Метод опроса в психологии

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) .

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. .

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

Анкетирование в диагностической деятельности.

Анкетирование — это форма опроса, для которого педагог предварительно состав­ляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обоб­щений.

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей). Общение диагно­стируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количествен­ного анализа и удобен в обработке.

В педагогической диагностике при­меняются следующие виды анкет:

— анкета-интервью — опросный лист, который вручается рес­понденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);

— почтовая анкета — рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;

— анкетирование в среде — распространение анкеты среди опре­деленной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетиро­вание во время классного часа, родительского собрания, педаго­гического совета;

— стереоанкетирование — сравнение самооценки и оценки од­ного и того же лица. На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителя­ми, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.

К анкете предъявляются следующие основные требова­ния:

— во вступлении необходимо сформировать у респондента чув­ство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;

— вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изу­чаемое явление и задаваться в логичной последовательности;

— следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что про­фессия учителя самая лучшая?»);

— в начале анкеты необходимо задавать вопросы на определе­ние компетентности респондента в теме опроса;

— вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы — классификация»;

— на заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее вре­мя (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).

В структуру анкеты входят:

— вступление (его цель — убе­дить респондента принять участие в опросе, дать короткую харак­теристику опроса);

— основная часть отвечает целям диагностики;

— реквизитная часть позволяет провести идентификацию респон­дентов для дальнейшей их группировки.

Диагностическая беседа.

Беседа — это метод получения информа­ции на основе прямого и относительно свободного общения с испы­туемым.

Он применяется с целью получения материала, характе­ризующего индивидуально-личностные особенности опрашива­емого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Беседа может использоваться для достижения следующих за­дач:

— выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

— установления его отношения к ним;

— выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

— исследования методов и средств воспитания, которые при­менялись к испытуемому;

— установления причин его аномального поведения;

— изучения особенности среды, в которой находится испытуе­мый;

— выявления его нравственных позиций, ценностных ориента­ции, ближайших целей и т.д.;

— изучения его внутреннего состояния и факторов, повлияв­ших на него, и т.д.

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:

— с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);

— как перейти к основной теме;

— как удержать инициативу;

— какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;

— как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого ис­пользовать приемы общения;

— как правильно выйти из диалога.

На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Минусы метода

  • Не всегда представленные варианты ответов на задания могут в полной мере отразить личное мнение отвечающего. В этом случае респонденту приходится выбирать из всех представленных самый точный вариант, вместо того, чтобы написать свой собственный ответ, смысл которого в полной мере соответствует личному мнению опрашиваемого.
  • Респонденты не всегда хотят или могут давать правильную информацию. Это может происходить как случайно – из за простого незнания правильного ответа, так и преднамеренно для искажения информации.
  • Из-за низкого контроля за опрашиваемыми появляется высокий шанс того, что анкета будет не полностью заполнена. Такая проблема возникает очень часто, особенно тогда, когда сам опрашиваемый не заинтересован в прохождении опроса.
  • При почтовом опросе отсутствует личный контакт интервьюера и респондента. Из-за этого нет возможности уточнить у опрашивающего некоторые детали вопросов, а также существует вероятность того, что многие анкеты не будут возвращены обратно.
  • Создание вопросов долгая и трудоёмкая работа. Необходимо приложить довольно много усилий, чтобы создать вопросы с понятной для респондентов формулировкой.
  • При анкетировании отсутствует возможность скорректировать формулировку и поменять порядок вопроса в зависимости от реакции респондента.
  • Электронный опрос может быть недоступным для некоторых людей. Причиной этого является то, что для его прохождения необходимо наличие персонального компьютера или смартфона, а также доступ к сети Интернет. При этом человек, предполагающий принимать участие в таком опросе, должен владеть компьютером по крайней мере на уровне пользователя.
  • Для проведения интервью довольно сложно найти квалификационного интервьюера. Ведь от того насколько такой человек имеет развитые ораторские способности, логическое мышление и опыт работы зависит объём и качество собранной информации.

Сущность метода интервью

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

По месту проведения

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит — ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования

Опрос по месту работы- Данный опрос проводится в служебном помещении и является наиболее подходящим, если изучаются производственные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

По месту жительства- Данный вид опроса незаменим, когда изучаются мнения не только работающего, но и неработающего населения или когда предмет опроса требует ослабить влияние официального служебного положения, связанного с производственными или учебными отношениями.

В общественных местах- Это вид опроса проводится на улицах, в очередях в магазинах, сбербанках, на рынке и т. п.

По носителю первичной информации

Опрос массовый, специализированный. Массовые о. — опросы, при которых основным источником информации являются представители различных категорий населения, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом изучения.

