Лидерство и мастерство общения

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Методы Сократа

Обычно Сократ применял в своих диалогах два приема. Первый из них – ирония. Заключался он в том, чтобы показать собеседнику, насколько он невежествен. Философ специально подводил оппонента к совершенно абсурдным выводам, позволял ему следовать за ложными идеями в рассуждениях. Изначально предполагалось, что человек, когда увидит, что сам себя загнал в ловушку, осознает свои ошибки, и это вызовет у него улыбку.

Второй прием – «обличие» – предполагает возникновение у собеседника интереса к своему же мышлению. Именно данному вопросу посвящен один из важнейших философских афоризмов – «Познай себя». Данная фраза была начертана на стене древнего храма Апполона, расположенного в Дельфах. Сократ считал эти слова очень важными, ведь все его мастерство философа было направлено на особую цель: помочь людям разрешать теоретические трудности силами своего ума.

Лидерство и мастерство общения

Также следует отметить, что, с точки зрения логического построения диалога, Сократ использовал метод индукции. Иными словами, его рассуждение ведется от частного к общему. То или иное понятие получало в процессе сократовского диалога определение посредством серии уточняющих его границы вопросов.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
Участники спора находят истину.
В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Лидерство и мастерство общения

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократовский диалог: пример в консультировании

Рассмотрим диалог психотерапевта и клиента. Пациенту 28 лет, он работает программистом в одной из крупных компаний. Он устроился в нее недавно, но в течение всего времени работы его не покидают мысли об увольнении. Хотя его работа ему нравится, конфликты с коллегами не прекращаются. Одну из сотрудниц он довел до слез, пытаясь принизить ее умственные способности в отношении пользования компьютером. Рассмотрим беседу данного клиента с терапевтом в качестве примера сократовского диалога в психотерапии.

Терапевт: Вы стараетесь доказать другим сотрудникам свою правоту для того, чтобы ваша работа была более эффективной?

Пациент: Да.

Т.: А другие сотрудники говорят, что изначально они привыкли работать совершенно по-другому?

П.: Именно.

Т.: Эта ситуация похожа на поговорку о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят

П.: Приблизительно так.

Т.: Я припоминаю, как мне пришлось приехать в гости из столицы к своим родственникам за город, и то разительное отличие в обычаях, общении между жителями крупного города и деревни. И это несмотря на тот факт, что городок находится всего лишь в 120 км от мегаполиса.

П.: Что здесь говорить, меня в детстве отправляли в городок в 10 км от столицы, где дверь в подъезд люди открывали исключительно ударом ноги. Тогда мы недолюбливали жителей больших городов… Погодите, так что же это, для своих коллег я похож на горожанина, приехавшего погостить в провинцию?

Лидерство и мастерство общения

Использование данного метода полезно как для психологов и педагогов, так и для людей, далеких от этих сфер. При помощи метода сократовского диалога можно подвести собеседника к определенному выводу, склонить его принять свою точку зрения.

Три да в сократовском методе

Данный способ только недавно стал называться принципом трех «да». Но до нашего времени он дошел, не меняя своей основной идеи

В процессе построения сократовского диалога с собеседником важно соблюдать главные правила и составлять вопросы так, чтобы другой человек без сомнений отвечал «да». При помощи данного метода можно предотвратить агрессивные споры, в которых люди преследуют цель утвердить за собой последнее слово, а не доказать при помощи очевидных фактов свою правоту

В процессе словесной перепалки возникает два вида общения – диалог и монолог. Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее.

Сократический метод.

Задаче нахождения
«всеобщего» должен был, способствовать
его особый философский метод.
«Сократический» метод, его задача
обнаружение «истины» путем беседы,
спора, полемики, явился источником
идеалистической «диалектики». «Под
диалектикой понимали в древности
искусство добиться истины путем раскрытия
противоречий в суждении противника и
преодоления этих противоречии. В
древности некоторые философы считали,
что раскрытие противоречий в мышлении
и столкновение противоположных мнений
является лучшим средством обнаружения
истины».

