Психические состояния

Состояния человека как следствие его трудовой деятельности

В психологии труда и эргономике широко используется понятие «праксические состояния» (от лат. praxis — труд). Это психические состояния, периодически возникающие в процессе труда и обусловленные его специфическими характеристиками, связанными с наличием целевого и материальноинформационного обеспечения (в терминах, описывающих важнейшие условия деятельности в трехкомпонентной ее структуре: «цель — средство — результат»).

В зависимости от соотношения указанных элементов деятельности (в структуре «цель — средства — результат») у человека в процессе труда возникают различные праксические состояния. Лишь при одном варианте, когда человек располагает всеми необходимыми для деятельности условиями (осознанность цели, достаточность средств, достигаемость результата), можно говорить о функциональном комфорте как благоприятном психическом состоянии. Но в реальности человек вынужден:

  • (a) самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, вникать в полученную от руководителя, принимать ответственные решения и т. д.);
  • (b) вести самостоятельный поиск средствспособов) деятельности, «конструировать» их или «реконструировать» имеющееся оборудование, знания, информацию применительно к конкретной производственной ситуации;
  • (c) добиваться положительного результата сколь угодно долго, прилагая большие усилия, работать в условиях дефицита информации об итогах своей деятельности (а в ряде случаев — даже о назначении своих действий).

Затруднение в выполнении человеком отдельных условий (a, b, c) или их комбинаций приводит продуцируют у него одного из следующих психических (праксических) состояний: психического утомление; психической напряженности; монотонии; тревожности; психологического (эмоционального) стресса; отсутствия мотивации; индифферентного состояния.

Все многообразие психических состояний человека в труде (праксических состояний) разделяют на два класса: благоприятные (мобилизующие, организующие) и неблагоприятные (дезорганизующие, деструктивные) для деятельности. Наиболее благоприятными (оптимальными) психическими состояниям в труде являются, по мнению Л. Г. Дикой и В. И. Щедрова, состояние функционального комфорта и психческой напряженности (продуктивной — по уровню выраженности). К неблагоприятным состояниям относятся эмоциональная возбужденность, психическая напряженность (повышенная), психическое утомление, эмоциональный стресс. С. А. Дружилов к числу неблагоприятных состояний относит также состояния монотонии, тревожности, отсутствия мотивации, а также индифферентное состояние.

Неблагоприятные (негативные) психические состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора недостаточной адаптации человека в его трудовой деятельности. Они свидетельствуют либо о несоответствии свойств работника требованиям профессиональной деятельности (например, его недостаточной неподготовленности), либо о несоответствии условий труда — возможностям человека (низкий уровень организации труда).

Неблагоприятные состояния, которые возникают и поддерживаются изо дня в день месяцами и даже годами, негативно влияют на самочувствие работающего человека. Наличие таких состояний говорит о профессиональном неблагополучии человека и является фактором риска возникновения соматических заболеваний.

В чем проблема личностных патологий. Факторы риска при личностных расстройствах.

Важно сказать о том, какие возможные проблемы могут нести в себе личностные отклонения. Естественно один из самых распространенных факторов, это психологический дискомфорт, который может иметь разные степени и разные же последствия

К сожалению развитие этого фактора может приводить к крайним степеням проблем, как внутренних, так и поведенческих.

Это и повышенная склонность к суициду, к формированию наркотической и алкогольной зависимостей, антисоциальное и даже преступное поведение, тяжелые депрессии, иногда подобные расстройства могут провоцировать специфические патологии психики, например шизофрению, обессивно-компульсивное расстройство.

Разумеется, что помимо крайних проявлений, люди имеющие симптомы психологических расстройств могут создавать немало проблем и себе и окружающим.

Оценка психологического состояния

В настоящий момент оценка психического состояния проводится с помощью предоставлению пациенту возможности пройти определенные тесты. В них рассматриваются показатели состояния здоровья человека. Предлагается оценить уровень сердечной деятельности, наличие болей, например, головных или в желудке. Пациенту нужно оценить со своей точки зрения состояние и цвет кожных покровов, терморегуляции организма.

После обработки полученных результатов врач обязательно проводит с каждым пациентом индивидуальную беседу. В её ходе в равной мере учитываются как непосредственно ответы, которые дает человек, проходящий исследование, так и личные наблюдения специалиста. Медик оценивает поведение собеседника, уровень его уверенности в себе, готовности идти на контакт со специалистом.

Сопоставление полученных результатов позволяют дать максимально объективную оценку. Также у специалиста появляются данные о подтверждении или опровержении нарушений психологического состояния и вообще психологического здоровья. Проведение исследования необходимо с целью максимально полного понимания психической деятельности человека.

