Морализм и морализаторство 609

Кто это такой

Разобраться, кто такой моралист, чтобы не полагать, что это исключительный добродетель, живущий по принципам морали, можно обращаясь не столько к энциклопедическим определениям, сколько к жизненным ситуациям. В бытовом обращении данное понятие имеет скорее негативный, саркастичный оттенок, ведь моралисты строги в своих проповедях только к окружающим. Многочисленные примеры того, как священники учат не грешить, а снимая рясу, нарушают многие законы, а также каждодневные замечания родителей о неприемлемости мата, когда сами ругаются, заставляют задуматься о том, насколько правомерны нравоучения таких людей.

Морализм и морализаторство 609

Морализаторство точно относится к негативным проявлениям личностных качеств. Чем чаще человек позволяет себе такое поведение, тем больше оно закрепляется и делает любое общение невыносимым. Сам моралист эгоистичен и когда рассказывает другим о том, как следует жить, претендует чуть ли не роль бога, наделяя себя величием, властью и ставя отдельно от всех остальных. Такая повелительная позиция позволяет моралисту прощать себе некоторые проступки, становящиеся все более существенными, при этом жестоко наказывать и не прощать никакой малейшей слабости другим.

Ещё одна негативная сторона морализаторства в том, что все люди становятся одинаковыми, на них накладывается долженствование жить одними правилами, слиться в серую массу, где нет оправдания другому поведению. Моралисту неинтересны оправдания и причины, они не утруждаются узнать детали ситуации и мотивы человека, способные перевернуть всё.

Моралисты абсолютизируют все этические нормы, что приводит к недобросовестному их использованию, часто даже во вред, прикрываясь благими намерениями. Такие известные моралисты, как Сократ и Толстой категоричны в своих позициях, а те, кто следует их постулатам ещё страшнее, поскольку перестают учитывать контекст ситуации и изменении всех норм в течение многих веков.

То, что было морально при царском или тоталитарном режиме аморально при демократическом строе, убийство с целью защиты или с целью грабежа также может быть совершенно различно оценено. Но жесткость установок рассматривает только факт, без учёта сопутствующих моментов.

Личностные изменения, сопутствующие морализаторству включают в себя постоянные воспоминания о прошлом в прекрасном свете и презентацию того времени, как эталонного. Моралистам свойственна стереотипность мышления, они не могут поменять своих установок, выйти за грани вложенного ранее, не способны мыслить широко и развиваться. В эмоциональном плане характерна нетерпимость, склонность к аффективным реакциям в случае несовпадения происходящего с их картиной мира. Косность установок вместе с такой импульсивностью рождает революционеров, борцов за правду кровавым путём, тех, чьи идеи могут включать тезисы об уничтожении всех по какому-то одному признаку.

Важный момент, что истинные моральные ценности, существующие внутри человека нет необходимости проповедовать, повторять, вдалбливать или заставлять исполнять. Тот, кому недопустимо врать, не будет этого делать, точно также ему не придёт в голову кого-то этому учить, поскольку честность является определяющим моментом и изначально подразумевающимся. Так выходит, что тот, кто действительно действует этически, про это не кричит, а просто так живёт, тот же, кто постоянно добивается от других соответствия, занят только ими и очень далёк от такого совершенства сам.

Морализаторство с привкусом лжи и трусости

На самом деле все просто. Кто-то из отцов-основателей психотерапии (по-моему Фрейд) сказал: «Невроз – это неспособность переносить неопределенность».

Мысль, в общем-то, очевидная. Чем более зрелая у человека психика – тем лучше он переносит неоднозначность, непредсказуемость и неопределенность окружающего мира, не пытаясь перекроить его в упрощенное «Спокойной ночи, малыши».

Морализм и морализаторство 609

И наоборот – чем менее зрелая психика, тем чаще и сильнее ее обладатель стремится расщепить любые сложные оттенки на доступное детскому сознанию черное и белое, не оставляя ничего непонятного и оттого пугающего посередине.

«Солнечному миру – да! да! да! Ядерному взрыву – нет! нет! нет!» – истинный гимн тяжелого невроза.
 

Как бы морализаторство не маскировалось под заботу о ком-либо, в нем всегда есть привкус лжи и трусости.

