Научно — исследовательская работа по психологии на тему:»взаимосвязь личностных особенностей и агрессивного поведения»

Проблема агрессии в обществе

К сожалению, если родители проявляют агрессию по отношению к ребенку, и он начинает действовать также по отношению к окружающим, то эти же, насильственные способы он будет применять по отношению к самому себе, когда вырастет.

Когда внешний родительский контроль трансформируется во внутренний самоконтроль, те приказы, угрозы, оскорбления, которые слышал ребенок, взрослый начинает говорить себе сам, а позже – своим детям. Разорвать этот «порочный круг» очень и очень непросто.

Психологи прогнозируют, что с увеличением количества семей, где наблюдается физическое или психологическое насилие (а таких уже немало), агрессия из аморального явления будет трансформироваться в норму поведения.

Если в ребенка не верили, не замечали способностей и талантов, он вырастет неуверенным в себе взрослым, неуспешным по жизни человеком; если его унижали, появится комплекс неполноценности; если наказывали, применяя грубую физическую силу, с большой долей вероятности, он научится самоуничижению и самобичеванию (причем не только в переносном, но и в прямом смысле слова).

Научно - исследовательская работа по психологии на тему:"взаимосвязь личностных особенностей и агрессивного поведения"Аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя) не менее опасна, чем та, что направлена вовне. К формам аутоагрессии относят:

  • пищевую зависимость, болезненное переедание или голодание,
  • химическую зависимость (наркомания, токсикомания, алкоголизм),
  • виктимное поведение (поведение «жертвы», склонность стать жертвой),
  • аутическое поведение (замкнутость, изолированность, самоограничения),
  • фанатизм (доведенная до крайности приверженность идеям (религиозным, национальным, политическим, спортивным)),
  • занятие экстремальными видами спорта,
  • самоповреждение (порезы, удары, ожоги и другое),
  • суицид.

Агрессия в гештальт-терапии

В 1945 году Ф.Перлз публикует книгу «Эго, голод и агрессия», в которой называет агрессию «биологической функцией организма». Перлз проводит параллель между психическими и физиологическим процессами, в частности питанием и познанием. Для пищеварения необходима естественная агрессивность (кусать, подвергать воздействию слюны и кислоты в желудке); логично предположить, что и для обучения, творчества, размышлений, нужно сначала раздробить предмет познания (анализ, как мыслительная операция, и есть пример такого дробления) чтобы затем создать новый мыслительный продукт. Стратегия психотерапии в такой ситуации — помочь осознать Клиенту свою агрессивность и взять на себя ответственность за её проявления. Ведь «избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх».

Проявления психологии агрессии по Э.Фромму

1. Игра как демонстрирование проворности и бойкости ее участников при отсутствии даже намека на ненависть или разрушение.

2. Реакция на угрозу жизни, достоинства, свободы, имущества. Может проявляться в виде фрустрации потребностей, ревности, зависти, мести, разочарования.

3. Анахроническая жажда крови.

4. Компенсаторная агрессия — ненависть и насилие, которыми человек пытается восполнить продуктивное существование. Может выражаться в хронической депрессии, садизме или некрофилии.

По мнению Джорджа Саймона, агрессия бывает явной и скрытой. Последнюю часто можно обнаружить в межличностных манипуляциях. Скрыто-агрессивный стиль поведения свойственен людям властным и лицемерным, использующим для подчинения себе подобных приемы маскировки своих агрессивных стремлений. Коварство они прячут под личиной обходительности.

Личностные качества, способствующие развитию агрессивности:

• импульсивность;

• впечатлительность;

• вдумчивость – подруга инструментальной агрессии;

• рассеянность – сестра агрессии эмоциональной;

• подозрительность.

Агрессивность как качество личности

Привычка поступать агрессивно формирует в личности особое качество – агрессивность. Агрессия и агрессивность не одно и то же. Агрессия – это действие, агрессивность – это качество личности. Любой человек может повести себя неосознанно агрессивно, но только агрессивный способен намеренно причинять вред или боль другому человеку.

Агрессивность – это готовность к агрессии, а также склонность воспринимать и интерпретировать поступки других людей как враждебные. Предпосылки развития агрессивности кроются в особенностях личности, установках, принципах, мировоззрении, но вызвать ее могут и внешние причины.

Доказано, что такие ситуативные, не зависящие от личности факторы как шум, жара, тестона, загрязненный воздух или его нехватка повышают уровень агрессии. Даже самый добрый человек в переполненном людьми душном транспорте почувствует дискомфорт, раздражение, злость, ярость.

