Взаимосвязь логики и психологии
Литература
Логика / В. А. Бочаров // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
Исследования
- Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 // Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 357 с. — ISBN ISBN 5-7593-0138-1.
- Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. — Наука, 1989. — 264 с. — 6200 экз. — ISBN 5-02-007946-4.
Учебная и справочная литература
- Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с — ISBN 5-7749-0317-6
- Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 296 с. — ISBN 5-16-000496-3
Литература по истории логики
- Бажанов В. А. История логики в России и СССР. — М.: Канон+, 2007. — 336 с. — ISBN 5-88373-032-9
- Попов П. С. История логики нового времени. — М., Издательство МГУ, 1960.
- Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. — М., 1967.
- Scholtz H. Geschichte der Logik, 1931. (Concise History of Logic. — New York, 1961).
- Литература по китайской логике
- Спирин B. C. О «третьих» и «пятых» понятиях в логике древнего Китая // Дальний Восток. Сборник статей по филологии, истории, философии. — М., 1961.
- Кроль Ю. Л. Спор как явление культуры древнего Китая // Народы Азии и Африки. — 1987. — № 2.
- Крушинский А. А. Имена и реалии в древнекитайской логике и методологии (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. — М., 1987.
- Пань Шимо (КНР). Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки. — 1991. — № 12.
- Чжоу Юньчжи. Основные вехи развития древнекитайской логики мин бянь, её главные особенности и реальные достижения // Рационалистическая традиция и современность. Китай. 1993. №. — С. 152—178.
- Крушинский А. А. Логика «И цзина». Дедукция в древнем Китае. — М., 1999.
- Кварталова Н. П. Логические идеи трактата «Гунсунь Лун-цзы» // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. I. — М., 2003. — С. 167—172.
- Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М. Л. Титаренко. — М. 2004. — С. 550—557.
Какие виды логического мышления бывают?
Мышление – процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.
Выделяют следующие основные виды логического мышления:
Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях. Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.
Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления. Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением. Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).
Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом
Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.
Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.
Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.
Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.
Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.
Неклассические логики
Основная статья: Многозначные логики
- Многозначная логика
- Двузначная логика
- Трёхзначная логика
Модальная логика
Основная статья: Модальная логика
- Модальность
- Алетические модальности (алетическая модальность, алетическая модальная логика, алетические модальные логики)
- Деонтические модальности (деонтическая модальность, деонтическая модальная логика, деонтические модальные логики)
- Эпистемологические модальности (эпистемологическая модальность, эпистемологическая модальная логика, эпистемологические модальные логики)
- Временные модальности (временная модальность, временные модальные логики, временная модальная логика)
- Строгая импликация
- Материальная импликация
Недедуктивные логические теории
- Индуктивная логика
- Вероятностная логика
- Логика решений
- Логика нечётких понятий (логика нечётких множеств, нечёткая логика)
- Аналогия (умозаключение по аналогии).
Другие неклассические логики
- Категориальная логика
- Комбинаторная логика — это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.
- Кондициональная логика (условная логика). Её предмет — истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.
«Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода
Учебник «Прикладная логика» Николая Николаевича Непейводы является простейшим пособием по современной математической логике. Книга рекомендована Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Прикладная математика», «Математика», «Лингвистика», «Психология» и «Философия». Учебник дает подробное и комплексное описание прикладной логики, а также логического аппарата, систематически используемого для решения конкретных практических задач.
Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.
Цитаты
О логическом мышлении высказывались многие великие люди, вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге.
Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis) — Рене Декарт
Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью — Дейл Карнеги
Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства — Анри Пуанкаре
Логика — это анатомия мышления — Джон Локк
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет. Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает — она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессу — Джон Стюарт Милль
Мудрость — это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель — Аристотель
Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!
Ксения ГаланинаЕвгений Буянов
Функции
В психологии принято считать, что мыслительная деятельность всегда выстраивает связь между событиями или явлениями. Человек должен анализировать информацию и делать умозаключения. Инструментом для этих действий выступает логическое мышление. Значит, в данном случае такая способность, как познание переходит на более новый уровень. Вышеуказанному процессу присуще еще регулирующее, а также коммуникативное предназначение. Данный прием полезен при построении общения между людьми и при ведении совместной деятельности. Логика также позволяет выдвигать различные версии и делать при помощи них определенные выводы.
