Исследование по психологии «проблемы личностного развития»

Способы личностного роста

Перейти на новый уровень развития можно при помощи нескольких подходов. Некоторые основаны на личном упорстве, другие способы предполагают помощь специалистов. Принято выделять следующие методы личностного роста.

  1. Литература. Нужно выбрать и изучить лучшие книги по личностному росту. Метод отличается невысокой скоростью продвижения. Придется самостоятельно разбираться со всеми тонкостями, выискивая правильные шаги среди множества противоречивой информации.
  2. Комплексный подход. В этом случае используются следующие инструменты личностного роста: книги, видеоуроки, консультации психологов. Эффективность выше, чем у предыдущего подхода. На высокую скорость рассчитывать не приходится, так как объективно оценивать результат будет сложно.
  3. Тренинги и курсы. При наличии опытных тренеров можно быстро получить результаты, вся информация будет структурирована и подробно пояснена. Есть опасность попасть под влияние мошенников.
  4. Личный тренер. По результативности этот подход оптимален, но он и самый дорогой. В этом случае подход будет индивидуальным, чтобы создать сбалансированную модель обучения.

Упражнения для личностного роста

  1. В чем повезло. Желательно выполнять в паре. Сначала пара по очереди рассказывает о положительных моментах в своей жизни. Затем нужно обсудить полученные впечатления.
  2. Ступеньки. Для этой техники личностного роста нужно нарисовать лестницу с 10 ступенями и обозначить свое положение на ней. Заниженной самооценке соответствует 1-4 ступенька, нормальной – 5-7, а завышенной – от 8 ступени.
  3. Воскресный вечер. Необходимо найти время для себя, о котором будут знать все близкие. В эти несколько часов предоставляется абсолютная свобода действий без каких-либо обязательств. Это нужно, чтобы вспомнить о своих интересах, которые часто забываются под гнетом долга.

Исследование по психологии "проблемы личностного развития"

Книги по личностному росту

Без изучения литературы вырасти над собой не выйдет. Хороший результат помогут достичь следующие книги для личностного роста и развития.

  1. Д. Эйкафф. «Начни». Рассказывает о сложности выделиться из толпы и плюсах такого поступка.
  2. Д. Рон. «Сезонность Жизни». Поможет разобраться с внутренними противоречиями.
  3. А. Лакейн «Искусство планировать». Расскажет об эффективном планировании своей жизни, это очень полезно во время личностного роста.
  4. Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта». В книге описаны способы выхода из сложных ситуаций, связанных с непривычными решениями.
  5. К. Макгонигал. «Сила воли». Поможет стать духовно сильнее, все советы имеют научное подтверждение.

Точка зрения психологов

Основным инструментом, действие которого направлено на развитие моральных, нравственных и других качеств личности, в психологии принято считать саморазвитие. Это непрерывающийся процесс, в ходе которого индивидуум повышает собственный потенциал, изначально заложенный в нем природой.

Под потенциалом традиционно понимают некий набор личностных качеств и ценностей субъекта, дающих толчок к развитию целеустремленности и получению правильной мотивации, позволяющих принимать решения или осуществлять действия по своему усмотрению.

Природа человека, наполнение его сущности, согласно психологии, имеет четкую классификацию. Путь развития личности будет напрямую зависеть от этого:

  • Безусловно, позитивная природа нуждается в психологической помощи в момент актуализации процесса;
  • условно позитивная сущность воспитывается психологом, исходя из экзистенциального подхода к выбору пути;
  • нейтральная природа нуждается в формировании и коррекции личностных качеств психологом;
  • поврежденная природа сущности требует наиболее серьезной работы. Специалист должен исправить и компенсировать ее.

В некотором смысле, личностный рост – это победа над индивидуальными качествами, обозначенными самим человеком или его наставником, как слабость характера. К таковым можно отнести различные комплексы, нерешительность, страхи и фобии, то есть, все то, что не дает человеку двигаться в сторону формирования своего идеального «Я».

Психология называет личностным ростом такое развитие личности человека, которое стало возможным благодаря его собственным усилиям. Это эмоциональный труд, требующий непрерывной работы над собой.

Собственные усилия человека оказывают большое влияние на развитие его личности. Но успешное саморазвитие возможно только при создании вокруг индивидуума определенной обстановки: атмосфера должна быть доброжелательной. Негативно сказываются на мотивации и целеустремленности человека многие внешние факторы, в том числе, излишняя критика и отрицательная оценка окружающих.

Поэтапный план личностного роста

При написании алгоритма действий во время процесса самосовершенствования нужно учитывать многие факторы: характер человека, его личностные особенности и способность к обучению, так как каждый из нас уникален.

Ниже, в качестве общих шаблонов, приведены этапы личностного развития, которые нужно всего лишь адаптировать под себя, и они будут также эффективны.

Исследование по психологии "проблемы личностного развития"

Перечислим эти этапы: самоанализ, выбор приоритетов, эмоциональное и ментальное очищение, самопрограммирование, наработка необходимых внутренних качеств.

