Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка

Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:

  • Строго соответствовать технике выполнения упражнений. Сюда входит и их комбинация, а также связки и очередность их выполнения; 
  • Соответствовать объему и интенсивности нагрузок, приемлемых определенной возрастной категории. Динамика их выполнения должна строго соответствовать психическому и физическому состоянию ребенка на момент выполнения упражнений;
  • Должно соблюдаться время, отведенное на упражнения, а также на отдых, перерывы между ними;
  • Для различных упражнений в наличии должен иметься и соответствующий спортивный инвентарь. Это обручи, гантели, мячи, шведская стенка, маты и так далее.

Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них

Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях. Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало. На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Современные методы воспитания

Известный психиатр считает, что нынешнему поколению не хватает строгости и жесткости воспитания. Родители становятся заложниками общества, в котором ребенок возносится на пьедестал. Из-за этого вырастает целое поколение избалованных, инфантильных детей, у которых нет ни капли уважения к взрослым. Они не готовы жить в реальном мире, не готовы мириться с его законами, ведь в реальной жизни всё не так, как было в детстве.

Сам Эберхард сейчас воспитывает восьмерых детей, так что его выводы сделаны явно не на пустом месте. В прошлом году на русском вышла его нашумевшая книга «Дети у власти», которую мы рекомендуем прочитать всем родителям.

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

Вот к чему приводит либеральное воспитание, когда родители не наказывают детей, а разрешают им всё, на что те укажут пальцем. Родители перестали вести себя как ответственные взрослые. Они стараются быть друзьями своим детямй, отчаянно пытаются быть идеальными, не отваживаясь перечить или устанавливать границы. Но у кого в таком случае ребенок должен учиться?

И пусть в нашей стране таких семей пока не так много, но их станет больше, ведь европейские течения понемногу доходят и до нас. Тем не менее уже сейчас многие узнают себя в этом портрете.

Родители неохотно выносят проблемы с воспитанием из семьи, им постоянно кажется, что для своего ребенка они делают недостаточно. Они приходят уставшие с работы и готовят на ужин то, что хочет ребенок, только чтобы не вступать с ним в дискуссию. Позволят ребенку подольше посидеть возле телевизора по той же причине.

‡агрузка…

Дэвид Эберхард говорит по этому поводу: «Я не говорю, что это неправильно. Я говорю лишь, что жизнь родителей не должна вращаться только вокруг ребенка. Нет никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно влияет на будущее детей, что они становятся более успешными или беззаботными во взрослой жизни».

Психиатр считает, что семья вовсе не должна быть демократичной. Отношения между взрослыми и детьми — это отношения мастера и ученика. Тут не может быть демократии, тут один учит, а другой слушает. Родители старше, у них больше опыта и знаний, поэтому именно они и устанавливают правила.

Дети не фарфоровые куклы, и не нужно к ним так относиться. Их нужно готовить к реальной жизни, где всё обстоит несколько иначе. Критика, замечания, наказания — всё это нужно детям.

Эберхард говорит: «Родители на Западе боятся сейчас всего, полагая, что даже малейшая критика может травмировать ребенка. Они больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: “Не ешь так много шоколада, иначе растолстеешь”, — потому что боятся, что девочка тут же ударится в другую крайность вплоть до анорексии. При этом мы вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это».

Нет ничего плохого в желании защитить ребенка, оградить его от опасностей и разочарований. Вот только есть огромный риск с этим переборщить. Сверхопека пагубно сказывается на детях.

Психиатр говорит: «Если мы хотим получить компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести лет ребенок уже способен на это, даже в городе с интенсивным движением транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми».

Родители совершенно не готовят детей к взрослой жизни, дурача их тем, что с ними никогда не случится ничего плохого, что всё и всегда будет хорошо, а они пуп земли. Из таких детей вырастают дерзкие паршивцы, которые не могут реально оценить свои способности, ведь родители никогда не говорили им, что они делают что-то плохо. Конечно же, ты сам решаешь, как правильно воспитывать детей. Вот только фокусировка на ребенке — не самый лучший метод воспитания в мире.

