Основные психологические приёмы медиации

Направление используют

Организаторы

  Студия инновационной психологии «ЭГО»  (Москва),    Центр позитивной психологии Наталии Алман «Душа девица»  (Москва),    Профессиональная Психотерапевтическая Лига  (Москва),    Центр психологического здоровья «Междуречье» (Москва),    Центр Медиации Лоры Дежиновой  (Тюмень),    АНО «Новосибирский центр медиации»  (Новосибирск),   Татьяна Игнатова  (Казань),    Тренинг-центр «Сова»  (Иркутск),    Центр «Альянс»  (Санкт-Петербург),    Центр йоги «Центр Счастливого Человека»  (Иркутск),    Центр медиации и права ННГУ им. Лобачевского  (Нижний Новгород),    Центр медиации и профайлинга  (Самара),    Автономная некоммерческая организация «Центр альтернативного урегулирования споров и правового консультирования «Сотрудничество»  (Новосибирск),   Центр переговоров и разрешения конфликтов (Краснодар),    Санкт-Петербургский Коучинг Клуб (Санкт-Петербург),   Центр профессионального и личностного развития «Жива»  (Алматы),    Центр психологии, медиации и права «Лайф-ресурс»  (Самара),    Центр психологической помощи «Форма жизни»  (Черноморское побережье),    Институт дополнительного профессионального образования НГТУ  (Новосибирск),    Образовательный центр профессионального развития «Сфера»  (Новосибирск).

Ещё организаторы 29

Тренеры

 Алиса Путиловская  (Санкт-Петербург),   Алиса Шигапова  (Санкт-Петербург),    Елена Михайлова  (Санкт-Петербург),    Елена Никитична Иванова  (Санкт-Петербург),    Ирина Валерьевна Мануляк  (Санкт-Петербург),    Нина Михайловна Лаврова  (Санкт-Петербург),   Полина Ренева  (Санкт-Петербург),    Ольга Леонидовна Кольцова  (Санкт-Петербург),    Танюшка Курчина  (Санкт-Петербург),    Татьяна Михайловна Семёнова  (Челябинск),   Юрий Валерьевич Андрианов  (Иркутск),    Наталья Андреевна Ошемкова  (Москва),    Наталия Алман  (Москва),    Марина Анатольевна Калдина  (Москва),    Марина Александровна Фурта  (Москва),    Людмила Евгеньевна Васильева  (Уфа),    Лира Николаевна Бессонова  (Новосибирск),   Svetlana St James  (Москва),    Наталья Евгеньевна Соколкова  (Новосибирск),    Леа Адель  (Москва).

Ещё тренеры 63

Консультанты

 Алиса Путиловская  (Санкт-Петербург),    Елена Михайлова  (Санкт-Петербург),    Ирина Валерьевна Мануляк  (Санкт-Петербург),   Полина Ренева  (Санкт-Петербург),    Инга Николаевна Соболева  (Санкт-Петербург),    Ольга Леонидовна Кольцова  (Санкт-Петербург),    Олеся Владимировна Покусаева  (Москва),    Лариса Онькина  (Москва),    Леа Адель  (Москва),    Лира Николаевна Бессонова  (Новосибирск),    Людмила Евгеньевна Васильева  (Уфа),   Надежда Владимировна Кириченко  (Саратов),    Наталия Викторовна Любимова  (Иркутск),    Наталья Андреевна Ошемкова  (Москва),    Наталья Геннадиевна Орешкина  (Волгоград),    Наталья Евгеньевна Соколкова  (Новосибирск),    Ольга Каплун  (Москва),    Ольга Владимировна Пушина  (Москва),    Ольга Ивановна Рубан  (Новосибирск),    Константин Тараленко  (Новосибирск).

Ещё консультанты 41

Досудебное разрешение споров (Медиация)
в других городах

Москва,  
Нижний Новгород,  
Челябинск,  
Новосибирск,  
Красноярск.

КАК ПРОХОДИТ МЕДИАЦИЯ?

Основные психологические приёмы медиации

Медиация действует по специальным правилам, регламентирующим ее использование по гражданским делам и в отдельных ситуациях по делам в уголовном и административном судопроизводстве (например, при возмещении материального и морального ущерба). Такие правила определяют условия передачи дел в службу медиации и порядок разрешения дел после проведения медиации.

