8 способов научиться думать иначе

Логика может быть орудием зла

Почему человека, который живет исключительно логикой, никто не любит и не одобряет?

Холодный расчет и логика не оставляют места милосердию, любви и самопожертвованию, на которых до сих пор держится наш мир. Логические умозаключения позволяют видеть на несколько шагов вперед, но, как говорится, пути господни неисповедимы — где-то может закрасться погрешность, и четкая логическая система рассыплется, как карточный домик. Таким образом логику и медицину побеждают раковые больные, сумевшие непостижимым образом вылечиться, или женщины, родившие здоровых детей, несмотря на запреты врачей.

Как выглядел бы мир, основанный исключительно на логике? Скорее всего, он был бы благополучным и жестоким — в нем не было бы слабых и больных, бедных и безработных; все люди, не несущие пользу, просто уничтожались бы. Но потому мы и являемся такими, какие есть: когда на поле боя вступают эмоции и чувства, логика терпит поражение. Из-за этого в мире немало бед, но немало и добра — люди помогают друг другу, прощают недостатки своим близким и спасают тех, кого, казалось бы, спасти невозможно.

Логические умозаключения иногда могут идти в разрез с этикой, моралью и даже уголовным кодексом. Не зря ведь маньякам и убийцам кажется, что они поступают вполне логично. Люди — крайне нелогичные существа

Как мы умудряемся делать неверные логические выводы? Как два человека, имеющие одинаковые предпосылки, приходят к разным умозаключениям?

Как уже говорилось, логика — наука, и как всякая наука она не совершенна, поэтому уступает реальной жизни в истинности. Из всякого правила есть исключение, и в таких случаях логика бессильна. Кроме того, наша психика имеет склонность изворачиваться и хитрить, если умозаключение ей не на руку.

Например: Парень ведет себя отчужденно, не звонит, совсем не обращает на меня внимания. Наверное, я ему безразлична.

Так бы сказала девушка, опирающаяся исключительно на логическое мышление, и все было бы просто — она постарается забыть о своем холодном принце, а он никогда и не узнает, что был объектом ее воздыханий. Но не тут-то то было! В бой вступают эмоции и 10% погрешности индуктивного метода.

Отчуждение, безразличие и отсутствие внимания в 90% случаях свидетельствуют о незаинтересованности в отношениях. Но ведь возможно, что он слишком стеснителен или горд, а может, вбил себе в голову, что симпатии нужно демонстрировать именно таким образом? Мало ли у людей «тараканов в голове»?

В таких случаях логика становится орудием эмоций, и под знаменем ошибочных умозаключений совершается немало глупых поступков. Чтобы этого не происходило, нужно различать тонкую грань между истинными логическими умозаключениями и ложными. Для этого и развивается логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление

Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности. Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним. Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.

Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:

  1. Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
  2. Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
  3. Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
  4. Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.

Наглядно-образное мышление

Данный процесс помогает в решении реально существующих проблем и задач без привлечения физических действий, а лишь при помощи образов создаваемых из реальных предметов в голове. В отличие от творческого воображения, объекты, создаваемые в голове реально существуют и остается лишь подобрать варианты их использования для максимально эффективного решения проблемы.

Важным заданием при тренировке данного процесса, развивать способность воссоздания точных образов существующих объектов, для этого подобраны несколько упражнений:

  1. Воспроизведение в деталях увиденного объекта – это тренирует внимательность и позволяет в дальнейшем замечать и сохранять в памяти больше деталей. Для этого вспомните любой предмет или живой объект и постарайтесь его описать для себя максимально точно, сколько на нем точек, какого он цвета, какой характер поверхности, есть ли углы и сколько их? Чем больше деталей вы сможете воссоздавать, тем эффективнее тренируется пространственное мышление, переносящее объекты из реального мира в ваше мыслительное пространство.
  2. Описание явления по памяти – речь идет о реально существующем явлении, свидетелем которого вы были. Например, опишите дождь с грозой, какой запах при этом? Какая температура дождя, он холодный или приятный? И какой окружающий воздух по температуре в сравнении с дождем? Какой стала земля во время дождя, какой характер грунта у вас под ногами? Чем больше деталей удастся воссоздать, тем эффективнее проходит тренировка.
  3. Недавняя прогулка – вспомните последнюю прогулку и дайте как можно больше ответов на различные вопросы о ее деталях: где это было? Сколько вас было человек и во что вы были одеты? Какие звуки вас окружали и о чем вы беседовали? Вы что-нибудь кушали и какой был вкус? Такие упражнения можно развивать и составлять подобные, они одинаково хорошо активизируют процесс создания образа в вашей памяти.