Специализированные- Или экспертные опросы, главным источником информации которых являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать всесторонне взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

… , попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Методика проведения ролевой игры: — определение проблемы, выбор ситуации; … . Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, … с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, …

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные:

· BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

· SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах .

Виды интервью

По степени формализации процедур интервью подразделяются на:

Формализованное

(стандартизированное)

интервью

— самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Оно близко к анкетированию в присутствии анкетёра. Интервьюер обязан четко придерживаться заранее подготовленных формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы. При этом сами формулировки соответствуют стилю разговорной беседы с респондентами. Достаточно часто используют отдельные карточки с напечатанными вариантами ответов, если число вариантов возможных ответов довольно большое. Карточки передают респондентам для прочтения. Интервьюеру отводится преимущественно исполнительская роль и его влияние на качество данных может быть сведено к минимуму.

Фокусированное

(направленное)

интервью

— имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, конкретного явления, его последствий или причин. В этом виде интервью респондентов заранее знакомят с предметом беседы: что-то читают, смотрят видеозаписи фильмов и т. д. Для проведения данного вида интервью очерчивается круг вопросов, который является обязательным для интервьюера. Однако, он может менять их последовательность и формулировку, но по каждому вопросу должна быть получена информация.

Свободное

(нестандартизированное)

интервью

— проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана. Определяется только тема интервью. Диалог проходит в свободной форме. Здесь интервьюер свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации

Особенности интервью по-разному проявляются в различных организационных формах. Интервью классифицируется по самым различным основаниям.

В социологической литературе приводятся и другие виды интервью в зависимости от:

  • целевого назначения — документальное и интервью мнений, отношений;
  • места проведения — служебное и неслужебное;
  • способа коммуникации — личное и телефонное;
  • процедуры проведения — панельное, групповое, клиническое;
  • техники регистрации — протоколируемое и непротоколируемое и т. д.

Итак, подчеркнем, что, несмотря на популярность метода опроса при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов, бывают ситуации, когда требуется использование иных методов сбора информации или сочетание их с методом опроса. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент и другие.

Ошибки и Неточности

Неполучение ответов

Многие люди не отвечают на звонки незнакомцев или отказываются отвечать на вопросы, и из-за этого опросы населения могут быть не репрезентативными, появляется так называемая погрешность неполучения ответов (non-response bias). Из-за ошибки отбора характеристики тех, кто согласился пройти опрос и тех, кто отказался могут значительно отличатся. То есть, фактически выборка является предвзятой. В этих случаях, предвзятость вводит новые ошибки, в дополнение к ошибкам, вызванным размером выборки. Ошибка из-за смещения не становится меньше с большими размерами образца, так как принимая больший размер выборки, интервьюер просто повторяет ту же ошибку, только в более широком масштабе . Если люди, которые отказываются отвечать, имеют те же характеристики, что и люди, которые делают ответ, то окончательные результаты должны быть беспристрастными. Если люди, которые не отвечают, имеют разные мнения, то это есть смещение в результатах.

Ошибки в ответах (Response bias)

На результаты исследования путём опроса могут значительно повлиять ответы, которые не отражают истинных убеждений респондентов. Это может быть спровоцировано неправильной формулировкой вопросов, вопросами некорректного или личного характера, что не позволяет респондентам дать хороший репрезентативный ответ. К тому же респонденты могут специально делать какие-либо ошибки, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволяет ему дать непопулярный ответ, и он отвечает так, как этого требует социум, что так же ведет к неэффективным результатам.

Неправильные формулировки вопросов

Хорошо известно, что формулировки вопросов, порядок, в котором они задаются, число и формы альтернативных ответов могут оказать значительное влияние на результаты опроса. Распространенный метод для контроля этой погрешности заключается в том, чтобы использовать в опросном листе несколько вариантов одного и того же вопроса или создавать столько вопросов, сколько необходимо, чтобы охватить все аспекты проблемы и покрыть неточности.

Неправильный охват зоны наблюдения

Повлиять на результат опроса также может неправильная выборка. Здесь идет речь о том, что выбирая людей для своего опроса, нужно пытаться охватить как можно больше разных людей по качественным признакам, таких как пол, возраст, уровень дохода и так далее. В ином случае говорят, что выборка нерепрезентативна.

Виды интервью

По степени формализации

· Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

· Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

· Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка.

Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

Опросы могут быть:

· Письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

· Очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.).

· Экспертные и массовые.

· Выборочные и сплошные.

· Первичные и повторные.

Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

Корреспондент — исследователь.

