Консультация на тему «модели воспитания: запреты и предписания»

Родительская забота

Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999).

При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни

Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви

Стремление матери «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами: «Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться», «Никуда не уходи без меня» (Захаров, 1988).

При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Важным аспектом воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня протекции, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности ребенка в должной мере. В степени удовлетворения потребностей ребенка также возможны два крайних варианта (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999):

Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание — закон для родителей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители предлагают аргументы, которые являются по своей сути проявлением механизма рационализации: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего они сами были лишены.

Игнорирование потребностей ребенка — такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.

Родительские требования

Требования взрослого касаются, во-первых, обязанностей ребенка, то есть того, что ребенок должен делать сам (самообслуживание, учеба, помощь по дому и т. д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенку нельзя делать. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999) описали следующие разнополярные системы требований-обязанностей.

Чрезмерность требований-обязанностей — требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа воспитания, который можно определить как «повышенная моральная ответственность». От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, порядочности, следования чувству долга, возлагают на него ответственность за жизнь и благополучие близких (Личко, 1985). Родители устанавливают для ребенка высшие цели в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.

Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Здесь также есть две крайности: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов проявляют в том, что ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, напротив, заключается в том, что ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит.

По своей форме требования к ребенку можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).

Чрезмерность контроля и требований отмечается при так называемой авторитарной гиперсоциализации. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка во всех сферах жизнедеятельности. При таком стиле воспитания личность ребенка формируется по тревожному типу. Это объясняется главным образом тем, что, культивируя послушание, родители придают ему самодовлеющее значение. Сделать что-то не так, как хотят родители, и, в частности, мать, — значит быть наказанным, быть плохим, что, в свою очередь, ведет к лишению любви, а поскольку потребность в любви — одна из самых важных для ребенка, то неудовлетворение этой потребности ведет к фрустрации и неврозу.

Родительские запреты и предписания

Рейтинг:   / 0

Родительские предписания в отличие от запретов, как правило, являются вербальными. В чем разница между запретами и предписаниями?

 Предписания гласят что делать, запреты твердят, что не делать. Родительские предписания сопровождают ребенка и во взрослой жизни.

Иногда в определенных ситуациях во взрослой жизни человек может отчетливо слышать голос родителя, который когда-то в детстве ему вдалбливали родители.

Запреты являются невербальными и по времени передаются детям раньше, чем предписания.

Что значит не вербально? Вот, например ребенок нарисовал  картинку и показывает, хвастается родителям своими достижениями.

Родитель может одним своим взглядом, мимикой  одобрить или наоборот негативно отреагировать на рисунок. И дети легко считывают эмоции с лиц  родителей.

Проблемы в психологии развития детей возникают, как только родители начинают сравнивать ребенка, с кем-то из других детей, либо его оценивать.

Пример из жизни: девочка в детском саду нарисовала ворону. Внезапно у нее портится настроение, и она комкает рисунок, бросает его на пол. Сидит с грустным выражением глаз. Воспитатель, разглаживая рисунок, говорит о том, что он прекрасен. На что девочка эмоционально реагирует: — «Мне никогда не нарисовать, как соседняя девочка Даша!» при этом рвет рисунок.

И сравнения как-то эмоционально подкреплялись.

А как же безусловная любовь – основа в психологии воспитания детей? Где поддержка детского начинания, инициативы? Есть предположения, что также поступали и с ее родителями. Наши оценки начинаются с утра, например мы, спешим на работу и по пути ведем детей в садик.

Наши привычные фразы, обращенные к ребенку, который одевается в своем темпе: -“ копуша, из-за тебя одни проблемы, неповоротливый”. Все эти негативные каждодневные оценки медленно, но уверенно делают свое дело.

Большинство родителей разговаривают со своими детьми с помощью оценочных суждений, не понимая, что тем самым передают запреты, ругая ребенка, и предписания  когда хвалят.

Быть самим собой, желать большего, расти, развиваться  —  вот истинная сущность ребенка.

Безусловная любовь, поддержка, понимание потребностей наших детей  и желание с ними сотрудничать вот залог конструктивного воспитания и основа здоровой психологии.

Да и немного калорий потраченных для игры с ребенком только пойдут на пользу, не говоря о позитивных эмоциях. Дети наше вдохновение.