Научно — исследовательская работа «развитие лидерских качеств у старших подростков»

Робин Шарма «Лидер без титула: современная притча об истинном успехе в жизни и бизнесе»

Робин Шарма называют в числе топовых экспертов по вопросам лидерства. Его жизненное кредо: «Трагедия заключается не в смерти, а в том, чему мы позволяем угаснуть внутри нас, пока живем».

Книга «Лидер без титула» — результат его 15-летней работы советником по вопросам лидерства в крупнейших компаниях, в частности Microsoft, Nike, IBM, FedEx и т. п. Тот, кто воспользуется системой лидерства, которую Робин Шарма приводит в данной книге, ощутит, как изменилось его отношение к жизни и захочет «реализовать свой наивысший потенциал» в личной жизни и профессиональной сфере.

Книга написана в форме художественного повествования. Главные герои — Блейк Дэвис, его наставник и 4 учителя, изменившие отношение Блэйка Дэвиса к работе и к жизни. Это вымышленные персонажи, однако принципы, на которых основывается система лидерства, — реальные. Действуя в соответствии с ними, многие люди стали лидерами в своей области.

Механизмы выдвижения на лидерскую позицию

Выделяются два механизма: психологический обмен и «имплицитная теория» лидерства.

С точки зрения трансакционного подхода, Е. Холландер лидерство понимается как отношения обмена между лидером и последователями. Лидер предоставляет последователям ряд вознаграждений (буквально — выгод) в виде:

• организации их действий,

• разъяснения им специфики ситуации,

• ориентировки в направлении приложения необходимых усилий,

• внимания к людям.

Таким образом, своей активностью лидер в целом способствует достижению групповых целей. Отвечая взаимностью на действия лидера, последователи также вознаграждают его: выражают ему признание, уважение, проявляют готовность к принятию его влияния. Т.о. лидер содействует успеху группы в решении задачи и справедливости во взаимоотношениях ее членов в обмен на уважение с их стороны и принятие его влияния.

Кричевский разработал теорию ценностного обмена как механизма выдвижения в позицию лидера. Эффективная реализация членами группы значимых, или ценностных, характеристик приносит им авторитет и признание в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями. Иными словами, психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами — участницами взаимодействия — определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей

Важное значение имеет ценностный вклад индивида, под которым понимаются любые полезные, т. е

представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и «совокупного субъекта» — социальной группы, действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом. Соответственно чем значительнее ценностный вклад индивида в жизнедеятельность группы, тем выше его внутригрупповой статус.

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО (1−10)

Феномен лидерства Феномен лидерства – это определенный естественный процесс в группе, которая строится на основе влияния на поведение членов этой группы личного авторитета лидера. Лидер не … Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми …

Имплицитная теория лидерства. Е. Холландер и Д. Джулиан рассматривали механизмы лидерства следующим образом: люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере.

У людей формируются некие абстрактные представления о лидере, хранящиеся в их долговременной памяти. Эти представления получили название прототипов лидерства. В групповом взаимодействии происходит сличение индивидуальных прототипов лидерства с моделями поведения, демонстрируемыми членами группы и позволяющими судить о степени их соответствия лидерской роли.

Чтобы «заработать» лидерский статус, одного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада отвечало имеющимся у членов группы прототипам лидерского поведения, т. е. даже и эффективный «вкладчик» должен быть еще воспринят как лидер.

Лидерство является результатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорд и другие авторы относят:

• поведение лидера,

• представления о лидерстве,

• социальное влияние.

Одним из механизмов влияния является идентификация. Идентификация может рассматриваться как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Лидер является наиболее ярким объектом идентификации в группе. Одно из условий идентификации с лидером состоит в необходимости наличия у последователей определенных представлений о лидере, лидерской роли. Идентификация последователей с лидером может усиливаться благодаря развитию между ними тесных психологических (эмоциональных) связей.

