Пожалуйста, подождите пару секунд, идет перенаправление на сайт

Биография

Люсьен Леви родился в Париже, в еврейской семье из Лотарингии (Меца и Сен-Дье-де-Вож). Его отец, Сильван Леви (1830—1915), был коммерсантом; мать, Эрнестина Леви (урождённая Бернар; 1832—1939), была домохозяйкой. Женившись на Алисе Луизе Брюль, из семьи состоятельного ювелира Давида Брюля (1822—1901) из Вормса, приобрёл вторую фамилию.

Окончил Высшую нормальную школу со степенью агреже по философии.

Занимал в Сорбонне кафедру истории современной философии.
Основатель Института этнологии Парижского университета.

Начинал как философ, первые работы посвящены истории развития немецкой философии, после знакомства с трудом Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь» заинтересовался антропологией. По методологии, принципам постановки проблем выступал как ученик социолога Эмиля Дюркгейма. Позитивист.

Он также положил начало философской разработке понятия ответственности, обратившесь к ней в своём трактате «Идея ответственности» (L’idee de responsabilite; 1884).

Люсьен Леви-Брюль/ Lucien Lévy-Bruhl

Разработанная французским философом концепция «пралогического» мышления позволила по-новому взглянуть на религиозные верования и поведение наших отдаленных предков. 

Леви-Брюль — французский философ и антрополог, оказал влияние на Юнга, Шелера, Гурвича. Представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Член Французской Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-исторического развития. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону партиципации (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе.

Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными. Основное значение в развитии общества и культуры Леви-Брюль приписывал изменениям в идеях, которые внушаются массам немногими вожаками посредством утверждения, повторения и заражения. Политические революции он считал проявлениями массовой истерии, а среди лидеров революционных движений отмечал часто встречающиеся признаки психопатологии. Несмотря на односторонний и поверхностный характер некоторых взглядов Леви-Брюля, они оказали существенное влияние на развитие теорий «массового общества» и «массовой культуры», а также стимулировали интерес исследователей к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения. 

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

Пожалуйста, подождите пару секунд, идет перенаправление на сайтПожалуйста, подождите пару секунд, идет перенаправление на сайт

Люсьен Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г в Париже После окончания гимназии он поступил в Сорбонну, где получил философское образование, после чего работал учителем в средних школах городов Потье, Амьена и Парижа После получения в 1884 г докторской степени он продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне.

Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в том числе проблема морали В 1899 г у него вышла книга «История современной философии во Франции», в 1903 г — «Философия Огюста Конта», а в 1905 г — «Этика и наука о нравах» Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений .

 Со временем Л Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития   Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи.

В одной из первых своих работ Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка Кроме этого, он называл и еще одно сходство дикарь и ребенок, по его мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими свойствами.

В работе «Умственные функции в низших обществах», изданной в 1910 г , Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления По его мнению, существует несколько разных типов мышления Они различаются настолько, что психику первобытного человека или человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, еста исходить из данных, полученных на основании изучения психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании изучения психологии невротика Таким образом, Леви-Брюль полемизировал с теорией психологического эволюционизма Спенсера, с теориями анимизма Вундта и Боаса, а кроме того, с психоанализом Фрейда.

Ученый утверждал, что мышление первобытного человека относится к дологической (или пралогической) фазе Пралогическое мышление — одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал его суть в различных своих работах По мнению психолога, это ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено Прежде всего отсутствуют законы противоречия, главную роль играют ассоциации Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, являются плодом не размышления и рассуждения, но преимущественно — чутья, интуиции, предположений.

Пралогическое сознание мыслит не понятиями, а образами, а потому оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия) Этот закон наделяет все предметы и явления свойством единосущности, т е они объединяются не по качественным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.

В большинстве своих работ Леви-Брюль исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ: в языке, в системах счисления, в лечении больных, в погребении умерших, в обряде посвящения и некоторых других.

Семья

  • Жена — Алиса Луиза Брюль (1859—1935) — происходила из интеллектуальной семьи. Её брат, социолог Анри Брюль (1858—1927), был женат на дочери главного раввина Франции Цадока Кана (1839—1905) Берте Кан (их дочь — археолог и востоковед Одетта Моно-Брюль (1906—1972), была замужем за биохимиком Жаком Моно); сестра Берты, Хелен Кан, была замужем за главным раввином Парижа (1933—1939) и Франции (1939—1950) Жюльеном Вайлем (1873—1950); другая сестра Анна также была женой главного раввина Франции (1920—1939) Исраэля Леви (1856—1939). Племянник — искусствовед и археолог Адриен Давид Брюль (1902—1973); племянница — историк и философ науки Хелен Мецгер (1889—1944, погибла в Освенциме).
    • Сын — юрист и социолог Исаак Анри Леви-Брюль (1884—1964), профессор юриспруденции.
    • Сын — врач Леон Марсель Леви-Брюль (1883—1944), погиб с семьёй в Освенциме.
    • Сын — инженер-химик Жан-Поль Леви-Брюль (1890—1960).