  • Выбор приоритетов

    Каждый человек нуждается в правильном выборе и расстановке приоритетов, на которые он будет ориентироваться по жизни. Мы определяем то, к чему стремимся, что стоит добавить в нашу жизнь, а от чего наоборот избавиться.

  • Ментальное очищение

    На следующем этапе человек очищается на эмоциональном и ментальном уровнях – это способствует повышению личностного потенциала. В этот момент происходит обновление внутренних индивидуальных программ человека, идентификация разрушающих и деструктивных.

  • Самопрограммирование

    Мы запускаем программы, которые помогут нам совершенствоваться, а не деградировать. Нам стоит самостоятельно ответить на вопрос: с чего же начать личностный рост?

    Во время реализации следующего этапа формируются определенные жизненные принципы и привычки. Происходит внедрение выбранной модели поведения в повседневную жизнь. Таким образом человек обретает уверенность в своих силах.

  • Наработка необходимых внутренних качеств

    Завершающим этапом будет использование встроенных внутренних качеств в процессе личностного роста человека.

    Стоит учитывать, что во время реализации этих этапов нужно все рекомендации адаптировать под самого себя. Так вы будете четко знать, с чего именно начать процесс саморазвития и как его продолжать, развивая полезные привычки. Также нужно исходить из поставленных целей: кто-то желает самоутвердиться в социуме, а кто-то стремится взлететь по карьерной лестнице.

    Здесь нужно помнить о главном: во время личностного роста не стоит зацикливаться на процессе приобретения знаний и навыков, из-за чего вы рискуете отклониться от основной цели, ради которой и затевался весь этот круговорот событий. 

    Если это все же произойдет, то вам нужно будет вернуться в самое начало пути, к истокам. Метод глубокого самоанализа поможет определить тот этап, на котором вы допустили ошибку и сбились с выбранного курса.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

Исследование по психологии "проблемы личностного развития"Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.

Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.

Достаточно времени на сон

Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.

Любимое утро

Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.

Полюбите полезные ритуалы: вода с лимоном, полезный завтрак. На работу ходите пешком, одновременно прослушивая аудиокниги

Поддерживать здоровье важно для мозга.

Расставляем приоритеты

«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.

Позитивные мысли

Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.

Улыбка

Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.

Проектирование

Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.

Методы личностного роста

Существует множество методов личностного роста. Самыми популярными из них являются тренинги.

Тренинги личностного роста

Хотя за ними закрепилась дурная слава, если найти качественные тренинги, можно значительно прокачать себя. В этой сфере очень много мошенников, которые подсаживают на мотивацию. Результаты подобных тренингов очень неустойчивые. Человек может стать более коммуникабельным, волевым, решительным, но пока действует мотивация, которую он почерпнул во время занятий. Чтобы получить новую дозу вдохновения, нужно пройти еще один раз подобный тренинг. В результате формируется зависимость, которая влетает в копеечку.

Важно! Во многом здесь виноваты и люди, которые не хотят прикладывать никаких усилий для работы над собой. Они надеются, что какой-то волшебник им поможет

Тренер может только указать направление, но идти нужно самому человеку. Никакая педагогика не поможет, если человек сам не хочет развиваться.

Саморазвитие личности

Можно пробовать развивать себя самостоятельно. Для этого нужно уверенно встречаться со своими страхами и формировать полезные привычки

Причем на первых порах не так важно количество, как регулярность

Например, можно для начала делать всего одно подтягивание на турнике, но каждый день, потом увеличивать количество раз. Или начинать обучаться английскому языку с изучения одного слова в день. Для ленивого человека даже это будет победой.

Самореализация

Maslow (1970) предполагает, что все люди имеют встроенную потребность в личностном развитии, которое происходит в процессе, называемом самореализацией.

Степень, в которой люди могут развиваться, зависит от удовлетворения определенных потребностей, и эти потребности образуют иерархию.  Более высокий уровень потребности может быть достигнут только в том случае, если удовлетворен один уровень потребности.  Однако по мере того, как изменения происходят на протяжении всей жизни, уровень потребности, мотивирующий поведение человека в любой момент времени, также будет меняться.

Иерархия потребностей Маслоу: Физиологические потребности, потребности безопасности, любовь и принадлежность,эстетические потребности, когнитивные потребности, и потребности в самореализации.

  • В нижней части иерархии находятся основные физиологические потребности в питании, питье, сексе и сне, т.е. основы выживания.
  • Во-вторых, это потребности в обеспечении охраны и безопасности как в физическом, так и в экономическом смысле.
  • В-третьих, можно добиться прогресса в удовлетворении потребности в любви и принадлежности.
  • Четвертый уровень относится к удовлетворению потребности в самоуважении . Это уровень, наиболее тесно связанный с «самосовершенствованием».
  • Пятый уровень связан с необходимостью понимания. Этот уровень включает в себя более абстрактные идеи, такие как любопытство и поиск смысла или цели и более глубокое понимание.
  • Шестое касается эстетических потребностей красоты, симметрии и порядка.
  • Наконец, на вершине иерархии Маслоу стоит необходимость самореализации.

