Советы мозговой штурм

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.

Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:

Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов

Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих

Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.

Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.

Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.

11 советов о том, как генерировать больше идей в ходе мозгового штурма

Советы мозговой штурм

  1. Отправляйтесь в другую временную реальность

    Пофантазируйте и попробуйте представить, как бы вы справились с поставленной задачей несколько десятков или тысячу лет назад. Смогли бы выкрутиться, будь на дворе Средневековье? Представьте, что в вашем распоряжении есть высокие технологии будущего 2200 года или вы оказались в опустошенной всемирным апокалипсисом действительности.

  2. Путешествуйте по всей Вселенной

    Попытайтесь найти решение проблемы с условием, что вы находитесь в другом государстве или в других климатических условиях, или вовсе за пределами нашей планеты. Что тогда пришло бы вам в голову?

  3. Пробуйте меняться

    Мозговой штурм – это своеобразная игра. Фантазируйте, представляйте, что вы, например, стали толстяком или стариком и вам нужно решить поставленную задачу. Придумайте себе новый образ, другую национальность, расу, внешний облик или даже некоторую долю сумасшествия. Подсознание откроет для вас новый угол зрения, который раньше не приходил в голову.

  4. Используйте ролевые игры

    Мысленно представьте себя на месте своего отца или брата, или злейшего врага. Как бы они искали решение проблемы? В своих фантазиях заберитесь в шкуру Эйнштейна или Тома (или Джерри), попытайтесь думать их головой. Придумайте себе удивительные способности, умение Спайдермена ползать по стенам небоскребов или стремление Халка крушить все вокруг, или поразительную заботливость о населении (как у чиновников). Что тогда вы сделали бы для решения поставленной задачи?

  5. Не оставляйте пробелов

    Ваша начальная точка отправления – существующая проблема, а конечный пункт назначения – её решение. Теперь, двигаясь планомерно, нужно наполнять пробелы между этими пунктами, стараясь по максимуму заполнить каждый шаг. Например, каковы будут действия от идеи до первого полученного дохода: банковский кредит – собственный сайт – аренда складских помещений – закупка продукции – формирование воронки продаж – рекламирование продукта – продажа – повторная продажа. В действительности будет еще много промежуточных шагов, возникнет масса вопросов, на которые мозговой штурм даст ответы.

  6. Формируйте умные карты

    Плетите мелкую сеть, расщепляйте каждую задачу на составляющие части. Продолжайте до такой степени, когда кажется, что это уже слишком. Разбейте процесс решения проблемы на тысячи мелких вопросов и найдите ответ для каждого. Это вскроет незаметные при ином подходе подводные течения.

  7. Шпионьте

    Только не за ближайшим конкурентом, оцените другие отрасли. Посмотрите, какой способ дал отличный результат при решении похожей проблемы вне вашей области. На примере это выглядит яснее. Пусть вы развиваете группу в социальной сети «ВКонтакте» и продаете через нее тяжелое оборудование для строительной отрасли. Как собрать больше подписчиков? Конкуренты платят за статьи, постят серьезные тематические материалы.

    А вы возьмите иное направление, в настройках таргетинга выбирайте ту же целевую аудиторию, но поменяйте контент. Размещайте развлекательные посты, шутки, анекдоты, мемы на строительную тематику. Возможно, качественная составляющая подписчиков будет несколько иная, но проведенный мозговой штурм даст подходящие решения.

  8. Продолжайте генерацию идей, пока их наберется не меньше 100

    Или попытайтесь сгенерировать 101 идею в течение отведенного куска времени.

  9. Не отметайте влияние случайных ассоциаций

    Возьмите за отправную точку какое-то слово, рисунок или параметр и используйте их как основу для формирования идей.

  10. Находите вспомогательные факторы

    Попытайтесь ясно представить вашу ситуацию: какие обстоятельства помогают вам двигаться вперед, а какие мешают осуществить проект. Не ставьте первоочередной целью решение проблемы в целом, приложите все усилия к тому, чтобы усилить факторы-помощники и ослабить факторы-препятствия.

  11. Утрируйте ситуацию

    Смоделируйте картину, когда ваша проблема усложнится в 10 раз или одновременно возникнет 10 задач (вместо вашей одной). Что вы сможете предпринять? Или, напротив, попробуйте сузить цель мозгового штурма в разы или сотни раз. Как получится решить такую микроскопическую задачу?

