Мода

Введение

В нашем ежедневном общении с разными людьми не бывает мелочей. Так, внешний вид человека играет огромную роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам человека на основании одной только внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Она указывает его национальную и социальную принадлежность, имущественное положение, возраст.

Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой позволяя даже заглянуть в будущее. Мода обладает одним важнейшим качеством — она почти мгновенно реагирует на события в жизни народа (страны), на смену взглядов и воззрений в духовной сфере. Таким образом, мода влияет не только на внешний вид, но и на стиль жизни.

Соответственно, объектом исследования в моей работе является процесс создания моды — явления живого, постоянно меняющегося.

Предмет работы. Внешность человека — это своего рода невербальное общение, способ дать людям информацию о себе, чтобы они могли сформировать о нем собственное мнение сознательно, а иногда и бессознательно, а научиться изменять отношение людей к нам в повседневной жизни нам поможет мода в одежде.

Задачи работы. Проанализировать сущность и происхождение моды, ее социокультурную природу, ее знаковый характер и значение в системе внутрикультурной и межкультурной коммуникации, основные направления и стили в моде, ее влияние на общество. Отдельно стоит рассмотреть ХХ век, ведь именно в нем произошел определенный перелом и переосмысление многих ценностей, определявших ранее творчество многих в системе моды.

Почему важно найти свой стиль

«Если не можете вспомнить, во что женщина была одета, значит она была одета идеально», — говорила Коко Шанель. А эта женщина, между прочим, совершила несколько революций в моде и уж точно понимала, что правильно подобранный наряд добавляет очков человеку в глазах общества.

В то же время сегодня люди все еще учатся отстаивать свои личные границы. Понемногу мы уже делаем это в отношении друг друга, но еще мало что смыслим в том, как дозировать окружающий мир. Поток информации, который как лавина несется отовсюду, может сбить с толку как прожженных жизнью скептиков, так и несведущих людей. А это значит, что любое заявление, тренд или новость мы должны уметь просеивать через фильтры критического мышления. Этот совет напрямую относится к нашей сегодняшней теме. Ведь мода — часть нашего мира. 

Функции моды

Мода распространяется на все явления культуры — на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искусство, литература, наука (особенно медицина, социология, экономика, философия), техника, политика, идеология, спорт. Дизайн является областью культуры, в которой активно действуют механизмы моды. Может быть мода на действия, идеи, вещи.

28 стр., 13551 слов

Отклоняющееся поведение как социальное явление

… уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали … население гораздо лучше информировано об опасных последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то … таких как опиум, героин. И наркотики входят в моду… Наркотики теперь можно купить везде: на рынках, …

Моде свойственны следующие функции:

1. Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обще­стве и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по срав­нению с предыдущими, культурные образцы.

2. Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечи­вает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближай­шему будущему.

3. Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности че­ловека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компен­сирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является спо­собом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от пси­хологических перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом масштабе.

4. Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценнос­тей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кро­ме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя ре­гулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное не­равенство.

5. Престижная — мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социаль­ного статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности.

6. Коммуникативная — мода представляет собой одну из форм массовой ком­муникации.

7. Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формиро­вание определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

4 стр., 1620 слов

Понятие и функции моды. Мода как психологический и социальный феномен

… общества. Иначе говоря, мода по-своему фиксирует, закрепляет «на какое-то время некоторые существенные моменты происходящего процесса в социальной психологии, общении и поведении людей … модными достаточно большое количество людей. Структура моды состоит из следующих элементов: модные стандарты — способы или образцы поведения или действия; модные объекты, которые могут …

8. Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распростра­нения и изменения эстетических оценок в обществе. Современная мода отра­жает изменения, происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха пост­модерна), который отвергает иерархическую систему норм и оценок. Много­образие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса).

Раз­личные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответ­ственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стан­дарты. Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», так как мода связа­на с образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.

Немного истории

История моды уходит своими корнями к традиции. Традиция — тоже некий массив информации, как и мода, только в ней нет элемента новизны.

Люди во все времена носили одежду определённых фасонов, цветов, украшенную узорами, которые и в прошлом, и поныне выражали и выражают их культурную и субкультурную  принадлежность. Раньше люди танцевали традиционные танцы, проводили традиционные обряды встреч, прощаний, погребения, свадеб и пр.