Не нужно переходить из одной крайности в другую и тут же начинать третировать ребенка, наказывать по мелочам. Нет, нужно просто найти золотую середину. К каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход, свою методику воспитания, которая поможет вырастить достойного и хорошего человека.

‡агрузка…

Екатерина Ходюк
Главное хобби Екатерины Ходюк — литература. А еще она любит смотреть хорошее кино, наслаждаться осенью, гладить котов и слушать группу «Сплин». Увлекается японской культурой, мышлением и образом жизни японцев, мечтает побывать в этой стране. Катя стремится прожить насыщенную, полную впечатлений и путешествий жизнь. Любимая книга девушки — «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры.

Ребенку четыре года

Это достаточно сложный и важный этап для развития ребенка. В этом возрасте он уже является отдельной личностью со своими интересами, чувствами и стремлении. Малыш по-прежнему довольно эмоционален и импульсивен в своих желаниях, но все же его поведение становится более осознанным. С четырехлеткой уже можно и нужно договариваться.

Акцент в деятельности ребенка постепенно смещается с чисто двигательной активности в сторону познавательной. Именно в этом возрасте целесообразно заниматься рисованием, лепкой и прочими видами творчества

Но учитывайте, что детям еще очень сложно концентрировать свое внимание на чем-то в течение длительного времени, они очень легко отвлекаются. Полезны также занятия спортом, если к ним нет противопоказаний по состоянию здоровья

Не забывайте и о прогулках и играх на свежем воздухе. Это не только укрепит иммунитет малыша, но и разовьет его моторику и координацию движений. Многие в 4 года начинают обучать ребенка чтению и основам математики. Естественно, все занятия должны проходить в игровой форме и быть интересными для дошкольника.

Этот возраст характеризуется также невероятным количеством вопросов. Кажется, что любознательному малышу интересно буквально все! Некоторые из вопросов могут поставить родителей в тупик. Обязательно удовлетворяйте любопытство ребенка. Если не можете объяснить что-то немедленно, возьмите тайм-аут и вернитесь к этой теме чуть позже. В своих ответах избегайте ненужных деталей и лишних подробностей, которые могут быть недоступны пониманию малыша.

В этом возрасте дети нередко испытывают сложности с адаптацией в коллективе. Подчас взрослым это кажется чем-то несущественным, но для ребенка все серьезно. Определите, что именно мешает вашему сыну или дочке нормально общаться со сверстниками, и устраните этот пробел. Иногда в этом вопросе может потребоваться помощь грамотного специалиста.

Расширяется эмоциональный диапазон четырехлетки. Он уже может испытывать раздражение, стыд, грусть, печаль и тому подобные оттенки чувств. Не всегда у дошкольника получается самостоятельно справиться с негативными эмоциями. Научите его правильно выражать свои эмоции – словами, а не плохим поведением. Дети чрезвычайно чувствительны к похвале в свой адрес

Им жизненно важно, чтобы их достижения и успехи были замечены и оценены. Не забывайте об этом

Разумеется, не обойтись в процессе воспитания и без наказаний. Но они должны быть разумными и понятными для малыша. А самое главное, что ребенок ни в коем случае не должен сомневаться в том, что мама и папа его любят. Он должен расти в атмосфере любви и защищенности. Иначе велика вероятность возникновения заниженной самооценки, страхов и комплексов.

Есть ли какие-то нюансы в воспитании мальчиков и девочек? Разумеется! Многие родители сходятся во мнении, что с девочками иметь дело намного проще. Все-таки мягкость, гибкость и податливость у них в природе. С раннего возраста юной леди необходимо прививать любовь к чистоте, поощрять проявления женственности

Также очень важно говорить девочке о том, какая она умница и красавица. Это самым благотворным образом повлияет на ее самооценку

Девочки отличаются неплохими способностями к анализу своих поступков. Но для этого им нужно спокойное состояние духа. Поэтому не спешите ругать свою дочурку за совершенный ею проступок. Лучше спокойно объясните, в чем она не права. Будьте уверены, что она воспримет это лучше, чем бурю эмоций и обвинений с вашей стороны.

