Мозговой штурм. статья по технологии 10 класс на тему

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

Первое применение

На сегодняшний день можно привести многочисленные примеры метода мозгового штурма, использованного на практике. Но первое его применение произошло еще в годы, когда многие страны были охвачены Второй мировой войной. В то время мистер Осборн был вовсе не копирайтером или бизнесменом. Он служил капитаном на торговом судне, регулярно курсировавшем между воюющей Европой и благополучной Америкой. Нередко на морских просторах безоружные корабли погибали, пущенные на дно немецкими торпедами. Для того чтобы избежать опасности, Алексу Осборну, который увлекался историей, пришлось вспомнить практику, применяемую для разрешения критических ситуаций еще древними моряками-викингами.

После того как ему, капитану торгового судна, передали радиограмму, в которой говорилось о возможной атаке подводной лодки противника, на палубе была собрана вся команда. Осборн предложил всем высказать свое мнение о путях выхода из кризисной ситуации. Таким образом, капитаном американского судна был реанимирован древнейший метод управленческого решения — мозговой штурм (так он сам назвал его). Члены команды судна высказали множество на первый взгляд абсурдных решений. И в то же время среди них было выбрано одно, перешедшее затем на стадию переосмысления. Решение заключалось в том, чтобы команда судна построилась вдоль того борта, к которому будет двигаться торпеда, и начала дуть на нее, что должно привести к отклонению смертоносного снаряда. Американскому кораблю повезло. Немецкая подлодка в то плавание прошла мимо. Однако примененный капитаном метод принятия решений — мозговой штурм — принес свои плоды. Несколько позже Осборном было запатентовано изобретение. Оно предусматривало монтаж к борту корабля мощного винта, который включался в нужное время и создавал струю такой силы, что торпеде приходилось менять угол атаки и направляться в другую сторону.

Немного о правилах проведения

Первое правило: запрещена критика любых идей, высказанных в процессе обсуждения. В мозговом штурме ставка делается на количество предложений. Пусть некоторые окажутся глупыми и несостоятельными, но среди них обязательно найдутся и хорошие.

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

Второе правило: свободное мышление и поощрение абсолютно всех идей. Одной из целей мозгового штурма является нахождение нестандартных путей решения проблем и ситуаций, иначе все это может стать похожим на обычное совещание, которое изначально убивает любую инициативу. Для творческого подхода людям нужна особая атмосфера и настрой.

Третье правило: предложение огромного ассортимента идей. В данном методе приоритетным является именно количество, а не качество.

Четвертое правило: запись всех идей является обязательной. При проведении штурма следует записывать абсолютно все высказанные мысли. Для наглядности это можно делать маркером на доске.

Пятое правило: обдумывание идей. Когда все мысли уже высказаны, участникам необходимо дать время все осмыслить. Это даст человеку время для отдыха, и заодно он может оценить происходящее.