Примеры неудачных сценариев мозговых штурмов

Пример 1. Стендап-шоу по заявкам

Советы мозговой штурм

Пожалуй, самый распространенный случай на практике — один или два участника мозгового штурма говорят не затыкаясь, а другие — молчат в тряпочку. Вполне вероятно, что тихони затаили какую-то свою идею, но высказать ее боятся в силу робкого и скромного характера. Хуже всего, если ведет такой мозговой штурм “вежливый и порядочный” ведущий, который из-за своей воспитанности не может перекричать или заткнуть выскочку чем-то похлеще “пожалуйста” и “будьте добры”. Мозговой штурм превращается в стендап-шоу, участники которого совместно удовлетворяют эго одного оратора, смеясь над его шутками и завидуя его творческому напору. Во время прослушивания кто-то, кто хотел добавить что-то действительно стоящее, может запросто забыть свою гениальную идею или промелькнувшую вдруг мысль.

Пример 2. Идея-опухоль

Бывает так: мозговой штурм идет вполне себе нормально. Участники работают как надо, делятся мнениями и идеями, дают друг другу слово, встреча проходит очень продуктивно. Но вдруг один из участников встречи вбрасывает в круг какую-то нестандартную идею, которая кажется ему гениальной (на деле она может таковой и не быть). И все. У остальных участников округляются глаза — об этом варианте они никогда не думали, не подозревали, не догадывались. Волшебная идея! Кажется, что мозговой штурм достиг своей цели: словно пожар вспыхивает новая дискуссия и споры. Но проходит какое-то время и вдруг наступает гробовое молчание. Участники больше не могут родить ни одной идеи, а задача накидать как можно больше вариантов остается нерешенной. Идея-паразит, идея-опухоль прочно обосновалась у каждого в мозгах и набухла так, что все уже обречены.

Пример 3. Бесконечные посиделки

Советы мозговой штурм

Хуже быть не может для мозгового штурма, когда модераторы не очерчивают временные границы. Дедлайн придает стимул, держит участников в рабочем тонусе, а бескомпромиссная установка “мы никогда не уйдем отсюда, пока не придумаем гениальную идею”, может сработать с точностью наоборот. Народ начинает маяться, литрами поглощать кофе, ковыряться в смартфоне — словом, начинается сплошное болото. Кому-то из участников трудно удержать себя в одной теме, и совместный диалог уходит в сторону, а кто-то боится высказывать свои идеи, опасаясь, что ее обсуждение затянется еще на два часа, а уже и домой хочется. В итоге проигрывают все. Такой мозговой штурм сродни “планерки ради планерки”.

Пример 4. Допрос партизанов

Когда люди плохо знают друг друга, имеют разную иерархию в коллективе или попадается неопытный ведущий, любой мозговой штурм может превратиться в собрание молчунов. Все участники боятся высказывать идеи, не знают, чего ожидать друг от друга, а ведущий не только не помогает им раскрыться, но и бессознательно отдаляет их от общения. Не умеет настроить коллектив, расслабить всех какой-то отстраненной историей, не умеет задать какие-то правила игры. В итоге генерация идей превращается в допрос партизанов, не желающих так просто сдаваться врагу.

Пример 5. Тупняк Тупнякевич

Хотя в теории обычно говорится, что коллективный разум всемогущ, иногда абсолютно все участники впадают в глубокий ступор, выхода из которого не предвидится. Дальше самых банальных идей никто почему-то не идет. Как будто-то кто-то невидимую стену поставил. В этом случае задача модератора — подкинуть коллективу какой-то стимул, направить обсуждение по какому-то новому вектору. К сожалению, бывает так, что и сам ведущий находится в прострации и в кромешном тумане. Тупняк Тупнякевич победил.

Пример 6. Разгром в библиотеке

Советы мозговой штурм

Один из тех мозговых штурмов, которые превращаются в Хаос. Не успели обговорить одну идею, как тут же валом сыпятся другие. Только успевай записывать. Бывает так: одна идея натолкнула на другую, ранее высказанную идею, а в чем ее суть, кто ее предложил и что имелось в виду уже никто и не помнит. Начинается копание в воспоминаниях, по листикам и блокнотикам, и вы вдруг понимаете, что идея никем не была зафиксирована, хотя все себе что-то там пишут.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Правила эффективного применения

Каждый из предполагаемых участников должен быть оповещен о нем заранее, минимум за 2-3 дня до предполагаемого события. Это поможет ему продумать подходы к проблеме, собрать дополнительную информацию и к моменту начала уже иметь готовые предложения и идеи.

