Как мы делали SCRUM

Зачем она нужна

Scrum – методология, позволяющая правильно формировать ресурсы и максимально использовать потенциал команды. Именно благодаря ей руководители могут держать ситуацию под контролем, в максимально короткие сроки находить новые идеи, которые в дальнейшем реализуются и предоставляются пользователям. Благодаря данной системе удобно собирать крупицы идей у всех своих подчиненных и составлять из них цельную идею. Кроме того, такой метод позволяет регулярно собирать информацию о проделанной работе, выбирать методы мотивации и определять слабые звенья, которые тянут компанию или команду вниз. Кроме того, эта методология удобна тем, что позволяет правильно распределять ресурсы без каких-либо определенных правил и установок, то есть действовать в зависимости от ситуации. Главным отличием является правильное распределение времени, практически каждый шаг, каждое высказывание и собрание персонала — все имеет определенный отведенный для него промежуток времени. Благодаря данным технологиям и появилось такое понятие, как логистика времени, основанное на правильном распределении ресурсов.

Как мы делали SCRUM

Что такое Scrum

Как мы делали SCRUM

Скрам возник в 1993 году как подход к разработке программного обеспечения. Сегодня он внедрён в различные области производства и бизнеса. Его также применяют для достижения лучших результатов в жизни отдельного человека.

Стоит сказать, что Scrum — это только подход, но не план действий или инструкция, по которой необходимо чётко следовать. Это методология позволяет получить результат с минимальными затратами в короткие сроки. Самой главной характиристикой скрама является гибкость.

В этом подходе существуют и свои недостатки: активное участие заказчика, что не всегда возможно, и слаженная команда. Если обе эти задачи будут решены, и вашей команде и вам лично будет подходить этот метод, то результат превзойдёт свои ожидания.

Scrum управление проектами — основные принципы

Разберём основные положения Scrum управления проектами, которыми стоит руководствоваться, если вы решили испытать эту методику. Не обязательно следовать чётко все принципам, так как некоторые могут изначально не подходить вам или вашему бизнесу.

Выберите визионера. Обычно это владелец самого продукта. Этот человек обладает видением того, что должно быть на выходе. Он понимает, как должно быть всё устроено, и является путеводной звездой для всего проекта.

Выберите скрам-мастера. Это человек, которые решает все мелкие и многочисленные задачи, устраивает короткие собрания и следит за выполнением самого подхода.

Выберите команду. Найдите тех, кто лучше всего вам подходит для работы над проектом. Scrum подразумевает малое количество участников от 3 до 12.

Создать бэклог. Это список всех требований к продукту по приоритетности. Составляется он с учётом все людей, принимающих участие в создание продукта.

Оцените список задач. Пусть команда определится, что ей необходимо и достаточно ли знаний, умений и информации для реализации каждой из задач. Также задайте сложность каждой задаче, можно сделать это с помощью чисел Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21. При подведение итогов и сравнению с прошлым опытом необходимо сравнить количество баллов.

Запланируйте спринт. Это краткосрочный забег на 1 или 2 недели, который команда сама планирует. Берётся определённое количество заданий, с которыми по мнению команды она может справиться. Если уже пройдено несколько спринтов, то стоит учитывать количество прошлых баллов. Должна наблюдаться динамика.

Видимость процесса

Очень важно сохранять прозрачность процесса для скорейшего достижения результата. Для этого можно завести скрам-доску с колонками: «нужно сделать», «в процессе» и «сделано»

Для этого подойдёт обычная доска в офисе или мобильное приложение Trello.

Ежедневные собрания. Это встреча Scrum-мастера и команды, которая длится не более 15 минут. На ней разбираются несколько основных вопросов: «что делал вчера для спринта», «что будешь делать сегодня для завершения спринта» и «какие препятствия встают перед командой». Это необходимо для быстрого устранения любых проблем скрам-мастером.

Обзор спринта. Это собрание, на котором команда предоставляет свои результаты — что она сделала окончательно по завершению спринта.

Собрание после завершения спринта. На этом обсуждении должны присутствовать все. Главный упор делается на улучшении процесса, а не на поиске виноватых и нерешаемых препятствий. Что можно улучшить? Что поможет ускорить процесс? Что можно внедрить? и так далее. Занесите результаты в бэклог.

Следующий спринт. Начинайте его немедленно с учётом прошлого опыта. Непрерывность, развитие и гибкость — важнейшие параметры скрама.

