Методы познания истины

Майевтика Кириленко, Шевцов

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — духовно-практическая деятельность философа, способствующая «духовным родам» — обнаружению учеником, собеседником той истины, которую он носит в себе, но не осознает этого. Термин «Майевтика» ввел Сократ, считавший себя продолжателем профессии своей матери-повитухи, только в области поисков и рождения истины. Метод Сократа описан Платоном в «Теэтете» и «Пире». В каждом человеке, считал Сократ, скрыто знание об общем. Философ побуждал своих собеседников вспомнить истину, задавая серии вопросов и не навязывая своего мнения.

Публикации

Категория: Здоровье (continued) Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины
Метод синектики: особенности и применение на практике
Метод системного анализа: основные подходы и применение
Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?
Методология scrum: эффективное управление проектами
Минимализм в жизни и в вещах: с чего необходимо начать?
Модель принятия решений врума-йеттона: для руководителей
Мотивация к бизнесу: для его начала и развития
Мужские качества которые ценят женщины: 20 незаменимых
Нарративная психология: что это такое и какие приёмы используются?
Невербальное общение между мужчиной и женщиной
Нет смысла в жизни что делать: самые эффективные методы
Обидчивый человек: кто это и как перестать им быть?
Оптимист – кто это такой и можно ли им стать: все плюсы и минусы
Основные инструменты планирования деятельности человека
Память в психологии: основные виды и интересны факты
Поднимись сам, что бы помочь другим: эгоизм или нет?
Позитивное мышление: 10 упражнений из психологии
Популярный способ медитации не требующий специальной подготовки
Правило 6 рукопожатий: что это и как работает?
Правило трёх да: техника и примеры выполнения
Признаки абьюза со стороны родителей: как отличить?
Проблема самореализации личности и как её решить?
Психосоматика и болезни: бастион организма требует защиты
Пунктуальный человек: кто это и как стать такой личностью?
Рабочее место дома: как правильно организовать?
Разумный эгоизм: теория и основная концепция
Расставание с любимым мужчиной: как вернуть или забыть навсегда?
Рациональное мышление: основные принципы и способы развития
Ревность женщины: причины возникновения и советы по избавлению
Речевой этикет: основные нормы и правила соблюдения
Самогипноз и активное самовнушение: 5 методик
Самоконтроль человека: 8 упражнений для его развития
Самые полезные приложения андроид для саморазвития
Симптомы хронической усталости: диагностика и лечение
Синдром отложенной жизни: почему не стоит откладывать жизнь на потом?
Синдром стендаля: поразительная сила искусства
Скучно жить, что делать: 8 простых рекомендаций
Социальные потребности человека: виды и способы удовлетворения
Стоит ли прощать измену близкого человека: советы психолога
Сторителлинг: 10 методов успешного применения
Творческий кризис: причины и способы преодоления
Теория альдерфера: мотивация и потребности человека
Техника визуализации желаний пошагово: лучшие методы
Топ фильмов меняющих сознание и смысл жизни: список
Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства
Умение прощать: важно ли этому учиться?
Упражнения для улучшения дикции в домашних условиях
Факты о сне: 17 удивительных фактов о которых мало кто знает
Физиологические потребности человека: виды и примеры

Плагин написан dagondesign.com

Немного о Сократе

Сократ был первым афинским философом и происходил из дема (территориального округа) Алопека, который входил в Афинский полис и находился неподалёку от столичного города Аттики. Отцом Сократа был ремесленник-камнетёс по имени Софрониск, а матерью – повивальная бабка Финарета.

Когда Афины воевали со Спартой Сократ был доблестным воином и успел принять участие в нескольких сражениях, последнее из которых проходило в 422 году до н.э. при Амфиподе. Это был первый период войны, и он закончился поражением афинян. Во втором периоде Сократ участия уже не принимал, однако он всё равно затронул Сократа, когда в 406 году до н.э. афиняне смогли одержать победу над спартанцами, но не смогли похоронить павших в бою по причине сильнейшей бури. Победители были отданы на суд Пятисот, но Сократ, являясь в то время заседателем в Совете (пританом булэ), выступил против судебного мероприятия. Остальные члены Совета проигнорировали Сократа и казнили восьмерых стратегов.

Последовавшая за поражением Афин в Пелопонесской войне Тирания тридцати тиранов Сократа не коснулась. Но в то время, вновь являясь членом Совета, Сократ не стал принимать участие в расправе правителей над одним благочестивым афинянином, отчего уже тогда начал наживать себе недоброжелателей.  И подобных фактов было немало.