Количество участников

Таковых должно быть как можно больше, подготовленных в разных областях знаний, разных уровней и разного темперамента. В результате мозговой штурм дает большее количество идей, порой самых удивительных.

Кроме того, для студентов, посещающих подобные мероприятия, мозговой штурм – это метод обучения.

Уточнение позиций

Перед началом мероприятия нужно напомнить присутствующим о теме и сути обсуждаемой проблемы, чтобы настроить участников на одну волну восприятия. Кроме того, необходимо убедиться в настрое аудитории и правильной формулировке темы.

Фиксация результатов

На протяжении всего процесса мозгового штурма нужно вести записи и делать пометки по ходу обсуждения. Причем, лучше всего, если этим будут заниматься все участники. Это избавит от возможных потерь ценной информации и дает возможность дополнительных ресурсов, поскольку при ведении записей участник дополнительно формулирует для себя суть услышанного.

Запрет критики

Она сама по себе является тормозящим фактором. Нельзя отвергать даже самые фантастические или нелепые решения. Будучи переработанными и дополненными впоследствии, они зачастую и являются искомым результатом мозгового штурма.

«Фонтан» идей

Каждый, кто принимает участие в процессе, должен понимать, что мозговой штурм требует от него генерации максимального количества идей. Для неопытных участников свойственно обдумывать и точнее формулировать идею, взвешивая «за» и «против». Это ошибка. Нужно быстрее выпускать ее на вободу. В этом смысл идеи «мозговой штурм».

Привлечение посторонних людей

Если одним из результатов штурма должно быть генерирование большого количества идей, то намеченной численности аудитории может быть недостаточно. Тогда на мероприятие привлекают людей посторонних, на первый взгляд даже непричастных к обсуждаемой теме. Из их массы часто выдвигаются нетривиальные подходы, способствующие достижению поставленной задачи.

Модификация идей

В процессе обсуждения и анализа часто происходит видоизменение идей, объединение нескольких в одну, когда они взаимно усиливаются. Метод мозгового штурма особенно эффективен, когда в генерации принимают участие люди различных уровней знаний, статуса и положения.

Визуализация процесса

Очень эффективным способом является графическое отображение обсуждения в идее рисунков, графиков, таблиц. В процессе визуализации уточняются формулировки, идея оттачивается и принимает более совершенный вид.

Отрицательные результаты

Представим ситуацию, когда процесс пошел не так, как намечалось, а полученные результаты далеки от намеченных. Это не трагедия. Изучая и формулируя результаты обсуждения, можно вычленить дополнительные идеи, порой в самых неожиданных направлениях.

Стадии и принципы проведения процесса

В процессе подготовки и проведения мозгового штурма четко различаются три принципиально различных этапа.

Они различны по организации и методам проведения:

Постановка задачи

В процессе реализации это очень важный этап, в ходе которого главным является четкая формулировка предлагаемой к решению проблемы. Производится отбор участников, подходящих по своим профессиональным качествам и широте кругозора. Определение модератора процесса и распределение ролей между участниками в зависимости от поставленной задачи и определения способов проведения мозгового штурма.

Генерирование идей

Наиболее важный этап во всем процессе. Установленные правила должны исполняться неукоснительно, иначе он не даст результатов. А правила таковы:

  1. главная задача – выдвинуть как можно большее количество идей. Здесь не должно быть каких-либо ограничений;
  2. критические высказывания при мозговом штурме необходимо исключить, даже если они имеют положительную окраску. Это отвлекает участников от творческого процесса;
  3. приветствуются любые идеи, даже если они выглядят абсурдными;
  4. целесообразно создавать комбинированные или улучшенные идеи.

Сортировка, оценка и отбор идей, высказанных при мозговом штурме, с целью их дальнейшего развития. Часто об этом этапе забывают, однако именно он позволяет сгруппировать и вычленить наиболее важные результаты мозгового штурма. В отличие от предыдущего этапа, здесь необходимы оценочные действия.

Методы мозгового штурма, отбора и оценки идей могут быть различными, и результаты зависят от одинакового понимания задачи всеми участниками процесса.

Способ синектики

По сути синектика – совмещение разнородных составляющих. Как метод мозгового штурма, она основана на совмещении психологических и социальных мотивов коллективной деятельности. Является совершенствованием и развитием методик мозгового штурма.