Виды психологических состояний

В настоящий момент выделяются следующие виды психологических состояний:

  • Определяемые по источнику формирования как личностные и ситуативные.
  • Выделенные в отдельный вид по уровню выраженности как поверхностные и глубокие.
  • Могут отличаться по длительности, в такой ситуации выделяются кратковременные, длительные, средней продолжительности.
  • Отличающиеся по степени осознанности как неосознанные и осознанные.
  • Характеризуемые по эмоциональному признаку, как нейтральные, положительные и отрицательные.
  • Выделенные по степени влияния угнетающие (астенические), активизирующие (стенические), отрицательные и положительные.
  • Разделяемые по уровню проявления психологические, физиологические и психофизиологические.

Если максимально упростить все указанные виды то все психологические состояния подразделяются на три ведущих группы: положительные, отрицательные и специфические.

  • В перечень положительных входит любовь, доброта, интерес к учебе, счастье и другие позитивные факторы. Они характеризуются повышенным уровнем социальной активности, положительным настроением, высокой степенью работоспособности.
  • К отрицательным относится злость, зависть, страх, гнев и другие проявления состояний, полностью противостоящие положительным видам, соответственно они приводят к снижению уровня работоспособности, позитивного восприятия жизни.
  • В перечень специфических состояний входит бодрствование, сон, состояние измененного сознания и аналогичные состояния.

В большинстве случаев свое состояние человек способен определить самостоятельно и оценить причину его возникновения. Нарушение самоопределения показывает наличие психологических нарушений. В настоящий момент психологические состояния только начинают плотно изучаться как отдельное направление. Многие критерии пока четко не идентифицированы.

Классификация состояний

Психические состояния

Классификация состояний (Рис. 2)

Психические состояния

Классификация состояний (Рис.3)

Трудность классификации психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Ю. В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 2). Более подробное объяснение данной классификации дано в (Рис.3).
Исходя из данной классификации, можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта — в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида. Например, общая формула состояния страха будет следующей:

0.1/ 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2

Это означает, что страх, как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.?). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы — 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне.
В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:

Тревога: 0.2/ 1.? / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.1 / 7.?
Любовь: 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3
Утомление: 0.1/ 1.? / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.- / 6.1 / 7.2
Восхищение: 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).

Психические состояния нарушенного сознания.

Сознание, как уже отмечалось, — психическая саморегуляция на основе отражения действительности в социально выработанных формах — понятиях и оценочных суждениях. Существуют некоторые критические уровни категориального охвата действительности, критерии минимально необходимого уровня психического взаимодействия индивида со средой. Отклонения от этих критериев означают нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью.

Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентации в пространстве. Так, при черепно-мозговых травмах, острых нарушениях центральной нервной системы возникает состояние оглушенности сознания, при котором резко повышаются пороги чувствительности, не устанавливаются ассоциативные связи, возникает безучастность к окружающему.

При онейроидном (сновидном) помрачении сознания возникает отрешенность от окружающей обстановки, которая замещается фантастическими событиями, яркими представлениями всевозможных сцен (военных баталий, путешествий, полетов к инопланетянам и т. п.).

Во всех случаях иарушенности сознания имеет место деперсонализация индивида, нарушение его самосознания. Это позволяет заключить, что самосознание личности, личностные образования являются ядром сознательной саморегуляции.

На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями.

Симптомы психологических отклонений личности.

С точки зрения симптомов на первый план выходит поведение личности

И первое на что здесь следует обратить внимание, это поведение являющееся неадекватным по отношению к появившейся проблеме. Неадекватным оно является по причине того, что не решает проблему, решает ее лишь частично а порой даже усугубляет ее

Такая особенность может стать причиной постоянных проблем в социуме и в семье. При этом, часто случается так, что сам человек не отдает себе отчета в том, что в его поведении или реакциях на окружающий мир есть что то, что приводит к этим проблемам. Состояние при котором индивид не отдает себе отчета в дезадаптивности своего поведения и реакций приводит к тому, что такие люди практически никогда не обращаются за психологической помощью. И это несмотря на то, что как правило, эти люди недовольны своей жизнью и имеют множество проблем в различных социальных ситуациях.

Часто у таких людей не все в порядке и в том, что касается их внутреннего мира, наблюдаются симптомы в виде расстройств настроения, они испытывают повышенную тревожность, беспокойство, депрессии.

Вот основные симптомы проявляющиеся у людей с личностными расстройствами:

— негативные чувства, которые присутствуют в виде постоянного фона, например тревога, ощущение постоянной угрозы, чувства собственной никчемности и ненужности, легко проявляющийся гнев.

— проблемы с контролем отрицательных эмоций.

— постоянное избегание человеческого общества, эмоциональная опустошенность, иногда почти полная безэмоциональность.

— постоянно появляющиеся в жизни человека проблемы с окружением, иногда на фоне неспособности контролировать негативные чувства по отношению к окружающим, что может приводить к агрессивному поведению.

— сложности в отношениях с близкими людьми, особенно часто это проявляется в отношениях с партнером по браку и с детьми.