10 правил эффективного мозгового штурма

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

  1. Необходимо подготовиться заранее. Это касается всех участников. Цель проведения штурма должна быть оглашена за два-три дня до его начала. Членам группы нужно дать время на предварительное обдумывание проблемы, чтобы с первых минут собрания они могли предлагать интересные идеи.
  2. Максимальное количество участников. Эффективность мозгового штурма напрямую зависит от собранной группы, ведь чем больше людей, тем больше предложений. Результаты такого подхода могут быть весьма удивительными.
  3. Следует хорошо разъяснить суть поставленной задачи. В начале процедуры нужно потратить некоторое время на то, чтобы еще раз описать содержание проблемы. Это поможет убедиться, что сотрудники правильно поняли задачу, она сформулирована верно и все движутся в одном русле.
  4. Обязательно вести записи. Всё, что было сказано, нужно фиксировать, и делать это должен каждый член группы. Можно оставить данную прерогативу руководителю, однако велика вероятность того, что он что-либо не успеет, пропустит и т. д. Но если каждый будет записывать все выдвинутые предложения, то в результате получится максимально полный список решений.
  5. Критиковать нельзя. Это одно из главнейших правил осуществления мозгового штурма, не лишним будет снова о нем напомнить. Даже если коллеги предлагают идеи из области фантастики, совершенно нелепые и невыполнимые, нельзя их отбрасывать. Практика показывает, что именно такие идеи, видоизмененные и подогнанные под условия реальности, становятся самым подходящим решением, ради поиска которого и затевалась вся процедура. Не следует забывать, что критика очень подавляет инициативу, а этого ни в коем случае нельзя допускать во время штурма.
  6. Необходимо сгенерировать максимальное количество нетривиальных предложений. Каждый из членов группы должен выдвигать их как можно больше. Сотрудники с малым опытом работы могут чувствовать неуверенность, стесняться произносить вслух свои идеи. Это очень снижает результативность метода. Кроме того, даже если кажется, что уже найдено подходящее решение, следует продолжать вырабатывать и озвучивать идеи на протяжении всего заседания, до окончания второго этапа мозгового штурма.
  7. Привлекать большее количество участников. К примеру, цель мозгового штурма – сгенерировать 100 предложений, но никак не получается достичь этой цифры. Тогда есть смысл вовлечь в процесс еще больше людей, не вошедших в группу и вовсе не имеющих отношения к штурму.
  8. Трансформация идей. Такой подход дает отличные результаты. Особенно если пробовать объединять и видоизменять варианты, выдвинутые участниками разных рангов, статусов и должностей.
  9. Визуальный показ. Это удобно для восприятия и дает лучший результат. Поэтому обязательно следует использовать плакаты, схемы, таблицы, флэш-панели, маркерные доски и пр.
  10. Неблагоприятный результат. В процессе мозгового штурма (или даже в самом конце) попробуйте предположить, что найденное решение абсолютно не подошло, не сработало, и проблема осталась нерешенной. Такой подход подтолкнет к выработке еще нескольких новых идей, а также морально настроит на возможность любого исхода.

Преимущества и недостатки метода мозгового штурма

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:

  1. Развивается творческое мышление.
  2. Всем участникам приходится проявлять активное участие в работе.
  3. Одна из задач мозгового штурма — раздвинуть рамки сознания.
  4. Участники взаимодействуют друг с другом.
  5. Технология мозгового штурма проста в применении, не требует наличия какого-либо оборудования или помещения.

Из недостатков выделяют:

  1. Как сказано выше, активно участвовать в обсуждении должны все участники группы. Но бывает так, что работает только пара человек. Остальные молча ждут, пока процесс закончится.
  2. Из-за обилия идей и решений мероприятие часто растягивается на несколько часов.
  3. Метод окажется неэффективным, если участники не умеют работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
  4. Иногда опытные сотрудники пытаются стать лидерами в обсуждениях, подавляя менее опытных коллег.

Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.

Ошибки при проведении мозгового штурма

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

Давайте обсудим главные заблуждения, которые мешают генерировать лучшие идеи.

1. Проведение совещания и мозгового штурма одновременно

Мозговой штурм ≠ совещание. Часто, в компаниях эти два понятия путают. Коллектив собирается за обсуждением текущих дел, а потом после объявления руководителя: «А теперь я жду новые идеи!» все начинают предлагать решения в формате беседы. Брейншторминг — это не просто собрание, а особая техника, относиться к которой нужно со всей серьезностью.

2. Высказывание идей по очереди

Распространенное заблуждение, что процесс мозгового штурма должен быть четко регламентирован. Руководитель называет имя сотрудника и тот, как в школе, поднимается и говорит свои идеи. Это не имеет ничего общего с брейнштормингом, потому что его суть — освободить сознание от рамок и ограничений и выдать лучшую идею. Настоящий штурм больше похож на хаос, где все беспорядочно выкрикивают идеи, перебивая друг друга. Когда варианты начинают звучать совсем нелепо, а участники все больше уходить от стандартов — здесь и происходит тот самый мозговой штурм.

3. Мозговой штурм по щелчку пальцев

Давайте представим, что брейншторминг — это тренировка. Для того, чтобы начать правильно тренироваться, нужно «разогреться». Согласитесь, не бывает такого, что вы приходите в спортзал, а тренер сразу же дает вам в руки штангу.

На мозговой штурм участники приходят в разном состоянии и настроении. И просить их генерировать гениальные мысли по щелчку пальцев — это просто преступление против хороших идей. На старте брейншторминга стоит снять напряжение, отойти от отношений типа начальник-подчиненный, создать непринужденную атмосферу, а уже потом, начиная говорить на отвлеченные темы, перейти к сути.

4. Брейншторминг без модератора

Такое творческое собрание обязательно нужно направлять в нужное русло. Участники могут «выдыхаться» в процессе обсуждения, и в коллективе обязательно должен быть человек, который заново запускает этот механизм и направляет его.