Прежде чем дать согласие на медиацию, Вы получите подробную информацию о Ваших правах, о сущности процесса посредничества и о возможных последствиях принятого Вами решения. Ни одна из сторон (ни истец/пострадавший, ни ответчик/правонарушитель) не может быть побуждена к участию в медиации какими бы то ни было неправомерными способами.

Медиация проходит несколько этапов:

  • медиатор рассказывает о процедуре переговоров и получает подтверждение готовности сторон на участие в процессе;
  • стороны излагают и объясняют свои позиции;
  • стороны обмениваются впечатлениями по поводу изложенного и составляют список вопросов для обсуждения;
  • стороны с помощью медиатора обсуждают спорные вопросы и разрабатывают варианты их решения;
  • стороны заключают устраивающий их вариант соглашения, и медиация завершается.

Наиболее распространенными следует считать два вида медиации:

  • 1. Судебная медиация, когда спор, находящийся на рассмотрении в суде направляется к медиатору;
  • 2. Классическая медиация, когда стороны обратились для урегулирования спора непосредственно к медиатору.

По итогам использования процедуры судебной медиации возможно:

  • заключение мирового соглашения в отношении всех или части заявленных требований
  • частичный или полный отказ от иска
  • частичное или полное признание иска
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения
  • соглашение по обстоятельствам дела.

Все соглашения, выработанные в процессе медиации, могут быть закреплены судьей, если это не противоречит закону. При этом, они будут иметь такую же юридическую силу, как и обычное судебное решение. Таким образом, исключается возобновление судебного процесса на основании тех же фактов.

Если же условия соглашения не будут соблюдены, вы будете иметь возможность рассматривать вопрос о его неисполнении любым способом, который выберете, как и при нарушении любого юридически оформленного договора. Правда, это происходит редко, так как медиативные соглашения гораздо прочнее, чем обязательства, к которым человек принуждается судом.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕДИАЦИЮ В ГРАЖДАНСКОМ ИЛИ АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ?

Для использования процедуры медиации в гражданском или арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с устным или письменным ходатайством:

  • об объявлении перерыва в судебном заседании для проведения ознакомительной встречи с медиатором и беседы о процедуре медиации (в комнате примирения)
  • об отложении судебного разбирательства (для проведения переговоров или процедуры медиации).

Медиация – это процесс, в котором участвует третья сторона, помогающая урегулировать разногласия между конфликтующими сторонами и по возможности их разрешить.

Медиация – это…

Медиация – это форма посредничества, позволяющая урегулировать конфликты в самых различных сферах жизнедеятельности человека.

Медиация широко используется для разрешения гражданских споров, конфликтов и разногласий (например, семейная медиация).

Медиация также достаточно успешно и эффективно зарекомендовала себя в сфере бизнеса при разрешении коммерческих конфликтов между различными людьми и организациями (бизнес-медиация).

Область применения медиации затрагивает:

  • различные споры и разногласия между членами сообществ и соседями,
  • споры и конфликты жилищного характера,
  • проблемы, возникающие при разводе,
  • проблемы при определении будущего места жительства детей после развода родителей,
  • конфликты и разногласия при разделе имущества,
  • семейные разногласия,
  • конфликты в сфере здравоохранения,
  • сложности взаимопонимания в образовательном процессе,
  • конфликты между руководством и трудовым коллективом,
  • разногласия в трудовых взаимоотношениях,
  • различные непонимания, разногласия и конфликты, которые находятся в компетенции специалиста – медиатора.

Помощь профессионала в конфликтных ситуациях.

В жизни каждого человека случаются ссоры и конфликты. И бывают случаи, когда необходима скорая помощь в разрешении конфликтной ситуации. Помощь профессионала необходима в том случае, когда  человек понимает, что сам не справляется с ситуацией.

Но увы, большинство людей (то ли в силу не знания, то ли страха перед неизвестным, то ли на «авось» — как-нибудь сам) не обращаются за этой помощью, пуская все на самотек. И последствия этого непонимания могут быть совершенно разными — от простой ссоры ( в лучшем случае), вплоть до суицида.