«Сократический»
метод – это прежде всего метод
последовательно и систематически
задаваемых вопросов, имеющих своей
целью приведение собеседника к
противоречию с самим собой, к признанию
собственного невежества. Что и является
сократовской «иронией». Но он не
ставит своей задачей только “ироническое”
раскрытие противоречий в утверждениях
собеседника, но и преодоление этих
противоречий с целью добиться «истины».
Продолжением и дополнением «иронии»
служила «майевтика» – «повивальное
искусство» Сократа (намек на профессию
своей матери). Он говорил, что как бы
помогает своим слушателям родиться
заново, познанию “всеобщего” как основы
истинной морали. Сократ хотел этим
сказать, что он помогает своим слушателям.
Основная задача «сократического»
метода – найти «всеобщее» в
нравственности, установить всеобщую
нравственную основу отдельных, частных
добродетелей. Эта задача должна быть
разрешена при помощи своеобразной
«индукции» и «определения».
«Индукция» и «определение» в
диалектике Сократа взаимно дополняют
друг друга.

  1. «Индукция»
    – это отыскание общего в частных
    добродетелях путем их анализа и
    сравнения;

  2. «Определение»
    – это установление родов и видов, их
    соотношения.

Пример: Разговор
с Евтидемом, готовившимся к государственной
деятельности и желавшим знать, что такое
справедливость и несправедливость.
Сократ применил свой «диалектический»
метод мышления. Он предложил дела
справедливости заносить в графу «дельта»,
а дела несправедливости – в графу
«альфа». И начал задавать вопросы
Евтидему, куда, что занести:

вопрос Сократа

ответ Евтидема

ложь

«альфа»

обман

“альфа”

воровство

“альфа”

похищения
людей для продажи в рабство

“альфа”

можно
ли что-либо из перечисленного занести
в графу «дельта»

нет

Хорошо сказал
Сократ и задал Евтидему вопрос такого
рода:

справедливо
ли обращение в рабство жителей
несправедливого неприятельского
города

“дельта”

обмана
неприятеля и относительно кражи и
грабежа добра у жителей неприятельского
города

“дельта”

Подобные поступки
были приняты справедливыми. Евтидем
первоначально думал, будто бы вопросы
Сократа касаются только друзей. Хорошо,
но тогда все эти поступки раннее
занесенные в графу “несправедливость”
следует занести в графу “справедливость”.
Евтидем согласился. Следовательно,
прежнее «определение» неправильно
и следует выдвинуть новое «определение»:
«По отношению к врагам такие поступки
справедливы, а по отношению к друзьям
несправедливы, и по отношению к ним,
напротив, следует быть как можно
справедливее».

Вроде бы он уже и
так многое доказал, но таков Сократ. Он
не остановился и, снова прибегая к
«индукции», показал, что и это
«определение» неправильно и требует
замены его другим. Для достижения этого
результата Сократ снова обнаруживает
противоречия в положении, признанном
собеседником за истинное, а именно в
тезисе о том, что в отношении друзей
следует говорить только правду.

Правильно
ли поступит военачальник, если он, для
того чтобы поднять дух войска, солжет
своим войнам, будто бы приближаются
союзники

“дельта”;

Не
справедливо ли будет, если отец обманет
своего заболевшего сына, нежелающего
принимать лекарство, и под видом пищи
заставит его это лекарство принять,
и тем самым своей ложью вернет сыну
здоровье

Евтидем
соглашается и признает, что этот обман
следует признать справедливым;

Как
назвать поступок того человека,
который, видя своего друга в состоянии
отчаяния и боясь, как бы он не кончил
жизнь самоубийством, украдет или
просто отнимет у него оружие

и
этот грабеж он заносит в графу
справедливости.

В результате
Евтидем нарушает свое предыдущее
“определение” и приходит к выводу, что
и с друзьями не всегда надо быть правдивым.

Далее Сократ
переходит к вопросу о различии
добровольного и недобровольного
поступка, продолжая свою «индукцию»
и добиваясь нового, еще более точного
«определения» справедливости и
несправедливости. Определение
несправедливых поступков по Сократу,
такие поступки, которые совершаются в
отношении друзей с намерением им
навредить.