Эдвард де Боно и его концепция

8 способов научиться думать иначе

Эдвард де Боно

Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.

Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».

Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации. Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише. Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.

Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.

Анатолий Вассерман “Научитесь оценивать информацию”

Знаменитый эрудит советует в первую очередь обращать внимание на информацию, которая противоречит вашим убеждениям и взглядам. В большинстве случаев ваших знаний будет достаточно, чтобы обнаружить неточности и ошибки в ней

Если же вы не можете сразу опровергнуть информацию, которая расходится с вашими воззрениями, радуйтесь. У вас есть шанс расширить свое представление о мире и обогатить собственные знания.

Он приводит в пример надпись “не содержит холестерина” на бутылке с подсолнечным маслом. О чем она вам говорит? Если вы в курсе, что в растительных маслах по определению не может содержаться холестерина, смысл этой надписи сводится к одному: производитель держит вас за идиота.

Также Вассерман советует всем прочитать четыре книги для формирования целостной картины мира:

  1. “Анти-Дюринг. Диалектика природы” Фридрих Энгельс;
  2. “Сумма технологии” Станислав Лем;
  3. “Слепой часовщик” Ричард Докинз;
  4. “Наука параллельных вселенных” Дэвид Дойч.

Когнитивное развитие человека

Вся мыслительная система человека требует постоянного развития, начиная с самого рождения, и даже определенные генетические данные, не развивая, можно привести к деградации и потере. Именно в этом русле появилось понятие когнитивного мышления, что дословно означает направленного на всестороннее развитие. Таким образом, предпринимая действия по развитию своего мышления в различных его типах и отраслях, вы поддерживаете когнитивное развитие.

Понятие когнитивной системы человека характеризируется некоторыми базовыми свойствами, такими как эффективность, алгоритмичность, усвояемость, адаптируемость и выразительность. Это составляющие для постоянного развития своего мышления и получения положительных результатов. По данным исследований, каждый человек, при условии отсутствия повреждений, рождается с приблизительно похожими задатками к когнитивному развитию и его дальнейший успех в этом деле зависит только от занятий и упражнений.

Технологии развития мышления

Несомненно, чтобы начать развиваться, не нужно много финансовых затрат и каких-либо снарядов как при занятии спортом, необходимо всего несколько свободных минут в день (скажем, 15 -30 мин), постоянство и эффективное использование выделенного времени. Бесспорно, условия развития мышления не требуют специальных программ в обязательном порядке или только указанных упражнений, однако, рационально использовать собственное время помогут тренажеры для мышления. Их разработчики внедряют последние исследования в данной области для комплексного воздействия на каждый тип мышления

При таком подходе, каждый получает равномерную мыслительную нагрузку, не обделяя вниманием то пространство головного мозга, которое редко используется в повседневной работе

Типы мышления, которые нужно систематически развивать:

  • Логическое
  • Абстрактное
  • Творческое
  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное

3-й ÑÑовенÑ

ÐÑÑлиÑели ÑÑеÑÑего ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÑÑ ÑпоÑобноÑÑÑÑ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ, Ñо еÑÑÑ Ð°Ð´Ð°Ð¿ÑиÑоваÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑепÑиÑ, извлеÑеннÑÑ Ð¸Ð· одного конÑекÑÑа, к дÑÑгим конÑекÑÑам. ЭÑи лÑди не пÑоÑÑо могÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð² полном обÑеме â они ÑоздаÑÑ ÑвоÑÑеÑкие идеи, ÑникалÑнÑе пеÑÑпекÑÐ¸Ð²Ñ Ð¸ инноваÑионнÑе (алÑÑеÑнаÑивнÑе) ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° оÑнове имеÑÑиÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ.

