Анатомия страха

РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СТРАХА

В процессе эволюции животные, которые испытывали страх, получили фору перед теми, кто его не ведал. Оказывается, страх играет важную роль в вопросе выживания — он заставляет сосредоточиться на угрожающем объекте и искать выходы из опасной ситуации. В темном переулке, когда любая тень пугает, а шорохи заставляют буквально вздрагивать, наш организм находится в состоянии fight or fly, что означает «борись или беги». Другими словами, страх не лишает сил, а наоборот, мобилизует, активизирует наши резервы. И борьба, и бег требуют от организма мгновенного напряжения, а страх приводит нашу нервную систему в состояние высокой боевой готовности. Кроме мобилизации, страх обостряет «системы раннего оповещения» — слух и зрение. Если рассматривать страх с этой стороны, становится ясно, что больше шансов на выживание имели именно боязливые шустрые животные, а не бесстрашные гиганты. Это новый ракурс в рассмотрении вопроса: «Почему же вымерли динозавры?»

ЧЕГО БОЯТСЯ РОССИЯНЕ
— Роста цен, тарифов, высокой инфляции
— Безработицы
— Развала сельского хозяйства, проблем в экономике в целом
— Ухудшения жизни людей, бедности, низких зарплат и пенсии
— Роста коррупции, преступности, терроризма
— Жилищных проблем
— Внутриполитических проблем
— Ухудшения отношений России с другими странами, неправильной международной политики
— Роста ксенофобии(по данным ФОМ)

Помимо биологической, страх имеет еще и социальную роль. По сути, он один из инструментов воспитания. Так, хорошо оформленный страх осуждения «работает» нашим внутренним цензором и контролером. А страх наказания формирует у ребенка социально одобряемое поведение.

«Они все придурки»

– А если попросту в школе нет друзей? Не то чтобы изгой и не то чтобы травят, а просто дружбы не получается. Тогда тоже возникает ощущение, которое подросток называет одиночеством.

– По моим наблюдениям, об отсутствии настоящих друзей чаще переживают не дети, а их родители. Они приходят и говорят: «Мы когда были маленькими, друг другу носили домашние задания. Каждый день, заболел кто-то, мы бежим». Я говорю: «Зачем это нужно сейчас, если у них электронные журналы есть?» – «Ну знаете, дружба. А у него, вы знаете, нет. У него только приятели».

Процент детей, которые страдают от отсутствия настоящих друзей, не так велик. Но такие есть. Что делать? Прежде всего, объяснить ребенку, что никто никого изменить не может. Зато можно изменить себя! И тогда всё вокруг тоже изменится.

Знаете, бывает, приходит ко мне подросток, я спрашиваю: «У тебя в классе сколько человек?» – «34». – «И что, вообще не с кем дружить?» – «Вообще не с кем». – «Почему?» – «Они все придурки». Я говорю: «Зайчик мой, что тут можно сказать? Хочется тебе жить среди придурков, ты среди них и живешь». Родителю в такой ситуации нужно не новую школу ребенку искать, а учить его жить среди людей, принимать их, ценить.

– Как? Какие можно практические советы дать ребенку из того примера, который вы привели?

– Во-первых, у родителя есть свой опыт и им надо делиться. Это только кажется, что подросток не слушает, это распространенное заблуждение, на самом деле он слушает, и очень внимательно. А впадает в агрессию, только если это «наезд». Расскажите ему, как вы дружили с девочкой, которая каждые пять минут обижалась и начинала плакать, и вас это периодически доставало просто до печенок, но, тем не менее, вы понимали, что это и есть ваша лучшая подруга, что именно на нее всегда можно положиться и она никогда не предаст. И пусть эта ее эмоциональная лабильность осталась с ней и сейчас, но вы и сейчас с ней общаетесь, она и сейчас периодически то сходится, то расходится со своим мужем, то говорит, что у нее дети – сволочи, то – что она за них жизнь отдаст. Это ее личностная особенность. Всё это подросток услышит. Не факт, что он сможет применить это в своей жизни, но у него в голове постепенно размываются границы категорического восприятия.

Как ни крути, подросток устроен довольно примитивно. Во-первых, зациклен на том, чтобы его понимали. Так смотришь на него и думаешь: «Господи, зайчик, да что ж в тебе понимать-то?» Там одна извилина, и та прямая.