Первые признаки моды появились как средство разделения на слои общества. Выделившаяся часть общества, которая причислила себя к «высшему свету» могла материально позволить себе некоторые излишества. Поэтому для отделения себя от остальной «толпы» они носили другую одежду, имели другие манеры, и так далее. Так в моду вошли различные наряды, этикет, манеры, привычки, некоторые обряды (чаепития, посещения театров, украшения и т.д.), которые не только отделяли «элиту» от толпы, но и расслаивали её на ещё более мелкие подслои.

Расцвет моды приходился на эпоху Средневековья. Крестоносцы принесли в Западную Европу из Леванта информацию о тамошних изысканных тканях и шёлке. В Северной Европе шёлк был импортным и считался большой роскошью. Состоятельные люди могли позволить себе парчу из Италии и другие дорогостоящие вещи.

МодаС появлением машинного производства недорогая одежда стала доступна широким слоям населения. Тогда же появилась и мода в стиль одежде, как глобальное явление, это произошло во Франции в XVII веке. На протяжении истории источником новомодных тенденций в одежде были разные страны. На данный момент самым «модным» городом считается Париж, но ранее моду задавали Италия, Испания, Англия.

Напомним, что мода — это информация, и скорость её циркуляции всегда напрямую зависела  от господствующих технологий своего времени. С развитием торговли происходил синтез культур, а через людей, которые перемещались и контактировали друг с другом увеличивался и информационный обмен. А с развитием информационных технологий мы все погрузились в информационный массив планетарного масштаба, скорость циркуляции информации возросла, возможности влиять посредством моды на массовую статистику поведения людей приобрело огромную силу.

Примеры «модного» влияния

То, что мода влияет на людей, заставляя (часто в обход сознания) делать одно, и не делать другое, было замечено давно. При современном развитии информационных технологий, технологий социального инжиниринга  на данном этапе процесса глобализации было бы странно, если бы мода не использовалась как инструмент для достижения определённых целей. Рассмотрим некоторые тенденции, которые можно проследить, если взглянуть на мировую культуру с пониманием технологий целенаправленного воздействия на психику людей.

Например, эмансипация началась вслед за модой на женскую одежду, которая раньше считалась сугубо мужской. Женщины, борясь с некоторыми видами социальной зависимости, в итоге приобрели не свободу, а нового хозяина.

Мода

Коко Шанель первой приспособила мужские брюки для женщин

Одежда, выпячивающая «женские прелести», вкупе с другими технологиями, помогла внедрить в общество культ обнажённого тела. А это, в свою очередь, стимулировало через половые инстинкты смену жизненных ценностей и идеалов. Секс, а не создание семьи стал целью большинства знакомств, а иногда даже стал приравниваться к Любви. Отсюда и падение нравственности.

Мода

В моде сейчас обтягивающие штаны для мальчиков по аналогии с такими же вещами для женщин (происходит стирание границы гендера). В моде (получается, что мода это не только одежда, но и манеры, устойчивые словесные выражения) новый вид мужского приветствия: сейчас мужчины при встрече целуются, что нам активно демонстрируют с экранов телевизоров различные медиа-персоны. И их жеманные поцелуйчики отличаются от традиционного на Руси троекратного поцелуя как обычного способа выражения приязни гостю (гостевой поцелуй — поцелуй особый, наполненный большим смыслом, поскольку гость в Древней Руси — это посланец судьбы, могущий как улучшить, так и ухудшить жизнь хозяев). В моде «успех» на «выходящих из ряда вон» способах самовыражения, и поддерживаемая тенденция вручать различные призы всяких «евровидений» исключительно лицам нетрадиционной ориентации. В моде мужские причёски, которые недавно считались исключительно женскими, розовый цвет в мужской одежде, украшения, окрашивание волос, татуаж бровей. Есть даже мужские стринги!

Это всё вместе работает по технологии «окна Овертона», медленно ломая стереотипы и сдвигая явление из категории «неприемлемо» сначала в категорию «допустимо», а затем, через несколько таких сдвигов, пидорасинг может стать нормой в обществе.