Респондент- опрашиваемый.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002.

3. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.

Основными компонентами анкетного опроса:

Анкетер исследователь, непосредственно обеспечивающий заполнение опросного листа каждым респондентом.

10 стр., 4602 слов

Интервью

… МАТЕРИАЛОВ Независимо от способа записи интервью, первым этапом его обработки является составление письменного текста (стенограммы) высказываний респондента. Опыт проведения обследований показывает, что магнитные … данному вопросу. В данной работе я попыталась систематизировать полученную мной информацию. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет …

Социологическая анкета- это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета.

Респондент- лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту.

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.

Титульный лист- Необходимо указать:

  • название анкеты;
  • заказчика и исполнителя исследования;
  • место и время проведения исследования.

Вводная часть- Включает в себя следующее:

  • обращение к респонденту;
  • цель и значение исследования;
  • рекомендации по заполнению анкеты;
  • гарантии анонимности;
  • возможность узнать о результатах исследования;
  • авторство

Основная- Включает в себя следующее:

классификация вопросов;

формулировка вопросов и их последовательность;

шкалирование;

кодирование вопросов и ответов.

Заключительная-

Включает в себя следующее:

  • социально-демографический блок («паспортичка»);
  • предложение высказаться по волнующим респондента вопросам;
  • благодарность респондентам за участие в опросе;
  • указание исследовательского коллектива или исследователя.

Структура анкеты соответствует фазам проведения опроса. Так, при проведении анкетного опроса должны быть соблюдены условия прохождениятрех стадий:

Стадия адаптации — «вхождение

в опрос»

Содержательная стадия

Психологическая разрядка

— «выход из режима опроса

Характеристика анкеты будет далеко не полной, если не сказать несколько слов о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Практика социологических исследований показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах45 +/- 10 минут.

Следует отметить, что прежде чем приступать к опросу, необходимо провести логический контроль анкеты и апробацию для того, чтобы выявить все погрешности при составлении анкеты и ликвидировать их. Только после этого анкету можно использовать.

Виды анкетирования

Прессовое

анкетирование

— вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Отечественная практика проведения конкретных социологических исследований показывает, что процент возврата анкет при таком опросе не превышает 5%.

Почтовое

анкетирование

— распространение анкет путем почтовой рассылки. Список респондентов — это или список всей генеральной совокупности, или список выборочной совокупности. Недостатками являются низкий процент возврата анкет и искажение выборочной совокупности, что влияет на достоверность полученной информации.

Раздаточное

анкетирование

— наиболее распространенный вид анкетирования, при котором респондент получает анкету непосредственно из рук социолога-анкетера. Этот вид анкетирования является наиболее надежным, почти полный возврат анкет.

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация — Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).

2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) — оценка особенностей и уровня интеллекта.

3. Корректурная проба — оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

4. Тест памяти Мейли — оценка зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала оценки Озерецкого — оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест «Спираль» — оценка двигательных функций.

7. Тест «Линеограммы» — оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.

8. Тест «Комбинаторные способности».

9. Тест «Установление закономерностей» — оценка внимания, памяти, логического мышления.

10. Тест «Красно-черные таблицы» — оценка переключения внимания.

11. Тест «Перепутанные линии» — оценка устойчивости внимания.

12. Корректурная проба: «Информационный поиск» — оценка кратковременной памяти, внимания.

13. Тест «Умозаключения» — оценка логического мышления.

14. Тест «Компасы» — оценка пространственного воображения.

и др.

К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

2. Метод последовательной динамической оценки — МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

.

Специфика интервьюирования заключается в том, что:

  • осуществляется непосредственный контакт в ходе общения респондента с интервьюером;
  • интервьюер в ходе интервью не теряет контроль над процессом опроса и может в любой момент повернуть ход интервью так, чтобы и опрашиваемый мог легче ориентироваться в интересующем исследователя вопросе, и в то же время не отступить от цели и задач исследования;
  • интервью — это эмоциональный процесс общения, значительно больше психологизированный, чем анкетный опрос. Психологическое влияние интервьюера (его внешний вид, стиль беседы, профессионализм) значительно сильнее, чем у анкетера при коллективном (групповом) опросе;
  • интервью оправдывает себя при работе с небольшими группами респондентов (эксперты, фокус-группы и т. п.) либо индивидуально;
  • интервью позволяет избежать влияния третьих лиц на отвечающих;
  • степень анонимности при интервью иная, чем при анкетном опросе. Интервью не может полностью сохранить респондента анонимным. По сущности интервью — метод персонифицированного опроса.

Сущность метода анкетирования

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных .