Психологические основы принятия решений

Как научиться слышать интуицию?

Для каждого человека, который заинтересован в своём личном развитии и самопознании, вопрос развития интуиции является одним из самых важных

И здесь очень важно понимать, что подсознание, являющееся источником интуитивных знаний, даёт разуму человека информацию посредством знаком и символов. А это значит, что надеяться на то, что интуиция начнёт «общаться» с вами привычным для вас языком, будет наивным и неправильным

По мнению большинства психологов, восприятие тех проявлений, в которых выражается «голос подсознания», в некоторой степени можно сравнить с общеизвестной дедукцией, где анализу подлежат и фактические данные, и связи между ними. Информация из внешнего мира, которая поступает в мозг и большая часть которой остаётся вне восприятия сознания, во время сна обрабатывается подсознанием, после чего уже появляется целостное представление о происходящем. Именно по этой причине многие учёные рекомендуют научиться расшифровывать свои сны и сопоставлять их с текущими событиями.

Помимо этого, есть и другие свидетельства проявления интуиции. Они могут выражаться в как бы из ниоткуда возникающих в сознании мыслях, кажущихся несколько странными, ощущениях, причём как внутренних – эмоциональных, так и внешних – телесных. И развитие интуиции предполагает достаточно кропотливую и долговременную работу человека над собой.

Говоря о том, как научиться слышать свою интуицию, можно сказать, что нужно научиться слушать себя, а также развивать так называемое правополушарное мышление. Что касается внутреннего голоса, то с развитием его восприятия связаны по большей части духовные практики (медитация, к примеру) и различные способы повышения концентрации. А для развития правого полушария специалисты советуют прибегать к выполнению особых упражнений.

Результатом такой работы над собой станет развитие собственно интуиции, навыка принятия грамотных решений, расширение границ собственных возможностей и раскрытие скрытого потенциала, умение более точно разбираться в окружающих и их намерениях, а также в самом себе, способность управлять своими эмоциями и налаживать отношения с другими людьми и много чего ещё.

Как можно заметить, развитие интуиции, умение синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга и в равной степени хорошо пользоваться логикой и интуицией позволяют человеку, во-первых, развить себя как личность, и, во-вторых, благотворно повлиять на жизнь вообще. А что может быть важнее?

Так что развивайте себя и своё мышление, и двигайтесь только вперёд!

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Если у вас есть желание лучше узнать себя, понять многие свои особенности, преимущества и недостатки, а также разработать план собственного развития, какой бы сферы это не касалось, предлагаем вам для этого прекрасную возможность. Приглашаем вас пройти наш уникальный курс по самопознанию, который откроет вам многие тайны вашей личности и окажет существенную поддержку в развитии

Найти этот курс вы можете здесь.

Желаем вам успехов!

Остерегайтесь когнитивных предубеждений

Поскольку мы не роботы, мы часто основываем наши решения на эмоциях, вместо того чтобы позволять интеллекту диктовать каждый наш шаг. Часто мы неосознанно используем иррациональные способы мышления (также известные как когнитивные искажения) для обоснования решений. Эти ментальные ярлыки не только отключают нашу объективность, но и дают ложную уверенность в плохом выборе. Вот что об этом пишет когнитивист Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро»:

«Мы часто уверены, даже когда ошибаемся, и объективный наблюдатель с большей вероятностью обнаружит наши ошибки, чем мы сами».

Узнав об этих когнитивных предубеждениях и заметив, когда они вмешиваются в ваш собственный процесс принятия решений, вы уменьшите свои шансы сделать выбор, о котором позже пожалеете.

5

Уроки по принятию решений

Наш курс включает в себя пять уроков, рассматривающих отдельные составляющие процесса принятия решений. Он имеет как теоретическую, так и практическую направленность, поэтому информация, которую вы узнаете, будет полезна любому человеку.

Проходить уроки мы советуем в представленной последовательности, но при этом рекомендуем обращаться к вспомогательным материалам: на какие-то из них ссылки будем давать мы, а какие-то вам придется искать самостоятельно (в том числе и книги, список которых представлен ниже).

Последовательное прохождение уроков позволит вам глубже понять особенности принятия повседневных и управленческих решений и усвоить информацию самым лучшим образом, имея при этом возможность немедленно применять новые знания на практике. Но давайте немного проясним, что же это будут за знания.

Психологические основы принятия решений Принятие решений, как несложно заметить, напрямую связано с решением самых разных проблем. Но чтобы грамотно решать проблемы, необходимо в них разбираться, а также проводить диагностику и всесторонний анализ. Это можно назвать основой принятия решений, и начинать освоение такого непростого навыка рекомендуется именно с ее изучения.

В первом уроке вы познакомитесь с понятием проблемы и видами проблем, такими как психологические, научные, социальные, экономические, управленческие, экологические и другие проблемы. Также вы узнаете об основах диагностирования и анализа проблем и применяемых для этого методах: гистограмме, контрольном листке, стратификации, диаграмме разброса, контрольной карте, диаграмме Парето и диаграмме Исикавы.

Психологические основы принятия решений Принимать решения вообще – это гораздо проще, чем принимать решения правильные и надежные. Принятие решений – процесс психологический, а это значит, что он не всегда подчиняется логике и здравому смыслу. Отсюда и разница в самих решениях и множество нюансов в процессе их принятия. Наиболее эффективными по праву считаются рациональные решения, но и другие их виды не стоит сбрасывать со счетов.

Из второго урока вы узнаете об интуитивных решениях и решениях на основе суждений, но основная его часть будет посвящена именно рациональные решениям и процессу их принятия, состоящему из нескольких этапов: диагностики, формулировки критериев и ограничений, определения альтернатив и их оценки, окончательного выбора и реализации. В дополнение к этому мы расскажем о четырех группах подходов к принятию решений и основах теории принятии решений.

Психологические основы принятия решений Найти оптимальный выход из сложной ситуации может далеко не каждый, и это не всегда легко. Сегодня разработано немало самых разных методов и техник поиска и разработки эффективных решений. И задача каждого, кто заинтересован в повышении своей личной эффективности, разбираться в этих методах и техниках, и подбирать подходящие для каждого конкретного случая.

В третьем уроке мы расскажем о наиболее популярных и востребованных сегодня методах и техниках поиска и разработки эффективных решений. Среди них мозговой штурм, синектика, метод Дельфи, идейная инженерия, метод фокальных объектов, SWOT-анализ, системный анализ, матрица Эйзенхауэра, квадрат Декарта, матрица идей Буша и другие.

Оценивать эффективность решений так же важно, как и принимать их, ведь благодаря этому можно понять, грамотными ли были действия, можно ли ориентироваться на них в будущем, какую помощь они могут оказать и т.д. Но повседневные решения и решения управленческие оцениваются по разным алгоритмам, и о них мы побеседуем в четвертом уроке

Из него вы узнаете, как оцениваются решения в обычной жизни и каковы основы оценки управленческих решений, а также познакомитесь с методами их оценки: индексным, балансовым и графическим методами, методом элиминирования и методом сравнения, функционально-системным анализом и экономико-математическими методами.

Психологические основы принятия решений Как вы и сами понимаете, принятие решений тесно переплетается с психологией человека. Эта тема тоже очень важна для более точного усвоения специфики данного вопроса. Одними из наиболее популярных и актуальных сегодня исследований в представленной области являются исследования израильско-американского психолога Даниэля Канемана, удостоенного, между прочим, Нобелевской премии за «применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности».

В пятом и заключительном уроке тренинга мы поговорим о психологических особенностях принятия решений с позиции Канемана и его соратника Амоса Тверски. В частности мы расскажем о двух системах мышления (быстрое и медленное мышление), предпосылках возникновения теории Канемана и выводах, которые он сделал благодаря своим многочисленным экспериментам.

Доверяйте своему сердцу, если ваша голова знает, что делать

Ваш хорошо продуманный и изученный вдоль и поперек список «за и против» указывает на вариант A, но ваша интуиция тяготеет к варианту Б. Вы проводите часы в нерешительности… Случай «голова против сердца» ставит вас в безвыходную ситуацию. Выберите «голову», и ваша интуиция будет продолжать пилить вас. Но если интуитивное решение основано на неполной информации, ему тоже не очень хочется доверять.

