Мастера психологии

Холодные щупальца страха

Психическое расстройство Мастера больше напоминает заболевание, при котором симптомы «вялотекущей шизофрении» сочетаются с симптомами депрессивного расстройства.

После неудачи с публикацией романа и обрушившейся критики главный герой романа так описывает свои чувства: «Нашла на меня тоска и появились какие-то предчувствия… А затем… наступила третья стадия – страха. …я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. Мне казалось, в особенности когда я засыпал, что какой-то очень гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно и прямо к моему сердцу».

Во время особенно сильного приступа страха Мастер уже и вовсе не владеет собой, он рассказывает: «Я вскрикнул, и у меня явилась мысль бежать к кому-то… Я боролся с собой как безумный. …страх владел каждой клеточкой моего тела».

В последнем эпизоде можно увидеть характерное описание фобического невроза, когда пациент испытывает страхи и при этом вполне критично относится к ним, ищет помощи. Заметим, что и сам Михаил Булгаков в двадцатых – тридцатых годах страдал столь же выраженными фобическими расстройствами.

Мастер, отчаявшийся добиться успеха, обреченно заявляет: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». В итоге он, благодаря Воланду, уходит со своей Маргаритой «к вечному их дому… гулять под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта».

Инакомыслие как диагноз

Наибольший интерес вызывает литературное альтер эго Булгакова – Мастер, который уже изначально производит впечатление психически не совсем здорового человека. Знаменательно, что появление главного героя в романе представлено в стенах психиатрической больницы.

В отличие от поэта Ивана Бездомного, который после происшествия на Патриарших прудах находился в состоянии реактивного психоза, Мастер с «встревоженными глазами» представляется шизофренически «пассивно-подчиняемым» человеком.

Мастер не возмущается своим нахождением в «дурдоме». Он понимает, что мыслит не как все, что он «инакомыслящий», и с этой точки зрения его помещение в психиатрическую больницу вполне закономерно.

Некоторые резоны у врачей для этого действительно были: Мастер «отказался от своей фамилии», «как и вообще от всего в жизни», что никоим образом не могло выглядеть нормальным поведением. Между его миром и идеологическим мировоззрением «совдеповской» эпохи, в которой он существует, пролегает зияющая бездна. В конечном итоге она и превращает Мастера в «номер сто восемнадцатый из первого корпуса».

Приключения Алисы и Маргариты

«Мастер и Маргарита» чем-то напоминает «Приключения Алисы в Стране чудес», но с одним важным отличием. В «Алисе» психические нарушения, которые испытывает девочка, проходят для нее без каких-либо «социально-административных» последствий. Закончилась похожая на сон сказка «про Алису» – и все вернулось на круги своя.

Мастера психологии

У Булгакова все наоборот. За испытываемые персонажами галлюцинаторные и бредовые расстройства приходится отвечать по всем статьям отнюдь не сказочного Уголовного кодекса. «Алиса» – познавательная научно-популярная сказка. «Мастер и Маргарита» – жесткая критика конкретного населения в конкретной стране.

Мы можем еще долго присматриваться к ребусам, которые автор искусно загадал читателям романа. Но бесспорно одно – Михаил Булгаков обладал профессиональным знанием психических заболеваний на уровне своего времени. Однако беллетрист в нем, к счастью, доминировал над врачом.

Писатель изобразил портрет советского интеллигента, к которым причислял и себя, со всеми присущими его поколению переживаниями и страхами. К сожалению, полное «выздоровление» в таких условиях оказалось возможным только после смерти.

Источник
  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита // Собрание сочинений в 5 тт. Т. 5. Мастер и Маргарита. Письма. М. : Художественная литература, 1990. С. 7–384.