Научно - исследовательская работа по психологии на тему:"взаимосвязь личностных особенностей и агрессивного поведения"Психология агрессивного поведения такова, что если агрессивная модель поведения хотя бы однажды оказывается эффективной (например, человек добился своей цели путем применения физической силы), она будет закрепляться.

Агрессивных людей обычно наказывают различными способами. Малыша, ударившего другого ребенка, поставят в угол на гречку, а взрослого преступника, убившего человека, заключат в тюрьму.

Все способы наказания направлены на изменение личности, перевоспитание, исправление, но они редко оказываются действенными. Человек, научившийся отвечать ударом на удар, не переучится поступать иначе, какой бы долгий срок наказания ему не был бы назначен, если не будет проведена внутренняя работа над собой.

Одуматься самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки, бывает не просто. Сложно заметить свои недостатки, особенно если они помогают выживать, приносят пользу и являются привычными.

Тем не менее, агрессивные люди нуждаются в психологической коррекции личности и поведения.

Как правило, все агрессоры нуждаются в формировании:

  • адекватной самооценки,
  • уверенности в себе,
  • зрелого взгляда на жизнь,
  • новых моделей поведения.

Корни агрессивного поведения могут быть очень глубоки, и одной только психологической коррекции может быть недостаточно. В таком случае необходимо обратиться к психотерапевту. Если же агрессивное поведение обусловлено развитием какого-либо психического заболевания, потребуется помощь психиатра.

Если Вы столкнулись в проблемой агрессии или хотите изучить этот феномен подробнее, читайте книги:

  1. Р. Бэрон, Р. Дебора «Агрессия»
  2. Ю. Щербинина «Речевая защита. Учимся управлять агрессией»
  3. С. Ениколопов, Ю. Кузнецова «Агрессия в обыденной жизни»
  4. С. Ключников «Личная территория. Психологическая защита от агрессии и манипулирования»
  5. А. Гончаров «Как противостоять психологической агрессии и манипулированию»
  6. Н. Вуйчич «Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить)»
  7. А. Козлова, В. Козлов «Техники управления агрессией»
  8. С.Чижова, О. Калинина «Детская агрессивность. 100 ответов на родительские «почему?»

Ждем Вашей оценки

Причины возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность врождённа. Она как бы входит в состав инстинктов, обеспечивающих выживание. А обуздать инстинкты не всем под силу. Также научно доказано, что она передаётся по наследству. Кирсти Лагерспец провела эксперимент над мышами. Она, разделив два с лишним десятка поколений на спокойных и свирепых, в итоге получила чистые пометы. То есть буйных мышек и тех, кто не стремился наносить вред окружающим.

Повышенный сахар в крови также влияет на чувствительность нервной системы к внешним раздражителям. Какие-либо химические вещества в организме могут спровоцировать деструктивное поведение. Всем известно, что большая часть преступлений или драк совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Помимо вышеперечисленных факторов, которые влияют на поведение личности, есть ещё ряд причин, из-за которых даёт о себе знать агрессивность.

Самоконтроль

В момент фрустрации, то есть, когда возникает ситуация, препятствующая удовлетворению какой-то потребности, у человека появляется масса напряжения. Чтобы с ним справиться, психика создала, так называемые, сдерживающие механизмы. Они блокируют естественную реакцию – разрушить то, что не даёт достигнуть цели. Или того, кто мешает.

Так вот, у всех людей разный уровень самоконтроля. Есть личности, совершенно неспособные держать себя в руках, отчего постоянно совершают насилие по отношению к другим людям, животным. Малейший стресс и они «вспыхивают». Но наиболее опасными являются те, у кого чрезмерно развиты сдерживающие механизмы. Такой человек будет проявлять выдержку и хладнокровие даже в критические моменты, когда любой бы «потерял голову».

Из-за сдержанности, эмоции и энергия не реализовываются, а накапливаются. Ресурсы организма в один прекрасный день дают сбой, что неудивительно. И вот тогда его может «прорвать». Нередко такие моменты становятся фатальными, когда сила ярости и разрушения совсем не соответствует ситуации. Страдают все, кто находится рядом или на пути.

Семейная система

С точки зрения психологии, агрессивность большей частью является результатом семейного воспитания. Те условия, в которых растёт ребёнок, оставляют неизгладимый след на его дальнейшей жизни.