ÐÑÑÐ¾Ð´Ñ Ð·Ð° пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð±Ð°Ð½Ð°Ð»Ñного «поÑемÑ?», Ñеловек на ÑÑом ÑÑовне иÑÐµÑ Ð¿Ñименение полÑÑенной инÑоÑмаÑии, пÑÐ¸Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ ÐµÐ¹ пÑакÑиÑеÑкÑÑ ÑоÑмÑ. Так ÑождаÑÑÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°Ñки и ÑÑдожеÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи; именно Ñак и поÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе возможноÑÑи, вÑÑодÑÑие за Ñамки пÑивÑÑнÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлений о миÑе. У Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÐµÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑенÑиал к ÑÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¼ÑÑлениÑ, но болÑÑинÑÑво лÑдей заÑÑÑеваÑÑ Ð² болоÑе незнаниÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð»ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ позволÑÐµÑ Ð¸Ð¼ вÑйÑи за Ñамки оÑевидного и пеÑеÑÑÑпиÑÑ Ð¿Ð¾Ñог оÑкÑÑÑий.

Практикуйте SWOT-анализ

SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.

8 способов научиться думать иначе

Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.

Методы мышления, или Как думать, чтобы придумать

— Давайте подумаем: если это так, то…

Методы мышления, или Как думать, чтобы придумать

Методы мышления, или Как думать, чтобы придумать.

Метод 5-и ступеней — формулировка нужды, доступная информация, рассмотрение возможностей, выбор наиболее перспективного, распоряжение Интуитивный способ — просто слушаю себя, свои чувства пытаюсь понять, как поступлю в этой ситуации в результате Визуальный способ — рассматриваю свою ситуацию, ищу возможности фантазируя сценарии или задав вопрос жду появления их в сознании Аналитический — раскладывание проблемы на части, а далее для каждой части визуально-интуитивный или опять аналитический Метод перебора вариантов — запись всех возможных вариантов и интуитивный выбор лучшего Метод спрашивания у папы — а) ментальный, б) реальный Метод закрывания глаз — попытаюсь вообще не решать никак проблему Метод поиска причины для следствия, стимула для реакции Карточный метод — продумывания только самого ближнего хода, потому что неизвестно, что выпадет — решение проблем по мере поступления Блондиночный: смотреть на условие задачи, пока ответ не всплывет в голове. Блондиночный 2. — когда, например в шахматах все ходы равнозначны, полный ступор, а время идет и надо как то ходить. Делается случайный ход — с закрытыми глазами и болтающейся рукой берется любая фигура и куда то передвигается. Прецедентный — вспоминаются все подобные случаи из рассказов, кино, книг, из жизни Исследовательский — При изучении новой программы изменяю по очереди положение регулировок и смотрю, что произойдет В фильмах боевик знает, как думают другие. Если другие друзья, то поступает в соответствии и их ожиданиями, если враги, то ставит ловушку Прием челночного движения — от абстрактного к конкретному и назад…. Комплект приемов есть в ТРИЗ-е и околотризовской лит-ре.

Способы думать

Думать можно представляя, рассуждая и воображая.

— Давайте подумаем: если это так, то….

Это пример рассуждения, и рассуждение является частью думания.

Как это — думатьШаги обдумывания

Думать — это представлять себя в тех условиях, в которых тебе предстоит решить жизненную задачу.

Если развернуть это до шагов думания, то это представление следующих образов:

образ того, что ты хочешь достичь (цель, мечта, потребное будущее); образ мира. В данном случае суженный, поскольку для решения задачи достаточно иметь образ условий задачи; образ себя, чтобы можно было его в этом образе задачи поводить; образ действия. Точнее, множество образов действия, из которых и нужно выбрать лучший; образы правил, известных на основе собственного опыта или опыта умных людей; образы возможных последствий, чтобы можно было вынести суждение о том, как же решать эту задачу, и тем завершить думание и перейти к действию.

Метки: мышление

Похожие материалы:

  • Аналитическая психология К. Юнга
  • Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития
  • Таксономия учебных задач при изучении психологии

Что нужно для организации мышления

Мышление и его эффективность зависят не только и не столько от наших способностей, сколько от стимула, то есть от потребности в мыслительном процессе. Наш мозг не любит тратить энергию по пустякам. Если потребности в решении задачи нет, то возникает ситуация, описанная в поговорке про барана и новые ворота. Чтобы включить, активизировать наше мышление, заставить мозг работать – требуется 3 условия.