Во-вторых, подросток легко прибегает к словам: «Я ненавижу». Взрослый нормальный человек обычно на вопрос «Кого вы ненавидите» либо замнется, либо скажет: «Нет, ну кого мне ненавидеть?», либо начнет вещать что-нибудь пафосное. Подросток совершенно спокойно может сказать: «Да, я ненавижу учительницу черчения, манную кашу и когда кто-нибудь предает». Вот в этом он весь.

Подросток склонен вот к таким как бы штампам, к очень догматическому, консервативному и примитивному мышлению. Рассказы родителей о разных вариантах просто размывают тихонечко эти границы, они их не рушат. Нет такого способа, чтобы сказать подростку: «Ты знаешь, мир гораздо более многообразен, поэтому ты должен посмотреть на своих 34 человек, которые у тебя есть в классе, и ты поймешь, что совсем они не придурки». Подросток выслушает, но что с этим делать – он не знает. Поэтому нужны конкретные живые примеры, причем живые в эмоциональном смысле.

«ЛИЧНЫЕ» СТРАХИ И ИХ ПРИРОДА

Психологи утверждают, что у каждого человека есть свой индивидуальный набор страхов, включающий от пяти до двадцати эпизодов, многие из которых тянутся из детства. Кто-то боится червяков, другой — темноты, ну а третий боится отравиться некачественными пищевыми продуктами. О механизме формирования страхов рассказывает детский психолог и психотерапевт Ольга Шмакова: «В возрасте трех месяцев почти все дети начинают бояться незнакомых людей, «чужих». Ну а некоторые страхи малыши «выучивают», наблюдая за маминой реакцией. Например, ребенок падает с дивана, мама в ужасе кидается к нему и начинает успокаивать, жалеть. Малыш понимает, что случилось нечто для мамы страшное. Упав в следующий раз, он начинает плакать сам, без маминой «подсказки».

КОЛЛЕКЦИЯ ФОБИЙ
Боязнь пространства. К этому классу относятся клаустрофобия —
боязнь замкнутого пространства, агорафобия — боязнь открытого пространства, а также страхи высоты и глубины.Социофобии — страхи, связанные с общественной жизнью. Например, страх публичных выступлений и страх быть осмеянным из-за неловкого действия.Нозофобии — страхи заболеть каким-нибудь конкретным заболеванием.Танатофобия — страх смерти.Курьезные фобии:

Погонофобия — боязнь бородатых.Педофобия — боязнь детей, рождения ребенка в семье.Калигинефобия — боязнь красивых женщин.Гипнофобия — страх быть загипнотизированным.

Для того чтобы страх глубоко укоренился в подсознании, нужно особое сочетание условий: страшное событие и измененное состояние сознания или событие, повлекшее за собой длительную травму. Когда подростки глубокой ночью смотрят ужастики, они обеспечивают себе сюжеты для кошмаров и тревог на много лет вперед: на экране телевизора бесчинствуют мертвецы-кровопийцы, а затуманенное бессонницей сознание уже с трудом отделяет художественный вымысел от реальности. Фильм быстро забывается, а страх остается. По такой же схеме закрепляются страхи про Красную руку — дети ночью, когда и так все страшно, рассказывают друг другу нетленные сюжеты.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Виктория Мерзлякова,
культуролог, специалист в области современной культуры деловых коммуникацийСТРАХИ И КУЛЬТУРА
Чувство страха, как и другие чувства и переживания (любовь, счастье, удивление), существовали в культуре всегда, однако формы их проявления и связанные с ними стереотипы меняются от эпохи к эпохе. Создание мифологии явилось во многом переходом от беспорядочного Хаоса, вселявшего ужас, к организованному Космосу со своими законами мироздания.
Современная массовая культура поставила страхи на службу индустрии развлечений. Следуя установкам постмодернистов, мы стараемся сделать страшное смешным. Отдельного внимания заслуживает тенденция, которая рассматривает страх как источник удовольствия и релаксации. Во время просмотра фильмов ужасов и боевиков негативные эмоции переводятся в яркие визуальные образы — так снимаются агрессия и стрессы. Чувство страха вошло в моду вместе с экстремальными видами спорта — попытка приручить и покорить свой страх возвращает современного человека в мир первобытных стихий и ощущений себя один на один с природой.