Например, родители, физически наказывающие детей, формируют у них мнение, что применение силы по отношению к тем, кто слабее – это нормально. Что, если нет настроения, можно выпустить злость на тех, кто оказался рядом. И чем строже наказание, тем активнее будет развиваться жестокость, бесчувственность. Вступает в силу защитный механизм, чтобы не страдать из-за несправедливости, проще совсем ничего не чувствовать.

Научно - исследовательская работа по психологии на тему:"взаимосвязь личностных особенностей и агрессивного поведения"

Модель поведения дети берут из своей родительской семьи. Отчего, будучи постоянно подавляемыми и терпя, или постоянно наблюдая насилие – они будут вести себя также и с окружающими их людьми, не понимая, что это не правильно. Для них является нормой унижение, физическая расправа в случае ослушания и прочее.

Также важным фактором является отсутствие включения в процесс воспитания. Когда взрослый не заботится о своём чаде, его не интересует, что с ним происходит и вообще, где он и чем занят. Либо часто встречаются ситуации, когда мать обеспечивает все физиологические потребности малыша, но не способна дать ему любовь. То есть, она функциональна, но безучастна эмоционально

Тогда возникает желание привлечь к себе внимание любым путём. И чаще всего выбираются деструктивные способы, то есть, вандализм, причинение себе вреда или драки со сверстниками

Проявление агрессивности и условия ее формирования

Проявление агрессивности зависит от множества различных детерминант, среди которых необходимо отметить следующие: особенности индивидуального развития человека, его возраст, жизненный опыт, особенности нервной системы, а также воздействие внешних социальных и физических условий его существования. Что касается особенностей формирования определенного уровня агрессивности, то здесь особая роль отводиться социальному окружению и особенностям системы воспитания личности.

Агрессивность человека и способы ее проявление имеют существенные различия в зависимости от возраста, а именно:

  • в раннем возрасте дети проявляют агрессию (если не удовлетворяются их потребности и желания) с помощью плача, крика, отсутствия улыбки и отказа от контакта с родителями (также может наблюдаться жестокость по отношении к другим, более младшим по возрасту, малышам);
  • проявление агрессии в дошкольном возрасте становиться более разнообразной (дети уже не только плачут и кричат, но и используют в речи обидные и нецензурные слова, кусаются, щипаются, плюются и дерутся), конечно, все эти реакции носят в основном импульсивный характер;
  • младшие школьники зачастую направляют свою агрессивность на более слабых детей (выбирают себе «жертву») и проявляется она в форме давления, издевательств, насмешек, драк и ругани;
  • агрессивность в подростковом периоде чаще всего зависит от воздействия и оценки сверстников или старших товарищей, и здесь подобная форма поведения является способом утверждения в коллективе и стремлением занять свое место в референтной группе. Нужно отметить, что именно в этом возрасте происходит активное формирование агрессивности не только как ситуативного проявления, но и как стойкой характеристикой личности;

Проявление агрессивности при достижении взрослости, характеризуется большим разнообразием, ведь на нее оказывают воздействия многие факторы, в том числе и уже сформированные у человека индивидуальные особенности его личности. Среди индивидуальных психологических особенностей, которые детерминируют агрессивность необходимо выделить:

  • наличие страха возможности непризнания и неодобрения со стороны общества;
  • повышенная раздражительность, подозрительность и импульсивность;
  • зависимость от примет и условностей (особенно этнических, религиозных, языковых);
  • склонность испытывать не чувство вины и ответственности, а стыд и обиду;
  • низкая способность к адаптации и отсутствие навыков противостояния фрустраций.

Агрессивность человека формируется и трансформируется в течение всей жизни человека, поэтому на ее уровень, а также формы и способы ее проявления оказывают воздействие различные факторы и условия. Среди наиболее значительных условий формирования агрессивности следует выделить:

  • возрастные, гендерные и индивидуальные особенности;
  • примеры агрессивного поведения значимого окружения;
  • влияние масс-медиа и СМИ;
  • семейные факторы (полная или неполная семья, насилие в семье, обособленность и низкая контактность, недостаточность внимания, конфликтность и неадекватный стиль воспитания).