Проблема

Мысль рождается там, где есть проблема, которая требует решения. Причем гениален не тот, кто нашел ответ на сложный вопрос, а тот, кто его поставил. Недаром говорят, что правильно сформулированная задача – это половина ее решения.

Мы часто мечтаем о спокойном, беспроблемном существовании, а оно не только уныло, но и грозит умственной деградацией. Наличие же проблем стимулирует мыслительную деятельность, поддерживает мозг в тонусе. Оказавшись перед необходимостью решить сложную задачу, наш мозг начинает активно работать:

  • накапливает нужную информацию;
  • сопоставляет ее с имеющейся в памяти;
  • анализирует;
  • сравнивает;
  • ищет наиболее подходящие пути решения.

Не случайно креативы – люди с высоким творческим потенциалом – постоянно ищут и ставят перед собой новые, все более сложные задачи. Им без этого скучно.

Кстати, жизненно важная или просто интересная проблема активизирует не только мышление, но и подстегивает деятельность всех физиологических систем организма: сердце работает энергичнее, живее бежит насыщенная адреналином кровь, повышается общий тонус, даже иммунитет улучшается. То есть проблема бодрит, а найденное верное решение еще и приносит удовлетворение и чувство гордости.

Информация

8 способов научиться думать иначе

Наш мозг постоянно получает и обрабатывает не только данные, поступающие извне, но и уже имеющуюся информацию:

  • любое знание – это база, строительный материал для мышления;
  • информация – то, с чем совершаются мыслительные операции.

Это горючее для мозга. В настоящее время у человека большие возможности в получении новых знаний. Часть из них, конечно, оседает в нашем мозгу непроизвольно. Мы смотрим сериалы, читаем новости, общаемся с друзьями в сети. Но если мы поступающую к нам информацию не осмысливаем, не включаем в мыслительную деятельность, она в нашей памяти не сохраняется, так как мозг оценивает ее как ненужную. Наиболее ценны сознательно полученные знания, нужные, полезные, участвующие в решении проблем.

Конечно, наши умственные способности не связаны напрямую со знаниями и тем более не тождественны им. Эрудированный вовсе не значит умный. Но без знаний умственные способности просто не проявятся, а мышление останется примитивным и непродуктивным. Каким бы талантливым ни был кулинар, он не испечет пирог без муки. А человек, не обладающий знаниями, не придумает ничего стоящего.

Техника

Мышление, как любая деятельность, требует навыков, то есть владения приемами, методами, какими-то особыми «фишками». Поиски эффективных техник мышления начались еще в эпоху Античности, более 3 тыс. лет назад. Но особенно энергично это направление в психологии мышления стало развиваться с начала прошлого века.

Именно тогда перед людьми встали такие проблемы, решение которых требовало повышения интенсивности мыслительного процесса, а старые методики оказались уже малоэффективными. Требовалось что-то особенное, такие методы, которые позволили бы мысли вырваться за рамки привычных шаблонных решений. В середине XX века разработкой методов активизации мышления занимались лаборатории при военно-промышленном комплексе, конструкторские бюро крупных фирм, закрытые НИИ. В настоящее время эти методы не только доступны всем желающим повысить эффективность мышления, но и активно популяризируются.

Правило 1. Начинаем с конца

Когда вы начинаете решение, вы должны приблизительно представлять, какой результат вы получите.

Хитрость в том, что, что бы вы ни думали, вы ВСЕГДА получаете результат. Материальный результат. То, что вас окружает, – это и есть результат ваших мыслей.

Допустим, вы что-то подумали о деньгах. Ваших деньгах. Например, помечтали о том, чтобы их было больше, и мысль на этом остановилась. Тогда количество денег у вас не изменится. Мысль не доведена до конца.

Чтобы изменилось, нужно начать с конца. То есть сначала подумать о том, сколько денег для вас является нормальной суммой. Подумали – написали. Вот теперь можно уже думать о том, как их получить.

Иначе получается ловушка. Вы придумали какую-то финансовую идею, но она все равно не даст вам столько, сколько вы хотите. Поэтому даже и думать не стоило.