Всё в нашей жизни можно предотвратить. Вы верите в это, мой читатель? Я очень даже верю и знаю об этом наверняка. Почему же люди, попросту, не хотят этого делать, пуская на самотек тот отрезок своей жизни, когда  находятся в кризисной ситуации, усугубляя тем самым свою жизнь и жизнь окружающих их людей.

Две основные причины, по которым люди не обращаются за помощью к специалисту:

— недоверие, так как  сами зачастую закрыты, как ракушки, и  в первую очередь от себя;

—  незнание о различиях в профессиях : психолог, психотерапевт и психиатр. Зачастую путают психологию и психиатрию. Я довольно часто слышу такую  фразу: «Я не больной, зачем это я пойду к психологу?»

Немного уточню и разведу эти разные понятия.

Сначала о психологии.

Психологи — специалисты с психологическим образованием.

Психология — это наука о душе. Как врач лечит тело, так  психолог исцеляет душу. Психологическая  помощь  оказывается  квалифицированным психологом, который (заметьте!) работает только с человеком, не имеющим никаких психических отклонений, т.е со здоровой личностью.

Психологическое консультирование бывает разных направлений.

Я провожу индивидуальные и семейные консультации.

Работаю с любыми  конфликтными ситуациями, возникшими в семье или коллективе. Это и есть работа медиатора.

Медиатор — это специалист по разрешению конфликтов.

Психотерапевты и психиатры — квалифицированные специалисты, имеющие медицинское образование и работающие в медицинских учреждениях.

Психотерапевт работает с людьми,страдающими психическими расстройствами, с неврозами.

Здесь хотелось бы сказать о депрессии.

Люди! Это медицинский диагноз! Кстати, многие любят на консультации сами себе ставить такой диагноз, начиная рассказ примерно так: «У меня депрессия в связи с…»  Прошу вас, не ставьте себе диагнозов НИКОГДА! Ведь все наши мысли настолько материальны…

Как вы захотите, так и будет. Помните об этом ВСЕГДА! Будьте осторожны в своих мыслях.

Психиатр работает с людьми, имеющими психические заболевания различной этиологии. Это заболевания, связанные с расстройством психики. Сюда относятся, например, психозы, неврозы тяжелой степени, шизофрения, патологические расстройства личности.

Одним словом, работа психиатра направлена на восстановление (лечение  препаратами) нарушений психики.

Итак, я вкратце рассказала Вам, мой читатель,  о разных профессиях психолога,психотерапевта и психиатра. Разница между ними огромная, как вы успели заметить.

То, что психолог работает с людьми, имеющими психические отклонения — это миф. Психологи работают с совершенно нормальными людьми.

И мы всегда готовы прийти к вам на помощь в тяжелую минуту вашей жизни, мы обязательно поможем вам найти выход из любой создавшейся кризисной ситуации.

Очень хочу пожелать каждому из вас — будьте всегда в гармонии с самим собой, будьте счастливы, здоровы и благополучны!

Я всегда готова оказать вам квалифицированную помощь и поддержку в любой ситуации.

Всегда с Вами, мой читатель, автор блога, семейный психолог, психолог — медиатор

Отличия медиатора и педагога-психолога школы

Образование

Медиатором на профессиональной основе может быть физическое лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование и получившее дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
Педагогом-психологом может быть лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
То есть, медиатор может иметь или не иметь психологического образования, а психолог обязательно должен иметь профессиональное психологическое образование.

