Многоликий контроль, тиран и спаситель

Психологос: энциклопедия практической психологии Многоликий контроль, тиран и спаситель…

Контроль бывает разный. Контроль бывает внешний и внутренний (самоконтроль), периодический и тотальный, только собирающий информацию и корректирующий, вмешивающийся в ход происходящего, помогающий и наказующий, дорогой и
дешевый, исключающий все остальные процессы либо текущий тонкой ниточкой на фоне спонтанности и любви.
Если вы уверены, что ваше поведение определяется (контролируется) внешними обстоятельствами, у вас внешний локус контроля. Если вы полагаете, что свое поведение определяете вы сами — у вас внутренний локус контроля.
Среди психотерапевтов распространено мнение, что контроль убивает спонтанность, что контроль порождает зажатость и невротические проявления. Так ли это? Реальность интереснее и сложнее. Контроль — вовсе не плохо, все зависит от того, кто контролирует, что контролирует и как контролирует. Если контроль работает на нужный человеку результат — это отличный контроль. Я контролирую и своих близких, и своих сотрудников, чтобы они не ленились быть
самостоятельными. Если тот, кто контролирует, разумный и заботливый, тем более любящий человек — его контроль радость и благо. Чем больше такого контроля, тем лучше, поскольку такой контроль дарит человеку больше внимания, больше поддержки и подсказок.
Нужно ли контролировать, куда ребенок тратит свои карманные деньги? Конечно. Вначале вы договариваетесь с ребенком, на что вы ему деньги даете (столько на транспорт, столько на еду, столько на развлечения), после вы должны понимать, насколько удачно вашему ребенка удается тратить деньги правильно. При этом умный контроль — всегда дифференцированный контроль. Что-то вы будете отслеживать (а вдруг?) как абсолютно недопустимое (деньги на булочки с маком потрачены на гашиш), что-то как допустимое (деньги на
булочки с маком потрачены на булочки с повидлом), а что-то — как возможность радости (деньги на булочки с маком ваш ребенок сэкономил и купил маме на день рождения букет прекрасных цветов).
Самостоятельного человека контроль свободы лишает, несамостоятельному — путь к свободе открывает. Через учебу и внешний контроль маленький человек становится компетентным, приобретает самоконтроль и получает право на свободу и самостоятельность. Становится большим и взрослым.
Право на самоконтроль — право на
самостоятельность. Там, где вас контролируют, вам полную самостоятельность не доверяют. Если вас контролируют без нужды, завоевывайте самостоятельность. С другой стороны, там, где человек не состоятелен, контроль со стороны компетентного человека — не
неприятность, а услуга.
Если взаимодействие необходимо, но к кому-либо доверия нет, люди обычно усиливают контроль. С этой точки зрения, контроль и доверие являются противоположными полюсами: чем меньше доверия, тем больше контроля

С другой стороны, при грамотном контроле появляется возможность большего доверия, и тогда достаточный контроль, достаточно высокий контроль обеспечивает максимальное доверие во взаимодействии между людьми.
Важно понимать, что контроль — это
не обязательно запрет. Контроль не обязательно запрещает, контроль в том числе и предписывает

У руководителя высокого уровня (и просто у развитого человека) под контролем все эмоции, и это не просто нормально, а нужно и хорошо. Качественный
контроль эмоций помогает не лениться и включать нужные эмоции, быть всегда эмоциональным, но эмоциональным таким, как надо.
Контроля много не бывает.Если, конечно, это контроль мудрого человека и работает на разумные цели.