Здоровье

Да-да! Лидер должен быть здоровым. Физическое и моральное здоровье – это те киты, на которых держится основа лидера

Для активной жизненной позиции, для того, чтобы люди шли за вами нужно иметь силы. Ведь нет ничего хуже, чем заболеть перед важной встречей. Или не встретиться с партнером из-за того, что вы устали от дневных забот

Спорт помогает всегда оставаться в тонусе. Правильно подобранная тренировка придает сил и заряд энергии.

Подтянутые мышцы подарят вам уверенность при выступах на публике. Вам не надо будет краснеть из-за того, что вы не можете отжаться или подпрыгнуть. Согласитесь, такая уверенность в своих силах будет не лишней для лидера. Но даже отменное здоровье блекнет, если у человека отсутствуют духовные идеалы. Ведь лидер и сам чем-то напоминает икону.

Икону поведения и стратегии, как минимум. Хорошо, если вы найдете свое признание и у вас будет духовный отец. Его поддержка поможет собраться в нужную минуту. А высокие идеалы, ради которых вы все и делаете, не позволят отступиться, если возникнут какие-нибудь трудности.

Что мешает многим людям развить в себе лидерские качества

Лидерство и мастерство общения

Многие люди на работе, дома, в любом другом коллективе стремятся стать лидером. Они хотят быть лучшими в классе, коллективе, семье, кругу друзей. Лучший – это первый. Быть лидером можно в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Многие люди, а правильнее сказать, что подавляющее их большинство остаются ведомыми. На это есть объяснимые причины.

  1. Отсутствие цели. Если у человека нет идей, стремлений, он не знает, какие задачи должен выполнять и во имя чего, он не понимает как стать лидером в коллективе на работе, в собственной семье.
  2. Страх. Он бывает разным. Основной заключается в неизвестности, боязни повторить то, что было раньше. Сюда относят такие качества, как неуверенность, стеснение, чувство вины. Такие черты характера не для лидера коллектива.
  3. Низкая самооценка. Если вы не цените и не уважаете себя, не развиваете способности, так как не уверены в их наличии, вы так же будете относиться к сотрудникам коллектива.
  4. Наличие внутренних барьеров. Личность формируется на протяжении многих лет. Если за эти годы вы не научились воспринимать реальность, видеть вперед на несколько шагов, вы не сможете повести за собой людей.
  5. Неспособность управлять собственной жизнью. Неготовность принимать решения.
  6. Отсутствия нужных навыков и знаний. Будущий лидер должен постоянно развивать свою личность. Знания, навыки, опыт в конкретной области помогут достичь поставленной цели.

Человек, стремящийся иметь руководящую позицию, должен быть уверенным в себе, четко формулировать мысли, излагать их ясно и конкретно, у него должна быть своя точка зрения.

Какие барьеры встречаются чаще всего

На пути лидера коллектива чаще всего  встречаются такие барьеры:

  1. Нечетко выраженная цель, поставленная перед коллективом задача. Неудача на пути к лидерству преследует тех, кто слабо их видит.
  2. Ожидание мгновенного решения, нетерпеливость. Человек, пытающийся изменить себя мгновенно, никогда не станет лидером в коллективе. Нужно довольствовать небольшим результатом. Чтобы вырос величественный дуб, нужно сначала посадить маленький желудь. Сроки на выполнения поставленной задачи должны быть реальными.
  3. Боязнь рисковать, испытать себя в новых ситуациях.
  4. Отсутствие веры в собственные силы. Своим развитием вы должны управлять самостоятельно, и только от вас зависит, станете ли вы лидером. Нужно учиться управлять своей жизнью.
  5. Недостаток знаний, опыта. У каждого имеются собственные жизненные обстоятельства, черты характера, качества, присущие только ему. Изучение биографии успешных людей не помогут вам стать лидером.

Чтобы повести за собой людей, необходимо осознавать свою уникальность. Волшебных рецептов для этого не существует. Нужно использовать собственные знания, энергию, опыт, навыки и применять их в коллективе.