Ученые пришли к интересному выводу, что вы можете доверять своей интуиции только в том случае, если принимаемое решение находится в пределах ваших компетенций. Исследователи провели эксперимент , в котором участники судили, являются дизайнерские сумки настоящими или поддельными. После того как студенты прошли тестирование на знание моды, их распределили либо в «интуитивную», либо в «аналитическую» группу.

Тем, кто был в «интуитивной» группе, дали пять секунд, чтобы решить, была ли сумка подделкой. «Аналитикам» дали две минуты, чтобы изучить особенности, которые помогли отличить настоящий товар от фальшивки (т.е. пошив, дизайн и т.д.), прежде чем принять свое решение.

Для студентов с высоким фоновым знанием дизайнерских сумок интуиция была более эффективной, чем анализ. Но тех, кому не хватало опыта, двухминутный период обдумывания привел к лучшим решениям.

4

Что такое принятие решений и почему это важно

Выбирать стратегию своего поведения нам приходится в большинстве жизненных ситуаций, и выбираем мы всегда, даже тогда, когда нам кажется, что мы этого не делаем. Но навык принятия решений – это умение осознанно выбирать из множества вариантов тот, который повлияет на ситуацию лучшим образом. Говоря проще, имеется определенная целевая функция, помогающая оценить «полезность» той или иной ситуации. Она может касаться не только человека, делающего выбор, но и его близких, друзей, коллег или вообще всего человечества. И умение принимать решения – это навык выбора сценария с максимальным значением целевой функции

Важно заметить, что выбор не всегда правилен объективно – он просто является лучшим по мнению конкретного человека

Есть ситуации, в которых сделать выбор и принять решение сложно. Например, вышеназванная целевая функция может выдавать одинаковые значения, разные варианты могут быть равноценны, оба сценария могут быть одинаково ценны для человека. И если он не может принять решение, его можно охарактеризовать, как нерешительного.

Другой вариант затруднений с принятием решений выражается в том, что целевая функция не установлена. Иначе говоря, человек просто не знает, чего хочет. Этот случай намного сложнее, и требует более серьезного определения причин трудностей.

Исходя из сказанного, умение принимать решения представляет собой целый набор навыков:

  • Навык видения максимального количества возможных вариантов решений
  • Навык расстановки приоритетов (определения целевой функции) для каждой конкретной ситуации
  • Навык выбора одного решения среди всего их множества

Не будет лишним отметить, что все эти функции за человека изначально (пока он находится в детском возрасте) выполняют взрослые. Но чем старше он становится, тем больше выборов ему приходится делать самому. И принято считать, что по достижении совершеннолетия человек уже в состоянии принимать любые решения, которые определяют его дальнейшую жизнь.

Человек развивается дальше, и уже учится принимать решения, которые касаются не только его, но и других людей. Т.е. он учится принимать решения за других, к примеру, корректировать поведение своих детей дома или управлять сотрудниками на работе. Этот навык тоже очень важен, но он и более сложен, т.к. количество вариантов выбора расширяется, а целевая функция включает в себя личные интересы и интересы окружающих.

Если человек не умеет принимать решения, он будет разрываться между вариантами, что приводит к непоследовательным действиям и даже пусканию ситуации на самотек

И тут важно обратить внимание, что он не решает ничего не делать, выбирая эту стратегию в качестве оптимальной, а просто не принимает никакого решения вообще, оставаясь пассивным наблюдателем

Но такая пассивность допустима лишь в редких случаях – когда ситуация положительна и не требует вмешательств

Когда же положение дел усугубляется, не важно, касается это конкретного человека или группы людей, его изменение всегда требует действий. Действия являются разумным актом, и за каждым из них стоит принятое решение по его совершению

Человек, которые не способен принять решение, оказывается неспособным и к совершению действий по разрешению негативных ситуаций.

Все это и говорит о том, что умение принимать решение – это в первую очередь способность действовать, разрешать ситуации, решать проблемы и улучшать собственную жизнь. И от того, насколько человек владеет этим навыком, могут зависеть как его собственные жизненные и профессиональные результаты, так и результаты других людей. И здесь самое время поговорить о профессиональных решениях.

4 Психологические аспекты принятия управленческих решений.