— полная или частичная утрата контакта с реальностью.

Данные симптомы имеют тенденцию к ухудшению, особенно на фоне стрессовых состояний.

Психологическая работа с людьми страдающими расстройством личности.

Один из ключевых моментов влияющих на эффективность психологической работы с людьми страдающими от личностных расстройств является желание самого человека идти на контакт с терапевтом, что может произойти не ранее, чем человек сам осознает наличие проблемы. По этой причине люди с антисоциальными расстройствами довольно редко попадают к психологу или тем более психотерапевту, поскольку вообще редко признают наличие такой проблемы и не чувствуют дискомфорта от своего поведения. Проблемы в их случаях чаще испытывает их окружение.

Также большое влияние на результат оказывает тип расстройства и степень его интенсивности.

Вообще работать с психологическими расстройствами довольно непросто, это занимает длительное время, и в случае если проблема проявлена с высокой интенсивностью, то результат может быть так и не достигнут. В таких случаях может применяться медикаментозное лечение.

Важным фактором является среда в которой человек живет, особенно его близкие люди и от того насколько окружение поддерживает человека в попытке решить проблему или же наооборот способствует ее развитию зависит и результат. Этот фактор настолько важен, что зачастую поддержка близких в этом вопросе определяет успешность терапии.

В работе с личностными расстройствами чаще всего используют когнитивно — поведенческие методы, поскольку проблема во многих случаях тесно связана именно с внешними проявлениями человека в социуме, при этом большую пользу приносят групповые тренинги, поскольку именно они способны эффективно моделировать межличностную коммуникацию и вырабатывать навыки более эффективного общения. В работе с психологическими нарушениями может быть использован и обычный психоанализ.

Структура состояний

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.
Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т. д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А. О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции — как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности.
Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния.
Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви).
После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние — фрустрации, агрессии, раздражения и т. д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит — новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.

Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания.

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Различный уровень внимательности — показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Здесь имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентации, ослаблением внимания.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей, при непонимании воспринимаемого. Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности и т. д.

Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности. Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению — нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Эргономика — наука об оптимизации средств и условий человеческой деятельности.

Тревожность — диффузный страх, порождающий ощущение общего неблагополучия, бессилия индивида перед надвигающимися угрожающими событиями.

Что и кто определяет «нормальность» личности?

В первую очередь нам стоит задаться вопросом, какие факторы, если и не определяют, то по крайней мере оказывают существенное влияние на понимание психологической нормы. Таких факторов по крайней мере два — это сама личность и общество, или социальная среда в котором эта личность существует.

Социальные стереотипы.

Со стороны общества понятие норма часто диктуется социальными стереотипами, которые определяют грань между нормальным и ненормальным поведением. Однако и здесь есть много нюансов, так в каждом специфическом сегменте социума понятие нормы может значительно меняться. Например если вы живете в российской глубинке то для вас совершенно естественным будет знать в лицо и по именам всех своих соседей по дому, тогда как в крупных городах это просто не принято и даже здороваться с соседом по подъезду вам не обязательно.

Итак, социальный стереотип — наиболее распространенное воззрение среди определенной группы людей на то, как в тех или иных обстоятельствах должен себя вести тот или иной член как указанной группы, так и те, кто к этой группе не принадлежит. Зачастую подобные воззрения распространяются не только на внешние атрибуты поведения членов группы, но и на внутреннее психологическое состояние (как я должен себя чувствовать в той или иной ситуации).

Личностный фактор.

Фактор, который мы уже упомянули выше, это личный стереотип человека по отношении к своей собственной реакции на события жизни, когда есть четкие представления о том, что он должен чувствовать в тех или иных обстоятельствах и как реагировать на ситуацию. Таким образом, если человек при виде страданий другого испытывает удовольствие вместо сострадания и желания помочь, то, как правило, это воспринимается самой личностью, как отклонение от нормы и служит причиной для разочарования собой (я не таков каким я должен быть, я плохой и т.п.). В этом случае все дело в стереотипах предписывающих нам не только определенное поведение, но и определенные ощущения.

Таким образом, в самом частом случае, когда мы имеем дело с совершенно определенной личностью, то понятие нормы определяет сама эта личность и основы для понимания такой нормы — ее ожидания. То что соответствует ожиданиям, это норма, а то что нет, нормой не является.

С точки же зрения социума все происходит точно также, только судьей в этом случае является не сама личность, а общество.

Психические состояния

Классификация психических состояний.

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояние радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникает в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как мы относимся к ним. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и устойчивые. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются нами на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) мотивационные — стартовые состояния психической активности; 3) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 4) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные ее состояния; 2) пограничные состояния (неврозы, астении, акцентуации, психопатии, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием 1-й и 2-й сигнальных систем и в конечном итоге — с особенностями психической саморегуляции индивида.