Тест на адекватность
Личностная адекватность сотрудника
Может, он профессионал, но такой сотрудник нам не нужен
И правильно!
Сегодня работодателю нужен не просто профессионально подготовленный сотрудник, уважающий себя работодатель ценит личностно адекватного сотрудника. Личностно адекватный сотрудник на работе не просто находится, а действительно работает. Это сотрудник, работе которого не мешают разные настроения: он всегда улыбчив и деловит. Когда, встретившись с трудной ситуацией, вы начинаете размышлять вслух, вашу идею он пытается развить, а не показать, что вы, как всегда, сморозили глупость. Как ваш подчиненный, он не изображает чуть что невинно обиженную жертву, на распоряжение он отвечает с улыбкой: «Будет сделано!», а не с кривым лицом: «А как вы себе это представляете?..», и, самое главное, вы знаете, что в срок вы получите требуемый результат, а не подробные объяснения причин, почему на самом деле ничего сделать было нельзя.
Он умеет работать с вами, он умеет работать и под вами, и без вас. Он умеет работать — и строить вокруг себя рабочие отношения.
Личностная адекватность — это такая же фундаментальная вещь, как наличие у сотрудников рук, ног, слуха и зрения. Если сотрудник зрячий, ему достаточно сказать: «Посмотри!», и он все увидит сам, подслеповатого же придется долго инструктировать, чтобы он руками попадал туда, куда надо. Никто не возьмет на ответственную работу подслеповатого сотрудника, но парадокс в том, что отсутствие у сотрудника нужных личностных качеств мы обычно допускаем легко: «Ну что вы хотите, люди есть люди!»
Не торопитесь на этом останавливаться. Люди могут — меняться. Особенно если им в этом помочь.
В эффективных организациях к личностным качествам сотрудников предъявляются требования не менее жесткие, как к их профессиональным умениям и навыкам, и это не лозунг, а реальная, повседневная и дающая великолепную отдачу работа.
В первую очередь эта система обучения используется нами самими: мы имеем свой бизнес, мы реальные руководители, и все наши сотрудники это обучение прошли (или проходят): нам слишком дорого наше здоровье и наши деньги, чтобы мы рискнули брать на работу кого-то, кто это обучение не планирует. Чтобы человек стал у нас работать, он обязан полгода учиться: учиться разговаривать, ходить, относиться к людям, относиться к себе, учиться учиться Мы не возьмем к себе другого сотрудника, наши сотрудники тоже уже давно не хотят работать с «дикими» (как они их называют) людьми.
Это примерно также, как с автомобилями: кто стал ездить на иномарках, на родные Жигули уже старается не садиться. Разница понятна.
Программа осознанно не затачивалась под «руководителей» или «нет». Если я руководитель среднего звена, для шефа я — подчиненный (и должен быть великолепным подчиненным), для коллег я — сотрудник, а для подчиненных — руководитель: я должен уметь это все.
Если у меня есть такие простые вещи, как, например, внимание, интерес и доверие к людям, ответственность, смелость быть лидером, конструктивность и позитивное отношение к жизни, то меня можно впрягать в любую работу и я везде буду успешен и адекватен. Всеми этому и учит
Всеми этому и учит
«Деловой стандарт»
Интересно?
Нужно ли разбираться в адекватности оценки себя?
Ответ однозначен – нужно, и вот для чего:
- чтобы выровнять уровень притязаний и способствовать формированию здоровых амбиций;
- чтобы иметь возможность судить о личностной адекватности человека.
Рассмотрим на конкретном примере. Если в период сессии студент перед каждым экзаменом паникует на тему того, что «ничего не получится», а потом все испытания выдерживает блестяще, то это как раз можно считать случаем заниженной самооценки. Хотя иногда это может просто быть особенностью характера – склонностью всё драматизировать.
Следующий важный момент, на котором необходимо остановиться, это то, что адекватная самооценка тоже может быть различной. Всё зависит от конкретной ситуации и способностей человека. Реальное признание того, что вы чего-то не можете – это адекватная самооценка, даже если она адекватно низкая. Более адекватную самооценку имеют те люди, которые привыкли доверять не чувствам в принятии решений, а разуму.
Обычно адекватность самооценки растёт пропорционально полученному опыту: тогда, когда человек со всех сторон, обстоятельно познакомился с предметом или вопросом, он может дать реальную оценку своим знаниям и возможностям. Ведь не случайно говорится, что чаще всего тонет не тот, кто не умеет плавать, а тот, кто только научился (именно потому, что склонен переоценивать свои возможности).