Для понимания сущности управленческого решения необходимо рассматривать все его основные аспекты. Можно выделить экономический, социально-психологический, информационно-технологический, организационный и юридический аспекты принятия решений. Особенность социально-психологического заключается в том, что решение необходимо рассматривать как логико-мыслительный акт выбора, т. е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы и зависящая от индивидуально-психологических особенностей субъекта. Кроме того, социально-психологический аспект проявляется в механизме управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на человека: потребностями, интересами, мотивами и стимулами, установками и ценностями.

При принятии решения следует учитывать два существенных аспекта: • принимать решение, как правило, легко (человек всегда принимает решение о направлении своих действий), трудно принять хорошее решение; • принятие решения является психологическим процессом, в силу этого человеческие решения не всегда логичны, так как поведением людей движут иногда логика, иногда чувства.

Поэтому способы принятия решения могут меняться и широких пределах (от спонтанных до в высшей степени логичных).

В силу этого процесс принятия решений может быть основан на различных подходах. Различают три подхода: интуитивный, основанный на суждениях и имеющий рациональный характер. Психологический механизм принятия решений

Менеджер принимает управленческое решение на основе информации о сложившейся ситуации. В то же время особенности восприятия информации каждым человеком порождают психологические трудности ее подготовки. Удерживаемые в памяти факты в ряде случаев обретают субъективный характер под влиянием их эмоциональной окраски. Поэтому менеджеры зачастую вносят в передаваемую информацию субъективную оценку, даже не подозревая об этом, тем самым как бы подсказывая то или иное управленческое решение. Повторная потеря части информации происходит при отображении того, что менеджер видел или слышал, при изложении на бумаге. В то же время выяснение подлинной картины события является важнейшим условием принятия обоснованных управленческих решений. Собственное видение проблемной ситуации формируется в сознании менеджера на основе анализа справок, отчетов, служебных записок. Для ускорения диагностики проблемной ситуации форма подачи информации должна быть приспособлена к особенностям мышления менеджера.

Условия эффективности управленческих решений- обоснованность, своевременность, выполнимость и другие — имеют не только организационную, но и социально-психологическую сторону. Так, обоснованность управленческих решений не должна вызывать сомнений у исполнителей.

Менеджеру нужно не только самому видеть преимущество данного управленческого решения, но и убедить в этих преимуществах своих подчиненных

Для эффективного управленческого решения важное значение имеет соответствие динамике событий во времени. Чтобы обеспечить это условие, менеджеру следует найти благоприятный момент для принятия управленческого решения и с учетом морально-психологического климата в коллективе проводить целенаправленную психологическую подготовку к новому управленческому решению

Увеличение времени на подготовку срочного управленческого решения сокращает время на его реализацию, т. е. заведомо наносит ущерб его эффективности

Вашему вниманию предлагается тест, который поможет определить, принимаете вы решения рационально или на основе интуиции.

Укажите балл, соответствующий характерным для вас образцам поведения. Для этого обведите соответствующую цифру по шкале: 5 — данное поведение очень характерно для меня; 4 — довольно характерно; 3 — затрудняюсь сказать, характерно или нет; 2 — не очень характерно; 1 — такое поведение совершенно мне не свойственно.

Подсчитайте набранные вами баллы.

Обдумывайте решение на иностранном языке

Исследователи из Чикагского университета обнаружили, что мышление на иностранном языке приводит к более рациональному принятию решений . По словам соавтора исследования Саюри Хаякавы, это во многом связано с тем, что люди не могут отделить свой родной язык от своих эмоций, что вредит логическому мышлению. Напротив, отсутствие эмоциональной связи с иностранным языком позволяет осуществлять более рациональный мыслительный процесс.

«Эмоциональная реакция может привести к решениям, которые мотивированы больше страхом, чем надеждой, даже когда шансы очень благоприятны», – сказал Хаякава.

Например, в одном эксперименте участникам предлагали делать ставки на подбрасывание монетки. Условия игры были поставлены таким образом, что шансы выиграть превышали 50%. Если бы студенты приняли все 15 ставок, они бы гарантированно получили свой выигрыш.

Когда участникам предлагали ставки на родном английском языке, они принимали их в 50% случаев, если же им говорили то же самое на испанском – они соглашались в 71% случаев.

