Метапсихология — наука счастья и просветления

Инсайт

Процесс решения задачи Келлер назвал инсайтом. Он предполагает, что в определенный момент у обезьяны в голове зарождается совершенно новое понимание проблемы. И это происходит не постепенно, а мгновенно, за счет реструктуризации ситуации. Однако у обезьян есть ограничения в мышлении. Ведь в гештальтпсихологии мышление понимается как реструктуризация наглядной ситуации. И действительно, обезьяна способна мыслить и решать проблему только тогда, когда ситуация для нее наглядна. То есть обезьяне необходимо видеть одновременно и ящик, и банан, и палку, чтобы решить задачу. И если положить палку недалеко от банана, но так, чтобы она не могла видеть их одновременно, то она не сможет решить задачу. Это связано с ограничением оперативной памяти у животных и небольшим размером их префронтальной коры. Так как у нас оперативной памяти намного больше, то мы можем удерживать в сознании больше объектов, и нам не обязательно видеть их перед собой.

Таким образом, мышление в гештальтпсихологии понимается как последовательная смена гештальтов путем инсайта. Нахождение решения для определенной задачи достигается благодаря преобразованию структуры гештальта, в результате чего приходит новое понимание проблемной ситуации – инсайт.

Литература:
  • 1. Келер. В Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.235-249.
  • 2. Фирсов Л.А., Чиженков А.М., Эволюция Интеллекта, СПб, «Астер-X», 2004 г., с.79-81.
  • 3. Когнитивная психология мышления. Гештальтпсихология мышления, инсайт и эксперименты Келера — https://www.youtube.com/watch?v=Pa8_uOWWy7Y

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Основные законы гештальтпсихологии

Замыкания

Если в воспринимаемом образе присутствуют какие-то пробелы, наш мозг автоматически заполнит недостающие части.

Метапсихология - наука счастья и просветления

Треугольник без углов все равно воспринимается как треугольник: наше сознание «замкнет» промежутки.

Транспозиции (переноса)

Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Яркий пример действия этого закона — эксперимент, проведенный Куртом Коффкой.

Исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых картонкой. Лакомство всегда находилось под темно-серой крышкой, под черной не было ничего. В повторном эксперименте испытуемым пришлось выбирать не между черной и темно-серой картонкой, а между темно-серой и светло-серой. Дети выбирали последнюю, поскольку ориентировались не на определенные цвета, а на соотношение «светлое — более светлое» .

Прегнантности, или хорошей конфигурации

Отражает одну из основных идей гештальтпсихологии — стремление человеческой психики к стабильности. Когда мы видим образ, то сразу же придаем ему наиболее простую, понятную для нас форму.

Метапсихология - наука счастья и просветления

Сознание группирует расположенные на одной линии элементы в наклонную черту, а другие воспринимаются нами как разрозненные и беспорядочные.

Фигуры и фона

Особенность человеческой психики — видеть один аспект гештальта как фигуру (замкнутое целое), а другой как фон.

Метапсихология - наука счастья и просветления

«Ваза Рубина» — классический пример взаимоисключающих отношений фигуры и фона: когда объектом являются лица, ваза отходит на задний план, и наоборот.

Константности

Образ стремится к стабильности и постоянству даже при изменении сенсорного ряда (воздействия на на наши органы чувств).

Метапсихология - наука счастья и просветления

Положение двери в пространстве меняется, но она все равно воспринимается одинаковой.

Близости

Объекты, расположенные рядом, наш мозг стремится объединить в группы.

Метапсихология - наука счастья и просветления

Правую часть изображения мы видим как три столбика.

Законы, они же принципы гештальтпсихологии, определяют целостность и упорядоченность восприятия. В действительности, было сформулировано более ста положений, но самые значимые из них — близость, замкнутость, транспозиционность, упрощенность, фигура-и-фон, а также постоянство характеристик.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность . Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих. Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М. Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие .

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия

Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В. Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка

Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями .

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части. Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности. Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

Метапсихология - наука счастья и просветления

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном. То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда

Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности

Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда. Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть. Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность. Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда. Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира. Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К. Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К. Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон. Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне. Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название — «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Гештальт психология что это?

Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.

Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.

Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».

Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.

