Модальность (психология)

Как мы можем использовать субмодальности

Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей

Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык»

Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя. К тому же субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.

Список субмодальностей

Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.

Визуальные

Положение

Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра? Эта картинка наклонна?

Расстояние

Как близко (далеко) от вас находится образ? Попробуйте показать рукой расстояние до образа.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое? Есть ли в картинке цвета?

Цвета

Какие цвета в этом образе? Цвета живые, яркие или блеклые?

Яркость

Эта картинка скорее яркая или темная? В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Фокус

Этот образ резкий или он размыт? Картинка в фокусе или размыта?

Детальность

Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало? Вы видите только общие контуры или можете различать детали?

Фон

Есть ли фон?

Форма

Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Ассоциация – диссоциация

Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху? Вы видите свое лицо или спину?

Панорамность

Вы находитесь внутри образа? Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница?

Движение

Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен? Насколько быстро это движение?

Пропорции

Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?

Размерность

Это плоское или объемное?

Аудиальные

Положение

Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас? Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука? Звук скорее высокий или низкий?

Громкость

Какова громкость этого? Звук громкий или тихий?

Моно/стерео

Звук объемный? Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?

Монотонность

Это монотонный звук или мелодия?

Темп

Это быстро или медленно?

Ритм

Есть ли в этом звуке ритм? Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Длительность

Это непрерывное или прерывистое?

Кинестетические

Качество

Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение…

Интенсивность

Насколько сильно это ощущение?

Положение

Где находится это ощущение? Покажите рукой местоположение этого.

Движение

Это ощущение двигается или статично? Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление

Откуда это движение стартует? Каково направление его движения? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость

Ощущение перемещается быстро или медленно? Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер

Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Вижу, слышу, чувствую

Знаете ли вы, какой тип восприятия является доминирующим у вас? Вот несколько самых простых вопросов:

Что для вас важнее: чтобы было красиво или удобно?
Важно ли вам, чтобы зал, где вы слушаете музыку в исполнении оркестра, был красиво оформлен, или музыка полностью компенсирует все недостатки оформления зала?
Когда вы прикасаетесь к человеку, важно ли при этом, как звучит его голос?
Для вас легче усвоить информацию, прочитав ее или прослушав?
Как вы принимаете решение, доверять ли этому человеку или нет? Вы прислушиваетесь к своим внутренним ощущениям? Вы слушаете, как он говорит, и ловите в его интонациях какие-то важные для себя нотки? Или вы смотрите ему в глаза и стараетесь прочесть там что-то для вас важное?

Ответив на эти вопросы, вы обнаружите, что ваши ответы соответствуют одному из следующих вариантов:

Для вас характерен основной сенсорный канал, по которому вы впитываете информацию

Их три, и каждый отвечает за свой поток образов:
если вам важно ВИДЕТЬ, доминирует зрительный (или визуальный) канал,
если вам важно СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, доминирует аудиальный канал,

если вам важны ваши внутренние и внешние ощущения или, другими словами, интуиции и прикосновения, то доминирует кинестетический канал;

У вас активны не один, а сразу два канала, по которым вам удобно воспринимать информацию (например, визуальный + кинестетический);
Вы по одному каналу предпочитаете получать информацию (например, читать), а по другому – передавать (например, не писать, а рассказывать).. Если ваш ответ соответствует первому варианту, то можно заключить, что вы – человек вполне определенного сенсорного типа: визуал, аудиал или кинестетик

Если ваш ответ соответствует первому варианту, то можно заключить, что вы – человек вполне определенного сенсорного типа: визуал, аудиал или кинестетик.

Если ваш ответ соответствует второму варианту, то вас можно отнести к смешанному типу, для которого важно не одно ощущение, а два. Наконец, выбор третьего варианта говорит, что ваша сенсорная система по-разному настроена на восприятие информации и на ее передачу

Вы воспринимаете мир, используя одну модальность, а общаетесь с ним уже с помощью другой

Наконец, выбор третьего варианта говорит, что ваша сенсорная система по-разному настроена на восприятие информации и на ее передачу. Вы воспринимаете мир, используя одну модальность, а общаетесь с ним уже с помощью другой.

Таковы, в общем, принципы, предложенные разработчиками НЛП (нейро-лингвистического программирования), позволяющие ответить на вопрос, как определить модальность человека.

Что такое модальность?

Модальность — это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность — термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:

  1. Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
  2. Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
  3. Социология. В социологической типологии людей — модальный человек или модальная личность это — реально преобладающий тип в данном обществе.

Как изучают модальность в психологии

Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта, с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.

Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные. Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.

Следующие по важности – слуховые ощущения, которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е

опознает.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.

Что такое субмодальности

Вы никогда не задумывались, каким образом вы узнаёте, что во эту еду любите, а эту нет? В это верите, а в эту странную штуку совсем нет? Что вот эта ситуация из детства приятная, а этот человек нравится? Мозг для кодирования отношения использует так называемые: сенсорные различия в представлении информации. Например, неприятная ситуация в прошлом может быть тёмной, маленькой, расположенной слева внизу, статичной и прямоугольной. А приятная ситуация в прошлом — яркой, большой, овальной, находиться прямо перед глазами и в ней может быть движение. 

Модальностями в НЛП (и психологии) называют каналы получения информации: зрение — визуальная модальность, слух — аудиальная, ощущения — модальность, речь — дигитальная. Субмодальности тогда — различия внутри модальности. Яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр, стерео/моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала: ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод, распирание) и местоположение.
Субмодальности навязчивости: чёткий яркий объект на размытом или отсутствующем фоне, который занимает практически всю площадь картинки. 