10 стр., 4827 слов

Менедмент теория (Динамика групп и лидерство)

… решения проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм – основа преобразующего лидерства. Лидер – преобразователь вдохновляет не харизмой, творческим подходом к делу, подкрепленным реальными … работают и разделяют интересы, создают внутренние группировки. Взаимодействие между членами группы и самими группами может и не соответствовать официальным каналам коммуникаций. Поэтому такая …

Эффективный лидер

Эффективность лидера в группе определяется качеством выполнения им комплементарной функции. Эффективность лидера в обществе определяется тем, как он выполняет эту комплементарную функцию для общества в целом.

Он может лишь частично замыкать на себя выполнение комплементарной функции. Этого достаточно для того, чтобы быть
«одним из» лидеров социума, нации, большой социальной группы, малой группы. Замыкая на себя решение самых важных реальных проблем, человек становится лидером для тех, чьи проблемы решаются благодаря ему. И он остается лидером вне зависимости от прочих своих качеств, форм поведения, психологических особенностей. Его принимают таким, каков он есть до тех пор, пока он выполняет комплементарную функцию и нет никого, кто выполнял бы ее эффективнее. Например, психические качества Жириновского традиционно являются предметом насмешек. Однако, это не мешает ему выполнять лидерскую функцию для значительной части русского общества.

Итак, эффективность лидера определяется степенью эффективности выполнения им комплементарной функции лидера.

Нужны ли для этого особые личные качества?

Да, нужны.

Какие?

Те, которые ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС позволяют выполнять комплементарную функцию.

2–5. Джон Максвелл «21 неопровержимый закон лидерства», «Лидер на 360 градусов», «21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие», «Воспитай в себе лидера», «Лидерство. 25 ключевых принципов построения взаимоотношений»

Джон Максвелл — известный американский пастор, мотивирующий оратор и эксперт по лидерству написал более 60 книг, посвященных этой теме. Многие из них стали бестселлерами, были переведены на множество языков мира и несколько раз переиздавались.

В книге «21 неопровержимый закон лидерства» Максвелл перечисляет законы, усвоив которые, можно стать лидером и вести людей за собой. И наоборот, тот, кто их игнорирует или нарушает, никогда не будет пользоваться у окружающих авторитетом. О чем же эти законы?

Закон Потолка говорит о том, что чем выше потенциальные возможности человека, тем выше уровень его эффективности и тем больше у него шансов стать лидером.

Закон Твердой Почвы напоминает, что каждый лидер, назначенный на руководящую должность и пришедший в новый коллектив, располагает определенным кредитом доверия. И лично от него зависит, пополнит он запас этого доверия или же его растратит. Лидер, совершающий одну ошибку за другой, безвозвратно утрачивает кредит доверия.

Закон Влияния, Закон Уважения, Закон Магнетизма и др. — все законы понимаются и применяются с разной степенью трудности, однако их должен усвоить каждый, кто намерен стать лидером.

Характеристика лидерства

Лидерство — это сложный процесс воздействия людей с целью достижения поставленных в организации целей. Выделяют несколько важных признаков лидерства:

  • оно призвано воздействовать на сотрудников для побуждения их к активной деятельности;
  • призвано вызвать у других сотрудников желание работать;
  • сконцентрировано на достижении общей цели, объединяющей всех членов коллектива;
  • формирует последователей, которые в дальнейшем смогут стать самостоятельными лидерами;
  • стремится к самоорганизации внутри коллектива, упорядочиванию всех процессов;
    чутко улавливает потребности лиц, вовлечённых в зону влияния.

Основные темы курса

А. Структура и динамика лидерства.

  • Понятие социально-психологического ресурса лидера.
  • Психо-физиологический потенциал лидера.
  • Социально-культурный и экономический потенциал.
  • Практический потенциал.
  • Динамика лидерства. Поведение лидера и групповые социально-психологические процессы.

Б. Легитимность лидера.

  • Почему лидер всегда значим для окружающих.
  • Основы психологии подчинения. Кому и когда готовы подчинятся люди.

В. Символика лидерства. По каким признакам окружающие «узнают» потенциального лидера.