В сети интернет много разных мнений по вопросам растущей моды на татуировки, выскажем своё мнение. Мы согласны с утверждением, что историческим предком татуировки является клеймо. Затем явление трансформировалось, и одно из последних свойств — принадлежность к определённой субкультуре (например, тюремной). В чём здесь «фишка»? Любой субкультуре свойственны свои атрибуты (метки): идеалы, ценности, алгоритмы поведения и т.д. Сделавший татуировку, бессознательно «подключил» себя к этой субкультуре, и алгоритмика, присущая субкультуре и символам татуировки, в какой-то мере теперь будет проявляться и в его поведении. Вот вам и социальный инжиниринг в действии.

А что, и какие явления при помощи моды убирают из нашей жизни? Целомудрие, скромность, естественность у женщин. Мужественность, отстранённость от внешних атрибутов у мужчин.

Влияние моды на мысли

Если посмотреть на человека как на представителя вида «человек разумный», то можно увидеть наличие в психике алгоритмов стадно-стайного поведения. И, с этой точки зрения, можно рассмотреть первопричины, почему же люди реагируют на моду. Для выживания в стае/стаде можно выделить две основные формы поведения:

  • это либо выделиться и стать лидером,
  • либо стать как все, не допуская, чтобы тебя причислили к изгоям.

Мода позволяет на информационном уровне сделать и то, и другое. Отсюда стремление определённой части общества немедленно приобщиться к «последним тенденциям». Особенно это заметно по представителям «звёзд» шоу-бизнеса, различным медиа-персонам. Таким образом, они стараются закрепить за собой позиции вожаков, за которыми идёт бездумная толпа.

Другая часть обывателей не включается сразу в процесс обновления своего стиля следуя за модой, но позже, когда большинство их окружающих трансформировалось вслед за новыми тенденциями, тоже следуют за ними, ведь оказаться «белой вороной» никому из них не хочется.

К сожалению, многие пытаются самоутвердиться не при помощи ума, поступков, добрых дел, а используют для этого внешние атрибуты: одежду, причёски, татуировки, пирсинг и тому подобные приёмы. Иными словами все эти внешние атрибуты, если они встают во главе угла, по сути своей, не более чем попытка заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворённость человека самим собой.

Думаем, такие люди считают, что это поможет им преодолеть некоторые недостатки, комплексы. Например, неумение познакомиться с девушкой заставляет парней одеваться «по последнему писку» моды, как бы делая заявку на причисление себя к лидерам «стаи», татуировки придают «брутальный вид», делая вид парня «круче», манеры поведения позволяют причислить их к некоторым субкультурам, от «рэперов» до «гопников». Однако, эти приёмы лишь маскируют, скрывают недостатки, не исправляя их.

Литература на тему психологии моды

Хороших книг по психологии моды мало, да и большая часть из них вовсе не переведена на русский. Мы собрали для вас самые интересные пособия, которые помогут лучше понять современные тенденции, рассмотреть понятие эталонов красоты с точки зрения психологии.

Психология моды – Килошенко М.И

Книга создавалась в качестве учебного пособия для ВУЗов, но будет полезна всем, кто когда-либо интересовался, как мода влияет на психологию людей. В тексте достаточно много упоминания других авторов, практических разборов, есть список литературы для ознакомления на досуге.

Мода

Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – Гофман А.Б.

Эта книга – сборник небольших статей по феномену модной индустрии с особым упором на украинский опыт, но будет актуальна для тех, кто хочет изучить вопрос на опыте.

Система моды – Ролан Барт

Книга, которая считается классикой литературы по социальной психологии моды. Она рассматривается как форма общения, задающая такт жизни всего общества. Подробно рассматривается теория потребления.

Теория праздного класса — Торстейн Веблен

Почему некоторые люди так хотят быть похожими на других, а некоторые – отличаться как можно сильнее? В книге разбирается теория демонстративного потребления, рассматривается склонность к приобретательству, которая часто используется для рекламы товаров модной индустрии.

Антимода

Антимода — сознательный, выраженный во внешних формах протест против установленных обществом идеалов, правил и норм. Желание одеваться или вести себя, следуя своим собственным представлениям о том, что такое красиво и хорошо.

