Как определить ответственный человек или нет?

Как реализуется ответственность?

Способность брать на себя соответствующие обязательства – перед собой и перед другими людьми, и наилучшим образом выполнять данное себе и другим слово.

Можете ли вы пообещать себе что-либо, потому что это действительно для вас важно и в точности выполнить это?

  1. Выполняете ли вы данные другим людям обещания?
  2. На сколько вы надёжный человек? Надёжный для себя и с точки зрения других людей?
  3. Есть ли у вас долгосрочные жизненные Цели?
  4. Вкладываете ли вы регулярно в свой личностный и профессиональный рост?
  5. Стремитесь ли вы заботиться и о себе, своё здоровье и о близких вам людях?

Положительные ответы на данные вопросы подтверждают, что вы ответственный человек! Если есть ответы – “Нет”, вам есть над чем работать.

Это создаёт основу для самоуважения и уважения других людей, для их признания и доверия “Да, это надёжный человек, ему можно верить, если обещает, то делает”.

Но ответственность всегда предполагает определённые последствия. и даже наказания. Если человек взял ответственность и всё сделал правильно  он получает награды, призы по судьбе в виде тех или иных благ и возможностей. Если же человек взял ответственность, но реализовал её плохо, или вообще не выполнил взятых на себя обязательств – наказание за безответственность следует, как правило, сразу или почти сразу (увольнение, потери, разрушение отношений, потеря доверия со стороны людей, денежные потери, др.).

Одно из серьёзных кармических наказаний за не взятие ответственности за себя и свою судьбу – это спутанность мыслей и даже безумство.

Ответственные сотрудники чаще, чем безответственные выполняют существующие договоренности. Вот только за счет чего они это делают? И какую практическую пользу приносят бизнесу? А развитие ответственности сотрудника — это реальность или вымысел?

Как определить ответственный человек или нет?

Давайте разбираться

Контроль ответственности сотрудников и терминология

Вот такие определения Ответственности дает Википедия:

  • Ответственность — объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
  • Ответственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований.

А так трактует Ответственность толковый словарь Ожегова:

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Исходя из этих определений, в практическом применении это выглядит следующим образом: если тебе дали задание, то ты понимаешь, что надо будет отвечать, т.е. если не сделаешь – оштрафуют.

Остается не понятным, какая польза для бизнеса от ответственного сотрудника. Ну, разве что, работник не пойдет судиться с работодателем, если его уволят за систематическое невыполнение поставленных задач. Он же понимал, что обязан был нести отчет.

Вот работники и «несут» этот самый отчет из всех своих производственных сил. Чтобы не быть уволенными, они «несут» его в полной мере своих мыслительных и ораторских способностей: кто ловчее придумает причину невыполнения и красноречивее изложит свои доводы руководству, тот и молодец. Руководитель считает, что работник ответственный (он же отчитался в невыполнении), но бизнес при этом не получает запланированный результат. А значит и доход.

Развитие ответственности сотрудника — практическая польза

На самом деле практическая польза развития ответственности сотрудника, конечно же,  состоит не в том, чтобы придумать максимально объективную причину невыполнения задания. Польза в том, что ответственный работник изо всех своих сил старается выполнить взятые на себя обязательства. При этом ответственный человек не будет брать на себя те обязательства, с которыми, как он предполагает, он может не справиться. А если уж пообещал выполнить поставленную задачу, то прилагает для ее достижения максимум усилий: предварительно анализирует и минимизирует возможные риски, изыскивает необходимые ресурсы, проявляет активность при встрече с трудностями. Беда только в том, что, даже если сотрудник старается, не факт что он готов нести ответственность за результат. К сожалению, контроль за ответственностью сотрудника – не мешок с цементом, и невозможно увидеть «несёт» он ее, или «не несёт».

Но есть то, что очень четко маркирует ответственного работника (да и любого ответственного человека) – это его поведение в случае неудач и промахов. То есть в тот самый момент, когда результата достичь не удалось, и надо «отдавать отчет».

Сравните несколько высказываний условных работников, которым не удалось справиться с заданием (при этом контроль за ответственностью сотрудника не велся):

  • Контракт не подписан, т.к. уже неделю контрагент не отвечает на мои телефонные звонки.
  • Контракт не подписан, т.к. наши корпоративные регламенты не обозначают четких условий сотрудничества.
  • Контракт не подписан, т.к. руководство не выделило необходимых ресурсов.
  • Контракт не подписан, т.к. мне не удалось подобрать весомых аргументов.

Я уверена, что вам легко удалось определить единственного ответственного работника из этой четверки. Конечно же, это последний товарищ. Хотя все четверо не справились с заданием, развитие ответственности четвертого сотрудника сослужит немалую пользу бизнесу. Потому что он единственный из всех, кто впоследствии готов самостоятельно скорректировать свои собственные действия для достижения нужного результата. Он просто в следующий раз лучше подготовится к переговорам: соберет дополнительную информацию, проанализирует преимущества сотрудничества, будет более настойчивым в продвижении своей позиции. Все же остальные будут ждать, когда внешние, не зависящие от них причины как-то сами собой изменятся к лучшему: контрагент начнет отвечать на звонки, регламенты перепишутся, руководство выделит ресурсы. И могут не дождаться.