  • Общее выражение лица.
  • Глазо-двигательные реакции.
  • Поза и жесты.
  • Особенности голоса.
  • Манера ведения диалога.
  • Особое поведение.
  • Принадлежность к «избранным».
  • Специальная одежда.
  • Методы адаптации к условиям среды.
  • Способы презентации идей.
  • Способы самоподачи.
  • Формы лидерского поведения.
  • Как овладеть искусством понимать больше, чем сказано. Психологические методы понимания партнера и выявления скрываемых им реакций.
  • Техники невербального лидерского поведения в различных ситуациях.
  • Речь лидера: лексико-грамматические характеристики. Психологические правила формулирования устных распоряжений. Формулы эффективной критики. Как правильно отдавать приказы.
  • Методы эмоционального влияния и мотивирования партнеров по общению.
  • «Игра на чужом поле». Техники перехвата лидерской инициативы.
  • Габитарный (внешний) имидж и индивидуальный стиль.
  • Разработка оптимальной линии поведения.
  • Основы делового этикета.

…и многое другое.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности»

Эту книгу американского бизнес-консультанта Стивена Кови в 2011 г. журнал The Times назвал одной из самых влиятельных книг, посвященных развитию личности. Книга переведена на 38 языков мира, и в настоящее время продано свыше 20 млн ее экземпляров.

Стивен Кови, проанализировав жизнь известных людей, пришел к заключению, что для самореализации и долгосрочного успеха необходимо придерживаться основополагающих принципов и в любых обстоятельствах и в любой ситуации хранить верность вечным истинам. По сути, в книге он формирует собственные заповеди. Например, «Начиная, представляйте конечную цель», «Сначала старайтесь услышать, а потом быть услышанным» и т. д.

Для кого этот курс:

  • Для тех, кому надоело быть «офисным планктоном» — безропотной серой массой, от которой ничего не зависит. Кто хочет самостоятельно управлять своей судьбой и влиять на судьбы окружающих, воодушевлять их и вести за собой.
  • Для молодых руководителей, недавно получивших свою первую должность. Которые желают развить свой лидерский потенциал, научиться эффективно управлять коллективом.
  • Для опытных управленцев, создающих новую организацию или реформирующих старую. Если они хотят избежать серьезных ошибок и добиться максимальных результатов в кратчайшие сроки.
  • Для успешных людей, которые уже достигли многого в жизни, но мечтают обрести новые цели и покорить новые вершины в социальной иерархии.
  • Для всех, кто интересуется личным саморазвитием, психологией лидерства, механизмами власти и подчинения в обществе, кто стремится изменить собственную жизнь и жизнь других людей.

Кто же такой лидер?

Кто такой лидер? Точного определения этого понятия не существует ни в науке, ни в обыденном языке.

Тот, кто вырвался вперед на соревнованиях лидер.

Тот, кому верят многие лидер.

Тот, за кем идут лидер.

Тот, кто успешен в жизни лидер.

Тот, кто умеет организовать людей лидер.

Тот, кто имеет популярность в какой-то группе лидер.

Впрочем, все эти определения вне контекста. Лидер где? Чей? Для чего?

Например, лидер малой группы это одно. Лидер общественного мнения другое. Национальный лидер третье. Лидер в спорте или в учебе четвертое.

Тот, кто оказывается лидером в одной ситуации, никак не может оказаться им в другой. Значит, лидер ситуативен?

Тут самое время вспомнить Толстого, утверждавшего будто лидер выявляется совершенно случайно: идет стадо баранов на пастбище один баран впереди, его ученый и записал в лидеры. Повернуло стадо к водопою другой баран впереди и теперь его исследователь примет за вожака…

И все же лидер нечто реальное. Да, он ситуативен. Но не каждый в той или иной ситуации станет лидером. Сочетание определенных качеств личности и определенных качеств ситуации рождает лидера.

Как рождает?

Запомним этот вопрос. Нам еще придется вернуться к нему.

Итак, в той или иной мере понятие «лидер» ассоциируется у нас с человеком, за которым идут другие люди. С человеком, авторитет которого признают. С человеком, который способен проявлять власть.

Но есть и другое содержание понятия «лидер» это человек успеха. Лидерами признаются наиболее успешные в своей сфере деятельности люди.

Всегда ли успех и авторитет совпадают? Далеко не всегда. Есть ли между ними существенная связь? Несомненно есть.

Какова природа этой связи? И этот вопрос нам придется обсудить.

Кому сопутствует успех?

В США есть много различных диаспор. Есть китайская. Есть ирландская. Есть армянская. Есть мексиканская. И есть русская.