Выполняемые задачи, позиция специалиста

Медиатор – это независимый нейтральный посредник в переговорах, который ставит перед собой задачу — найти взаимовыгодный для сторон выход из сложившейся ситуации, приглашает стороны конфликта к ответственности (возвращает людям ответственность). Главный объект внимания медиатора – предмет спора. При этом, задача медиатора — вести переговоры сторон по определенным этапам, поддерживать стороны в поиске решения, уравнивая их в переговорах, а не прояснять и не изменять отношения между партнерами. Идет работа со всеми сторонами конфликта.
Психолог — профессиональный помощник системы образования в повышении психологического благополучия всех субъектов образовательного процесса. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях (ЕКС). Главный объект внимания психолога – ребенок. А в случаях помощи в решении конфликтной ситуации, в задачу психолога, в отличие от медиатора, входит изучение психологических причин, которые привели к конфликту, внутриличностных проблем сторон конфликта, прояснение эмоций и чувств конфликтующих, выбор стратегии повышения психологического благополучия личности. Чаще — индивидуальная работа с пострадавшим от конфликта.
Таким образом, мы видим различные позиции, различные задачи.
Однако, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России об организации служб школьной медиации (2013) основной целью этих служб определено формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, предусматривающее не только медиативное решение конфликтов, но и просветительско-профилактическую работу со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. И эта цель очень перекликается с целью работы школьного психолога и просветительско-профилактическим направлением его работы.

Предмет спора, конфликта

В понимании данного вопроса мы согласны с мнением Н.М.Лавровой, заведующей кафедрой медиации Института практической психологии «Иматон», руководителя программы дополнительного профессионального образования «Профессиональная медиация. Подготовка специалистов по урегулированию конфликтов и проведению примирительных процедур», сертифицированного медиатора международного уровня, члена Европейской ассоциации системных медиаторов, о том, что предметы спора (конфликтов), которые рассматривают медиаторы и психологи – абсолютно разные.
Предмет спора, который требует помощи медиатора – это нарушение прав участников образовательного процесса (кража, драка, порча имущества). При этом для медиатора эмоциональные реакции сторон также важны, но с целью определить их истинные интересы в разрешении спора.
Предметом же спора (конфликта), в котором призван помочь психолог – это переживание, состояние, так как в психологии работа с чувствами является центральным направлением работы с клиентом.

Этапы формирования ССШМ

В соответствии с концепцией осуществляется практическая деятельность ССШМ, в которую привлекаются инициативные представители учащихся, педагогов и родителей, заинтересованных в формировании в образовательном учреждении благоприятной социальной среды и мотивированных на усвоение знаний и навыков посреднической деятельности в спорах. Особо отмечается то обстоятельство, что при формировании ССШМ вместе с зарубежными рекомендациями учитывается предыдущий опыт родительских комитетов и общественных организаций учащихся в урегулировании споров.

Выделяются следующие этапы формирования службы СШМ:

  1. Проведение семинаров для ознакомления учащихся, педагогов и родителей с возможностями медиации.
  2. Выделение инициативных представителей, выразивших готовность участвовать в работе службы СШМ.
  3. Проведение семинаров и тренингов для участников ССШМ для обучения навыкам использования медиативного инструментария в конкретных обстоятельствах конфликтной ситуации.
  4. Накопление опыта проведения медиации с участием обученных представителей.
  5. Супервизия медиативных сессий, проводимая профессиональными медиаторами.

Обозначенные этапы служат ориентиром построения ССШМ. Каждый из этапов включает в себя ряд мероприятий, изложение которых и детальная программа приводятся отдельно.

Список литературы:

  1. Лаврова Н.М., Лавров В.В. Семейная терапия: от простого к сложному. – СПб: Bridge, 2009.
  2. Лаврова Н.М., Лавров В.В., Лавров Н.В. Медиация: принятие ответственных решений. – М.: ОППЛ, 2013.
  3. Лаврова Н., Лавров Н. Семейные проблемы в системном аспекте. – Saarbrücken: OSM DEU GmbH. 2017.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1916-р (ред. от 25.06.2014) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации».
  6. Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ

Основные принципы медиации это: добровольность, равноправие и сотрудничество сторон, конфиденциальность процедуры, беспристрастность и независимость медиатора.

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделён полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора.

Основные психологические приёмы медиации

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не даёт оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников. В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕДИАЦИИ

Основные психологические приёмы медиации

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. N 138-ФЗ

КОГДА ДОПУСКАЕТСЯ ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ?

Обратиться к медиатору в целях урегулирования спора можно:

  • как до обращения в суд
  • так и на любой стадии гражданского судопроизводства,
  • в том числе, в процессе исполнительного производства.