2-й ÑÑовенÑ

Ðа ÑÑом ÑÑовне пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾ÑмÑÑление и инÑеÑпÑеÑаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑеннÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹ и ÑÑÑанавливаÑÑÑÑ ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸. РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑвого ÑÑовнÑ, на вÑоÑом пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑабоÑа. РеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ Ð½Ð° оÑнове пеÑеÑабоÑанной инÑоÑмаÑии, Ñоединенной воедино. ЭÑо пÑевÑаÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² наÑкÑ, а ÑабоÑÑ â в пÑогÑеÑÑ. Такое мÑÑление позволÑÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÑÑкÑоÑам модеÑнизиÑоваÑÑ Ñже имеÑÑиеÑÑ ÑеÑниÑеÑкие пÑодÑкÑÑ.

8 способов научиться думать иначе

ÐÑÐ¸Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñми возможноÑÑÑми, более пÑакÑиÑнÑе авÑомобили, более бÑÑÑÑÑе ÑакеÑÑ â вÑе ÑÑо ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸ÑиÑеÑкой обÑабоÑки инÑоÑмаÑии, коÑоÑÐ°Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ комÑоÑÑной. ÐÑÑлиÑели вÑоÑого ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð»ÑÑÑее пÑедÑÑавление о вÑей каÑÑине пÑоиÑÑодÑÑего за ÑÑÐµÑ Ð´Ð°Ð»ÑнозоÑкого взглÑда на ÑакÑÑ. Умение пÑепаÑиÑоваÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑеннÑÑ Ð¸Ð·Ð²Ð½Ðµ инÑоÑмаÑиÑ, деконÑÑÑÑиÑоваÑÑ ÐµÐµ Ñ ÑелÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÑего ÑпоÑÑдоÑÐ¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â Ð²Ð¾Ñ ÑÑо позволÑÐµÑ Ð½Ð°ÑодиÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑлеменÑами знаний и полÑÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑй ÑмÑÑл.

1-й ÑÑовенÑ

Ðа ÑÑом ÑÑовне пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»Ñдение, ÑÐ±Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑвиÑной инÑоÑмаÑии, но ÑÑо не пÑевÑаÑаеÑÑÑ Ð² анализ и не инÑеÑпÑеÑиÑÑеÑÑÑ. То еÑÑÑ Ð² ÑÑом ÑлÑÑае Ñеловек полÑÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð»Ñном знаÑении и пÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑо за пÑÐ°Ð²Ð´Ñ Ð² поÑледней инÑÑанÑии. ЭÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑÐ°Ñ Ð¾ÑобенноÑÑÑ, оÑобенно Ð´Ð»Ñ ÑеÑ, кÑо ÑоÑÐµÑ ÑÑоÑÑÑ Ð½Ð° Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð²ÑÑе дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¸ ÑпÑавлÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸.

ÐеÑпоÑобноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгаÑÑ ÑомнениÑм Ñо, ÑÑо им пÑеподноÑÑÑ ÐºÐ°Ðº пÑавдÑ, заÑÑавлÑÐµÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей видеÑÑ Ð±ÑдÑÑее в иÑклÑÑиÑелÑно Ñдобной Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÐµÑÑпекÑиве. ÐеполноÑа знаний заÑаÑÑÑÑ ÑавноÑилÑна Ð¸Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвиÑ, ÑÑо ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ ÑиÑк пÑинÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑибоÑного ÑеÑениÑ. ÐÑÑлиÑели пеÑвого ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ, пÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÐµÐµ за ÑакÑÑ, и никогда не ÑомневаÑÑÑÑ Ð² ее доÑÑовеÑноÑÑи. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð² далÑнейÑем они пÑинимаÑÑ ÑолÑко ÑÑ Ð¸ÑÑинÑ, коÑоÑÐ°Ñ ÑмеÑаеÑÑÑ Ð² Ñзкие Ñамки Ð¸Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹ и подÑвеÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¸Ñ.