Также мозговой штурм нужно уметь аккуратно завершить. Поскольку, спустя несколько часов, участники устают и их старания уже не приносят результат. Чтобы не травмировать их психику и не затягивать процесс, модератор должен вовремя все закончить.

5. Идеи записываются только на доску

Записывать идеи, а не просто обсуждать — правильное решение. Но делать это нужно разными способами. Поскольку, когда идеи начнут выкрикивать практически одновременно десять человек, записать их все будет практически невозможно. Для таких собраний можно использовать диктофон или видеокамеру.

6. Творчество не анализируют

В мозговом штурме важно не только правильно организовать процесс, а и проанализировать результат. Удачные идеи стоит не только высказывать, а и анализировать, оценить и доработать. 

11 советов как генерировать больше идей

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

Больше идей – больше шансов найти нестандартное решение задачи. Повысить их количество помогут интересные рекомендации:

Путешествуйте во времени. Подумайте, как вы решили бы проблему, находясь во времена Средневековья? Или, к примеру, живя 1 000 лет назад? А может, вы отправились в далекое будущее?
Этот совет похож на предыдущий. Только путешествовать во времени вам не нужно. Представьте себя в условиях другой страны или культуры. В самых смелых фантазиях можно покинуть пределы нашей планеты.
Измените себя. Вы – участник увлекательной игры. Примите ее правила. Измените образ, внешность, национальность. Это поможет увидеть проблему в новом свете.
Поиграйте в ролевые игры. Здесь вы можете проявить всю свою фантазию и воображение. Почему бы не наделить себя какими-либо сверх способностями или магической силой? Или вообразить себя героем боевика или мультфильма? Посмотрите на задачу с их точки зрения.
Тщательно продумывайте каждый шаг. Учитывайте даже мелкие детали.
Большие задачи разделяйте на маленькие. И пусть будут тысячи деталей

Они помогут увидеть все нюансы.
Обратите внимание на смежные сферы. Берите пример с тех, кто успешно решил проблему, похожую на вашу.
Постарайтесь найти не меньше 100 идей.
Пусть отправной точкой для ваших рассуждений будет какое-то слово или понятие

Не обязательно, чтобы они были связаны с темой.
Подумайте, что мешает вам решить проблему? Или что подталкивает к принятию правильного решения? Позаботьтесь о том, чтобы мешающие факторы были устранены.
Усложните или упростите проблему в несколько раз. Попробуйте решить ее в таком виде.

Эти советы помогут вам сгенерировать десятки интересных идей, из которых после получится выделить оптимальное решение.

Этапы и технология мозгового штурма

1. Сформулируйте текущее состояние и цели

В первую очередь сформулируйте текущее состояние, из которого необходимо найти выход, или опишите проблему, которая должна быть решена. Каждый участвующий должен знать конечную цель обсуждения. Задайте временные рамки и сформулируйте правила сессии, которые включают отсутствие критики и каких бы то ни было суждений относительно предлагаемых идей. Назначьте человека, который будет записывать все генерируемые идеи на бумаге или на доске.

2. Генерация идей

Вовлеките каждого участника в процесс через поочерёдные выступления. Поощряйте их вбрасывать столько идей, сколько возможно. Участники должны высказать свои предложения и идеи, которые нужно записать без какого-либо цензурирования. Координатор мозгового штурма должен пресекать любые попытки оценок жизнеспособности сгенерированных участниками идей, прежде чем сессия будет закончена.

Если вы участник штурма, сконцентрируйтесь на ситуации и высказывайте свои предположения без страха быть высмеянным или раскритикованным. Стимулируйте собственное творческое мышление и воображение. Подумайте о любых возможных решениях задания, которые вы могли бы принять. Вы также можете предпринять мозговой штурм по поводу идеи любого другого участника группы и расширить представления об его изначальном предложении.

3. Анализ

Когда отведенное на сессию время закончится, соберите все предложения и проанализируйте их вместе с группой. Опросите всех участников, чтобы выбрать из списка всех полученных идей 5 лучших. Сделав это, вы можете продолжить более узконаправленный мозговой штурм для развития этого перечня идей.

Чтобы получить окончательный результат или идею, спросите сами себя, как бы вы оценили по 10-балльной шкале данную идею применительно к вашей ситуации? Вы можете довериться интуиции использовать свои внутренние ощущения.