Все эти пункты в совокупности представляют скрам. Но это только подход, а не метод. Совершенствуйте его под себя и свой бизнес, будьте гибкими.

Scrum управления проектами набирает популярность, его используют в голландских школах, в Уганде для борьбы с бедностью, в огромном количестве IT-проектов, бизнесах и в других сферах. Скрам повышает эффективность и производительность, поэтому я советую хотя бы на несколько недель ввести его в свою жизнь и/или бизнес.

В этом подходе прослеживается свобода творчества и ответственность за свой результат, которые дают удивительный результат. Дайте людям творить, делать то, что они считают эффективным и правильным, но пусть несут за это ответственность. Попробуйте применить это правило к своим сотрудникам и себе лично. До встречи в следующих статьях! Успехов!

Технология Demo

Также стоит отметить, что эта методология имеет ряд способов, которые позволяют оценить результат или проанализировать его, также имеется возможность заранее представить модель конечного результата, что позволит понять, как именно должен будет выглядеть продукт. Demo Scrum – это и есть способ, который используется в данной методологии. Он позволяет визуально и функционально представить, как должен выглядеть конечный результат, чтобы персонал отчетливо понимал, над чем работает. Такой род мотивации порой дает отличный результат, так как конечный продукт порой вдохновляет работников, и они работают в полную силу. Кроме того, Demo Scrum позволяет заранее понять, а возможно ли создать продукт, как он будет выглядеть, понравится ли это окружающим. В общем, провести комплексный преждевременный анализ результата, который позволяет рассмотреть возможные ошибки и заранее внести необходимые коррективы в свою работу.

Как мы делали SCRUM

Технология Retrospective

И последний момент, касающийся нашей технологии, относится к проводимым встречам, которые также носят свои наименования. Retrospective Scrum – встреча, которая позволяет все обсудить в дружеской беседе, она обеспечивает свободную критику и легкую отчетность о проделанной работе. То есть проводится неформальное собрание, где все в дружеской обстановке обсуждают все, что было сделано и что нужно изменить. Также персонал докладывает о проделанной работе и объясняет, почему не получилось добиться того или иного результата, не опасаясь увольнения или выговора. Retrospective Scrum позволяет персоналу сплотиться и быть более искренним по отношению к себе и окружающим. Благодаря этому можно получать максимально подробную и достоверную информацию, ознакомиться со скрытыми проблемами, которые имеются в коллективе, и постараться их решить совместными усилиями.

Как Scrum помог команде Philip Morris Ukraine:

Сотрудники видят, что происходит с брендом в реальном времени. На стендапах обсуждаются все цели. Даже человек, который не выполняет задачу, сможет рассказать, в каком она состоянии.

Опытные коллеги помогают остальным. Члены команды учитывают чужие ошибки и не повторяют их.

В коллективе появилось доверие. Люди не боятся говорить о проблемах и это позволяет устранить все, что мешает.

Как внедряли Scrum в компании «Watsons Украина» рассказывает Ольга Ильина

Полгода назад топ-менеджеры прошли обучение по Agile. Появились интересные посты в Facebook об этой методологии, руководители поделились инсайтами со своими командами. Потом состоялся мастер-класс от Юрия Козия для сотрудников.

Для корпоративной библиотеки мы купили книгу Джеффа Сазерленда «Scrum: Революционный метод управления проектами».

Мы обычная компания, со своими опасениями и смелыми решениями. Некоторых коллег подход увлек, и они стали внедрять его в работу. Другие отделы еще присматриваются.

Кто-то не верит, что Scrum-методология работает вне IT.

Меня заинтересовали возможности этой методологии. Если система функционирует хорошо, то применение Scrum сделает ее лучше. Это процесс постоянного улучшения. Если в работе сбои, то вы поймете, почему они возникают.

Вреда Scrum точно не принесет. Первым в компании начал использовать фреймворк департамент по клиентскому опыту. Потом методика пришла в отдел коммерческого анализа и планирования.

Я с интересом читала все, что связано с этой темой, прошла дополнительное обучение. Перешла в финансовый департамент, и мы начали работать по Scrum. У нас в команде 6 человек, мы встречаемся на ежедневные стендапы, проводим планирование, демо и ретроспективу.

Соблюдаем не все принципы, Scrum — процесс эмпирический. Мы пробуем методику и получаем опыт. Одно берем в работу, от другого отказываемся, что-то модифицируем. 

Scrum-управление предполагает постоянное движение.