Если нейтральное жизненное событие привело к урону здоровью, все его ключевые моменты становятся пусковыми механизмами реакции страха. Вы можете много лет сталкиваться на улице с собаками, но после того, как одна из них вас сильно укусит, страх будет сопровождать появление любой собаки на горизонте.

Научить одиночеству

– Давайте вернемся к теме одиночества. Ведь бывают же ситуации, когда подросток действительно остается один?

– Бывают, и это нормально. Периодически человеку просто нужно оставаться одному.

– Но из вашего эксперимента видно, что подросток этого не умеет?

– Не умеет, да.

– Может быть, его надо учить уединению?

– Конечно, нужно, причем с раннего детства. Сегодня ко мне пришла женщина на прием и говорит: «Вы знаете, я совершенно не могу оторваться от своего трехлетнего ребенка, он всё время у меня чего-то требует, а сейчас у меня родился второй малыш, и я вообще не знаю, что делать. Если бы моя мама мне не помогала, я бы, наверное, просто рехнулась». И всё потому, что до рождения второго ребенка она постоянно занимала своего малыша, и он не научился занимать себя сам.

А этому надо учить примерно со второго года жизни, с того момента, как он становится способен к самостоятельной исследовательской деятельности, ему нужно время от времени предоставлять возможность побыть самому с собой. Если ребенка оставляют с мультиками, то он не тренируется, он же не с собой остается, он же с мультиками остается. Если ребенку включают аудиосказки, он опять же не с собой остается, он остается с тем, кто рассказывает ему эти сказки. И если у ребенка нет опыта бытия с самим собой, то когда же и как он этому научится?

– А если не научили, можно ли в подростковом возрасте исправить?

– Думаю, да. Например, двое из тех, кто справился с экспериментом, вообще не заметили никакой проблемы. Один из них клеил парусник, а второй разбирал геологическую коллекцию, он занимается в геологическом кружке. Когда настало время отчитываться, они сказали, что им, к сожалению, мне и сказать-то нечего. То есть можно научить ребенка не тяготиться одиночеством до такой степени, что эта проблема просто не будет для него существовать.

Козлы отпущения

Если отталкиваться от психиатрических параметров, тревожные люди не нуждаются в госпитализации, их состояния легко коррегируются амбулаторно (регулярными посещениями психолога либо психотерапевта). Тревожность – это невротический уровень повреждения.

Даже став взрослыми, тревожные личности остаются неспособными к отстаиванию своей позиции в споре. Они уязвимы, так как всегда найдется кто-либо более энергичный и уверенный в себе и поставит их на место. Они робки и покорны, на них легко «ездить».

Именно тревожные люди все за всех доделывают и все равно оказываются «козлами отпущения», если начальство находит, к чему придраться. Они постоянно испытывают настороженность перед внешними раздражителями. Таким людям необходимы стабильные социальные связи, им проще общаться с теми, кого они давно изучили. Они гиперчувствительны и крайне впечатлительны, постоянно боятся что-то не так сделать и кого-нибудь обеспокоить.

Они фиксированы на представлениях о своей непривлекательности и социальной неприспособленности. Им свойственен постоянный самоанализ, ощущение дисгармонии своего внутреннего мира и преувеличение собственных недостатков. Обычно такие люди хорошо компенсируются, при стабильном укладе жизни им удается преодолеть свои сомнения.

Почему страшно ночью

-Почему страшно ночью?- задает нам вопрос Герман из города Тольятти.
-Вообще я человек не трусливый и мне не страшно ходить по ночам. Но как только моя голова опускается на подушку, ко мне приходит непонятное ощущение страха, объяснить который я не могу- делится с нами своим откровением парень.

Уважаемый Герман.

Ваши ночные страхи- это кропотливая работа специалиста в области глубинного психоанализа.
Только не пугайтесь, ибо Вы здоровый человек.
Если говорить навскидку, то можно предположить, что Ваши ночные страхи могут быть связаны с мимолетным испугом, произошедшим в детские годы.
Вы об этом благополучно забыли, а вот психика- помнит и раскручивает дурную симптоматику, боясь, что Вы вновь испугаетесь.

Попробуйте спросить родителей, был ли у Вас когда- либо ночной испуг. Боялись ли Вы спать без света темной ночью?
Скорее всего, родители ответят на Ваш вопрос утвердительно.