К антимоде можно отнести облик нигилистов в России — сознательный аскетизм, стриженые волосы у женщин, синие очки, короткие платья.

Яркий пример — 1930-е, США, движение «зут». Это можно назвать первым появлением молодежной антимоды. Создателями ее явились негритянские и латиноамериканские подростки, считавшие себя непричастными к войне, в которой участвовала «белая» Америка. Эта антимода стала их выражением их протеста против расистского общества. В то время, как «настоящие патриоты» следовали призывам об экономии и следовали призывам об экономии, носили узкие пиджаки и брюки, молодежь Гарлема в Нью-Йорке носила костюмы «зут» — широченные пиджаки длинной до коленей и брюки со складками у пояса, яркие галстуки, длинные волосы.

В Европе 50−60 — х гг. антимодой стало движение битников. Провозгласив добродетелью бедность, отрешенность от социальных проблем. Они носили мешковые вельветовые брюки и свитера крупной вязки, отпускали дремучие бороды. Но еще более выразительными оказались конечно же, хиппи, полностью отвергшие ценности и нормы современного общества, в том числе одежду.

Антимодой явилась, в начале, и одежда панков. Эти «дети помойки», одевались нарочито уродливо в как попало соединенные детали старой грязноватой одежды, с военным оттенком. Близки панкам рокеры в черной коже, металлисты в такой же кожаной одежде, но увешанной заклепками, цепочками, значками со зловещей символикой.

Последующие группы более близки к нашему времени и многие из нас их застали, быть может и приняли участие: рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. — «гранж», 2000-е — готы, эмо, альтернативщики, скин-хеды и т. п.

Антимода ча­сто превращается в массовую моду или, по меньшей мере, оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господ­ствующих порядков, — битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтер­нативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, кото­рый осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тен­денция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое «я». У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т. п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Современные тенденции

Казалось бы, прошел целый век, и в 21 век мы шагнули… в хаотичный и эклектичный мир. В нем нет четких ориентиров, правил и догм. Глобализация и открытое информационное пространство связало между собой народы, страны и континенты. Культуры переплелись между собой. Общество стало немного толерантнее и свободнее.

При этом высокая подиумная мода открыла для себя масс-маркет. Появились коллаборации именитых дизайнеров с демократичными брендами. Капитализация модной индустрии выросла в разы. Мы шагнули в мир быстрой моды, меняющихся трендов и смешения стилей. Люди стали меньше обдумывать покупки. Начали ставить во главу угла эмоцию, а не здравый смысл. Добавьте к этому маркетинговые стратегии транснациональных компаний, которые побуждают нас впрягаться в модную гонку каждый сезон.

Что касается стиля, то с точки зрения психологии, он стал анархическим. Из пучины тотального гламура мы вынырнули в мир, где отсутствуют четкие линии и ориентиры. Постепенно стирается почерк брендов, смешиваются философии, которые долгое время оставались отличительной чертой высокой моды.

Сейчас нормально носить все, что нравится. Мы можем смешивать стили и не бояться выглядеть смешно. Никто не осудит за бесформенный свитер или стоптанные кроссовки. Кэжуал, винтаж и норм-кор актуальны, как никогда. Можно закрыть глаза, вытянуть из гардероба любые вещи и надеть их без страха показаться немодным. Потому что нам это разрешили, почти официально. 

В то же время, несмотря на огромное количество плюсов такого подхода, есть и очевидные минусы. Люди становятся безликими. Мир моды, как и мир диджитала, предлагает нам расслабиться и взять на заметку готовые решения. Мы можем не думать о сложностях конструкциях, сочетаниях, колористике и даже размере. Любой аутфит допустим: будь-то небрежность, оверсайз, унисекс или хиппи. 

Мода и ее структура

Капиталистическому обществу в истории большинства народов предшествовало общество, которое чаще всего называют традиционным. Одним из важнейших регуляторов потребления в нем является обычай. Ему на смену пришел капитализм, индустриальное общество, где место обычая в значительной мере занимает мода, выросшая из обычая. Обычай, конечно, не отмирает, но теряет роль главного регулятора потребительского поведения.