Итак, человек свои мысли определяет при помощи слов. Они могут быть высказаны в устной или письменной форме. Здесь нужно отметить, что данные навыки человек приобретает еще в детстве, когда у него происходят контакты со взрослыми. Потом вырабатывается мышление, которое может иметь следующие разновидности:
- наглядно-образное;
- действенное;
- словесно-логическое;
- абстрактно-логическое.
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление всегда связаны с восприятием предметов, когда человек с ними взаимодействует. А вот словесно-логическое мышление уже опирается на определенные понятия. Именно так происходит познание закономерностей и взаимосвязей в окружающей реальности.
Если говорить об абстрактно-логическом мышлении, то здесь нужно отметить, что оно является еще и отвлеченным. Данный вид основывается на обнаружении значимых свойств, связей, а также на их разделении. При этом свойства и связи разделяются на существенные и менее существенные.
Когда начинается познавательная деятельность, то мыслительный процесс приобретает следующие функции:
- классифицируется роль понятий;
- решаются задачи, которые связаны с жизнедеятельностью.
- управлению деятельностью индивида способствует осмысление реальности; этот процесс также помогает планировать поведение, ставить цели и так далее;
- анализируется и сама деятельность, и ее результат, при этом в данный процесс подключается рефлексия.
Кроме того, функции логики заключаются в следующих пунктах:
- методы мышления каталогизируются, и само мышление приходит к истине;
- для изучения способов реализации мыслительных процессов в общий процесс включается вырабатывание теорий;
- созданные теории проходят формализацию и приобретают вид символов или знаков.
Нет дыма без огня
Несмотря на то, что стереотипы о способах мышления людей разного пола не подтверждаются реальными данными, возникли они все же не на пустом месте. Дело в том, что пресловутая «женская логика» и «женская интуиция» – понятия, характеризующие не то, как женщины думают, а то, как их воспринимают окружающие.
Гендерная социализация предполагает воспитание мальчиков и девочек в соответствии с одобряемыми обществом моделями поведения. От мужчин традиционно ожидается уверенное в себе и агрессивно-лидерское поведение – в соответствии с этими установками, родители и педагоги поощряют игры мальчиков в «войну» и различные соревнования, увлечения техникой и конструированием. Женская гендерная социализация, напротив, предполагает мягкость, пассивность, готовность заботиться о других и эмпатичность. Все это воспитывается через традиционные «девчоночьи» игры и практики: куклы и «дочки-матери», привлечение к уходу за детьми и животными, запрет на агрессию даже в отношении игрушек: «Мишке же больно!»
Гендерные стереотипы проявляются в разных формах – включая то, что одни и те же проявления эмоций маркируются, в зависимости от пола, совершенно по-разному. Отстаивающего свою точку зрения мужчину назовут уверенным в себе и решительным, а женщину, говорящую с той же напористостью – наглой выскочкой. Внимательную к чужим потребностям женщину обозначат как заботливую и чуткую, а о предупредительном мужчине небрежно отзовутся как о подхалиме или подкаблучнике.
Психологами доказано, что различия в отношении взрослых к детям, во-первых, проявляются фактически с рождения, а во-вторых, существуют даже в тех случаях, когда на сознательном уровне люди считают, что относятся к мальчикам и девочкам одинаково. Так, в эксперименте с просмотром видеоролика, где младенец в одежде нейтральных цветов кричит, увидев «чертика из коробочки», взрослые, которым сказали, что на видео – мальчик, описали его реакцию как «рассерженность», «гнев». Те, кому сообщили, что ребенок – девочка, сочли ее крик выражением «страха» или «растерянности»8.
Логические мыслительные операции
Логические мыслительные операции состоят из:
- сравнения,
- абстракции,
- обобщения,
- конкретизации,
- анализа,
- синтеза.
Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана. Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов
Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека. Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину
Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов. Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету
Абстракция относится к умственной деятельности человека. Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.
Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.
Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.
Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.
Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и присоединяя необходимое.
Как развить логическое мышление
Есть несколько методов развития. Они действуют комплексно, улучшая способность думать в целом, а не какие-то отдельные ее части.
Чтение
Из книг можно почерпнуть много полезной информации. По мнению специалистов, они показывают, как применять логику на практике. Практических знаний здесь гораздо больше, чем в каких-либо специализированных справочниках.
Как развить логическое мышление взрослому человеку с помощью книг? Каждый день читать от 10 листов. Делать это нужно вдумчиво, оценивая и анализируя каждую без исключения строчку. Способность мыслить в этой ситуации будет улучшаться, поскольку человек составляет прогнозы и выводы относительно дальнейшего поведения персонажа.