Конечное решение может потребовать ещё одну или более сессий. Если вы столкнулись с такой ситуацией, раздайте список участникам для ознакомления, чтобы они могли дальше анализировать его и предлагать новые решения. Сформулируйте критерии оценки конечного результата, так чтобы каждый мог понять, что он должен предложить на следующей сессии.

4. Выполнение

Как только ваша группа пришла к согласию и сформировала окончательное решение, выполните его. Обеспечьте обратную связь, чтобы можно было увидеть, есть ли результат. При отсутствии результата, вам стоит посмотреть на проблему под другим углом и организовать дополнительную сессию обсуждения.

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм – методика оперативного решения проблем, основанная на коллективной генерации идей и вариантов решения поставленной задачи. Суть метода мозгового штурма заключается в создании группы генерирующей идеи и экспертов, оценивающих эти идеи. Методика изобретена американским журналистом, копирайтером А. Осборном в 30-х гг. XX в., считавшим: чем больше идей приходят человеку в голову, тем больше шансов, что среди них будут стоящие внимания.

Для чего применяется мозговой штурм?

Мозговая атака помогает увидеть разнообразное количество идей для решения узконаправленной задачи. То, что получается у группы (минимум 150 разных идей), сложно сгенерировать одному специалисту, поэтому метод считается одним из самых эффективных. Применение методики на предприятиях показано в тех случаях, когда есть ощущение застоя производительности, нужен ребрендинг, для решения разных тематических задач.

Виды мозгового штурма

Прием мозговой штурм ставший популярным во всем мире имеет несколько модификаций, со своими нюансами. Разновидности методики:

  1. Теневой мозговой штурм. Не все люди могут открыто выражать свое мнение и идеи. Эта разновидность метода предполагает 2 группы генерирующих идеи: превая группа активно и вслух выражает идеи, вторая под влиянием процесса, творческого вдохновения записывает все, что приходит на ум, затем все это передается экспертам.
  2. Обратный мозговой штурм. Методика популярна в производственных компаниях, когда надо создать новый или максимально улучшенный продукт. Весь процесс проведения аналогичен классическому методу проведения, но идеи генерируются на основе выявления как можно большего количества недостатков существующего продукта, а на втором этапе – идеи по устранению этих недостатков.
  3. Индивидуальный мозговой штурм. Все этапы метода выполняются одним специалистом (сам себе генератор, эксперт и аналитик).
  4. Брейнрайтинг. Все идеи прописываются на бумаге, участники обмениваются листками, и каждый вдохновившись идеей другого дополняет или развивает эту идеи дальше.
  5. Комбинированный мозговой штурм. Все разновидности здесь могут комбинироваться.

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

Этапы мозгового штурма

Технология мозгового штурма Осборна состоит из 3 важных, последовательных этапов:

  1. Формирование задачи. На этом этапе задачу надо четко сформулировать и прописать. В печатном варианте это половина листа А4. Тема мозгового брейншторминга сообщается всем участникам за несколько дней. Формируются две группы экспертов: генераторы идей и оценщики. Специалисты, выбранные в генераторы подбираются по следующим критериям: имеют разнообразный опыт, квалификацию; приветствуются и мужчины и женщины; одинаковое соотношение активных и умеренных участников.
  2. Генерация идей. Считается самым важным этапом, от которого зависит успешность самого мероприятия. Здесь задача модератора мотивировать и поощрять участников на высказывание своих идей, даже кажущихся абсурдными. Правило на этом этапе: «Не критиковать!». Если в группе генераторов идей участники не одинаковы по иерархии, порядок высказывания происходит от нижестоящих, затем говорят руководители – это во избежание ощущения давления.
  3. Оценка и анализ результатов. Через несколько дней после проведения мозгового штурма, экспертная группа, в которую входит руководитель организации и специалисты по данной проблематике, наделенные критическим складом ума разрабатывают критерии оценки (инновационный подход, минимальность затрат, практичность, актуальность), на основе которых сортируют все идеи и проводят глубокий системный анализ возможности реализовать ту или иную идею на практике.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Достоинства и недостатки мозгового штурма, как и у любого другого метода существуют, идеальных решений нет. Методика мозгового штурма имеет следующие полезные аспекты:

  • сплочение команды;
  • свободное выражение своего мнения, идей;
  • наглядное решение проблемы;
  • возможность оценить каждого;
  • генерация новых идей, решений, альтернативных способов;
  • развивается креативность и широкий кругозор;
  • формирует познавательный интерес;
  • раскрытие потенциала.