СТРАХИ И ФОБИИ

Страх — это ощущение, испытываемое в ответ на реальную или воображаемую угрозу. Он считается «нормальным» явлением, если адекватен обстоятельствам и готовит организм к нужной реакции на конкретные обстоятельства. Если таких обстоятельств нет, а страх есть, он неадекватен и может расцениваться как «ненормальный». Такой страх называется фобией.

Итак, фобия и страх — близкие родственники. В чем их различия? Фобия навязчива и не поддается контролю, а в ярких своих проявлениях она сопровождает многие психические заболевания. Страх помогает нам выжить, ведь обычно мы боимся того, что реально угрожает нашему физическому состоянию или социальному статусу. А фобия связана с предметом или явлением, часто безобидным для большинства людей. Человек, страдающий фобией, обычно осознает всю необоснованность своих переживаний, но не может ничего с этим поделать. Для того чтобы справиться с фобией, страдающий ею может придумывать специальные обходные маневры, ритуалы, которые символически «уменьшают» степень опасности. Например, герой Джека Николсона из фильма «Лучше не бывает» считает, что ни в коем случае нельзя наступать на трещины в асфальте, иначе случится нечто ужасное. Поэтому он старается наступать только на цельные фрагменты асфальта и шепчет про себя специальную оградительную мантру. Фобии заставляют человека менять свой образ жизни, в то время как страхи лишь сопровождают действительно опасные ситуации или размышления о них.

СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ ФОБИЙ
В хорошем учебнике по психиатрии написано: «Существует множество способов лечения неврозов (к коим относятся и неадекватные страхи), не меньше, чем средств борьбы с облысением, хотя количество лысых не уменьшается». Стоит критически оценивать предлагаемые вам методы, соотнося их с денежными затратами.Рейтинг волшебных приемов против страхов:

Лекарственные препараты — облегчение симптомов тревожности на центральном или периферическом уровнях.Гипнотерапия — устранение страха через воздействие на пациента, находящегося в сверхвнушаемом состоянии.Психоанализ — работа с ранними детскими переживаниями, травмами и впечатлениями, приведшими к переживанию страхов во взрослом возрасте.Психотерапия — прояснение и переосмысление причин, лежащих за переживанием страха, через беседу с терапевтом.
Наиболее эффективна поведенческая терапия — работа со страхом через разрушение неадекватной реакции на раздражитель (разрушение связи «стимул — реакция»).НЛП — техника решений конкретных затруднений с помощью эффективной схемы поведения и мышления, грамотного целеполагания.
Также страхи могут быть переработаны и устранены психотерапевтическими техниками, не связанными со словом: танцевальной терапией, арт-терапией, телесной психотерапией, психодрамой.

ОПРОС. МОЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СТРАХ, Я боюсь жить, действовать, пробовать новое. Я боюсь умереть, заболеть, потерять близких. Я боюсь потерять контроль над телом, сознанием, мыслями. Я ничего не боюсь, меня ничем не запугать. Просмотреть результаты Загрузка …

Поучаствуйте в психологическом практикуме от психолога счастья, чтобы взять контроль над своими страхами и фобиями прямо сейчас.

Составьте перечень своих страхов.

Чтобы Вы лучше понимали, как мы привносим в свою жизнь необоснованный страх, составьте перечень того, что Вы боитесь делать.

Например, я боюсь:

  • Попросить у начальника повышения по службе или прибавки к зарплате.
  • Сказать знакомому мужчине, что он Вам нравится.
  • Прыгнуть с парашютом.
  • Оставить детей дома с няней.
  • Бросить эту ненавистную работу.
  • Взять отпуск на 2 недели и уехать подальше.
  • Попросить друзей помочь мне открыть новое дело.
  • Поручить часть работы другим людям.

Переформулируйте свои страхи по образцу.

Теперь вернитесь к первому записанному Вами страху и заново сформулируйте каждый страх по следующему образцу:

Я хочу _____________ , но боюсь, представляя себе ______________. 

Ключевые слова — я боюсь, представляя себе.