Понять механизм действия чтения можно на примере обучения маленьких детей. Любое произведение состоит из трех частей: начало истории, середина, конец. Получается, что в процессе мозг ребенка учится выстраивать последовательность, искать связь между событиями, оценивать результат тех или иных действий.
Можно, конечно, заменить чтение развивающими компьютерными играми. Однако они менее эффективны. Здесь ребенку необходимо выполнить одну поставленную цель, например, спасти принцессу. Он не думает, как она попала в заточение, что с ней будет, если она в нем останется. Нужно просто дойти до победного конца. В книге же принцесса предстает живым персонажем, который имеет прошлое и будущее.
Точно так же происходит и развитие логики у взрослых.
Освоение дедуктивного и индуктивного методов
Оба метода имеют свои особенности. При этом они эффективны в процессе тренировки логического мышления.
Согласно учебникам по психологии, дедукция представляет собой чистую логику, требующую правдивых фактов и аргументов. Есть наглядный пример, касающийся гоночных болидов. Человек понимает, что управление ими имеет ряд особенностей и не подходит для обычных автолюбителей. Себя он причисляет к последним. Логика вместе с дедукцией помогает понять, что он не сможет управлять данным транспортным средством.
Индуктивный метод основан на неправдивых фактах. В этом его главная опасность. Человек рассуждает, принимает ничем не обоснованные решения. Зачастую они неправильны. К тому же, выводы могут превосходить количество фактов. Это явление носит название неполной индукции.
В обоих случаях мышление развивается, если проигрывать в голове те или иные ситуации.
Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее
Самый простой вариант того, как развить логическое мышление. Решая логические задачи, человек прокручивает в мыслях все имеющиеся у него знания. А если взять судоку и японские кроссворды, включаются все типы логического мышления, в том числе абстрактное и образное.
Альтернатива решению головоломок – составление кроссвордов. Часто это даже сложнее, чем отгадывать уже готовые, поскольку нужно задуматься над правильным размещением букв и клеток.
Сюда также можно отнести компьютерные задания на развитие логики, которые подойдут взрослым и детям.
О задачах на логическое мышление можно сказать отдельно. Они бывают шуточными (с подвохом), классическими. Часто это предложения найти неподходящие цифры, буквы, картинки в ряду. Или определить закономерность расположения чисел. Есть несколько примеров:
- Есть последовательность цифр: 8, 2, 9, 0, 1, 5, 7, 3, 4, 6. Нужно понять, почему они расположены именно так. (Ответ – записаны в алфавитном порядке).
- В доме 4 стены. Все они смотрят на юг. Вокруг бродит большой медведь. Какого цвета у него шерсть? Ответ – белая. Все стены могут смотреть на юг только на Северном полюсе.
- В ряду 5 слов: сельдь, кит, акула, тунец, треска. Какое лишнее? Ответ – кит. Это млекопитающее. Остальные – рыбы.
Решать подобные задачи рекомендуется вместе с детьми.
Знакомство с иностранными языками
Еще одно упражнение для логического мышления. Освоение незнакомых языков заставляет головной мозг работать в полную силу. Но при чем здесь логическое мышление? Человеку приходится сопоставлять фразы, отдельные слова, а также находить между ними общее.
Все иностранные языки имеют вполне логичную структуру. Конечно, есть исключения из правил. Но их немного. Отличный пример – грамматика. Изучая ее основы, человек пытается отследить возможность ее использования в разговорной речи. А это ведет к развитию логики.
Для улучшения умения логически мыслить можно записаться на языковые курсы или воспользоваться видеороликами из сети интернет.
Логики
Человек, который руководствуется логикой, всегда оценивает предстоящее дело, перед его началом. В соционике этот социотип отбрасывает все свои эмоции. Для него не имеет значения, что думают окружающие его люди. Он действует согласно своей логике и уверен, что делает все правильно. Данный тип личности предпочитает на работе только деловые отношения. Иных отношений он просто не понимает. Такие люди не привыкли что-то просить. Они стараются выполнить всю работу собственными силами. Легко поддаются, если их уговаривают помочь в чем-то. Доказывают, что полезны, не словами, а делом. Сами принимают решения. Чтобы убедить оппонента в своей правоте, всегда приводят подходящие аргументы. Стремятся выполнить все обещания, которые дали.