Сократ честно исполнял свои обязанности, подобные которым исполняли все свободные жители Афин, хотя к активной общественной деятельности он не стремился. Его жизнь была жизнью философа – она была непритязательной. Сократ почти не принимал участия в жизни своей семьи и его жена и три сына не знали, что такое супружеская и отцовская забота. В своё свободное время Сократ занимался только тем, что беседовал и дискутировал на разные темы, а также обучал на безвозмездной основе своих учеников.

Примечание редактора: Сократ при своей жизни не написал ни одной книги. О его философских позициях мы знаем из трудов Ксенофонта, Платона, Аристофана, Аристотеля и других мыслителей, поэтому вероятно некоторые утверждения могут быть спорными, исходя из особенностей изложения каждого конкретного «пересказчика».

Познай самого себя

Данное изречение, являющееся формулой мудрости, было известно ещё до Сократа, но закреплено было именно за ним. И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности.

Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, т.к. всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни.

Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, т.к. вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума. Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа.

Суд над Сократом и смерть философа

В 399 году до нашей эры великого мудреца обвинили в богохульстве и развращении подрастающего поколения. О судовом процессе Сократа мы узнаем из произведений Платона и Ксенофонта. Философ отказался от уплаты штрафа, а также от предложения друзей похитить его из темницы.

Методы познания истины

Был ли Сократ действительно виновен? Как утверждают современные историки из Кембриджского университет, был. На то время действия чудаковатого философа действительно могли классифицировать как противозаконные.

В результате мыслитель был приговорен к смертной казни, причем он сам принял яд. Процесс смерти Сократа подробно описывает тот же Платон. Чем именно был отравлен мудрец, неизвестно. По одной из гипотез, это был пятнистый болиголов.

Методы познания истины

Сократ действительно стал жертвой своей мудрости. Однако его мысли живут и поныне, в том числе жив и уникальный метод майевтики. Попробуем более подробно разобраться, что же это такое, каковы его особенности.

Сократ как философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма.

Главным
предметом
его речей и бесед были вопросы этики
– вопросы о том, как следует жить. В
этике Сократ отождествляет добродетель
со знанием. Нет человека, к-ый зная, что
он может сделать что-то лучшее, стал бы
напротив делать худшее. Дурное действие
есть незнание, а мудрость — совершенное
знание.

Нравственными
ценностями для Сократа выступали
бескорыстие, следование своему долгу,
служение добру. Для него, в отличие от
софистов, различие м/д добром и злом
носило абсолютный, а не относительный
хар-ер. Именно знание того, что такое
добро и что такое зло, делает человека
добродетельным. Поэтому Сократ стремился
найти и точно определить основные
понятия нравственности, выяснить их
сущность. Если нет точно определенного
понятия, то нет и знания о предмете

Сократические
школы:
мегарская, элидоэритрийская, киническая,
киренская.

Майевтика

Сократом был разработан особый метод познания, основывающийся на таких понятиях как «майевтика» и «ирония», и строящийся на комплексе последовательных вопросов, отвечая на которые собеседник должен прийти к конфликту с самим собой, и далее – к осознанию собственного невежества. В результате перед нами оказывается то, что в философской науке называется «сократовской иронией», а затем и сама майевтика, называемая Сократом «повивальным искусством» — искусством преодолевать противоречия для того чтобы найти истину.

Понятие «майевтика» происходит от греческого слова «maieutike», означающего «повивальное искусство». Оно является своего рода метафорой, посредством которой Сократ раскрывал смысл своей модели философствования, где сократический диалог противопоставляется софистическому.

Сократ рассматривал майевтику как вид повивального искусства, которое он унаследовал от своей матери, но с той лишь разницей, что от бремени он помогал избавиться не женщинам, а мужчинам, которые рождали не детей, а знание. Самому себе же он отводил в этом процессе очень небольшую роль, настаивая на том, что сам он ничему научить не может, но любой может с его помощью произвести то, чем сам чреват.

Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей.

На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа. Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся.

Майевтика Конт-Спонвиль

МАЙЕВТИКА (MAIEUTIQUE). В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха». Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата (путем его построения на диагонали данного квадрата), не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность. На практике маейвтика довольно скоро обнаруживает свою ограниченность. Что толку вопрошать невежду? Все равно одними вопросами его ничему не научишь. И применение сократического метода в современной школе часто всего лишь очередная утопия.