Внедрение Agile

Примеров внедрения Эджайл в работу компаний есть достаточно много. И практически все они говорят, что оно требует целого комплекса важных мероприятий.

Для начала выбирается конкретный метод, что зависит от условий проекта. Затем определяются задачи и цели, основной дедлайн и сроки спринтов, численность команды и другие составляющие работы над проектом

Важно подобрать метод, отвечающий максимальному количеству требований

Как мы и сказали, для внедрения Agile необходима команда профессионалов. Все ее члены должны знать базовые идеи и принципы методологии и уметь их применять. Если в компании нет таких людей, сотрудников нужно обучить. Руководство компании, решившей перейти к использованию Аджайл, также должно четко понимать, готова ли организация к изменениям, можно ли применять систему к своим проектам и т.д. Чаще всего, чтобы ответить на эти вопросы, приходится обращаться к специалистам по Agile.

На следующем этапе приглашается человек, имеющий опыт работы с системой. Он демонстрирует ее, разъясняет суть спринтов и действий, функции членов будущей команды, особенности взаимодействия между ними и другие вопросы. И только после этого формируется новая команда, распределяются роли, задачи и обязанности, подбираются инструменты для ведения аналитики, отчетности и т.д.

Окончательным этапом будет первый опыт с Аджайл, т.е. первый проект с его использованием. Нужно понимать, что неизбежны ошибки, недочеты, нестыковки, отставания. Придется отказаться от одних инструментов и заменять их другими, возможно – менять роли между людьми в команде. Первый опыт – это процесс адаптации, причем адаптации двухсторонней: компания привыкает к методологии, а методология подстраивается под компанию.

Ключевые моменты в применении Agile

Agile-методология основывается, в первую очередь, на визуальном контроле. Чаще всего участники проекта, работая над достижением результата, пользуются специальными цветными карточками. Один цвет сигнализирует о завершении планирования какого-то элемента конечного продукта, другой – о завершении его разработки, третий – о готовности и т.п. Визуальный контроль позволяет команде иметь наглядное представление о текущем состоянии процесса и гарантирует одинаковое видение проекта всеми ее членами.

Члены команды и клиент в большинстве случаев работают вместе и рядом. Благодаря этому существенно ускоряются многие рабочие процессы, которые связаны с информированием участников проекта. Кроме того, совместная работа способствует созданию здоровой атмосферы для плодотворного и эффективного сотрудничества и скорейшего достижения результатов.

Когда руководитель проекта, команда и клиент действуют сообща, исключается опасность недопонимания целей и утери информации. Все рабочие процессы становятся максимально прозрачными, а это значит, что любые возникающие проблемы можно разрешать практически моментально и находить лучшие варианты их решения.

Особое внимание нужно уделить руководителю проекта. Его нельзя назвать человеком, раздающим указания налево и направо

Руководитель здесь выступает скорее в роли лидера, который задает направление и определяет правила сотрудничества и работы. Другими словами, Agile-управление является адаптируемым.

Еще одним важным моментом Agile-методологии является разделение всего объема проекта на несколько более мелких составных частей. Такой подход многократно упрощает процесс разработки, а отдельные группы команды могут фокусироваться каждая на своей конкретной задаче.

Работая над одним циклом, участники проекта овладевают новыми навыками и получают новые знания, а также анализируют допущенные в процессе ошибки. Все это сводит вероятность совершения подобных ошибок в будущем (в следующих циклах и других проектах) практически к нулю.

И, наконец, последний значимый элемент подхода – это спринты и ежедневные встречи. Спринтами называются ограниченные конкретными сроками (дедлайнами) отрезки времени, в течение которых команда успевает выполнить определенные задачи. Именно благодаря спринтам команда может видеть результаты своих действий.

Если же мы разделим все время, отведенное на проект, на несколько спринтов, получим конкретное их количество; пусть их будет 15. Каждый спринт длится, к примеру, две недели. Вот как раз в течение этих двух недель (времени, отведенного на спринт) участники каждый день встречаются для обсуждения процесса и прогресса.

Ежедневные встречи не должны превышать 15 минут. Организуются они для того, чтобы каждый член команды дал себе же ответ на три вопроса:

  • Что я делал вчера?
  • Чем я буду занят сегодня?
  • Что мешает мне работать?

