Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Структура

Результативность беседы во многом зависит от целостности самого процесса. Вне зависимости от типа разговора общение подобного рода всегда имеет одинаковую структуру:

Введение. Вводная часть помогает положительно настроить испытуемого на продуктивное взаимодействие, поэтому она играет принципиальную роль

При этом важно, кто выступает инициатором разговора. Если инициатива принадлежит психологу, то его задача заключается в стимулировании заинтересованности объекта предметом разговора

Это достигается при помощи затрагивания предыдущего значимого опыта, планов на будущее, имеющихся переживаний и т.д. Психолог демонстрирует искреннюю заинтересованность, дружелюбие, желание помочь. Если инициативу проявляет респондент, то психологу остается лишь проявить готовность к разговору, гарантируя максимальную открытость и беспристрастность. Испытуемый оповещается о том, что вся предоставляемая им информация является строго конфиденциальной.
На начальном этапе разговора специалисту также необходимо «прощупать» клиента — понять, какие речевые обороты, жесты и эмоции вызывают у него наиболее положительный отклик.

Обсуждение общих вопросов. На этом этапе стороны открыто говорят о вопросах, затрагивающих непосредственно тему беседы. Определяется круг проблем, которые необходимо обсудить. Психолог стремится получить больше конкретной информации — мысли, эмоции, события, факты. Это позволяет ему накопить определенные базовые данные, от которых можно будет отталкиваться впоследствии.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Подробное обсуждение темы. Здесь специалист уже переходит от обсуждения общих фактов и событий к тщательной проработке конкретных проблем. Это кульминационный момент всей процедуры, от успешности которого зависит результативность исследования. Психолог на данном этапе должен действовать максимально профессионально — задавать грамотные вопросы, внимательно выслушивать ответы на них, тщательно анализировать поведение испытуемого. На данном этапе часто применяется метод сократической беседы: испытуемому задаются особые вопросы, способствующие работе мышления, концентрации, поиску истины, пониманию ключевых вопросов.

Завершение. Специалист старается постепенно ослабить накал эмоций и подвести респондента к окончанию разговора. В этот момент уместно выражение признательности за сотрудничество, если исследование носит однократный характер.

В случае, когда предполагается продолжение общения, желательно поддерживать в собеседнике готовность продолжить диалог на заданную тему в дальнейшем.

Приведенные фазы не имеют жестких границ и могут плавно переходить друг в друга

При этом важно сохранять последовательность блоков, поскольку хаотичный характер разговора ухудшит качество общения между сторонами и приведет к снижению достоверности полученных данных

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

  1. Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например: «Это ваше окончательное мнение?» Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
  2. Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «Почему вы так считаете?» В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос.

    Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.

  3. Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием — перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «Если я правильно понял, вы говорили о том…».

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Беседа проходит в несколько этапов:

Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого

Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности.

Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.

Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.

Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Давно доказана эффективность «вы-подхода», при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.

Вместо «Я считаю, что проблема в …» — «Ваша проблема, видимо, заключается в …». Или вместо «Давайте поговорим о …» — «Вы, наверняка, хотите обсудить…».

Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: «Как вам известно…» вместо «Я располагаю информацией…».

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: «Продолжайте», «Понимаю», «Это любопытно», «Подробнее, пожалуйста» и т.д.

Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует «говорящие» невербальные сигналы.

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть «открывающими», поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

  • мимика;
  • пантомимика;
  • жесты;
  • тембр голоса;
  • интонация;
  • поза;
  • дистанция и др.

Понятие

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Метод беседы — это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого психолог получает необходимую информацию от испытуемого.

Суть метода заключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.

Данный метод диагностики получил широкое распространение во всех сферах психологии (консультативной, политической, юридической).

Интервьюер во время общения явно или незаметно для своего клиента задает определенные вопросы с целью получения необходимой информации.

Существуют и другие подходы к данному понятию. Так, в педагогике беседа — метод обучения диалогической речи.

Виды бесед

Беседа как метод в психологии имеет различия в форме и характере организации, поэтому исследователи выделяют клиническую беседу и целенаправленный психологический опрос — интервью.

Интервью предполагает прямой контакт с опрашиваемым  и проводится по определенному плану. По форме выделяют:

  • свободное интервью – беседа, имеющая общую программу, но не строгую детализацию вопросов;
  • стандартизованное интервью – беседа со стойкой стратегией и тактикой, то есть с точной разработкой всей процедуры, которая включает и общий план беседы, и последовательность вопросов, и варианты возможных ответов;
  • частично стандартизованное интервью – беседа со стойкой стратегией, но с более свободной тактикой.