Изучайте логику

Не спешите звать Капитана Очевидность. Многие забывают, что логика — наука, и её можно изучать. Олег Иванов, психолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, советует начать с трудов Рене Декарта: «Изучение научных трудов мыслителей и философов способствует развитию логического мышления. Полезно и самому писать научные статьи. Использование индукции и дедукции в такой работе позволяет выработать алгоритм. Обобщение, анализ, вывод — всё это способствует развитию логического мышления».

От себя (ура, диплом философа пригодился!) рекомендую почитать Аристотеля. А тем, кто хочет поставить сложность на максимум, советую «Науку логики» Гегеля. Ещё можно разобраться, что такое круги Эйлера:

8 способов научиться думать иначе

Шутка, основанная на кругах Эйлера.

Правило 6. Мыслите ясно

Человек не может знать все. Это вроде бы очевидная мысль, но когда вы о ней забываете, то возникают сложности: вы начинаете думать о проблеме, туманно представляя себе, о чем вы думаете.

Пример. Вы пришли купить маленький компьютер, и продавец вас спрашивает:

– Вы хотите ноутбук или нетбук?

Если вы ясно понимаете разницу, то проблемы нет. Но если не понимаете, то можете попасть в ловушку. Вы можете сделать вид, что знаете, и начать решать туманную задачу. Понятно, что в тумане вы можете легко ошибиться и купить совсем не то, что вам нужно.

В реальной жизни подобные ситуации на каждом шагу. Вы не можете быть экспертом по всем вопросам, вы не можете детально разбираться в компьютерах, автомобилях, стиральных машинах, пылесосах и прочих вещах, но вам нужно всем этим пользоваться.

Поэтому запомните следующее правило сильного мышления: не понимаете – спросите.

Люди попадают в ловушку туманного мышления, потому что боятся показаться глупыми. Но реально умный человек помнит, что всего знать нельзя, поэтому как раз умный человек постоянно спрашивает совета.

Информация о статье

Соавтором этой статьи является . Пол Черняк — лицензированный психотерапевт из Чикаго. Окончил Американскую школу профессиональной психологии в 2011 году.

Категории: Личное развитие

На других языках:

English: Think Logically, Español: pensar lógicamente, Italiano: Pensare Logicamente, Português: Pensar de Forma Lógica, Deutsch: Logisch denken, Français: penser de façon logique, Bahasa Indonesia: Berpikir Logis, Nederlands: Logisch denken, العربية: التفكير بشكل منطقي, 中文: 逻辑思考, Tiếng Việt: Suy nghĩ logic, ไทย: คิดอย่างมีตรรกะ

Эту страницу просматривали 9420 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да
Нет

 

Можно ли научиться управлять мышлением

В различной литературе и на сайтах интернета можно найти много информации о том, как правильно организовать внимание, как научиться эффективно использовать память, а вот об управлении мышлением информации практически нет. Почему? Потому что и сами ученые толком не разобрались в том, что такое мышление

Тайна рождения мысли

Определение мышления как опосредованной психической деятельности по анализу, обобщению и синтезу информации не делает этот процесс понятнее. Как рождается мысль – до сих пор остается тайной.

Современная нейрофизиология досконально изучила устройство головного мозга и нейронов – клеток, отвечающих за психические процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается этот импульс с весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Прохождение импульса вызывает возникновение связей между волокнами нервных клеток и образование нейронных сетей. Чем больше импульсов проходит по цепям нервных волокон, тем сложнее нейронные сети и сложнее наша психическая деятельность (и мышление в том числе).

Это все кажется вполне понятным. Но где здесь мысль? Вот это-то до сих пор и неясно. Ведь наши мысли – это сложные системы образов, чувств, слов, они подвижны и чрезвычайно разветвлены. Человек очень редко думает только об одном, обычно в его мозгу крутятся сразу несколько мыслей. Одна выходит на первый план, но остальные не исчезают в глубине нейронных сетей. Мы можем думать одновременно над темой доклада на совещании и о том, что пора бы начальнику подкинуть премию, потому что сыну надо новую спортивную форму, и не забыть бы обновить абонемент в свой спортклуб, а еще вспоминаем, что у свекрови день рождения. И так далее. Мысли накручиваются друг на друга как снежный ком и не поддаются попыткам их организовать.

Можно ли это сделать, если мы не понимаем, как вообще протекает мышление, как рождаются мысли? Без всякого сомнения, можно.