В идеале, каждый должен стремиться к тому, чтобы научиться абстрагироваться от проблемы для более успешного решения, быть над ситуацией, специально для того, чтобы дать адекватную объективную оценку.
https://youtube.com/watch?v=5U-8P5Bq3Co
Как проверить себя на адекватность
Как понять, адекватный ли вы человек? Прежде всего, нужно понять, что этот вопрос актуален только с точки зрения клинической психологии, медицины, закона. В остальных случаях понятие адекватности субъективно, и только сам человек решает, чьим стандартам, ожиданиям он хочет соответствовать.
В клинической психологии под неадекватностью подразумевается психическая, эмоциональная нестабильность. Любой человек может стать неадекватным под влиянием стресса, негативных переживаний. Причиной потери рациональности может быть чья-то смерть, расставание, травма, хронический стресс или сильное эмоциональное потрясение, кризис, чувство одиночества и многое другое
Важно вовремя заметить признаки неадекватности и вернуть разумность своему поведению
Признаки расстройства адекватности:
- перепады настроения;
- депрессивные наклонности;
- суицидальные мысли;
- замкнутость;
- нежелание развиваться, деградация;
- повышенная эмоциональность;
- апатия, сменяемая эйфорией;
- пассивность;
- соматические нарушения.
Тестов на определение неадекватности как таковой не существует. Но созданы методики для выявления отдельных патологий. Если вы заметили у себя или ваших близких признаки неадекватности, или если вам кто-то говорил о тревожных изменениях в вашем поведении, то рекомендуется посетить психолога. Чем раньше вы решите проблему, тем ниже риск развития невроза, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и других осложнений.
Степени проявления адекватности.
Крайне неадекватное поведение, противоречащее сложившимся или установленным в обществе нормам, называется девиантным поведением. Единого объяснения такому поведению нет. Одни объясняют отклонения резкими переменами в обществе, другие связывают с недостатками воспитания. Основные формы проявления – преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, сексуальные извращения, суицид, самоистязание, чрезмерная агрессия.
Но есть и менее явные проявления неадекватности, проявляющиеся странным поведением людей, которые:
- Держат в городских квартирах много животных, больших собак, крупных или опасных животных (змей, например).
- Присваивают чужие вещи, единолично занимают общее пространство.
- Ругаются, обсуждают, критикуют, обвиняют во всех своих бедах других людей.
- Обманывают, притворяются, симулируют, пытаются ложной ситуацией вызвать к себе снисхождение.
- Проявляют агрессию вместо любых аргументов, используют физические меры воспитания.
- Проявляют чрезмерную религиозность, неприятие к представителям других религий.
- Высматривают в каждом поступке признаки гендерного неравенства или способ это неравенство подчеркнуть.
- Уничтожают окружающую среду: вырубают деревья, отравляют водоемы, занимаются охотой чисто из спортивного интереса.
Большая часть таких поступков объясняется не психическими отклонениями, а эгоизмом. Причем свое поведение эти люди считают абсолютно нормальным. Иногда они просто раздражают, иногда буквально высасывают из других энергию и отравляют жизнь. Психологи даже придумали для них общее название – «токсичные люди».
Характеристика адекватной самооценки
Признаки адекватной самооценки человека выражаются в критичном и объективном понимании своих возможностей, ограничений, социального и интеллектуального статуса. Адекватная самооценка всегда привязана к социуму, поскольку первоначальное формирование образа себя происходит через других и в дальнейшем проверяется на истинность также через контакт. Инфантильная личность, не зрелая и не самостоятельная в своих суждениях будет опираться в самооценке на мнение референтной группы, поэтому и данные показатели не стабильны, зависят от того, кто выдаёт своё мнение. Чем более развитой и самостоятельной становится личность, чем больше зрелости в её структуре, тем больше самостоятельности и адекватности.
Адекватный уровень самооценки является психотерапевтической задачей, если говорить о глубокой личностной оценке себя, некотором постоянном фоне восприятия, не соответствующем действительности
Это важно, поскольку самооценка бывает ещё и ситуативной, например, при необходимости совершить новую неизвестную деятельность, человек может естественно чувствовать неуверенность, тогда как в родных стенах становится более уверенным и понимает возможность совершить больше, чем в чужом помещении. С такими ситуативными проявлениями психотерапевтическая работа не нужна, поскольку они автоматически регулируются изменением ситуации
Люди с адекватной самооценкой находятся в реальном времени, имеют сбалансированное представление о себе – тут не будет перекоса в ощущение бога или ничтожества. Такой человек умеет точно приспосабливаться, зная, какую деятельность выполняет хорошо, а там, где делает пробелы – пользуется услугами профессионалов.
Как правило, адекватная самооценка дарит чувство удовлетворения и внутреннего покоя, потому что из расстраивающих ситуаций остаются только объективные, а сам человек не накручивает себя и не рвёт жилы в попытках что-то доказать окружающим. Это залог принятия себя и мира с недостатками и проблемами, но без чрезмерного стремления изменить и подстроить под себя мир. Сходно с философией буддизма и тем состоянием, куда стремится большинство психотерапевтических школ – оставить то, на что не можешь повлиять и обрести покой, занимаясь своим.