Медиация не ограничивает права на судебную защиту и не препятствует обращению в суд (на досудебной стадии) или возвращению к рассмотрению дела в суде (если медиация проводилась после подачи иска и не завершилась примирением сторон).

Комментарий к опросу о школьных впечатлениях и концепция школьной медиации

Комментируя результаты опроса относительно конфликтных впечатлений о школьном периоде жизни, прежде всего, обращаю внимание на истолкование сути конфликта. Конфликт – это конфронтация, не предусматривающая элементов согласия

Неверно считать конфликтом те противоречия в школьном коллективе, которые не сопровождаются конфронтацией. В большинстве случаев противоречивость школьных отношений представляет собой дискуссию и полемику, которые не перерастают в конфликт. Противоречия – это обязательное условие любого развития, становление личности и обучение не исключение. Далее уместно подчеркнуть, что именно эмоции определяют прочность обучения и закрепления знаний. Поэтому противоречия и эмоциональный стресс два взаимосвязанных явления. Здесь обращается внимание на «подарок» эволюции, которая посчитала, что полезно запоминать негативные события, угрожающие выживанию, а позитивные можно забывать и не переполнять память. Таким образом, два обстоятельства определяют безрадостное впечатление о школьном периоде жизни – с одной стороны, это противоречивость познания мира, а с другой стороны, предпочтение негативным событиям, заносимым в память.

Теперь поговорим о медиации, которая помогает урегулировать конфликты и прекратить конфронтацию, предотвращает конфликты и способствует формированию благоприятной социальной среды в школьном коллективе.

Межличностные противоречия в образовательном учреждении провоцируются сочетанием негативных обстоятельств. Поэтому служба школьной медиации, ответственная за урегулирование противоречий и создание благоприятной социальной среды, формируется с учетом взаимосвязанных событий в образовательном коллективе и в семьях участников конфликтов. В современном российском обществе защита прав и интересов детей гарантирована законодательством. Распоряжением Правительства РФ предложена концепция развития сети служб медиации, призванной содействовать реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей . Обучающимся предоставляются академические права и, согласно ФЗ-273 , обеспечивается свободное выражение собственных взглядов. Снятие ограничений на высказывание мнений сопровождается ростом числа споров, которые перерастают в конфликты, если у спорных сторон отсутствуют навыки конструктивных переговоров. Медиация, помогая спорным сторонам приходить к согласию и взаимопониманию, одновременно содействует развитию личности учащихся. Благодаря помощи посредника облегчается восстановление интеллектуального и эмоционального состояния пострадавшего после нанесенного ущерба.

Формирование в образовательных учреждениях благоприятной социальной среды представляет собой ЦЕЛЬ службы школьной медиации. Создание службы обеспечивается совместными усилиями учащихся, их родителей, педагогов, администрации, и происходит под контролем специалистов, профессионально занимающихся урегулированием и предотвращением конфликтов. Семьи учащихся и школьный коллектив представляют собой сообщества, объединенные общими интересами в единую систему. Поэтому предлагается использовать термин «служба системной школьной медиации (ССШМ)», подчеркивая взаимосвязь событий и обстоятельств в семье и образовательном коллективе.

Опыт системной психотерапии и медиации, накопленный Центрами «Synergia» и «Согласие» , показывает, что чем выше качество семейных отношений, тем более выражена мотивация детей на успехи в обучении и тем выше мотивация родителей и попечителей на оказание поддержки своим детям. Сотрудники Центров разработали и апробировали психологический инструментарий, помогающий медиатору объективно оценивать состояние учебного коллектива, семей учащихся, а также мотивации родителей на оказание поддержки детям.

Структурное и функциональное встраивание медиации в учебный и воспитательный процесс сопряжено с соблюдением основополагающих принципов медиации.

Служба системной школьной медиации основывается на знаниях:

  1. Как процессы обучения и воспитания соотносятся с принципами медиации?
  2. Какие особенности медиации и какие свойства медиатора наиболее эффективны при разрешении конфликтов в группе обучающихся?
  3. Как складывается система внутригрупповых межличностных отношений в образовательном коллективе с коалициями учащихся, родителей, педагогов и администрации?