Мозговой идейный штурм – минусы метода:

  • малая широта охвата;
  • не все хорошие идеи возможны для осуществления на практике;
  • эффективные идеи могут быть и не найдены;
  • занимает много времени;
  • не все участники могут высказывать идеи из-за боязни критики.

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

Преимущества мозгового штурма

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Сибирского федерального университета, социолог П. А. Стариков выделяет следующие преимущества метода:

  • посредством совместной деятельности специалистов, которые отличаются друг от друга опытом, знаниями, видению ближайшего будущего, создаются необходимые условия для синергетического эффекта —«„качественного умножения“ знания (целое есть больше, чем набор частей)»; также новые подходы, перспективы видения и интересные аналогии возникают «на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики» в ходе обсуждения поставленных проблем качественно отличающимися специалистами
  • доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие

Этапы классического мозгового штурма

1. Постановка задачи

Когда решение провести мозговой штурм принято, в первую очередь следует четко сформулировать проблему и подобрать участников группы (лидера и специалистов). Роли распределяются в зависимости от того, какова суть решаемой задачи и в какой форме планируется организовать штурм.

2. Генерирование идей

Это главный этап, от результатов которого зависит успех всей затеи.

Есть ряд правил, которые обязательно соблюдать:

  • количество предложений не ограничивается, их может быть сколько угодно;
  • идеи могут носить абсурдный, невыполнимый, пусть даже фантастический характер;
  • приветствуется комбинирование идей, внесение дополнений и улучшений;
  • предложенным идеям не выносится оценка и не выдвигается никакая критика.

3. Отбор, группирование и оценка идей

На этом заключительном и весьма важном этапе мозгового штурма проводится анализ эффективности выдвинутых предложений. Здесь, в отличие от предыдущего этапа, приветствуются критические выкладки и оценочные суждения

Успешность штурма в целом зависит от слаженности работы собравшихся и общего направления рассуждений в отношении поставленной задачи и способов ее реализации.

Основное правило

На этапе генерации идей предложения не обсуждаются. Можно высказывать любые предложения, которые приходят в голову, в том числе вызванные ассоциациями на предыдущие предложения или дополнения к предыдущим предложениям. Но нельзя критиковать и обсуждать высказанные предложения.

Обратите внимание! У мозгового штурма (в том числе виртуального) обязательно должен быть ведущий или ведущие, те, кто его организовывает, оповещает участников, проводит, собирает идеи, ведет протокол. Как и любое дело, мозговой штурм удается, если есть лицо, персонально ответственное за его проведение

Не злоупотребляйте мозговыми штурмами. Они полезны изредка, в сложных ситуациях, в условиях, когда по их итогам предпринимаются конкретные шаги, достигаются поставленные цели. Если проводить штурмы постоянно и никак не использовать их результаты, они превратятся в поглотителей рабочего времени.

Подготовительный этап

Для качественной реализации этой ступени ММШ потребуется соблюсти некоторые организационные моменты. В частности, необходимо придерживаться основных этапов методики. Первый из них является установочным. Его желательно проводить недели за две до проведения основной части ММШ.

Метод мозгового штурма может быть осуществлен при четкой формулировке проблемы с выбранным ведущим, с подбором двух групп, необходимых для генерации различных вариантов решения, а также для дальнейшей экспертной оценки. К этапу организации ММШ потребуется отнестись со всей ответственностью. Это позволит избежать ошибок, которые снизят эффективность метода. Например, неясная и нечеткая постановка задачи и цели уже изначально приведет к нулевой эффективности. И напротив. Выставленная на коллективное обсуждение задача, обладающая неоднозначной структурой, то есть по своей сути состоящая из нескольких задач, способна запутать обсуждающих, которые не поймут порядка разрешения проблем и их приоритетности.

Как добиться эффективного мозгового штурма 10 правил

Подготовительный этап

Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.

Оцениваем, классифицируем, приоритизируем

техники приоритизацииBacklog Priority ChartHygger

  • Quick Wins – для идей первоочередного порядка.
  • Big Bets – для идей с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены чуть позже.
  • Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью, их можно отложить.
  • Time sinks – идеи самого последнего приоритета.