Примеры майевтики Сократа

Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети.

Сохранилась запись разговора мудреца с неким Меноном. Для начала Сократ спросил последнего о роде его деятельности. Не подозревая никаких подвохов, добродушный Менон начинает поучать философа. Однако очень скоро, вследствие грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ же, в свою очередь, продолжает иронизировать над наивной жертвой.

Когда оппонент лишался своей самоуверенности, он был готов к совместному поиску истины. Спрашивая другого, Сократ и сам исследовал предмет разговора, потому как не считал себя знающим. Вот почему он называл свое искусство «повивальным», ведь в таком диалоге и рождалась истина.

Методы познания истины

Я знаю только то, что ничего не знаю

«Я знаю только то, что ничего не знаю» — это одно из любимых выражений Сократа, отражение его позиции. Оно означает, что, каких бы высот человек не достиг в своих рассуждениях, он не желает оставаться на месте и продолжает идти вперед, не обманывая себя тем, что, якобы, нашёл истину.

Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что – нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти.

Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа.

Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон».

Метод Сократа

Майевтика – это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа».

Майевтика в философии – это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания. «Нет ничего сильнее, чем знание» — именно так говорил Сократ…

В переводе с греческого, майевтика – это «повивальное искусство». Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому.

Методы познания истины

Майевтика Сократа – это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге. Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена.

Майевтика Сократа оружие в интеллектуальном споре

Великий философ лично разработал метод, который не утратил своей актуальности до сегодняшнего дня. Никто не будет отрицать, что именно диалог, дискуссия, конструктивный спор является важным инструментом получения нового знания и осознания уровня своей некомпетентности.

В целом, Сократ в своей жизни только то и делал, что задавал вопросы. Ему очень нравилось беседовать с самоуверенным человеком, наблюдать за тем, как он, запутавшись в его каверзных вопросах, моментально утрачивал всю свою спесь и уверенность.

Нужно отметить, что диалог по принципу «вопрос-ответ» активно использовался и другими философами, в частности – софистами. Однако у них такой спор был лишь самоцелью. А вот Сократ никогда не занимался словоблудием, он считал, что любой диалог должен вести к определенной цели. В своих беседах он и сам пытался отыскать ответы на фундаментальные вопросы бытия: «Что такое добро из зло?», «Что есть справедливость?» и т. п.

Теория познания в учении Платона.

Знание
есть припоминание.
До своего вселения в оболочку душа
пребывала на небе и созерцала там истинно
сущее. Соединившись с телом душа забывает
то, что знала, но в глубине эти знания
остаются. Восприятия материальных
предметов напоминают душе позабытые
ей знания.

Идеи познаются
путем интуиции, независимой от чувственного
восприятия, чувственные вещи отражаются
лишь во мнениях, к-ые не дают подлинного
знания. Середину между многим и подлинным
знанием занимают математические знания.
Они имеют нечто родственное чувственным
вещам и идеям.

Противоречия
есть необходимое условие для побуждению
души к мышлению. Искусство побуждать к
размышлению посредством выявления
противоречий, таящихся в повседневных
мнениях, есть, по П., искусство
диалектики
.

В
космогоническом
учении

П. утверждает, что последними элементами
всех вещей являются неделимые треугольники
или геометрические бестелесные атомы.

Человеческая
душа независима от тела и бессмертна.
Душа
состоит из 3 частей:
разумной,
к-ая создается самим творцом, аффективной
и вожделеющей,
к-ые создаются низшими богами. Победа
разумной части над страстями и вожделениями
соответствует воспитании. Т.к. люди не
могут личными усилиями приблизиться к
совершенству, то необходимо гос-во и
законы. Гос-во основано на разделении
труда между разрядами свободных граждан.

Платон
впервые структурировал бытие. «Духовное
существует независимо от человека». в
учении о бытии и о возможности его
познания считал, что эта врожденная
идея дана человеку, чтобы он сумел за
весь свой жизненный путь вспомнить, кем
она была в прошлой жизни.

В
истории философии впервые проблема
сознания была поставлена Платоном. Он
выделяет идеальное как особую сущность,
к-ая не совпадает с чувственным,
предметным, материальным миром. Поэтому
у Платона мир распадается на две части:
мир идей и вещей.