Быть психологом-медиатором можно, но очень осторожно

Как показывает практика, совмещение работы психолога и медиатора возможно, но при этом нужно понимать определенную нами выше специфичность каждой из этих деятельностей и быть очень осторожным с собственной позицией.
Этому пониманию помогает рассказ О.В.Аллахвердовой, кандидата психологических наук, доцента кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ, сертифицированного посредника с 1995 года, консультанта в области урегулирования и разрешения конфликтов, тренера-преподавателя в обучении посредничества в России, профессионального медиатора.
«В 1997 году мне посчастливилось присутствовать на международном рабочем семинаре в Сакраменто (Штат Калифорния, США) где присутствовали медиаторы из США, Африки, Арабских государств и России – пишет Ольга Владимировна — И было удивительно тогда для нас, русских психологов, услышать, что труднее всего обучать медиации юристов и психологов

Юристы, мол, всегда знают, что надо делать, всегда дают советы и рекомендации, а это, как известно, не допустимо в медиации, а психологи начинают решать глубинные психологические проблемы клиентов, вместо того, чтобы «помогать» урегулировать конфликт…».
Важно понимать, что у психолога-медиатора может происходить смешение позиций и задач, так как психологические знания в работе медиатора могут мешать — углубление в личностные проблемы мешает рационально оценить ситуацию. А в работе медиатора важен рациональный, а не эмоциональный подход к проблеме.
И здесь возникает еще один вопрос – кто может стать медиатором в школе? Ответить хочется словами уважаемого нами профессионала

Цисана Шамликошвилли, президент Национальной Организации Медиаторов, российский юрист, психолог и общественный деятель, специалист в области альтернативного урегулирования споров считает, что «… в школах не должно быть отдельных штатных медиаторов. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода…». ,
Таким образом, рассмотрев отличия медиатора и психолога, теперь вернемся к первоначальному вопросу – заменит ли медиатор психолога в школе?По нашему представлению, ответом на данный вопрос могут быть два следующих риторических вопроса:

Может ли заменить альтернативный способ урегулирования конфликтов систему профессиональной психологической помощи в системе образования?

Заменит ли работу с переживаниями и состояниями для решения психологических проблем нахождение взаимовыгодного для сторон выхода из сложившейся конфликтной ситуации?

При этом, понимая отличия функций медиатора и педагога-психолога, мы считаем, что появление нового помощника системы образования может сделать имеющуюся систему помощи участникам образовательного процесса более эффективной, а общую цель – создание благополучной, гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей — более достижимой.
И в завершение — метафора…Основные психологические приёмы медиации
Конфликты в образовательное среде существуют, и мы их видим (кирпичи), определенным образом умеем их решать (мастерок). Но педагогам, психологам, родителям, самим школьникам нелегко с этим справляться, поэтому появление помощника-медиатора с другой стороны носилок – необходимо. И тогда мы сможем построить крепкий безопасный школьный дом, в котором все будут счастливы!

ПОЧЕМУ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕДИАЦИЮ?

Процедура медиации:

  • Ориентирована на взаимовыгодное и неформальное урегулирование спора
  • Эффективна, так как принятое самими Сторонами решение, исполняется быстрее и практически во всех случаях
  • Экономит время и не требует значительных экономических затрат
  • Конфиденциальна и позволяет избежать разглашения деликатной или коммерческой информации
  • Способствует сохранению нормальных отношений между сторонами
  • В результате процедуры медиации – нет проигравших
  • Залог эффективности медиации – ее принципы и технология.

В основе медиации лежит идея, что прочным может быть только взаимовыгодное соглашение. Поэтому медиатор в ходе переговоров организует обсуждение и создает такие условия, чтобы каждая из сторон смогла отстоять принципиальные интересы.

Медиатор, оставаясь нейтральным и беспристрастным участников процесса, не решая, кто прав, а кто виноват, предоставляя равные права участникам спора, помогает им найти взаимовыгодное решение для обеих сторон.

Медиация проходит на добровольной основе. Это значит, что силой Вас никто не может привести на нее, если Вы этого не захотите, а также Вы ВСЕГДА можете остановить процесс переговоров, если посчитаете его для Вас неэффективным.