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма

Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

11 советов о том, как генерировать больше идей в ходе мозгового штурма

Мозговой штурм.                                статья по технологии 10 класс на тему

  1. Отправляйтесь в другую временную реальность

    Пофантазируйте и попробуйте представить, как бы вы справились с поставленной задачей несколько десятков или тысячу лет назад. Смогли бы выкрутиться, будь на дворе Средневековье? Представьте, что в вашем распоряжении есть высокие технологии будущего 2200 года или вы оказались в опустошенной всемирным апокалипсисом действительности.

  2. Путешествуйте по всей Вселенной

    Попытайтесь найти решение проблемы с условием, что вы находитесь в другом государстве или в других климатических условиях, или вовсе за пределами нашей планеты. Что тогда пришло бы вам в голову?

  3. Пробуйте меняться

    Мозговой штурм – это своеобразная игра. Фантазируйте, представляйте, что вы, например, стали толстяком или стариком и вам нужно решить поставленную задачу. Придумайте себе новый образ, другую национальность, расу, внешний облик или даже некоторую долю сумасшествия. Подсознание откроет для вас новый угол зрения, который раньше не приходил в голову.

  4. Используйте ролевые игры

    Мысленно представьте себя на месте своего отца или брата, или злейшего врага. Как бы они искали решение проблемы? В своих фантазиях заберитесь в шкуру Эйнштейна или Тома (или Джерри), попытайтесь думать их головой. Придумайте себе удивительные способности, умение Спайдермена ползать по стенам небоскребов или стремление Халка крушить все вокруг, или поразительную заботливость о населении (как у чиновников). Что тогда вы сделали бы для решения поставленной задачи?

  5. Не оставляйте пробелов

    Ваша начальная точка отправления – существующая проблема, а конечный пункт назначения – её решение. Теперь, двигаясь планомерно, нужно наполнять пробелы между этими пунктами, стараясь по максимуму заполнить каждый шаг. Например, каковы будут действия от идеи до первого полученного дохода: банковский кредит – собственный сайт – аренда складских помещений – закупка продукции – формирование воронки продаж – рекламирование продукта – продажа – повторная продажа. В действительности будет еще много промежуточных шагов, возникнет масса вопросов, на которые мозговой штурм даст ответы.

  6. Формируйте умные карты

    Плетите мелкую сеть, расщепляйте каждую задачу на составляющие части. Продолжайте до такой степени, когда кажется, что это уже слишком. Разбейте процесс решения проблемы на тысячи мелких вопросов и найдите ответ для каждого. Это вскроет незаметные при ином подходе подводные течения.

  7. Шпионьте

    Только не за ближайшим конкурентом, оцените другие отрасли. Посмотрите, какой способ дал отличный результат при решении похожей проблемы вне вашей области. На примере это выглядит яснее. Пусть вы развиваете группу в социальной сети «ВКонтакте» и продаете через нее тяжелое оборудование для строительной отрасли. Как собрать больше подписчиков? Конкуренты платят за статьи, постят серьезные тематические материалы.

    А вы возьмите иное направление, в настройках таргетинга выбирайте ту же целевую аудиторию, но поменяйте контент. Размещайте развлекательные посты, шутки, анекдоты, мемы на строительную тематику. Возможно, качественная составляющая подписчиков будет несколько иная, но проведенный мозговой штурм даст подходящие решения.

  8. Продолжайте генерацию идей, пока их наберется не меньше 100

    Или попытайтесь сгенерировать 101 идею в течение отведенного куска времени.

  9. Не отметайте влияние случайных ассоциаций

    Возьмите за отправную точку какое-то слово, рисунок или параметр и используйте их как основу для формирования идей.

  10. Находите вспомогательные факторы

    Попытайтесь ясно представить вашу ситуацию: какие обстоятельства помогают вам двигаться вперед, а какие мешают осуществить проект. Не ставьте первоочередной целью решение проблемы в целом, приложите все усилия к тому, чтобы усилить факторы-помощники и ослабить факторы-препятствия.

  11. Утрируйте ситуацию

    Смоделируйте картину, когда ваша проблема усложнится в 10 раз или одновременно возникнет 10 задач (вместо вашей одной). Что вы сможете предпринять? Или, напротив, попробуйте сузить цель мозгового штурма в разы или сотни раз. Как получится решить такую микроскопическую задачу?