Можно ли найти универсальный метод того, как стать лидером

На современном психологическом рынке много самых разнообразных «полезных советов», помогающих стать лидером в коллективе. Но практической ценности они не имеют, так как нет таких «рецептов» для всех желающих. Каждый человек по-своему уникален, и он должен это осознать. Для того чтобы стать первой скрипкой в оркестре нужно не заимствовать чужие секреты, а искать собственные, раскрыть дар, воспользоваться своими навыками и энергией.

Любой из перечисленных барьеров, а у каждого они имеются собственные, становится преградой на пути к успеху. Если вы хотите стать лидером в коллективе, ищите собственные пути. Для того, чтобы реализовать поставленные цели, приобретайте новые знания и навыки

И что важно – не стоит бояться поражений. Лидеру страх не присущ

Сократовский метод в психологии

Беседа является одним из основных психотерапевтических инструментов, при этом широко применяется в консультировании и сократовский диалог. Психотерапевт тщательно готовит вопросы клиенту, чтобы научить его новым моделям поведения. Цели вопросов сводятся к следующему:

  • Прояснить имеющиеся затруднения.
  • Помочь пациенту обнаружить свои неправильные психологические установки.
  • Исследовать значимость тех или иных событий для пациента.
  • Оценить последствия, которые порождает поддержание негативных мыслей.

При помощи техники сократовского диалога психотерапевт не спеша подводит своего клиента к определенному выводу, который им уже заранее запланирован. Данный процесс основывается на применении логических аргументов, в которых и заключается смысл этой методики. Во время беседы с клиентом терапевт задает вопросы так, чтобы пациент отвечал только положительно. Тем самым он подходит к принятию определенного суждения, которое изначально было для него абсолютно неприемлемым.

Коммуникации в лидерстве

В одном из номеров Международного журнала бизнеса и менеджмента опубликована статья «Коммуникация, преданность и доверие». На основе изучения ответов респондентов-работников крупных компаний, определили, на чем базируется преданность и доверие обычного рабочего. Основные пункты — это эффективная связь с высшим руководством, умение менеджеров слушать, прямая и честная коммуникация работодателя и подчиненных вне зависимости от состояния дел в компании. Такое положение дел дает возможность констатировать, что развитие коммуникативных навыков для лидера – важная задача, а ее позитивное решение напрямую зависит от практики.

Упражнение 4.1. Самопрезентация

Научитесь за 30 секунд рассказывать о себе все самое важное. Проектируйте разные ситуации, в которых это может пригодиться

Это должен быть не просто заготовленный текст на все случаи жизни. Важно помнить, что от представления во многом зависит исход ситуации.

Эта техника будет полезной в тех случаях, когда вам необходимо произвести благоприятное впечатление на собеседника, к примеру, при трудоустройстве, при встрече с деловыми партнерами, во время выступления на конференции

Учитывая специфику обстановки, важно уметь презентовать себя правильно

Упражнение-рекомендация 4.2. Будьте уверенными. Умение убедить собеседника в своей правоте, заставить принять вашу точку зрения, напрямую зависит от вашей уверенности в том, что вы говорите.

Интересный эксперимент, призванный развить уверенность участников проекта, провели в Токийском университете. Для того чтобы усовершенствовать свои коммуникативные навыки, студенты отправлялись на вокзал, где громко пели там песни, декламировали стихи, приставали к пассажирам с глупыми просьбами. Такое упражнение способствует развитию стрессоустойчивости, преодолению страха перед неловкими и непредсказуемыми ситуациями, которые могут возникнуть в процессе общения.

Упражнение 4.3. Анализируйте свой опыт. Делайте выводы. Если вы не добились необходимого, определите факторы, которые помешали вам достичь желаемого результата, избегайте повторения подобного в будущем.

Помимо, безусловно, необходимых для разговора качеств, таких как вежливость, четкость, структурированность, простота, не забывайте об уловках из психологии. Чаще называйте собеседника по имени, установите визуальный контакт, следите за жестикуляцией, следуйте в некоторых жестах собеседнику, уточняйте, интересуйтесь его мнением.