Maslow (1970, p.383) говорит, что все люди должны видеть себя компетентными и автономными, и у каждого человека есть неограниченные возможности для роста.

Самореализация относится к выполнению желания человека стать тем,кем он хочет. Иными словами, речь идет о самореализации и необходимости полной реализации потенциала как уникального человека.Для Маслоу путь к самореализации включает в себя соприкосновение с вашими чувствами, полное и сконцентрированное переживание жизни.

Что такое личностное развитие?

Скорее всего, ты не знаешь о действиях, которые ты ежедневно выполняешь, и которые помогают тебе развивать свою личность, но это не означает, что ты не развиваешься как личность.

Прежде чем понять важность личностного развития, ты должен знать, что это такое. Это означает, что твоё формальное определение очень необходимо, чтобы помочь с уверенностью понять, почему ты должен неустанно работать для развития своей личности

Хотя самое главное, что ты полностью осознаёшь, что только через этот человеческий процесс ты сможешь достичь всего, что предлагаешь на семейном, профессиональном или социальном уровне

Это означает, что твоё формальное определение очень необходимо, чтобы помочь с уверенностью понять, почему ты должен неустанно работать для развития своей личности. Хотя самое главное, что ты полностью осознаёшь, что только через этот человеческий процесс ты сможешь достичь всего, что предлагаешь на семейном, профессиональном или социальном уровне.

Исследование по психологии "проблемы личностного развития"

Поэтому в этой статье представлены некоторые подходы, которые сочетают в себе захватывающие элементы, которые, несомненно, будут тебя трогать, и это будет мотивировать тебя как можно скорее измениться в лучшую сторону.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период

Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Рубрика: Духовное развитие

Профессиональный и личностный рост

Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.

В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Другими словами, в этом случае отмечается единство личностного развития и профессионального роста личности.

Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.

В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков.

О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет.

Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту.

Личностный и профессиональный рост помогают нам в дальнейшем достичь три основные цели, на базисе которых в будущем можно продолжать самосовершенствование:

1. Гармония в соответствии с текущим днем

Изучение новой информации, полученной из различных источников (книги, посещения тренингов, различных семинаров), ее систематизация и дальнейшее использования с учетом всех требований, необходимых для общества, в том числе ближайшего нашего окружения, а также достижения новых высот в построении карьеры;

2. Формирование осознанности

Не только реальное, но также адекватное принятие настоящего, тщательный анализ собственной модели поведения – все эти действия необходимы для получения необходимого перечня возможных проблем и недостатков, которые необходимо исправить либо полностью искоренить, чтобы в дальнейшем они не мешали профессиональному росту;

3. Всестороннее развитие

Для совершенствования требуется не только достижения лучших результатов только в определенной категории и близрасположенных, но также в абсолютно противоположных.

Таким образом, вы развиваетесь всесторонне, а значит можете на основе приобретенных знаний и умений развиваться в совершенно новом для вас направлении. Необходимо не только быть асом в своем деле, надо уметь еще поддержать светскую беседу на любую тему.

Мы предлагаем следующие пункты для составления программы самообразовательной деятельности:

  • Мои ценности
  • Мои цели
  • Моя Я-концепция
  • Моя перспектива (стратегия)
  • Мои тактика работы и задачи развития и: когнитивные, личностные и т. п.
  • Мои действия

Не ждите чуда!

По меткому высказыванию американского психолога Брайана Трэйси, в мире полно слабовольных людей. Они ожидают волшебника, который смог бы сделать из них тех, кем они хотели бы быть.

Однако надо понимать: бесполезно ждать на остановке, на которой не останавливается «автобус мечты». Никто не поможет вам построить себя – ни защитные механизмы, ни самое благожелательное окружение. Ваше развитие и рост – в ваших руках!

Не бойтесь моментов растерянности и подавленности. Абсолютно нормально периодически останавливаться и сопоставлять свои цели и действия. Жизнь — не спринт, а марафон. Главное — после каждой остановки снова двигаться дальше, стремиться за пределы достигнутого и становиться лучше.

Заключение

Личность в психологии и ее становление подразумевают постоянное движение и развитие, где некоторые этапы являются обязательными и предопределены биологическими факторами и социальными законами. В это же время развитие личности и его направление может приобретать абсолютно любые индивидуальные формы.

В современном обществе основную роль в формировании играет социальное окружение. Однако несколько изменились формы воздействия, включив в себя не только непосредственное воспитание, но также и влияние интерактивной среды взаимодействия.

До встречи, друзья! Заходите сюда почаще, готовлю для вас много чего интересного!

Также, рекомендую вам посмотреть, нашу подборку самых интересных статей по психологии.

Материал подготовила Юлия Гинцевич.