Словарь по истории психологии — материализм

Литература

на русском языке
  • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. — 260 с.
  • Гулыга А. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962.
  • Деборин А. М. Очерки по истории материализма XVII-XVIII вв. М.-Л., 1930. — 300 с.
  • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1 — 4. — М.
  • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
  • Материализм / Кедров Б. М. //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Философия и общество. 2009. № 4. С. 64—73.
  • Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
  • Лан­ге Ф. А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма до Кан­та. 3-е изд. М., 2009.
  • Лан­ге Ф. А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма по­сле Кан­та. 3-е изд. М., 2010.
  • Левин Г. Д. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Максимов А. А. Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании. М., 1947.
  • Нагата Х. История японского материализма. М. Мысль. 1990. 333 с. ISBN 5-244-00382-8
  • Радлов Э. Л. Материализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. — 290 с.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
  • Реале Дж., Антисери Д. (англ.)русск. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1 — 4. — СПб.
  • Тимошенко В. Е. Материализм Демокрита. М., 1959. — 96 с.
  • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
  • Хиншун Я. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. — 181 с.
  • Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. — ISBN 81-7054-038-0
на других языках
  • Bloch E. Das Materialismusproblem, seine Geschichte und Substanz. Fr./M., 1972;
  • Contemporary Materialism: A Reader. / Eds. Moser P. K., J. D. Trout (англ.)русск.. New York: Routledge, 1995.
  • Materialism and the mind-body problems / Ed. D. Rosenthal. 2nd ed. Indianapolis, 2000;
  • Vitz­thum R. C. Materialism: an affirmative history and definition. Amhert, New York: Prometheus Books, 1995.

1.1 Материализм

Материализм (рис.1) — философское направление, которое исходит из того, что:

мир материален, существует объективно, внесознания и независимо от сознания;

материя первична — никем не сотворена — существует вечно;

сознание и мышление — это свойство материи;

мир, его закономерности познаваемы.

Рисунок 1 — Материализм

Философы и философские школы, которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) — производным и зависимым от Материи, назывались философскими школами материализма, или просто — материализмом.

Материализм — философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.

В обыденном же мировоззренческом видении материалистами называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.

В основе мира лежит материальное начало (причины) — материя, атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:

в природе материальной основой материю; в результате последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое сознание);

в обществе главными движущими силами развития соответственно — материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные (духовные) сферы — культуру, образование, науку и т.д.

Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал, что все возникает из воды и в неё превращается.

В современном смысле материализм начинает зарождаться с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке.

Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом древней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Основные идеи материализма

Различные виды материи постоянно взаимодействуют между собой, порождая изменения объектов.

Мысль также имеет материальный характер, так как она рождается под влиянием нейронов.

Словарь по истории психологии - материализм

Ключевым объектом материалистической философии выступает природа (что это такое?), через призму которой рассматривается все сущее в окружающем мире.

Мыслители абсолютизируют познавательные возможности человечества и трактуют идеальное, как форму отражения объективного и реального. Подробнее о материализме и противостоящих ему учениях можно узнать здесь:

Современные теории

См. также: Современная философия

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся интерес и к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.). Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда (англ.)русск. и Патриции Черчленд, Дэниела Деннета.

Диалектический материализм

Основной вклад в развитие этой мысли внесли К.Маркс и Ф.Энгельс, на базе учения которых свое развитие направления предложил В.Ленин и другие марксисты.

Апологеты диалектического материализма переработали и «поставили с головы на ноги» учение Гегеля для поиска под мистической оболочкой диалектики рационального начала.

В числе других положений диалектического материализма:

  1. материя была и будет всегда, поэтому ее невозможно сотворить, как писал Ф.Энгельс в книге «Анти-Дюринг», «вечность во времени, бесконечность в пространстве»;
  2. материя тесно связана с мышлением;
  3. движение выступает формой существования материи, поэтому его нельзя уничтожить;
  4. движение является мысленной абстракцией (что это?), которая характеризует общее качество физических типов движения;
  5. движение обусловлено взаимным влиянием его противоречащих сторон, поэтому обладает диалектическим характером;
  6. материя способная отражать сама себя;
  7. мышление отдельного человека рассматривается как высший способ отражения, любая мысль представляет собой выражение определенного отношения материальной действительности по отношению к самой себе.

Словарь по истории психологии - материализм

Материалистические представления о психике

Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что «… он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Материализм — это…

Термин введен в оборот немецким философом, математиком, логиком Г.Лейбницем.

Материя признается сторонниками этой мировоззренческой позиции «абсолютной» категорией, которая выступает источником всех сущностей (что это?). Взаимодействие последних порождает идеальные явления (сознание, волю, ценности и другие).

Материалисты утверждают, что материальные законы управляют всем окружающим миром, включая человеческое общество.