Модальность в философии

Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:

  1. Оптические (бытийные) – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
  2. Чистые (потенциальные) – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
  3. Эпистемические (познавательные) – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.

Слышим, видим, осязаем?

Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным. Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия. Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?

Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:

  • слуха;
  • зрения;
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.

Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей. И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат. Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.

Можно ли развивать свою чувствительность

Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета. Этим отличались и гордились красильщики тканей.

А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.

Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.

Основные виды модальностей

Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.

Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.

Визуалы

Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:

  • соблюдение дистанции в общении;
  • установка зрительного контакта.

Их отличает:

  • красивый, аккуратный почерк;
  • стремление к порядку везде и во всем.

Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:

  • «на первый взгляд»;
  • «казалось бы»;
  • «как видите»;
  • «Я вижу, что ваша позиция правильна;;
  • «Хоть убейте, не вижу толка в ваших рассуждениях».

Аудиалы

Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.

Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:

  1. Хорошо подражают голосам других людей, звукам природы.
  2. Прекрасно умеют декламировать.
  3. Отвлекаются на шум.
  4. Широко употребляют слова, связанные со слухом. Например, обращаются к другим со словами «Послушайте».
  5. У них хорошо развита слуховая память.
  6. Взгляд во время общения направлен посередине.
  7. Общаясь, часто используют слова и выражения, связанные со слухом. «Я слышу ваше отчаяние», «Я слышу, что вы говорите правду».

Кинестетики

Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:

  1. При общении они часто касаются другого человека.
  2. Они сопровождают свою речь обильной жестикуляцией.
  3. У них живая мимика.
  4. Не обращают внимания на беспорядок.
  5. Могут писать неразборчиво, неряшливым почерком.
  6. Любят вертеть в руках различные предметы, иногда даже грызть их.
  7. У таких людей развита телесная память, они «запоминают» телом.
  8. Словарь изобилует выражениями, связанными с телесными ощущениями. «Я чувствую, что вы говорите правду», «В ваших рассуждениях ощущается уверенность».
  9. Они более чувствительны и эмоциональны, чем аудиалы и визуалы.

Как измерить чувствительность

Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.

Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Как определить, кто ведет

Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:

Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна?
Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку?
Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается?
Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать?
Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?

Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:

  • Неряшливый внешний вид, неоформленный зал «царапают» взгляд визуала.
  • Прекрасная музыка полностью компенсирует безвкусные декорации для аудиала.
  • А удобно устроившийся в кресле кинестетик вообще не заметит оформления, но не сможет насладиться музыкой, пока сидячее место не нагреется до приятной температуры.

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:

  1. Личность, которая хорошо разбирается в модальностях восприятия, лучше понимает других, значит, быстрее и эффективнее может успокоить и убедить оппонента в случае необходимости.
  2. Осознание собственной ведущей модальности помогает «раскусить» недоброжелателя, авантюриста или просто лжеца.
  3. Человек, который ориентируется в собственной системе восприятия, найдет общий язык со своими детьми.
  4. Если возникнет необходимость выступать на публике, знание ведущей модальности поможет установить контакт с аудиторией.
  5. Так же понимание себя ведет к принятию правильных, эффективных решений.

В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет». А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу. Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.

Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.

«Я милого узнаю по походке»

Так мог сказать только ярко выраженный кинестетик!

Внутренне ориентированный кинестетик чаще всего даже сидит иначе, чем остальные: скрестив руки и ноги, опустив голову, словно постоянно вслушивается в себя и свое состояние.

Для внешне ориентированного кинестетика, например, важно:

  • Как к нему прикасаются, и к чему он сам прикасается;
  • Насколько напряжены его мышцы;
  • Что подсказывает ему его интуиция;
  • Сидит ли он, стоит или идет.

Итак, вы кинестетик, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

А

Для того, чтобы принять важное решение, вы

  • часто обращаетесь к своей интуиции;
  • должны убедиться, что ничего вас не тревожит и настораживает в принятом решении;
  • должны испытать чувство удовлетворения от найденного решения;
  • сравнив варианты, отчетливо чувствуете привлекательность одного из них для вас;
  • должны доверять тому, кто это решение предлагает.

Б. Вы сделаете свой выбор, если

  • просто чувствуете, что вам нравится сделанный вами выбор;
  • вы испытываете доверие;
  • нет никаких тревожащих вас смутных ощущений, что что-то идет не так;
  • вы чувствуете, как спадает напряжение от поиска правильного решения;
  • если появляется чувство радости от хорошо проделанной работы.

На вопрос о том, как определить модальность восприятия, существует много разных ответов, и есть достаточно диагностических приемов, тестов и способов, позволяющих в этом разобраться. Мы показали только один из множества вариантов.

Но не менее важно, определив свой тип восприятия, не останавливаться на этом, а попробовать начать развивать другие сенсорные способности. Для этого полезны специальные тренажеры, такие как упражнения для развития образной памяти или образного восприятия

Зачем нужна адаптация

Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.

Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию, на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.

Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.

Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию, помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.

Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.

Упражнение «Как я узнаю»

Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё». Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления «я – не я». Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте? Сравните субмодальные различия:

Я Не Я

образ ярче чётче объемный

образ тусклее более размытый плоский

Визуальный канал

Я или не я

Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.

Нравится еда или нет.

Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности  образа «вкусной» и «невкусной» еды?

Моё – не моё.

Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?

Важно – не важно. Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна

Чем отличаются субмодальности первого и второго образа

Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.

Аудиальный канал

Мой и чужой голос

Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.

Разные мнения

Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить субмодальные отличия внутренних голосов, которыми вы общаетесь с собой. Один «за» – другой «против».