Помните, что барьерами для ясной коммуникации, а значит и понимания, которого мы стремимся достичь, могут стать:

  1. Отсутствие уважения между собеседниками.
  2. Плохо определенные цели коммуникации.
  3. Невозможность установить лучшее средство для связи (не всегда электронная почта или разговор по мобильному телефону являются лучшими способами для общения по важным вопросам).
  4. Игнорирование эмоций или ценностей собеседника.
  5. Непонимание со стороны слушателя.
  6. Запугивание, угрозы во время диалога.
  7. Дача ложной, неправдивой информации, обман собеседника.

Зачем развивать коммуникабельность

Что особенного в коммуникабельном собеседнике? В первую очередь такой человек любит общаться. Он получает удовольствие от процесса общения, пытается узнать что-то новое, он знакомится с новыми людьми, получает положительный опыт и учит чему-либо собеседника.

Умение общаться позволяет успешно строить жизненные приоритеты. Ведь гибкость, лояльность в разговоре, понимание собеседника помогают добиться итоговой цели.

Если вы разовьете в себе эти навыки, то вы вполне можете стать лидером в любом коллективе, сможете добиться повышения по карьерной лестнице, научитесь проявлять инициативность в разных вопросах.

Интересного и общительного человека всегда замечают, он становится эпицентром всеобщего внимания.

Посмотрите на ведущих развлекательных телепередач. Они всегда коммуникабельны и открыты. Они понимают, когда можно уместно пошутить, задать тот или иной вопрос.

Как научиться методу сократовского диалога

Для этого необходимо придерживаться следующих правил.

  • Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
  • Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
  • Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
  • Стараться проявлять инициативу – не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.

Преимущества коммуникабельности:

  1. возможность достижения успеха в разных сферах жизни (карьера, семейная жизнь, творчество);
  2. обретение душевной гармонии, избавление от комплексов и излишней замкнутости;
  3. возможность самореализации во всех сферах общественной жизни;

Мы проявляем признаки коммуникабельности в повседневной жизни. Но одних людей можно назвать «душой компании», а других лишь молчунами.

И если посмотреть на общительных людей, то можно заметить, что они легко идут к намеченным целям и добиваются успеха по жизни.

Общительность и уверенность в себе помогают и в деловой сфере. Многие работодатели выбирают разговорчивых кандидатов на вакантную должность, ведь такой сотрудник легко может найти общий язык с клиентом, соответственно он принесет прибыль компании.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

  • Как не поддаваться на провокации и избегать конфликтов
  • Сократический диалог: что это такое и где его применять
  • Искусство small talk
  • 7 коммуникационных стратегий для хорошего руководителя
  • Умение слушать: простые правила эффективной коммуникации

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей. С точки зрения развития навыков коммуникации, важным фактором достижения успеха в борьбе за лидерство является умение выступать публично

О подготовке такого выступления и основах ораторского искусства вы можете узнать подробнее на нашем сайте в разделе «Ораторское искусство»

С точки зрения развития навыков коммуникации, важным фактором достижения успеха в борьбе за лидерство является умение выступать публично. О подготовке такого выступления и основах ораторского искусства вы можете узнать подробнее на нашем сайте в разделе «Ораторское искусство».

Определив важность эффективной коммуникации в процессе становления лидера, перейдем к следующему уроку

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей

Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого

Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Лидерство и мастерство общения

Определение метода и его особенности

Сократовским диалогом принято называть ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.

Именно по этой причине некоторые ученые любили называть Сократа первым психоаналитиком. Ведь психоаналитики также не стремятся разъяснять пациентам, что правильно, а что нет. Они лишь подталкивают человека к тому, чтобы он обнаружил важные для себя вещи. В процессе ведения беседы Сократ задавал вопросы в определенном порядке, так, чтобы ответы собеседника образовывали между собой связный рассказ, где один факт логически вытекает из другого. Собеседник же при этом самостоятельно облекает в слова те идеи, которые до этого были ему неведомы, но к которым он пришел в процессе сократовского диалога при помощи рассуждений.