Истинный посыл морализатора:

«Мне страшно и невыносимо жить во взрослом сложном мире разных культур и многомерных мнений, поэтому я сбежал в безопасную песочницу, сел на белого деревянного коня. Вот сижу теперь красивый и умный и вас с собой сюда зову. Не нравится – можете отписываться».Морализатору всегда плевать на то, что он защищает (или крушит) – на самом деле его заботит лишь предательский треск его песочницы, с трудом выдерживающей каждое новое столкновение с реальной жизнью.
 

Одно из главных отличий зрелой личности от инфантильной – отсутствие опоры на моральный костыль.

Зрелый человек опирается в первую очередь на себя, свои чувства, свою интуицию: ему не нужно ни искать, ни создавать костыли в виде ясных и однозначных систем моральных координат.

Он сам себе ум, честь и совесть – что не мешает ему выглядеть высокоморальным в глазах других людей.

Просто его «моральность» является не результатом усилий или самопринуждения, а результатом трезвого и здорового взгляда на мир и свое место в нем.

Морализм и морализаторство 609

Инфантильной же психике всегда нужен костыль. Мир прост, дважды два четыре, Ленин жив, мы за все хорошее и против всего плохого.

Все, что угодно, лишь бы не оставаться в неопределенности, лишь бы чувствовать себя частью большой и сильной стаи, готовой на любой вопрос дать однозначный ответ: «да» или «нет», а при необходимости и дать по морде инакомыслящим.Нравится это кому-то или нет, мир сложен. Мир бесконечно сложен. И человек сложен. Мы что-то знаем о человеке, о его психике, но чем больше мы знаем, тем больше возникает новых открытых вопросов. И самые большие глупости в (и об) этом мире чаще всего говорятся с преамбулой: «На самом деле все просто». опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Как его распознать

Распознать моралиста и отличить его от человека, живущего по моральным принципам можно по тому, что у него критически не хватает времени на собственную жизнь и развитие. Там царит разруха, периодически случаются критические ситуации, но вместо решения своей судьбы и проблем, обращения внимания на свои психические процессы, человек полностью сосредоточен на окружающих – он спасает весь мир, проповедуя как жить. Естественно виновниками его неудач и критических ситуаций становится не он, при этом самому что-то менять оказывается сложно, потому что постоянный выбор стоит в сторону того, чтобы переделать других.

Морализм и морализаторство 609

Очень вероятно, что в анамнезе у моралиста очень неприглядные периоды собственной жизни – алкоголизм, наркомания, места лишения свободы, измены, разврат. И больше всего он будет осуждать людей именно за то, что делал сам. Так работает замещение и попытка возвыситься, показать, что он смог это прекратить и теперь находится на ступеньку выше всех окружающих людей. Своё поведение часто объясняют тем, что на них снизошло озарение, просветление или божья благодать – всё что угодно, что будет их делать избранными. Единственное чего в них нет, это терпения и понимания к таким же людям, с таким же проступками, как у них. Вместо действенной помощи они только унижают и поучают, тогда, как моральные люди предлагают поддержку, подбадривают, пытаются понять и найти решение.

Делавшие кучу абортов будут читать лекции о нравственном сексуальном поведении, лентяи будут попрекать того, кто присел на минуту передохнуть, приезжие сразу после получения прописки начинают критиковать таких же приезжих. По тому, что именно порицает человек легко считать его проступки.

Речь человека отличается стереотипностью и лозунгами, даже можно найти ту литературу или передачу, откуда они были взяты и теперь транслируются. У них нет своего внутреннего мира и убеждений, поэтому любая критика или даже вопрос относительно сказанного вместо рассуждений вызывает яркую эмоциональную реакцию, скандал, обвинения, с целью отстоять свою позицию единственно доступным способом.

Если прислушаться к речи такого человека и потом сравнить с поступками и ожиданиями, то можно заметить, что ему ценнее процесс учения других, чем реальные изменения. Те, кто смог подстроиться и каким-то чудом начал оправдывать все ожидания моралисту становится неинтересен и он ищет нового не очень морального по его критериям человека, чтобы насаживать своё мнение ему. Так может происходить бесконечно, пока не закончатся все люди, а потом можно заново пересматривать ошибки других более тщательно или ужесточать нормы.

Моралист не будет доволен никогда, потому что стремится только к внешнему совершенству, игнорируя внутренние изменения, понятие того, что есть отступления от тоталитаризма. Идея жизни по полной морали утопична, фиксирована на других, поэтому является вечным двигателем для борьбы и повышения собственной значимости.