Эта масштабная задача естественна и одновременно очень сложна. Материалисты принципиально убеждены в познаваемости мира и утверждают, что все сознательное появилось в результате существования материальных процессов.

Главные вехи развития материализма

Развитие материалистического мировоззрения прослеживается от эпохи древности до наших дней. Родоначальником направления в античной философии считается Демокрит, утверждавший, что истинная реальность принадлежит атомам.

Они воспринимались ученым как последние неделимые элементы материи, из которых состоит весь мир. Идеи Демокрита развили в III в до н.э эпикурейцы, считавшие, что душа человека состоит из легких и чрезвычайно подвижных атомов.

Лукреций в поэме «О природе вещей» пояснял, что возникновение живого из безжизненного аналогично появлению червяка из грязи. Он утверждал о материальности души, в сущности, являющейся для организма чем-то подобным руке или ноге.

В Новое время направление активно развивал Т.Гоббс и французские просветители, которые поддерживали механистическое понимание материализма, сводя сложное к простому. В XIX веке учение обогащается диалектикой (что это такое?).

Словарь по истории психологии - материализм

Большой вклад в это внес немецкий мыслитель Л.Фейербах, а также К.Маркс и Ф.Энгельс.

В XX веке на почве материализма возник неопозитивизм, эмпиризм, натурализм и другие концепции. Одновременно сохранялась механистическая трактовка, а отдельные философы продолжали развитие мысли в направлении диалектики.

В XXI веке стала популярна «онтологическая философия» (философский материализм).

История и формы материализма

Античный материализм

Материализм возник в Древней Греции. Самыми известными философами-материалистами были Демокрит, Эпикур и Люкреций.

Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) утверждал, что материя, из которой всё произошло, состоит из атомов. Они постоянно двигаются и, встречаясь, образуют предметы. Помимо атомов, обязательно должна быть пустота, где они совершают своё движение.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) говорил об отсутствии сверхчувственного. К тому же он критиковал религию. Поэтому считается, что в его философии присутствуют материализм и атеизм.

Древнеримский философ Люкреций Кар также отрицал присутствие «божественной воли» при создании мира, а также в судьбе человека.

По мнению Люкреция, душа состоит из атомов. Когда человек умирает, атомы души разлетаются. Загробной жизни не существует. А жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Потому что, когда человек умирает, он уже ничего не чувствует. Следовательно, и боятся нечего.

Метафизический материализм

Метафизический материализм — это материализм XVII–XVIII веков. Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.

Первоматерию эти философы пытались объяснить с помощью и механики (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи), и геометрии (Томас Гоббс).

Общими для этих философов были идеи привлечения науки в познании первоматерии. При этом наука должна быть обязательно практической. Любое познание должно сопровождаться экспериментами, опытами.

Метафизическому материализму было свойственно отсутствие религиозных предубеждений и гипотез.

Материализм Фейербаха

Отдельно стоит учение о материализме немецкого философа Людвига-Андреаса Фейербаха (1804–1872). Его учение называется антропологический материализм Фейербаха.

Философ утверждал, вера заложена в человеческой природе. Человек обязательно должен во что-то верить.

Но Фейербах считал, что на первое место должен выйти человек. Богу же отведено второе место. Получается, главной является идея о человеке, а не о Боге.

Читайте подробнее про Метафизику.

Диалектический материализм

Представители диалектического материализма: немецкие философы Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

В своих идеях они опирались на диалектику немецкого философа Фридриха Гегеля, а также на материализм Фейербаха.

Маркс и Энгельс считали, что сначала была материя, а потом только возник дух. Сознание человека формируется, когда материя проецирует саму себя. Никакого божественного фактора нет.

По мнению философов, диалектика лежит в основе человечества, направляет его движение.

Читайте подробнее про Диалектику.

Исторический материализм

Позднее Маркс и Энгельс пришли к историческому материализму. Исторический материализм был сконцентрирован на обществе и социологии — науке, изучающей общество и отношения в нём.

Исторический материализм был сконцентрирован на производственных отношениях между людьми, на способах производства.

Экономическая система — основа всех отношений. В обществе, чтобы оно развивалось, должна происходить классовая борьба.

Что касается государства, то по мнению Маркса и Энгельса, в нём должен установиться капитализм и должна произойти социалистическая революция. В результате этой революцию к власти придёт пролетариат.

Ещё одним ярким представителем исторического материализма был Владимир Ильич Ленин (1870–1924)

Большое внимание он уделял борьбе пролетариата за власть, построению социализма в СССР, а также психологии масс и отдельного человека

Узнайте ещё много чего интересного про Марксизм.

Идеалистические представления о психике

Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое — так получается — тоже материальное.

Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это — уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны — других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли.

В древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу». Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы — тоже плод работы чьей-то высшей воли.

Идеалистические представления — не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.