При проведении синектического мозгового штурма допускается критика в той мере, когда она способствует оттачиванию и совершенствованию высказанных идей.

Как правило, синектические подходы практикуются в составе постоянной группы, когда люди хорошо знают друг друга, и личностные отношения отступают в сторону во имя творческого процесса.

В процессе развития и совершенствования мозгового штурма способом синектики выделились четыре вида аналогий:

  1. Прямые аналогии – случай, когда исследуемый предмет имеет прямые аналоги в природе или технике. Пример – при исследовании способов окраски и цветовых гамм рассматривались распространенные в природе раскраски камней, растений, птиц и так далее.
  2. Аналогии символические – при этом в процессе мозгового штурма требуется сформулировать в форме парадокса буквально в нескольких словах суть предмета или явления.
  3. Фантастическая аналогия предполагает представление фантастических явлений или исполнителей, например, взлетно-посадочная полоса появляется под колесами шасси самолета, когда до поверхности земли остается расстояние в 1 метр.
  4. Аналогия личная (эмпатия) – представление себя самого частью явления или предмета и анализ своих ощущений при этом. Пример – вы являетесь поршнем двигателя и в процессе работы ощущаете толчки вспышек горючей смеси и трение корпуса об стенки цилиндра. При этом нужно понять, что нужно сделать, чтобы себе любимому этот процесс был приятнее и комфортнее. Такой прием в мозговом штурме способствует избавлению от инерции мышления, способствуя более полному абстрагированию от привычного течения процесса.

Таким образом, мозговой штурм методом синектики – способ отхода от имеющихся тривиальных решений проблемы, поиск аналогий и представлений о предмете или явлении, позволяющий раскрыть их в неожиданных и, порой, парадоксальных формах.

Нулевой набросок

Нулевой набросок — это, в первую очередь, техника для людей, работающих с контентом. Она, по сути, является формой фрирайтинга. Метод помогает создать некую основу для вашего продукта, извлекая из мозга все, что вы уже знаете по теме и перенося первоначальные идеи на бумагу. Это позволяет раскрепостить мозг, а также задать ему направление для дальнейшей работы

И, что не менее важно, с ее помощью можно преодолеть страх белого листа

Что нужно делать?

  1. Запишите центральную тему
  2. Напишите все, что вы уже знаете по данному предмету.
  3. Определите все белые пятна темы, и зафиксируйте все, что вам еще нужно узнать.
  4. Подумайте, почему эта тема так важна
  5. Добавьте еще что-нибудь, что приходит в голову: какие-то идеи, критика, ассоциации.

Не нужно стараться правильно формулировать предложения, заботиться о грамматике и орфографии. Цель состоит в том, чтобы выплеснуть свои мысли на бумагу и преодолеть первоначальный творческий блок

3

Этапы метода мозгового штурма

1) Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы

  • Находим людей для генерацию идей, (примерное количество 7+- 2)
  • Сообщаем им о том, какая задача стоит.
  • Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.

Советы мозговой штурм

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

СложностиВарианты решения
Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей.Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность  критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.
На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной.Проработать слабые места или взять следующую идею.
Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.

Использовать метод ментальных карт при решении дилемм.

Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

2) Сам мозговой штурм (генерация идей)

  • Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.
  • Модератор  записывает задачу на доске.
  • Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.
  • Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

Советы мозговой штурм

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  • Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею).

Советы мозговой штурм

Модератор записывает все идеи.  И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.

Советы мозговой штурм

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

СложностьВариант решения
У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада.

Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно.

Предложить подумать на отвлеченную тему. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, желательно в позу мечтателя, откинувшись на спинку кресла.

Участники вялые ничего не хотят делать.Предложить поиграть в игру: «Как еще можно использовать пластиковую бутылку». Берётся любой простой предмет, например, пластиковая бутылка, стержень от ручки и т.п. Далее задача за 5 минут придумать как можно больше вариантов применения данного предмета (пусть даже самых абсурдных и нереалистичных). Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма.
Люди не могут удержаться от критикиМодератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Нет ни хороших, ни плохих идей. Все идеи хороши по-своему.
Идей очень много, как все успеть записать?Записывает модератор, используя технику ментальных карт. Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче.

3) Выбор подходящей идеи (анализ идей)

  • Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.
  • Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.
  • Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Советы мозговой штурм

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

СложностиВарианты решения
Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей.Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность  критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.
На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной.Проработать слабые места или взять следующую идею.
Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.

Использовать метод ментальных карт при решении дилемм.

Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.