Если переписать приведенные в качестве примера страхи выше, то получилось бы:

  • Я хочу попросить у начальника повышения по службе, но боюсь, представляя себе, что он откажет, да еще и разозлится на меня.
  • Я хотела бы сделать комплимент знакомому мужчине, но боюсь, представляя себе, что он его не примет и я буду выглядеть глупо.
  • Я хотела бы прыгнуть с парашютом, но боюсь, представляя себе, что мой парашют не раскроется и я погибну.
  • Я хотела бы оставить детей дома с няней, но боюсь, представляя себе, как с ними случается что-то ужасное.
  • Я хочу оставить эту ненавистную работу, но боюсь, представляя себе, что не смогу выплачивать ипотечный кредит и лишусь квартиры.
  • Я хочу попросить друзей помочь мне открыть новое дело, но боюсь, представляя себе, что они станут думать, будто я хочу только выманить у них деньги и кинуть.

На этом шаге Вы убедились, что сами порождаете свои страхи, используя свое воображение?

Одержите победу над созданными страхами.

Давайте рассмотрим несколько способов освободиться от страхов и вздохнуть полной грудью.

1) Измените образ будущего.

Один из способов освободиться  от страха — спросить себя, какой именно образ будущего Вас пугает, и затем заменить этот образ его позитивной противоположностью.

2) Измените физическое ощущение.

Есть и другая методика, тоже эффективная для устранения страха,  — сосредоточиться на сиюминутных физических ощущениях, которые приносит страх.

Затем нужно сконцентрироваться на чувствах и ощущениях, которые Вы хотели бы испытать взамен — отвагу, уверенность в себе, спокойствие радость.

Зафиксируйте перед мысленным взором оба вида ощущений и медленно переводите взгляд (мысленно, разумеется) с одного на другое, задерживаясь на каждом секунд по 15. После 1-2 минут работы страх рассеется, и Вы останетесь спокойны и сосредоточенны.

Примените эту методику перед кабинетом начальника, когда пойдете просить повышения.

3) Посмотрите страху прямо в лицо.

Припомните, когда Вам удалось одержать победу над своим страхом.

Вспомните ощущения успеха и гордость. А теперь перенесите эти ощущения в образ страха и насладитесь своей мысленной победой над этим страхом.

Вы посмотрели страху в лицо и мысленно одержали победу над ним? Тогда действуйте без промедления!

4) Воспользуйтесь поддержкой психолога счастья.

Вы вовсе не должны бороться со своими страхами в одиночку. Воспользуйтесь поддержкой профессионала и победите все свои страхи один за другим.

Почему страшно жить

-Почему так страшно жить?- задает нам вопрос Ирина из города Мытищи.
-Раньше за собой я не замечала никаких страхов. Училась нормально, правда всегда была застенчивой и не слишком уверенной в себе девочкой- продолжает свой рассказ Ирина.

Уважаемая Ира.

И опять Вы даете мне подсказку, связанную со своими жизненными страхами.
Неуверенность в себе- это одна из форм страха к жизни.
Вы боитесь не жизнь, как процесс существования, а наступление нежелательных событий.
Вам страшно жить потому, что былая и настоящая неуверенность в себе парализует волю к важным мероприятиям и рисковым делам.
Вы боитесь потерять работу, заболеть и остаться одной. Это и есть те страхи, которые мешают нормально жить.
“Окунитесь с головой” в мои предыдущие публикации, в которых Вы сможете найти ответ на поставленный вопрос о том, почему страшно жить и как купировать симптомы страха.

Только что Вы узнали о том, почему людям страшно, познакомившись с пятью основными причинами боязни человека.

А я желаю Вам смелости в рискованных мероприятиях!

Из мухи слона

Представьте себе молодую женщину, живущую отдельно от любимой мамы. До поры до времени она успешно работает (тревожные люди, как правило, очень исполнительны, ведь им страшно с чем-либо не справиться и вызвать гнев начальства), но однажды мама звонит и как бы между прочим рассказывает, что была недавно на плановом осмотре в поликлинике.

У нее обнаружили пониженный гемоглобин, назначили лекарства, принимая которые она вскоре будет в норме. Что произойдет при осмыслении этой информации в душе тревожной дочери? Ну конечно же, она накрутит себя настолько, что уже представит церемонию прощания с мамой. Из-за таких мыслей девушке станет крайне трудно жить обычной жизнью, улыбаться коллегам и поддерживать с ними легкие беседы. В ее голове уже произошла фиксация на негативном событии, которое, как ей кажется, будет иметь трагические последствия.