По своей природе девочки весьма старательны и склонны доводить начатое ими дело до конца. Обязательно поощряйте эту черту характера и развивайте ее.

Мальчишки же более агрессивны и подвижны, чем их сверстницы. Они плохо переносят запреты, поэтому не увлекайтесь ими чересчур, чтобы не спровоцировать бунт. В воспитании мальчишки должен обязательно принимать участие мужчина. Идеально, если это будет папа, но в какой-то степени отца может заменить дядя или дед. Ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых.

Некоторые родители стремятся вырастить из своих наследников «настоящих мужчин». С ранних лет они отказывают ему в праве на слезы, на проявление чувств и слабости. Это огромная ошибка со стороны взрослых! Копить в себе негатив очень опасно, в будущем подобная сдержанность может обернуться серьезными проблемами со здоровьем.

Не пугайтесь, если увидите, что ваш сынишка играет с куклами, оставив в стороне машинки. Подобные игры чрезвычайно важны для освоения роли мужчины и отца.

Какое наказание полезно для ребёнка?

Важно создать для ребёнка такие условия, чтобы он с энтузиазмом хотел исправить свой промах в поведении. Пристыдить ребёнка за поломанную игрушку, а потом вместе починить её

Или, например, сказать что мама очень устала за день и вместе с отцом убрать разлитую на пол еду. Таким образом вы создаёте позитивный образ мышления в ребёнке на созидание, кроме того прививаете трудолюбие. В таком случае даже сам факт наказания не будет ребёнком восприниматься, просто будет понимание, что свои ошибки необходимо исправлять самостоятельно.
При этом максимально полезно не ругать или заставлять, а именно привести ребёнка к самостоятельному личному решению всё исправить.

  • Полезнее не создавать стрессовую “напряжную” атмосферу наказания, а скорее дать понять, что в результате плохого поведения, ребёнок не получит что-то позитивное. Спокойно объясните ребёнку, что в результате того или иного поступка он не получит любимую игрушку которую так хотел. И в будущем всё можно исправить.
  • Не будьте агрессивны, спокойно объясняйте малышу причину и следствие наказания. Таким образом будут формироваться причинно-следственные связи и осознание собственной ответственности.
  • Будьте последовательны и исполнительны. Если пообещали ребёнку, что в результате того или иного плохого или хорошего поступка он получит определённые последствия, то не ограничивайтесь словами, реализуйте на деле то, о чём сказали. Это научит ребёнка на вашем примере отвечать за свои слова.
  • Создайте для вашего сынишки или дочурки определённые правила, чтобы ребёнок понимал границы. Не стоит требовать исполнения тех принципов, которые вы не установили.
  • Будьте конкретными. Не стоит проявлять мягкость в процессе наказания, так вы никогда не будете авторитетны перед ребёнком.

Нюансы воспитания детей разного пола

С рождения и до 2 лет методы воспитания девочек и мальчиков не различаются. В этом возрасте закладывается основа личности. Но с ростом ребенка приходит время различного воспитания детишек.

Психология воспитания детей до года

Многие родители с рождения занимаются исключительно уходом и развитием малютки. А про воспитание маленьких деток почему-то забывают. Но именно до года закладываются основные нормы поведения личности. Развитие с раннего возраста условно разделяется на 3 этапа. И воспитание в каждом периоде имеет особенности. По месяцам следует начать требовать от крошки выполнения правил. От 0 малютка уже может:

  • засыпать в кроватке без укачивания;
  • отказываться от пустышки во время сна на улице.

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

С ростом малыша требования начинают усложняться

В любой период очень важно приучить малыша к соблюдению режима

1-3 месяца

В этот период рекомендуется сформировать у новорожденного полезные привычки:

  • самостоятельно развлекать себя в кроватке;
  • засыпать в кроватке, а не на руках у мамы;
  • реагировать на свет и звуки;
  • уметь держать головку;
  • давать сигналы (кряхтеть), когда следует поменять подгузник.

Развитие полезных привычек у грудничка происходит достаточно быстро. Но взрослые должны проявить настойчивость и терпение.