Лидерство и мастерство общения

Советы: как стать настоящим лидером в коллективе

Лидерство и мастерство общения

Не каждый руководитель — лидер коллектива. Но научиться быть первым ему придется. В противном случае указания начальника сотрудники часто игнорируют, выполняют их с трудом, а за спиной его обсуждают. Шанс добиться успеха при такой ситуации приравнивается к нулю. Идеальный лидер – руководитель предприятия, который четко видит цель, грамотно ставит задачи, способен повести за собой коллектив. Чтобы понять, как быть лидером в коллективе, нужно учиться, совершенствоваться. Путь не легкий, но он обязательно приведет к успеху.

Информирован – значит, вооружен

Если вы планируете стать лидером коллектива, необходимо знать о каждом сотруднике как можно больше информации:

  • образование, возраст, семейное положение, профессиональные навыки, сильные черты характера человека, отношение к нему в коллективе;
  • имеются ли в коллективе потенциальные союзники;
  • на кого из людей можно рассчитывать, кто способен подвести;
  • есть ли в коллективе неформальный лидер.

Истинный лидер интересуется проблемами своих сотрудников, старается помочь им, узнать о своем предшественнике, как складывались при нем взаимоотношения в коллективе. Такая информация поможет направить взаимодействие с коллективом и с каждым человеком в нужное русло.

Секреты управления

При изучении информации о сотрудниках коллектива, рекомендуется одновременно устанавливать с ними контакт. Помогут в этом доброжелательные отношения, вежливость, справедливость. Не стоит сразу показывать, кто является в коллективе лидером. Людей отталкивает жесткость, диктат, манипуляции. Они перестанут доверять, и взаимопонимание навсегда будет утрачено. Но и казаться добреньким начальником тоже не стоит. От сотрудников коллектива требуется добросовестное исполнение функциональных обязанностей, четкое выполнение поставленных задач. Хорошо, если руководитель по некоторым вопросам советуется со своими подчиненными, интересуется развитием определенной ситуации.

Завоевание авторитета

Лидерство и мастерство общения

В большинстве случаев смена руководителя для коллектива стресс. Поэтому и авторитет у сотрудников лидеру нужно завоевывать постепенно. Людям нужно время, чтобы понять, что собой представляет начальник, уяснить его требования, почувствовать в нем лидера. Бывают такие ситуации, когда подчиненные обращаются к вышестоящему руководству. Не стоит на это реагировать излишне негативно. Необходимо умело показать коллегам, что эти вопросы решаете вы, так как являетесь лидером. Новшества рекомендуется вводить постепенно.

Лидерство – трудная работа. И только человек, уверенный в своих силах, знаниях, навыках способен грамотно преодолеть стоящие на пути преграды.

Организация рабочего процесса

Настоящий лидер в коллективе способен четко организовать работу подчиненных. Для этого он знакомится с сотрудниками, их должностными обязанностями, фронтом работы, закрепленным за каждым человеком. В процессе работы лидер коллектива ясно видит картину. Он понимает, насколько загружен тот или иной сотрудник, эффективен его трудовой день. Часто в коллективе бывает так, что одна часть людей тянет на себе основной объем работы, другая – прохлаждается. Задача лидера – равномерно распределить нагрузку между всеми сотрудниками коллектива, выяснить, кто предпочитает работать индивидуально.

Лидер в коллективе — одновременно руководитель, организатор, психолог. Он на своем примере должен показать подчиненным умение организовать рабочий процесс, правильное распределение времени, пунктуальность, доброжелательность, требовательность.

Организационная культура

Эффективность работы коллектива во многом зависит от взаимоотношений сотрудников, их поведения, установленных правил и требований. Лидер в коллективе также обязан неукоснительно их выполнять. Если сложившаяся ситуация ему не понятна, рекомендуется пообщаться с опытными сотрудниками коллектива, которые помогут внести разъяснения.

Если сложившаяся организационная культура в коллективе не приемлема для нового начальника, ее постепенно придется поменять. Его может не устраивать одежда, в которой сотрудники ходят на работу, частые чаепития и перекуры, имеющиеся должностные инструкции, невыполнение поставленных задач

Поэтому важно получать информацию о каждом сотруднике, ситуациях из первых уст. Хорошо перемены приурочить к какому-либо событию предприятия

Это даст возможность показать приглашенным гостям лучшие стороны коллектива, произвести на них положительное впечатление. И в этом заслуга лидера.