Почему трусость самый страшный порок

Алина хочет знать почему трусость можно по праву считать самым страшным пороком?
Давайте сначала определимся с тем, что трусость и боязнь- это несколько отличающиеся категории.
Под стыдливой трусостью необходимо понимать тот порок, который тесно связан с неуверенностью в конкретном деянии.

Трусы, по своей природе, люди бережливые и лишенные отчаянной смелости в геройских поступках. Когда наступает момент необходимого вмешательства, то трус проявляет духовную слабость, тем самым допуская совершения неблагоприятного события для себя или окружающих.
По этой причине, трусость можно считать самым страшным пороком. Но в некоторых случаях, трусость- это не что иное, как безусловный инстинкт самосохранения человека.

Страх неприятных переживаний и боли

Мы все хотели бы избегать боли — как физической, так и душевной. Неудивительно, что ситуации, которые могут к ней привести, нас пугают. Это боязнь получить раны и болезни, страх операций, взятия крови и других неприятных процедур, боязнь ходить к врачам. Кстати, в последнем случае может примешиваться и страх потерять контроль — ведь во время многих манипуляций мы передаём медицинским работникам контроль над нашим телом. Страх ситуаций, где потенциально можно получить телесные повреждения — боязнь толпы, высоты, замкнутых пространств и так далее, — тоже отчасти берёт начало здесь.

Страх неприятных эмоций заставляет нас бояться сложных разговоров, конфликтов (впрочем, тут ещё замешан и страх отвержения), побуждает избегать агрессивных или токсичных людей. Боязнь расставаний и боязнь потерять близких отчасти относится к этому же страху: разрыв значимых отношений включает переживание утраты, а это тяжело.

Как страшно жить

С детства у тревожных людей появляются симптомокомплексы, соответствующие картине социофобии. Это страх социального взаимодействия, опасение предстать перед окружающими в невыгодном свете, продемонстрировать глупость или скованность.

Одной из кардинальных черт тревожного характера является «тревога вперед» – стремление избегать тревожных ситуаций. Вырастая, тревожные личности, конечно, уже не боятся грозы и собак, но при вроде бы вполне благоприятном раскладе жизни в них фоном все равно живет тревога.

Она может проявляться в виде навязчивости повторного контроля, когда человек, уже добравшись до работы, вдруг возвращается домой проверить, выключил ли он утюг, запер ли дверь. Вернувшись и удостоверившись, что все в порядке, человек испытывает облегчение, но лишь до наступления следующей тревожной ситуации.

Почему я такая страшная

Почему я такая страшная?- задает нам вопрос Марина из города Брянска.
Девушка считает себя уродиной и аутсайдером современного общества.
-У меня опускаются руки, и я не хочу даже пользоваться косметикой. Ее смоешь, а рожа останется. Пускай меня любят такой, какая я есть- объясняет свою позицию Марина.

Уважаемая Марина, Ваш ответ уже содержится в письме.

Вы не страшная, а с всеобщего позволения сказать- не ухоженная.
Косметика- это немало важный атрибут в формировании красивости. Вы ее называете искусственной, забывая о том, что страшная женщина- это личность, лишенная прирожденной привлекательности.

По этой причине, ей, как никому другому, следует следить за своим внешним видом, а не опускать руки, постепенно опускаясь.
Что касается постановки вопроса, то физически страшноватая женщина формирует изначальный отсев тех, кто ориентируется только лишь на красоту. Вам такие нужны? Я полагаю, что нет.
Если уж говорить начистоту, то страшная женщина, которая прекрасно понимает, что природа сэкономила именно на ней, никогда об этом на людях не заикнется, а будет демонстрировать чертовски уверенный характер и такую баснословную ухоженность, что мужчины будут лежать все у ее не слишком красивых ног.

Восемь часов без гаджетов

– Когда-то я была исследователем, научным сотрудником, поэтому экспериментатор во мне иногда поднимает голову. Этот эксперимент был совершенно не первым и не самым интересным, и вообще к науке он имеет весьма опосредованное отношение. Но вот почему именно он «выстрелил»? Наверное, совпал с общественным запросом.

Анатомия страха

Катерина Мурашова

– В чем состояла суть эксперимента?

– Условия были очень простыми. Со знакомыми мне подростками от 11 до 18 лет, большей частью из клиентов моей поликлиники (Екатерина Мурашова работает детским психологом в городской поликлинике. – Прим. ред.), я договорилась, что они проведут восемь часов в одиночестве, не используя никаких электронных приборов, среди которых радио, телевизор, компьютер, плеер, в общем, всё, что производит электронные сигналы.