Попробуйте поразмышлять над проблемой на иностранном языке и, может быть, вы увидите в своей задаче больше возможностей.

Осторожно относитесь к обратной связи

Проведя несколько лет на безопасной, но скучной работе, вы размышляете о рискованной, но, в конечном итоге, более выгодной и интересной возможности. Чтобы сделать правильный выбор, вы ищете другие точки зрения от друзей, родителей или наставников. Но вместо того, чтобы прояснить ваше решение, хор голосов усложняет ситуацию еще больше. Они твердят обо всех связанных с этим рисках, и постепенно вы начинаете сомневаться в себе. Вы отказываетесь от экзотической возможности, и всякие негативные «что, если» поселяются в вашем уме.

Обратная связь иногда помогает взглянуть на проблему шире, но, когда все голоса одинаковы, мы чувствуем стремление соответствовать мнению других. Мы следуем за большинством, иногда за счет собственного счастья. Как выяснили исследователи из Кембриджского университета, это давление со стороны окружающих влияет на наши инвестиционные решения.

Участникам исследования предоставили опцион на покупку акций и рассказали о его прибыльности в прошлом. Затем одну группу уведомили, что четверо других людей уже купили этот актив. Второй же группе сообщили, что все остальные отказались от предложения. Те, кто слышал истории о «покупке», брали акции почти в 80% случаев, тогда как те, кто был в группе «отклонивших», покупали их только в 25% случаев. Это говорит о том, что даже когда мы обладаем всей информацией, социальные нормы могут существенно влиять на наш выбор.

Однако влияние социальных норм широко варьируется в зависимости от личности и ситуации. Высокоэмпатичные, авантюрные и импульсивные люди чаще подвержены стадному эффекту, тогда как экстраверты и уверенные в себе люди менее склонны следовать за толпой.

Поэтому прежде чем собирать мнения, проанализируйте свою личность. Если вы особенно настроены на то чтобы избежать наказания, заработать внешние награды или угодить другим, знайте, что люди могут сильно повлиять на ваше решение. В этом случае постарайтесь ограничиться максимально объективной информацией.

3

Принимайте важные решения утром

Предположим, вы приняли решение следовать диете: без сои, без сахара или еще какой-нибудь. И вдруг через три недели вы разоряетесь на покупке слишком дорогой одежды или отказываетесь от типично легких для вас задач на работе.

Длительное следование диете вызвало так называемую decision fatigue – усталость от принятия решений. Энергия, предназначенная для этого процесса, поступает из центрального источника в мозге. Каждое решение, которое мы принимаем, отнимает когнитивные ресурсы у других задач, требующих умственных усилий.

Исследования показывают, что акт принятия решения сам по себе исчерпывает наш последующий самоконтроль. Так, в одном эксперименте группе студентов поручили взвесить преимущества и недостатки конкретных особенностей компьютера Dell, но не принимать решение о покупке. Участники другой группы сами решали, приобретать или нет компьютер, и выясняли, какие факторы следует учитывать. Затем обеим группам предложили решить ряд головоломок. Им дали возможность покинуть это занятие в любой момент. Те участники, которым нужно было принимать решение о покупке, сдались намного быстрее.

Чем больше решений вы принимаете за день, тем больше вы устаете. Поэтому оставьте важные, стратегические проблемы на утро.

2

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Найдите свой худший сценарий

Оценка лучших и худших сценариев является распространенным способом сделать трудный выбор. Психолог Гэри Клейн несколько улучшил эту технику, а также изучил ее эффективность. Он называет ее Premortem (Премортем) – предсмертное состояние. Вот как он это объясняет:

«Посмертное вскрытие в морге позволяет медицинским работникам и членам семьи узнать, что стало причиной смерти пациента. Выигрывают все, кроме, конечно, самого пациента. Предсмертное состояние в бизнес-среде наступает в начале проекта, а не в конце, так что проект может быть улучшен, а не вскрыт».

Представьте, что ваше решение было ужасным. Проект, который вы выбрали, оказался катастрофой. Теперь исследуйте все возможные причины неудачи. Как только вы решите этот наихудший сценарий, вы сможете предпринять шаги, чтобы предотвратить его и принять наилучшее решение.

Как показывает исследование , методика премортемов помогает улучшить качество принимаемых решений на 30%

6