Типы гипноза и психоанализ

При простом гипнозе порождающие симптомы болезни переживания могли исчезнуть временно. Это подтолкнуло Фрейда к новому методу лечения.Методом психоанализа  пересматривают все события, переживания, сновидения, ошибки, то есть всю информацию о человеке для выявления причин такого состояния и глубинных кодов воздействия бессознательного на них без метода прямого гипноза. Другой метод исследовал и развил американский психиатр Милтон Эриксон. Эриксоновский  гипноз это непрямой метод гипноза, помогающий человеку достичь ауто – гипнотического состояния (самогипноза), чтобы вносить коррекцию бессознательного.

По этому принципу было создано НЛП (нейро-лингвистическом программировании).

Гештальт-терапия

Во второй половине прошлого века на основе гештальтпсихологии возникло новое психологическое течение, родоначальники которого переосмыслили идеи своих предшественников. Предметом изучения гештальт-терапии стал человек как целостная система (особенности его мышления и восприятия, характерные формы поведения, желания и потребности), а понятие «гештальт» трансформировалось в синкретический образ определенного события.

Основатели метода, психотерапевты Фриц и Лора Перлз, разработали теорию потребностей и их удовлетворения. Суть ее довольно проста: наша жизнь состоит из гештальтов. Конфликт в общественном транспорте, взаимоотношения с родителями, разговор с начальником, романтическое увлечение — все это гештальты. Они могут появиться внезапно, в любую минуту, независимо от нашего желания, возникают из потребностей (часто неосознаваемых) и нуждаются в немедленном удовлетворении.

Основные положения гештальтпсихологии

Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.

Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.

Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.

Метапсихология - наука счастья и просветленияПредставители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.

Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».

«Животный магнетизм» или феномен флюида

А вопрос исследования бессознательного возник в прошлом веке. Венский врач Месмер исследуя бессознательное, объявил об открытии «животного магнетизма» и флюида, которые влияют  на людей. Эти «знания» и сейчас используют шарлатаны, проводя сеансы «лечения» (внушения в состоянии транса), влияющие на психику людей. Впадая в конвульсии, которая передавалась по цепочке держащихся людей, исцеляли физически и психически больных людей. Эти конвульсии считались условием выздоровления и очищения (катарсиса). Но наступление временного облегчения не есть исцеление. Эти идеи Месмера привели к открытию гипноза, официально признанного наукой. Использовались феномены: гипноза для обезболивания (при лечении зубов), каталепсии (внушенная жесткость и несгибаемость конечностей и даже тела) и постгипнотического внушения. Пост- гипнотическим внушением управляли человеком, который в состоянии гипноза выполнял внушенный приказ, не осознавая своих действий. Непонимание причин своих бессознательных действий и стало доказательством существования бессознательного.

Эволюция значения

Термин «метапсихология» был впервые упомянут в 1896 году в письме Зигмунда Фрейда берлинскому врачу Вильгельму Флиссу от 13 февраля. Речь шла, считает Валерий Лейбин, о поиске идей для понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов — ответов на вопросы из сферы философии. Первоначальное значение метапсихологии (как общей теории) было сформулировано в ходе работы над «Толкованием сновидений» (1900).

В научную литературу термин был введён в «Психопатологии обыденной жизни» (1901); Фрейд, рассуждая о суевериях и «мифологическом миросозерцании», заключал, что любое восприятие реальности посредством обращения к легендам есть проекция «личной психологии» во внешний мир. Целью науки учёный видел «расшифровку» не воспринимаемых сознанием индивидуума психических процессов — иными словами, создание «психологии бессознательного». Фрейд писал: «Можно было бы попытаться разрешить таким путём мифы о рае и грехопадении, превратить метафизику в метапсихологию».

Более чем десятилетие термин учёным не употреблялся, только в 1915 году (в работе «Бессознательное») Фрейд вернулся к его использованию, предложив трактовку, согласно которой данный термин стал характеризовать подход к рассмотрению психологических процессов в трёх различных отношениях (аспектах) — динамическом, топографическом и экономическом; пять лет спустя в книге «По ту сторону принципа удовольствия» учёный утвердился во мнении о правильности избранного им подхода. Вплоть до самой смерти учёного термин «метапсихология» оставался одним из важнейших понятий его теории; так, в книге «Конечный и бесконечный анализ» (1937) Фрейд, размышляя об устранении внутриличностных конфликтов, писал: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования здесь не сдвинешься ни на шаг».