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

Важно помнить: привычка к чистоте тоже формируется в этот период. Малютка должен запомнить: каждое утро начинается с гигиенических процедур

4-6 месяцев

Второй период воспитания заключается в подготовке ребенка к началу разговора. Родители должны направить все усилия на развитие слуха и речи

Большое внимание рекомендуется уделить физическому развитию: массажу, гимнастике, закаливающим процедурам

7-9

Малютка уже достаточно активен физически. В этот период следует:

заниматься гимнастикой;
делать массаж;
уделять внимание гигиеническим процедурам;
приучать к соблюдению чистоты;
научить различать понятия “можно” и “нельзя”;
знакомить малютку с частями лица (показывать глазки, носик, ротик).

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

В 8 месяцев пора знакомить малютку со свойствами простых предметов: мячик круглый, он катится.

10-12

В 1 год воспитание заключается в поощрении любых попыток активности. Родители не должны запрещать малышу перемещаться. Но при этом они должны обеспечить ему безопасную зону. Годовалого малютку продолжают знакомить со свойствами предметов. Ему объясняют, из какого материала сделана игрушка, мягкая она или жесткая, теплая или холодная.

Жан Ледлофф – воспитание в естественной среде

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

Врач-психотерапевт прожила треть жизни с индейцами племени екуана и смогла подробно изучить их концепцию воспитания. С ее слов, местные жители действительно довольны жизнью, не проявляли недовольства, а дети были искренни в своей свободе и выражении счастья. После возвращения в родную страну, автор занялась написанием уникальной книги про естественное развитие «Как вырастить ребенка счастливым». Суть – регулярно находиться с малышом в первые месяцы его жизни, а в будущем – позволять проявлять самостоятельность, не выказывая излишние отстраненность и контроль, становясь для малыша истинным образцом в поведении. Только тогда получится вырастить счастливого и успешного человека.

Методика Николая Зайцева

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по теме

Известный педагог Николай Зайцев разработал свою методику, с помощью которой ребенок уже в раннем возрасте с легкостью учится читать. Дети весело проводят время на занятиях, активно используя специальные кубики. Они отличаются друг от друга напечатанными слогами, размером и наполнением (издают звонкие или глухие звуки).

Как воспитывать по данному методу

В дополнение к кубикам идут специальные таблицы, с помощью которых малыш составляет кубики в нужном порядке.

Занятия обычно проводятся 2 раза в неделю и занимают от 30 минут до часа. Стоит ориентироваться, какую продолжительность четырехлетний ребенок сможет выдержать без усталости. Именно с такого возраста рекомендуется начинать обучение.

Как и в других методиках, здесь есть свои принципы:

  • обучение без принуждения, которое носит игровой характер;
  • чтение по складам, а не по слогам (Склад – это специальная единица речи, где одна согласная буква сочетается с гласной или с твердым, или мягким знаками);
  • чтение основано на своеобразном письме, потому что малыш «пишет» слово, составляя его из кубиков;
  • важную роль играет работа органов чувств, с их помощью дети различают кубики по различным параметрам.

Преимущества и недостатки

Кроме того, что методика Зайцева дает прекрасные результаты, она имеет еще ряд преимуществ:

  • малыш заранее готовится к письму, а, значит, будет делать это с меньшим количеством ошибок, чем сверстники;
  • развивается память и логическое мышление;
  • занятия не требуют сидения за партой, что хорошо влияет на зрение и осанку детей;
  • методика может быть адаптирована к счету, математике и обучению английскому языку.

Но есть и недостатки:

  • могут возникнуть сложности с фонетическим разбором слов;
  • в школе придется переучиваться на другие цветовые обозначения букв;
  • пособие довольно дорогое, а самостоятельные заготовки отнимут много времени;
  • детям, которые хорошо научатся читать по кубикам Зайцева, может стать скучно в школе.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения

Работа педагога в дошкольных учреждениях заключается, помимо присмотра и ухода за детьми, в организации их деятельности. В эту группу входят такие методы, как создание воспитывающих ситуаций, упражнение, приуче­ние.