Ответы на эти вопросы позволяют держать под контролем процесс, понимать, на какой стадии находится каждый из участников команды, и устранять потенциальные проблемы на пути к цели. Если же обобщить, то внедрение Agile-методологии возможно, если соблюдается несколько условий:

  1. Четко обозначается значение проекта
  2. В процессе реализации активно участвует клиент
  3. Общий объем работ выполняется пошагово
  4. Ориентироваться следует на конкретный результат
  5. Численность одной рабочей группы: от 7 до 9 человек

В настоящее время проект-менеджмент с поддержкой Аджайл по большей части распространен в IT-сфере, однако и деловая сфера его начинает осваивать. Эта система применяется в обучении, маркетинге, бизнесе. Гибкое управление проектами берется на вооружение множеством компаний и государственных структур.

Примеры: правительство Новой Зеландии, правительство Нигерии, Норвежский пенсионный фонд, компания Return Path (программное обеспечение), компания Oreo (производство печенья), компания Aviasales (крупнейший поисковик авиабилетов), компания Hewlett-Packard (крупнейшая американская IT-компания), «Сбербанк» (наверное, знаете, что это).

Эти и многие другие организации используют в работе самые разные методы управления проектами, основанные на Agile

И поговорить об этих методах не менее важно, чем о самой методологии

Манифест Agile

Манифест, созданный программистами, включает в себя 4 базовых идеи и 12 принципов эффективного управления проектами. Любая из систем управления проектами на основе Эджайл (о системах мы поговорим позже) опирается именно на эти идеи и принципы, хотя и использует их в разных вариациях.

Идеи Agile:

  1. Люди и их взаимодействие важнее, чем процессы и инструменты
  2. Рабочее ПО важнее, чем документация
  3. Клиенты и сотрудничество с ними важнее, чем контракт и обсуждение условий
  4. Готовность к внесению изменений важнее, чем первоначальный план

Принципы Agile:

Удовлетворять клиентов, заблаговременно и постоянно поставляя ПО (клиенты довольны, когда рабочее ПО поступает к ним регулярно и через одинаковые промежутки времени)
Изменять требования к конечному продукту в течение всего цикла его разработки
Поставлять рабочее ПО как можно чаще (раз в неделю, в две недели, в месяц и т.д.)
Поддерживать сотрудничество между разработчиками и заказчиком в течение всего цикла разработки
Поддерживать и мотивировать всех, кто вовлечен в проект (если команда мотивирована, она намного лучше справляется со своими задачами, нежели команда, члены которой условиями труда недовольны)
Обеспечивать непосредственное взаимодействие между разработчиками (возможность прямого контакта способствует более успешной коммуникации)
Измерять прогресс только посредством рабочего ПО (клиенты должны получать только функциональное и рабочее программное обеспечение)
Поддерживать непрерывный темп работы (команда должна выработать оптимальную и поддерживаемую скорость работы)
Уделять внимание дизайну и техническим деталям (благодаря эффективным навыкам и хорошему дизайну команда проекта получает возможность постоянного совершенствования продукта и работы над его улучшением)
Стараться сделать рабочий процесс максимально простым, а ПО – простым и понятным
Позволять членам команды самостоятельно принимать решения (если разработчики могут сами принимать решения, самоорганизовываться и общаться с другими членами коллектива, обмениваясь с ними идеями, вероятность создания качественного продукта существенно возрастает)
Постоянно адаптироваться к меняющейся среде (благодаря этому конченый продукт будет более конкурентоспособен)

Постигая Agile, в дополнение к обзору идей и правил обязательно ознакомьтесь с этим небольшим видео, где специалист по проектному управлению, консультант и бизнес-тренер Алексей Таченков рассказывает об основах системы.

Чтобы реально осуществить на практике вышеизложенные идеи и принципы, необходимо придерживаться нескольких правил. Только тогда Agile-менеджмент проекта может быть эффективен.

Scrum

Очень гибкий метод, признанный в семействе Agile наиболее структурированным. Согласно принципам Agile, в «Скрам» проект разбивается на части, подходящие для мгновенного применения заказчиком с целью получить беклоги – заделы продуктов. Впоследствии полученным частям присваивается свой приоритет.

Наиболее важные части первыми отбираются для выполнения в спринте (спринты в Scrum – это итерации продолжительностью от 2 до 4 недель). По итогам спринта заказчик получает рабочий инкремент продукта, т.е. готовые к использованию части. Как только один спринт закончен, проектная команда начинает следующий спринт. Продолжительность спринтов всегда одинакова, но команда всегда сама устанавливает ее, оценивая свою производительность и особенности проекта.