Что касается воздействия масс-медиа на формирование агрессивности, то в психологии это является наиболее спорным вопросом. Наибольший вклад в изучении этой проблемы внес американский учений Леонард Берковиц, который выделил факторы, при которых демонстрируемое насилие в масс-медиа может стать причиной формирования агрессивности, а именно:

  • если то, что демонстрируется, принимается человеком как проявление агрессивности и агрессии;
  • происходит идентификация человека с героем-агрессором;
  • происходит отождествления себя как объекта агрессии с жертвой, которую показывают в фильме, передачи или ток-шоу;
  • демонстрируемые события и сцены выглядят наиболее реально и захватывающе, чем оказывают существенное воздействие на эмоциональную и познавательную сферы человека (наблюдающий становиться как бы участником того, что он видит на экране).

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность  у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам

Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить»

Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта

Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить»

Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Психоаналитическая теория агрессивности

Согласно психоаналитической теории агрессивность биологически присуща человеку равно как и другим животным. Агрессивность тесно связана с развитием либидо и входит как составная часть в его прегенитальные организации, что отражено в их названиях: орально-каннибалистическая и анально-садистическая. В период фаллической фазы агрессивность направлена против одного из родителей либо замещающих родителей лиц, а также против братьев и сестёр. Все агрессивные действия имеют своей бессознательной целью самоуничтожение и питаются энергией первичного позыва к смерти, Танатоса.

Агрессивность «доброкачественная» (инструментальная агрессия)

Термин введён Э. Фроммом для обозначения тех форм агрессивного поведения, которые «обслуживают жизнь» и не несут первично деструктивного заряда. К подобным формам, в частности, относится псевдоагрессия, а также «агрессия обороны». Последняя форма поведения имеет сложный генез, часто мотив обороны является лишь пусковым механизмом подлинной агрессивности: «тронь меня, и я убью тебя».

Агрессивность «злокачественная» (враждебная агрессия)

Неадаптивная форма агрессивности, присущая, согласно Э. Фромму, исключительно человеку и имеющая не столько биологические, сколько социальные корни. Это различные формы жестокости и насилия, несексуальный, анально-накопительский и иные формы садизма и некрофилия — как наиболее ярко выраженная форма разрушительного и саморазрушительного поведения.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в  конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Агрессия и агрессивность

Научно - исследовательская работа по психологии на тему:"взаимосвязь личностных особенностей и агрессивного поведения"

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо.

Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями.

Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

• Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)

Подходов к пониманию агрессии немало, например, согласно эволюционной теории, агрессия – это инстинкт и считается, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Сторонники социобиологической теории, считают агрессивные проявления взаимодействием с конкурентами с целью повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами — недостатком пищи или брачных партнеров.

Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению.

При неконструктивных агрессивных действиях – умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия.

Не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность – свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению.

Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения.

В следующих статьях мы поговорим об агрессии более подробно и рассмотрим практические навыки и умения, которые могут пригодиться в ситуациях проявления агрессии.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Детская агрессия
«Читаем» жесты: агрессивность и готовность действовать
Недостатки у партнера: как принять?
Ребенок бьет окружающих. Что делать?
Власть родителей

Правила комментирования

Психология человеческой агрессивности

Научно - исследовательская работа по психологии на тему:"взаимосвязь личностных особенностей и агрессивного поведения"

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или насильственного причинения вреда другому живому существу.

Типы агрессии: 1) физическая-активная-прямая агрессия – это нанесение другому человеку прямого физического вреда (например, нанесение ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия); 2) физическая-активная-непрямая – это непрямое нанесение физического вреда (например, закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага); 3) физическая-пассивная-прямая – состоит в физическом недопущении другого человека к желаемой цели или желаемой деятельности (например, сидячая демонстрация); 4) физическая-пассивная-непрямая – проявляется в отказе от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации); 5) вербальная-активная-прямая – состоит в словесном оскорблении или унижении другого человека; 6) вербальная-активная-непрямая – характеризуется распространением злостной клеветы или сплетен о другом человеке; 7) вербальная-пассивная-прямая – состоит в отказе разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.;

8) вербальная-пассивная-непрямая – выражается в отказе давать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

агрессия – это инстинкт смерти, спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты; 2) эволюционистская теория агрессии в качестве источника агрессивного поведения рассматривала другой врожденный механизм – инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Один из последователей этой теории Лоренц предполагал наличие длительного эволюционного пути развития; 3) социобиологическая теория агрессии рассматривала агрессивные взаимодействия с конкурентами как один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров; 4) теории побуждения выделяли в качестве источника агрессии вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Теория фрустрации-агрессии – одна из теорий побуждения, согласно которой побуждение к агрессии возникает у индивида, пережившего фрустрацию (тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности)

Часто агрессивные действия, нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно (смещенная агрессия); 5) когнитивная теория основное внимание уделяет рассмотрению эмоциональных и когнитивных процессов, лежащих в основе агрессии. В основе агрессии, согласно данной теории, лежит осмысление или интерпретация индивидом чьих-то действий, как угрожающих или провокационных, что оказывает определенное влияние на его чувства и поведение;

6) теории социального научения рассматривают агрессию как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

В связи с этим, для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.