Дети дошкольного возраста постоянно стремятся участвовать в разнообразной деятельности. В совместных видах деятельности раскрываются интересы и стремления детей, развиваются навыки общения, способ­ности. Деятельность должна быть разнообразной для разностороннего развития ребёнка, при этом быть направленной на формирование опыта поведения и нравственное становление личности.

Приучение. Приучение, как метод организации деятельности заключается в превращении конкретных действий в привычные способы поведения. Для каждой возрастной группы примерно определено, какие привычки должны сформироваться у ребёнка. Например, есть минимальные требования при поступлении в детский сад. Дети получают образец выполнения конкретных действий (например, собрать игрушки, помыть руки) или образец поведения (со сверстниками, со взрослыми). Метод приучения требует времени и системности. Со множеством повторений вырабатывается точность и качество. Контроль со стороны взрослых требует от педа­гогов внимательного и заботливого от­ношения к детям. Позднее дети приобретают навык самоконтроля.

Упражнение (метод больше актуален для детей школьного возраста) – способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, суть которого в многократном выполнении требуемых действий (заданий), доведении их до автоматизма. Выполнение требуемых действий создаёт и расширяет опыт воспитанников в различных видах деятельности. В результате упражнений (сознательного преодоления трудностей) формируются устойчивые качества личности – навыки и привычки, единство сознания и поведения.

Метод упражнения эффективен в сочетании с убеждением (широким раскрытием целей выполняемых заданий)

В группе воспитанников у каждого должны быть постоянные, или временные задания; для этого практически важно учитывать интересы и способности каждого. Выполнение всё более сложных упражнений развивает волевые и нравственные качества, формирует культуру труда

Созда­ние воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации создают конфликт личных и общественных интересов, чтобы поста­вить ребенка перед выбором (например, поделиться ли игрушками, присоединиться ли к игре других ребят). Такие ситуации следует разъяснять, иллюстрировать примерами. Действие точно подобранной педагогической ситуации бывает настолько результативно, что может надолго определить вектор нравственного развития ре­бенка.

Метод наказания

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по темеС его помощью можно остановить негативные действия воспитанника путем прямого неодобрения его действий. Позволяет предъявлять строгие требования и заставляет следовать общепринятым нормам. Формирует чувство вины, способствует раскаянию.

Наказание очень ответственный метод воспитания в педагогике, его применяют если нужно дать понять, насколько ошибочно поступил учащийся и прекратить негативное поведение.

Запрещается наказывать:

  • используя воздействия на личность физического плана;
  • применяя оскорбительные выпады;
  • лишая еды;
  • используя трудовую повинность;
  • отстраняя от участия в беседах и диспутах.

К наказанию предъявляют ряд специфических требований. Оно должно соизмеряться со степенью проступка и быть полностью обоснованным.

Пример. Относится к актуальным методам воспитания в педагогике. В основном воздействие осуществляется с учетом преимущественного акцентирования на положительных моментах истории или жизни. Но игнорировать отрицательные также нельзя. Воспитанникам следует наглядно показывать реальные итоги неприглядного поведения, рассказывать о возможных последствиях. На основе различных примеров преподаватель должен прививать им желание бороться с негативными проявлениями в повседневной жизни. Современные формы данного метода — пример воспитателя, родителей, выдающихся деятелей науки, искусства, сверстников.

Методы воспитания в педагогике и их классификация

Методы воспитания детей дошкольного возраста методическая разработка по темеСовокупность педагогических методов и их сочетание должно вести к поставленной цели. Их актуальный выбор и правильное применение характеризует уровень педагогического мастерства воспитателя. Каждый метод может быть реализован педагогом в определенной степени, полностью зависящей от его индивидуального подхода к профессиональной деятельности, выработанного им стиля.

К педагогическим технологиям воспитания относят несколько групп воздействия:

  1. Методы прямого педагогического влияния строятся на мгновенных или отсроченных реакциях учащихся. Их действия побуждают начать процесс самовоспитания.
  2. Методы, относящиеся к косвенному педагогическому влиянию, способствуют созданию такой ситуации, при которой у детей формируется установка на самосовершенствование. А также вырабатывается собственная позиция и определенное отношение к обществу, преподавателям и другим ученикам.