Развитие адекватной самооценки даёт возможность легко и быстро принимать решения, т.к. есть чёткая картинка мира. Такие люди не боятся перемен, потому что имеют прозрачную систему координат, а любые совершённые ошибки воспринимают не как крах всей своей личности и вселенной, а исключительно как ценный опыт развития или познания собственных пределов. Т.е. не справившись с чем-то, они могут попытаться улучшить свои навыки и запомнить, что эта сфера пока не их прерогатива, а возможно никогда ею не станет, и жить дальше, изучая или не изучая пробелы в зависимости от необходимости. Для сравнения, неадекваты претендуют на должности, которые не тянут или вкладывать чрезмерное количество усилий в деятельность, где просто нет врождённых наклонностей, вместо того, чтобы сконцентрироваться на успешной деятельности.
Основные значения слова
Адекватность — это предсказуемая физическая, психологическая или аналитическая повторяемость в аналогичности поступков, действий, реакций или ситуационных моментах. По отношению к восприятию и мышлению понятие определяется как верное воспроизведение отношений и связей объективного мира.
Адекватность – это соответствие чьему-либо представлению о правильности, соответствии общественным правилам и нормам. Поэтому данное понятие относительно. Это субъективная точка зрения определенной группы людей.
В психологии адекватность – это степень объяснимости действия индивида, соответствие шаблона поведения известным поведенческим моделям.
Как проверить человека на адекватность?
Самостоятельно можно проверить собеседника на вменяемость. Для этого ему необходимо соотнести действия индивида с признаками адекватного поведения. Вменяемый человек не станет:
- высмеивать окружающих;
- яростно придерживаться теории, которую никто не поддерживает;
- регулярно впадать в депрессивное состояние;
- намеренно вызывать у людей негативное отношение к себе;
- слепо следовать чужим убеждениям.
О вменяемости человека свидетельствует его адекватная самооценка. Такие личности критично относятся к себе, благодаря этому они способны четко видеть и анализировать ошибки. Это качество позволяет им стойко переносить неудачи и правильно себя вести в нестандартных ситуациях. Невменяемые личности чаще винят в своих неудачах других людей, не замечая собственных проступков.
Принцип и степень адекватности
Степенью адекватности называют способность соблюдать требования социальной среды и степень осознанности собственных действий. Критерии адекватности зависят от того, осведомлен ли данный индивид о возможных вариантах развития событий. Например, о том, что может случится после некоторых ситуационных моментов.
Принцип адекватности характеризуется тем, что управляемая система по своей сложной структуре и функциям должна быть адекватна требованиям и условиям, в которых функционирует.
В менеджменте он применяется для прогнозов объективных закономерностей. Принцип можно охарактеризовать как процесс выявления и оценки устойчивых взаимосвязей и тенденций в развитии экономики, а также создание аналогичных процессов с их полной имитацией.
Применение термина «неадекватность» и «адекватность» к человеку некорректно: адекватны не люди, а действия, поступки, убеждения самого индивида. Оценить можно конкретные психические установки, верования, убеждения и стереотипы. Если человек совершает определённые действия, руководствуясь своими убеждениями, и результат его устраивает, то действия расцениваются как адекватные.
Причины неадекватного поведения
Всегда стоит помнить о том, что грань между нормой и неадекватностью очень и очень тонка, порой даже расплывчата. Нередко человек даже не замечает, что его поведение начинает выходить за рамки допустимого. Как уже говорилось выше, неадекватность – это отклонение от принятых социальных норм, естественных проявлений и ожидаемых реакций.
Важно
Не путайте неадекватность с безрассудством. Глупый человек совершает ошибочные поступки в силу своего незнания или веры в сомнительные идеалы
Но, несмотря на это, его поступки весьма логичны и заметить их мотивацию не представляется проблематичным. Стоит изменить взгляд на действительность и его действия прекрасно впишутся в понятие нормы.
Неадекватное же поведение всегда совершается осознанно. Человек прекрасно понимает, что ведет себя деструктивно, но все равно продолжает поступать ненормально. Чаще всего причинами неадекватности становятся:
- особенности личности;
- низкая стрессоустойчивость;
- финансовые затруднения и социальное неблагополучие;
- психические нарушения;
- трудности во взаимодействии с окружающими;
- постоянное давление в рабочем коллективе;
- злоупотребление алкоголем и прием наркотических средств;
- психологические травмы;
- тяжелые физиологические заболевания.
Важно
Всегда стоит помнить об отдыхе и грамотном распределении своих сил. В противном случае можно просто надорваться, что вполне может привести к формированию неадекватности.