Что такое незакрытый гештальт?

Это незаконченная в прошлом ситуация, которая искажает наше восприятие мира и ограничивает в действиях, тем самым порождая разные эмоциональные проблемы: страх, недовольство собой и окружающими, депрессию, апатию и пр. Незакрытый гештальт провоцирует навязчивое желание вернуться и «переиграть» болезненное событие. В результате человек, сам того не осознавая, начинает повторять знакомый сценарий в изменившихся обстоятельствах. Например, инициирует в новых отношениях конфликты, неразрешенные с прежним партнером.

Метапсихология - наука счастья и просветления

По сути, от гештальтпсихологии это направление психотерапии взяло идею переструктурирования человеческого опыта «здесь и сейчас» и приведения личности к устойчивому, целостному, гармоничному состоянию. Пожалуй, самая известная техника гештальт-терапии — упражнение «пустой стул». Напротив пациента ставят стул, просят представить некий объект, вызывающий эмоциональную реакцию, и поговорить с ним. Это может быть человек, с которым связана конфликтная ситуация, одна из субличностей (например, внутренний критик) и даже физическое ощущение (боль, страх и пр.)

Смысл методики: все, что вы представляете в роли собеседника, всегда имеет важное значение и потенциально является незакрытым гештальтом. Также данная техника позволяет психологу выявить эмоции и качества, которые пациент отрицает или игнорирует

Что такое гештальт?

Гештальтпсихология в качестве объяснительного принципа вводит понятие «гештальта» — целостности. Таким образом, если остальные направления пытаются расчленить психическую жизнь человека и поделить ее на элементы, то здесь идет речь о целостном восприятии мира. Все психические процессы в гештальтпсихологии протекают вместе, а в психике присутствует целостная структура, которая и называется гештальтом.

Например, смотря видеоролик, человек воспринимает картинку и звук как единое целое. При этом он не раскладывает звуковой ряд на отдельные звуки, а видеоряд — на набор цветов и ощущений. Кроме того, люди не способны воспринимать написанные слова в отрыве от их значений и легко поддаются оптическим иллюзиям. Это связано с тем, что человеческий мозг стремится познать целостность – создать гештальт.

Любая проблемная ситуация также предстает перед нами как гештальт – целостная структура со своими элементами и связями между ними. Мышление осуществляется за счет последовательного перехода от одной такой структуры к другой. С помощью ряда таких переходов происходит преобразование структуры, что в конечном итоге приводит к решению проблемы. Проще говоря, решение находится тогда, когда человек смотрит на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.

История

Слово «метапсихология» греческого происхождения, «meta» переводится как «после, через». Впервые этот термин начал употреблять всем известный психолог и психиатр из Австрии Зигмунд Фрейд. Он использовал его для обозначения человеческих переживаний, которые лежат за пределами сознательного, за пределами того, что было единственным объектом изучения психологии того времени.

Рекомендуем: Клиническая психология

Это понятие применимо к психоанализу, связано с осмыслением его основы и возникновением новых методов. Метапсихология, в отличие от простой психологии, рассматривает не только деятельность мозга и психологическое состояние индивида, но ещё и метаполе, метапсихику. Она собирает все эти аспекты при анализе в единое целое, но с разными качественными характеристиками.

Эксперименты Келлера

Такое мышление было наглядно продемонстрировано в экспериментах В. Келлера . Он решил доказать, что даже животные способны мыслить, а не просто действовать на основании инстинктов. Для эксперимента ученый взял человекообразных обезьян и предложил им двухфазные задачи (задачи с обходным путем). Например, чтобы достать банан, обезьяне недостаточно было дотянуться до него рукой. Необходимо было подставить ящик, залезть на него и только потом взять банан. В другой задачке ей нужно было соединить две палки в одну, чтобы дотянуться до банана. Или обезьяне можно было использовать только одну палку, но так, чтобы вытолкнуть банан через боковую стенку ящика, а не притянуть его к себе. Все подобные задачи представляли собой достаточно сложные последовательности из двух этапов, которые сложно решить простым методом проб и ошибок. Но обезьяны справлялись. Сначала они делали различные неудачные попытки, потом садились и думали. А после решали задачу и доставали банан.