В США есть много миллионеров. Миллионеры есть в каждой диаспоре. Только число миллионеров на 1000 человек удельное их число для каждой диаспоры разное.

В какой диаспоре больше всего удельное число миллионеров?

В русской.

Россия бедная страна. У нее самая большая территория, самые большие природные богатства, недавно были самые талантливые ученые и инженеры. И все же Россия бедная страна.

Тем не менее выходцы из России имеют хорошие шансы в самой конкурентной стране мира США. Почему бы им не достичь такого же успеха в России?

Чем же отличаются те русские, которые стали миллионерами в США, от тех, что ни в России, ни в эмиграции никаких успехов не достигли?

Может, дело в таланте?

Но разве мало среди неудачников талантливых людей?

Может дело в связях?

Но разве мало среди миллионеров людей, сделавших себя сами, с нуля? В последние годы их становится все больше.

Может дело в энергичности?

Но мало ли энергичных неудачников…

Так все же, что отличает людей успеха от неудачников?

Есть несколько свойств личности, исчерпывающих этот список.

  • Внутренняя свобода.
  • Психическая устойчивость.
  • Активная позиция.
  • Стратегический тип мышления.

Дальше мы поговорим о них.

««« Назад  К началу  Вперед »»»

— 15 советов по развитию лидерских качеств.

______

1) Настоящий лидер в состоянии управлять собой, поэтому не позволяет эмоциям диктовать ему, что делать. Если вы хотите развивать лидерские качества, то в первую очередь, займитесь самообладанием. Сложно будет только сначала, а потом умение контролировать свои эмоции войдет в привычку и станет таким же естественным действием, как дыхание.

2) Не менее важным качество для лидера является пунктуальность, поэтому необходимо работать над развитием навыка управления временем

Умение правильно распределять свое время сделает вас не только пунктуальным, но и более эффективным, что не менее важно для лидера

3) Говорите людям только то, во что сами верите – это лучшее упражнение для развития навыка убеждения, очень важного качества каждого лидера. Вы сможете быть убедительным только в том случае, если сами на 100 % убеждены в том, что говорите

4) Развивайте в себе навык вовремя выполнять все запланированные дела. Лидерам – это человек, который во всем первый, а если вы будете прокрастинировать и откладывать на завтра важные дела, вы не только нигде не достигнете успехов.Научно - исследовательская работа «развитие лидерских качеств у старших подростков»

5) Хороший лидер – это благодарный человек в первую очередь. А благодарными люди становятся тогда, когда научатся ценить все, что получают. Развивайте в себе этот навык.

6) Лидер, который способен повести за собой людей, в первую очередь должен проявлять заинтересованность в них. Заинтересованность – это антипод безразличия и равнодушия. Лидер же не стесняется показать, что он заинтересован в своей команде и нуждается в людях, которые его окружают.

7) Лидеру важно уметь правильно определять цели – ведь именно это поможет направить свои усилия и энергию команды на их достижение. Работайте над умением правильно ставить цели, четко определять их временные границы и видеть конечный результат

8) Лидер – это не только человек, которые умеет правильно определить цели и направить усилия людей на их осуществление. Лидер – это в первую очередь человек, который первым устремляет свою энергию на достижение целей и ведет за собой людей в этом деле.

9) Важнейшим качеством, отличающим всех лидеров, является чувство ответственности. Развивайте его в себе, ведь хороший лидер понимает свою ответственность за цели, результаты, и обязательно, за свою команду.

10) Лидеры, способные повести за собой людей – это люди, которые «горят» своей идеей, и заряжают этим энтузиазмом всех остальных

Поэтому, важно развивать в себе увлеченность, искать внутренние источники для подпитки своего вдохновения и энтузиазма

11) Хорошие лидеры – это всегда мотивированные люди, которые четко знают что и когда они хотят. Но, помимо этого, они умеют мотивировать и других людей

Чтобы научиться это делать, важно уметь понимать желания и потребности других людей

12) Для лидера очень важно уметь доверять людям и на основе этого, делегировать. Вера в себя, порождает веру в других людей – свою команду

Учитесь доверять себе и людям, и они будут показывать потрясающие результаты.