Согласно соционике такие люди слабо понимают, когда поступают неэтично. Редко проявляют творческие таланты на работе и в быту. Много читают художественной литературы. Это позволяет лучше понимать, что чувствуют окружающие.
У этого социотипа всегда долгие и стабильные чувства. В своих эмоциях такие люди разбираются крайне редко. Если они и выплескивают эмоции, то на полную катушку. Однако это происходит редко. Соционический тип мужского пола может с легкостью попросить руки своей возлюбленной, но признаться ей в чувствах для него будет сложнее.
Хорошо чувствует себя в роли руководителя. Логик стремится идти к поставленной цели. Он очень не любит выяснять отношения. Два логика в отношениях постоянно стараются учить друг друга уму разуму. В итоге, каждый остается при своем мнении. Таким отношениям очень не хватает тепла.
Вот характерные признаки для этого психотипа:
Стремится все упорядочить и навести порядок.
Часто анализирует ситуации и находит невидимые связи между событиями.
Легко игнорирует других людей.
Если внутри есть море эмоций, то никогда не покажет их открыто.
Ему не нравится ссориться, ругаться и выяснять отношения.
К логикам можно отнести:
- Джек Лондон
- Штирлиц
- Робеспьер
- Максим Горький
- Дон Кихот
- Жуков
- Бальзак
- Есенин
Полезные советы
Для развития логики недостаточно уделять внимание задачам, разгадывать ребусы, кроссворды, читать специализированную литературу. Есть еще ряд советов:
- Левшам стоит научиться писать правой рукой и наоборот. Благодаря этому улучшится работа менее развитой части головного мозга.
- Время от времени менять вид деятельности. К примеру, на протяжении часа-двух делать что-то одно, а после сменить работу.
- Читать детективы, стараясь предугадать, как поступит главный герой и другие персонажи в том или ином случае. Это процесс способствует развитию дедукции.
- Объяснять свои действия, поступки. Тщательный анализ ежедневных происшествий дает возможность построить логические цепочки, сделать выводы касательно того, как лучше поступить в следующий раз.
Также стоит чаще бывать на улице. Прогулки улучшают работу головного мозга в целом.
Виды
Логика – это очень ценное интеллектуальное качество, которое помогает правильно мыслить. Логическое мышление выстраивает мыслительные процессы в такой последовательности, которая позволяет проследить взаимосвязь между событиями или рассматриваемыми объектами. Логика у человека формируется примерно с 7–8 лет и продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни. Необходимо помнить, что законы логики основываются на практической информации. Здесь выводы опираются на ранее полученные знания. Задатки логического мышления появляются у ребенка с рождения. А также оно делится на определенные виды. Рассмотрим их.
Образно-логическое
Данный вид позволяет человеку решать так называемые образные задачи. Именно поэтому его еще называют наглядно-образное мышление (это когда человек воспринимает информацию еще и зрительно). При таком процессе происходит визуальное представление ситуации и оперирование образами. Образное мышление и воображение имеют одно и то же значение. Воображение позволяет четко нарисовать определенную картину или точно описать предмет или явление. Недаром уже с полутора лет у ребенка начинает формироваться именно такой вид мышления.
Абстрактно-логическое
Этот вид позволяет мыслить при помощи инструментов, которые не существуют в природе. Индивид может мыслить абстрактно, а именно: имитировать различные отношения между объектами и даже между представлениями, созданными самим мышлением. Таким образом, у человека в мыслительной деятельности появляется сообразительность. При ее подключении человек может домыслить ту или иную ситуацию. Например, когда индивид знает только начало истории, но не знает ее конца. Чтобы довести ситуацию до логического завершения, он применяет абстрактное мышление. Именно так действуют писатели-фантасты. Обладая очень хорошим абстрактным мышлением, они додумывают научную теорию, и так получается интересный сюжет.
Словесно-логическое
Его еще называют вербально-логическим мышлением. Оно использует языковые средства и речевые конструкции. Этот вид требует четкого владения речью, а также умения правильно мыслить. Любой оратор обладает хорошо развитым словесно-логическим мышлением. Благодаря ему человек может грамотно построить свой диалог с другими людьми. Без такого мышления не могут обойтись адвокаты, писатели, журналисты.
Что такое логика?
Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.
Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.
Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.
Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».
Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний, любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.
Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.
Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез» может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия.
Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.
Составляющие логического мышления
Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.
Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:
- Знание теоретических основ логики.
- Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
- Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
- Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).
Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.
Как этому научиться?
Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.
Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.
Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.
Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.
По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.