Агрессия у животных

Агрессия животных такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественном виде, служит для сохранения жизни и вида.

Агрессивное поведение животных, это практически тоже самое, что и у человека, то есть — это действие животного, направленное на другую особь и приводящее к запугиванию, подавлению или физическим травмам этой особи.

В большинстве случаев агрессия у животных вызывается гормональной активностью или другими химическими веществами, которые обычно вырабатываются в мозге или в других органах. Стресс и напряженность испытывает организм при воздействии агрессии. При умеренном стрессе обнаруживается усиление активности вегетативной нервной системы. Стимуляция мозгового слоя надпочечников через вегетативные нервы заставляет их выделять в кровь адреналин. При этом происходят изменения в различных частях организма. Начинается секреция потовых желез, шерсть встаёт дыбом, сердце бьётся быстрее, дыхание делается более частым и глубоким, кровь от пищеварительного тракта перенаправляется к мышцам.

Виды агрессии в психологии

Психологи различают несколько видов агрессивности.

Прямая или косвенная

Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и так далее).

Физическая и вербальная

При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и так далее.

Провоцирующая и защитная

При защитной агрессии человек пытается дать отпор оппоненту и его агрессивным действиям. При провоцирующей происходит первая «атака» в разговоре.

Внешняя и аутоагрессия

Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.

Враждебная и инструментальная

В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.

Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)

Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.

Факторы, способствующие повышению уровня агрессивности

Не стоит думать, что агрессивность – это постоянная черта личности. Агрессивное поведение это в психологии ответная реакция на возникающий дискомфорт. Это значит, что существуют факторы, способствующие повышению агрессивности. К ним относятся:

  • Возникновение чувства ненависти к кому-либо;
  • Участие человека в конфликте;
  • Дискомфорт из-за нарушения личных границ человека;
  • Ожидание мести или агрессии со стороны окружающих;
  • Неблагоприятные климатические условия или температурный режим в помещении;
  • Большое скопление людей в ограниченном пространстве;
  • Пребывание человека в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Сексуальное возбуждение.

Лечение агрессивности

Как правило, нездоровая агрессия, это агрессия есть не что иное как реакция на обиду, раздражение, и если она преобладает, то возникает проблема в психической сфере и личностных отношениях. Как было замечено ранее, агрессивное поведение может быть направленно на себя, окружающих, причем нередко без разговора, что влечет за собой разрушение личности, семье, близким. Очень часто встречаются случаи, когда приступ агрессии накатывает как волна, а отхлынув, сильно истощает организм, редко оставляя после себя чувства сожаления и вины. В таком случае агрессию нужно лечить.

Взрослые чаще поддаются лечению, так как они осознают изменения в своем поведении, но приступам агрессии сильно подвержены подростки. Бывают случаи, что они сами провоцируют взрослых на крики и побои.

Во время какой либо депрессии или другого иного негодования подросток как бы утверждается в мнении, что он плохой, и что его никто не любит, и можно сказать, что агрессия это крик о помощи. Взрослые, осознающие изменения в своем поведении, поддаются лечению, как правило, быстрее и эффективнее, но приступам агрессии сильно подвержены и подростки. Иногда они словно провоцируют взрослых на крики и побои. Но запомните, это агрессия — крик о помощи. Подростки часто считают себя плохими; получив порцию негодования, они как бы утверждаются во мнении «я плохой, меня никто не любит»

Правильное поведение взрослых — достаточное внимание к подростку и периодическое консультирование со специалистами, поможет сохранить его личность и предотвратить становление патологии в самом развитии. При излечении агрессии, специалист и пациент, в первую очередь, должны достигнуть двух основных результатов: снижения агрессивности в целом и профилактики агрессивности в будущем

Учитывая ритм современной жизни, дисбалансы в питании, временные смещения и многие другие негативные факторы — неудивительно, что в организме человека происходят расстройства. Душевные разлады, агрессия, бессонница, депрессия со временем закрепляются, постепенно усиливаясь в десятки раз. Нездоровая, чрезмерная агрессивность — это та же болезнь.