В отличие от интервью, которое помогает получить информацию общего содержания и выявить различные аспекты поведения, свойства личности и характера, выяснить интересы и склонности, положение в семье, отношение к родителям и т. д., клиническая беседа помогает человеку разобраться в самом себе: понять свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения, конфликты.

Ваше здоровье — наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье

Требования к ведению беседы

В психологии важно, чтобы беседа не превратилась в допрос, поэтому ее следует вести непринужденно и легко. Для этого нужно следовать определенным требованиям:

  • нужно заранее определить содержание и план беседы;
  • перед беседой установить хороший контакт с человеком;
  • задавать понятные вопросы;
  • следует включать наводящие вопросы, которые не подскажут ответ, а только подтолкнут к нему;
  • ставить неожиданные вопросы и внимательно следить за поведением человека, сопоставляя с полученными ответами результаты наблюдения;
  • записывать и анализировать беседу нужно после ее проведения, так как запись во время разговора насторожит человека и сделает его ответы надуманными.

Главное в беседе не столько содержание и полнота ответов, сколько поведение человека, его обмолвки и недоговорки.

Достоинства и недостатки

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Несомненным плюсом данного метода исследования является возможность изучения внутреннего мира человека, получения развернутой информации о личности испытуемого.

Также не нужно использовать различную аппаратуру, дополнительные инструменты. Соответственно, материальные затраты сводятся к минимуму.

При грамотном построении диалога специалист получает достаточное количество данных, позволяющих выявить имеющиеся у клиента проблемы и оказать ему необходимую помощь.

Основной минус беседы — ее эффективность зависит от уровня профессионализма психолога. Специалист, не обладающий достаточными знаниями и опытом, может не справиться с поставленной задачей.

Частые проблемы: отсутствие контакта с клиентом, неспособность установить доверительные отношения, неумение правильно оценивать невербальные сигналы и т.д.

Также не всегда психологи умеют грамотно строить вербальное общение. В этом случае разговор превращается в подобие допроса и эффективность взаимодействия с объектом оказывается очень низкой.

Таким образом, метод беседы является популярным способом получения информации о личностных особенностях человека. Эффективность исследования напрямую зависит от уровня профессионализма специалиста.

Чем психологическая беседа отличается от консультирования:

Наша интересная группа Вконтакте:

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Метод исследования и психодиагностики

Беседа позволяет при помощи определенных приемов и методов исследовать изучаемый объект и получить максимально достоверную информацию о нем. Существует два варианта проведения исследования:

  1. Управляемая беседа. Психолог занимает активную позицию — задает вопросы, определяет тему, устанавливает эмоциональный контакт с испытуемым.

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Неуправляемая беседа. Респондент получает право самостоятельно определять тему разговора. Часто вместо диалога получается монолог. Психолог старается дать испытуемому возможность выговориться, практически не вмешиваясь в процесс.

Эффективность диалога как метода исследования напрямую зависит от наличия у специалиста соответствующих навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Требуется умение грамотно строить диалог, внушать доверие оппоненту, достоверно определять значение его невербальных сигналов и т.д.

Важнейший навык — соблюдение чистоты исследования. Любые нерелевантные вербальные или вербальные внешние сигналы могут повлиять на состояние испытуемого, изменить его отношение к процессу.

Например, агрессия, осуждение или насмешки со стороны психолога могут привести к потере доверия.

Беседа также является важной психодиагностической процедурой. Во время диалога специалист выступает в качестве стороннего наблюдателя, который анализирует внешние проявления психической деятельности объекта и делает соответствующие выводы

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

В зависимости от реакций, демонстрируемых респондентом, интервьюер может корректировать выбранную модель поведения, подстраиваясь под потребности своего оппонента.

При грамотном проведении подобной психодиагностики специалист может рассчитывать на получение достоверных данных о личности респондента.

Следует отметить, что беседа является одним из самых сложных способов устного взаимодействия профессионала со своим клиентом.

В определенной степени это экспромт, при котором положительный результат может получить только человек с определенным практическим опытом и значительным багажом теоретических знаний.

Большое значение имеет и правильная организация самого процесса: наличие плана диалога, определение четкой цели разговора, создание благоприятной обстановки, выбор наиболее удобного способа регистрации ответов, проявление такта и уважения, внимание к вербальным и невербальным сигналам