14 стр., 6648 слов

Роль государства в жизни общества

… контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу … государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Эту теорию разделяли Д. Фрэзер, 3 … к выгоде правителя, другой — к интересам подданных, общества. Люди все чаще стали задумываться над такими вопросами: как сделать …

В общем смысле мода — временное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни и т. д. популярен в обществе в определенный момент времени. Неотъемлемый атрибут — погоня за новизной, необходимость скорейшего обладания. Вещи, бывшие модными определенный отрезок и утратившие актуальность, являются старомодными.

Так же, мода — это одна из социальных норм, характерных прежде всего для индустриального и постиндустриального обществ. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. Мода как социальная норма носит внешний по отношению к индивиду характер.

Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом (интериоризируется), становится его внутренней потребностью, желанием. В этом случае мода выступает в качестве внутреннего компаса потребительского поведения. В этом случае люди добровольно стремятся быть модными.

Структура моды включает в себя модные объекты и модные стандарты поведения. «Модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде» (Гофман 1994).

В их числе — одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т. д. Правда, одни предметы, типы поведения чаще оказываются в роли модных объектов, другие реже. Так, одежда, популярная музыка в наибольшей мере подвержены моде, в то время как жилище, еда — в значительно меньшей. При этом прослеживается некоторая связь между утилитарными свойствами вещи и ее способностью быть модной. Иначе говоря, если вещь удовлетворяет жизненно важные потребности человека, то она менее подвержена моде. Как сказал В. Зомбарт, «чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде». Наиболее явно это демонстрируется ювелирными изделиями, украшениями одежды, поп-музыкой и т. п. При этом этот критерий полезности может распространяться как на целую вещь, так и на ее отдельные части. Сама вещь может быть жизненно необходимой и выпадать из сферы капризов моды (например, мода в холодных странах не включает колебания от теплой к легкой одежде).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

… (отклоняющееся); противоправное и др. Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и … т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой …

Однако ее характеристики, сильно не влияющие на ее способности удовлетворять базовые потребности людей, могут быть распространенными модными объектами (например, фасоны одежды, обуви, формы автомобильного кузова или домашней мебели).

Модные стандарты поведения могут быть как чисто поведенческими актами, следующими определенной модели (например, модные танцы), так и моделями поведения, предполагающими использование модных объектов (ношение модной одежды, обладание модной мебелью).

Как и любая иная социальная норма, мода опирается на санкции. Однако ее санкции носят относительно мягкий характер: быть модным хорошо, но на этом основании человек не станет национальным героем или вождем, быть немодным нежелательно, но игнорирование моды обычно не чревато социальной изоляцией, строгими мерами наказания. Лишь в некоторых молодежных и артистических кругах мода приобретает относительно жесткий характер.

Заключение

Сегодня, когда меняется ритм жизни, когда люди (особенно молодежь) пытаются жить энергичнее, вольготнее, успеть везде и всюду, мода, порой, приобретает шокирующие, на первый взгляд, черты. Вместе с тем она всегда будет стремиться к мобильности, целесообразности, удобству, практичности, раскрепощенности и естественности.

Кому-то она будет нравиться, а кому-то — нет. Но, как известно, «о вкусах не спорят», а человека вне моды не было, нет и не будет.

Принято считать, что мода, как яркая бабочка, живет одним днем. Появилась, вскружила головы — и нет ее. Но мода — безжалостный диктатор, она порой требует от человека невозможного. Как в таком случае относиться к моде: отказаться следовать ей, подождать, пока она предложит нечто для тебя подходящее, или, не взирая ни на что, последовать ее рекомендациям? Для человека, чье чувство собственного достоинства велико, а умение оценить себя проверенно и не раз испытано, тут не будет проблем. Он откажется от моды, которая уродует его, не отвечает его эстетическим потребностям и не соответствует его образу жизни.

Итак, мода — это особое явление в психологии человека, основанное на представлениях о «модности» и «немодности». В моде ярко проявляется зарождение подражания. С социально-психологической точки зрения, мода — это стремление к неповторимости, индивидуальности.

Феномен моды в том, что она единая, непостоянная и переменчивая. В этом и есть ее особая динамичность.