Всё остальное было в их распоряжении: книги, музыкальные инструменты, игры с животными, одинокие прогулки, приготовление обеда, уборка в комнате и вообще всё, что угодно.

После этого участники эксперимента должны были предоставить краткий отчет о том, как они прожили эти восемь часов.

Все они были мотивированы и абсолютно уверены в том, что проведут эти восемь часов совершенно свободно. У каждого был план, что он будет делать. Допустим, сначала я приберусь в комнате, потом приготовлю поесть, потом помоюсь в ванной, потом почитаю книгу. Поскольку это были каникулы, то речь не шла о приготовлении уроков, но кто-то собирался что-то почитать и даже порешать задачи. Всего в эксперименте приняли участие 68 человек. Из них только три довели эксперимент до конца, остальные прервали на разных этапах. Подавляющему большинству одиночество оказалось не под силу. Таким результатам удивились все, включая самих подростков.

– А вы ожидали такой результат?

– Я ожидала, что какое-то количество детей прервут эксперимент, а остальные расскажут мне о сложностях, с которыми они встречались и которые они преодолели. Ожидала, что прозревшие дети скажут мне: «О, как мы действительно привязаны к нашим гаджетам, пожалуй, мне нужно больше читать книжек и играть с собакой». Ожидала позитивного рассказа о том, как мы победили трудности и как узнали о себе много нового.

– Это произошло?

– Нет. Зато у некоторых начались неврологические симптомы вроде шума в голове, тревожного состояния и т.д.

– И что же делать?

– В каком смысле? Я не знаю, что делать. Это наш мир, это наши дети. У меня нет никаких рецептов. Запретить гаджеты? Сейчас, приехали, как же.

– Не получится?

– Не получится, потому что это часть современного мира, мы не можем запретить мир.

– Может, нам этого не понять, потому что у каждого нового поколения повышается уровень комфорта? Мне, например, сложно обходиться без горячей воды, в отличие от моей прабабушки. У каждого нового поколения таких вещей всё больше и больше, это нормально?

– Я думаю, что если отнять какие-то базовые вещи комфорта, у вас не начнутся психопатологические реакции через восемь часов после отмены водопровода. Да, вам будет некомфортно, но это не приведет к учащению сердцебиения, согласитесь.

– Тогда это говорит о том, что проблема существует, проблема серьезная, проблема, которую нужно решать, видимо, с самого начала.

– Я думаю, что ее надо учитывать. Я не знаю, как ее решать. Мне кажется, что те, кто говорит, что знает, как ее решать, лукавят.

– Значит, современные дети не могут без гаджетов? Это основной вывод из эксперимента?

– Нет, первый вывод состоит в том, что люди боятся встречи с собой. Гаджеты – это следствие. Потому что, когда не было гаджетов, существовала целая прослойка людей, которые, приходя с работы домой, первым делом включали радио. Это не значит, что они хотели узнать последние новости. Им был нужен шумовой эффект. Поэтому мне кажется, что гаджетозависимость – не причина, а следствие.

Анатомия страха

Фото: aif.ru

Почему страшно с похмелья

-Почему страшно с похмелья?- пишет нам Борис из города Львова.
-Я однажды так налакался, что с утра не мог понять, где нахожусь. Голова трещала “по швам”, а ладони были липкими от страха. Мне показалось, что вокруг шныряют черти- пугает нас своим откровением Боря.

Уважаемый Борис.

В том, что Вам страшно с похмелья, ничего страшного нет)
Вы испытали на себе так называемый абстинентный синдром, который может проявить себя тревожной симптоматикой. После бодуна, когда во рту “кошачий судок”, психика человека находится в посттравматическом состоянии.
Вам могут привидеться не только черти, но и пустой стакан))

Похмельный синдром для каждой жертвы попойки сугубо индивидуальный. Люди с достаточно крепкой психикой не испытывают утренних мучений, связанных со страхами. Они снимают похмельный синдром стаканчиком холодного кефира.

Лица с ослабленными нервишками часто проявляют не совсем адекватное видение объективной реальности.
По этой причине, Борис, не стоит злоупотреблять тем, что Вам не “по зубам”.