искусство жить в сложном и динамичном мире требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Психология играет важную роль в жизни человека, облегчает его жизнь и делает её более яркой, успешной и счастливой. Как найти подход к человеку? Как стать увереннее в себе, общительнее? Как решить сложные рабочие и бытовые ситуации?

Хотя психология не является панацеей на все случаи жизни, она позволяет найти ответы на эти и многие другие вопросы. Тем не менее, несмотря на возрастающий интерес к психологии как науке и практике люди проявляют к ней различное отношение: от позитивного, нейтрального до негативного.

Психология как наука и практика в России пока довольно молода. Она только выходит на тот уровень, который достигнут на Западе. Однако множество российских ученых занимается исследованием психологической науки и практики на современном этапе их развития.

Цель данной курсовой работы — рассмотреть психологию с двух сторон: как самостоятельную науку, изучающую закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека, и как практическое приложение этой науки.

12 стр., 5594 слов

Психологическая практика (3)

… педагогический институт им. А.П. Чехова» Рабочая тетрадь психологической практики «Изучение особенностей личности школьника» Выполнила: студентка 42 группы … лидерскими способностями, но не выскочка. Главным в жизни считает науки и исследования, в людях ценит доброту и честность … для окружения, быть в центре событий, происходящих в жизни коллектива. В целом можно отметить, что формирование личности …

Основная задача работы — дать характеристику психологии как науки и практики, выявить предметы исследования, показать различия в сфере применения различных отраслей психологии.

Материалом для курсовой работы послужили статьи различных российских авторов, занимающихся исследованием психологии.

Предмет и задачи психологической науки и практики.

При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов.

Термин «психология», образованный от греческих слов psyche — душа, психика, и logos — знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений1.

Так, в первом, дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной картины мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

… вопрос о том, может ли психология получить статус науки или является лишь описательным знанием. Отличия науки от описательного знания: объективность ее исследований, повторяемость результатов и … отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие воздействия) меняется на протяжении всей жизни. Сеченов предлагает генетический подход к …

Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, можно отметить, что и понятие «психолог» — обладатель этого знания — тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог — это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог — это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений — видных мыслителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных области психологического знания — научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.