Упрощенная схема работы по Scrum такова:

Как мы делали SCRUM

Чтобы убедиться в соответствии проекта требованиям заказчика, перед началом любого спринта нужно выполнять переоценку еще не выполненного содержания проекта и вносить в него изменения. Участие в этом процессе принимает руководитель проекта, команда и инициатор. Ответственность распределяется на всех участников.

Вся процессуальная структура метода вращается вокруг пяти основных встреч:

Упорядочивание беклога. Встреча напоминает планирование, рассмотренное нами в первом уроке. Проводить ее нужно в первый день нового спринта. На встрече обсуждается то, что уже удалось сделать по проекту и что еще нужно сделать, и определяются дальнейшие шаги. Инициатор ставит задачи, соответствующие новому этапу. Упорядочивание беклога определяет результативность нового спринта.
Планирование спринта. После расстановки приоритетов и определения задач инициатором команда принимает решение о своих действиях на протяжении наступающей итерации и ищет способы достижения поставленной цели

Для этого могут использоваться самые разные инструменты планирования и оценки (важно, чтобы они соответствовали принципам метода). Планировать спринт нужно в самом начале итерации, но по окончании встречи по упорядочиванию беклога.
Летучки

Летучки – это ежедневные встречи, проводящиеся в одно и то же время (на них тратиться, как правило, до 15 минут). Члены команды делятся информацией о статусе своей работы и состоянии проекта, однако никакие решения не принимаются и проблемы не обсуждаются (для этого выделяется отдельное время, и устраиваются дополнительные встречи). Летучки нужны лишь для обмена сведениями.
Подведение итогов спринта. На этом этапе исследуется и адаптируется созданный продукт. Члены команды делятся своими результатами со всеми заинтересованными лицами. Главной задачей здесь является удостовериться в том, что продукт спринта соответствует целям проекта и ожиданиям участников проекта.
Ретроспектива спринта. Этап, проводящийся сразу же после предыдущего, но до того как начнет планироваться новый спринт. Команда определяет степень четкости и слаженности пройденного этапа, исследует появившиеся проблемы в методологии, работе и взаимодействии. Благодаря ретроспективе команда может сделать выводы и повысить эффективность следующего спринта.

Преимущества Scrum:

  • Подходит для проектов, требующих быстрых результатов
  • Легко адаптируется к изменениям
  • Подходит для применения командами, где есть сотрудники с небольшим опытом работы в области реализации конкретного проекта, т.к. все члены команды активно взаимодействуют друг с другом
  • Позволяет совершать «быстрые ошибки», т.е. получать практически мгновенную обратную связь от выполняемых действий благодаря спринтам
  • Позволяет быстро исправлять ошибки и повышать эффективность работы по реализации проекта

Недостатки Scrum:

  • Высокая требовательность к проектной команде (нужно, чтобы в команде было от 5 до 9 человек, и все члены команды должны обладать сразу несколькими компетенциями, необходимыми для реализации проекта, благодаря чему сотрудники могут дополнять и заменять друг друга, а работа никогда не будет стоять на месте)
  • Все сотрудники должны уметь и хотеть работать в команде, быть способны к самоорганизации и активно брать на себя ответственность
  • Подходит не для всех организаций и команд, т.к. схема работы по методу подходит для разработки далеко не каждого продукта (например, построить здание или создать промышленный станок по методу Scrum будет невозможно)

Многие считают, что метод «Скрам» сложен для внедрения, указывая на необходимость в делегировании полномочий, необычную организационную структуру и т.п., однако при умелом использовании и благодаря своей гибкости метод не позволит работе пойти в неверном направлении. Это существенно отличает Scrum от общих принципов Agile.

Где она применяется

Scrum — методология, которая применяется в топовых компаниях мира, которые занимаются разработкой цифровой продукций и распространяют ее в основном через интернет. К таким компаниям можно отнести крупных разработчиков игровых проектов, создателей различных программных обеспечений и даже Apple, где каждое мнение сотрудника оценивается, как золото. Что касается производства и тяжелой промышленности, то там такая технология не прижилась, так как имеются неподъемные ресурсы, огромное количество персонала и большое влияние внешних факторов. В случае с цифровой разработкой успех зависит скорее от маркетинга и успеха, нежели от политики, экономики и прочих факторов влияния. Даже простые команды стартаперов используют данную технологию и работают как одно целое звено, что позволяет им добиваться невероятных успехов.

Как мы делали SCRUM