13) Чтобы стать лидером, необходимо раз и навсегда победить негативное мышление. Лидер во всем видит перспективу, возможность и радужные нюансы

Лидеру важно развивать позитивное мышление

14) Незаменимое качество для лидера – настойчивость. Для того, чтобы давать хорошие результаты, вовсе не обязательно иметь благоприятные условия – это не решающий фактор. Но, обязательно большие результаты покажет тот человек, которые не остановился, несмотря на наличие многочисленных препятствий.

15) Лидер всегда открыт к людям и стремится максимально передать свой опыт. Поэтому, учитесь коммуницировать и быть открытым для людей, для передачи им самого ценного что у вас есть – знаний и опыта.Научно - исследовательская работа «развитие лидерских качеств у старших подростков»

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Трактовка лидерства в отечественной и зарубежной психологии

Трактовка лидерства в англоязычной литературе

Приведенный анализ трактовок базируется на определениях, взятых из справочника по лидерству Р. Стогдилла (Stogdill, 1974) и более современных авторов.

Лидерство как центр групповых процессов. Хронологически это наиболее ранняя трактовка лидерства (Cooley, 1902; Mumford, 1906−1907).

Согласно ей, лидер рассматривается как центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений.

Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов. Данное понимание лидерства доминировало в литературе 20−30-х годов XX века (Bowden, 1926; Bogardus, 1934).

Лидерство рассматривалось как проявление силы личности, комбинация черт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи, а лидер — как обладающий наибольшим, сравнительно с другими членами группы, набором желательных черт личности и характера.

Лидерство как действие или поведение. Данное определение трактует лидерство как поведенческий феномен. Согласно Дж. Хемфиллу (Hemphill, 1949), лидерство — это поведение индивида, вовлеченного в управление групповыми действиями.

Лидерство как результат группового взаимодействия. Эта трактовка лидерства была высказана в конце 20-х годов прошлого века (Bogardus, 1929), однако и в настоящее время является актуальной, отражающей действительную суть феномена.

Лидерство как осуществление влияния. Данное определение лидерства является наиболее популярным в англоязычной литературе. Е. Холландер (Hollander, 1985) при анализе дефиниций лидерства отмечает, что доминирующей является понимание лидерства как процесса влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей.

12 стр., 5770 слов

Лидерство как феномен группового развития

… По мере упрощения задач лидерство становится концентрированным. При легких групповых задачах лидерство снова распыляется (задача настолько … сущности факторов, воздействующих на группу (коллектив) или на личность, — экономические, административные, социально-психологические методы и, … которую включена данная малая группа. Таким образом, с одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые …

В англоязычной литературе принято использовать один термин — «лидерство». Поэтому судить, о каком феномене (лидерстве или руководстве) идет речь в каждом конкретном случае, можно на основании либо содержания работы, либо уточнения автором публикации типа рассматриваемого им лидерства.

Трактовка лидерства и руководства в отечественной литературе

Отечественные ученые начали исследовать проблему лидерства с конца 60-х — начала 70-х годов прошлого столетия. До этого времени вместо термина «лидерство» исследователи (Аркин, 1927; Залужный, 1930; Эльконин, 1931) предпочитали использовать термин «вожачество», ограничивая его применение исключительно сферой детских коллективов.

Одним из первых в отечественной литературе развернутый сопоставляющий анализ феноменов лидерства и руководства провел Б.Д. Парыгин (1973).

Близкой к пониманию лидерства и руководства Б.Д. Парыгиным является трактовка И.П. Волкова (1974).

Согласно его точке зрения, руководство представляет собой процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти. Лидерство — процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий.

В отечественной социальной психологии лидерство рассматривается как преимущественно психологический по своей природе феномен, руководство же как преимущественно социальный.

Несмотря на ряд различий, между лидерством и руководством существует немало общего. Так, по мнению М.Г. Ярошевского (1982), руководство — это официально санкционированное лидерство, — руководитель уже в силу своего должностного статуса получает право на лидирование в различных ситуациях организационной жизни.

10 стр., 4982 слов

Руководство и лидерство 2

… лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности). Интересной представляется типология лидерства … Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер …