Музыкальная психология

Направление используют

Организаторы

 Мари Архипова (Москва),    Студия «Своя школа»  (Москва),    Театральная компания Radi Sveta Art Company  (Москва),    Школа-студия Ганы Максимовой  (Москва),    Анна Титова  (Москва),   Женский клуб Real Lady Club  (Москва),    Живое кафе-клуб «Скатерть-Самобранка»  (Москва),    Имидж-центр «Кинетика»  (Москва),    Ольга Ефремова  (Москва),    Театр-студия «СемьЯ»  (Новосибирск),    Центр профессионального развития «Сфера роста»  (Иркутск),    Центр психологии New Live  (Екатеринбург),    Алексей Лопатко  (Краснодар),   Центр творчества и Спорта «Мы рядом»  (Нижний Тагил),   Школа женственности для леди Ms-Studio  (Киев),    Творческая лаборатория самоисследования ArtConnect  (Красноярск),    Школа танго La Casta  (Санкт-Петербург),    Школа танцев AlegriA  (Нижний Новгород),    Элеонора Войтович  (Красноярск),   Ясавиева Адалина  (Казань).

Ещё организаторы 18

Тренеры

  Андрей Владимирович Щербинин  (Москва),    Wol Arkhipov  (Москва),    Валентин Шишкин  (Москва),    Наталья Александровна Павлюкова  (Москва),   Руслан Мазаев  (Москва),   Александр Сухов  (Санкт-Петербург),    Ризом Ли  (Япония),   Наталия Степанова  (Санкт-Петербург),    Никита Гусев  (Ярославль),    Олёна Пиманова  (Краснодар),    Светлана Георгиевна Акулова  (Пермь),    Роман Михайлович Хозеев  (Пермь),    Марина Ребещенко  (Красноярск),    Татьяна Папулова  (Санкт-Петербург),    Юлия Торина  (Санкт-Петербург),    Prema Dasara  (США),    Мария Голубева  (Санкт-Петербург),    Любовь Ширинкина  (Пермь),    Марина Евгеньевна Кадачигова  (Екатеринбург),    Алёна Комарова  (Екатеринбург).

Ещё тренеры 14

Консультанты

  Wol Arkhipov  (Москва),   Александр Сухов  (Санкт-Петербург),    Анастасия Макаренко  (Волгоград),    Елизавета Навиславская  (Санкт-Петербург),    Ирина Фролова  (Казань),    Любовь Ширинкина  (Пермь),    Марина Евгеньевна Кадачигова  (Екатеринбург),    Ирина Irene  (Барнаул).

Психология движений и танца
в других городах

Калуга,  
Нижний Новгород,  
Воронеж,  
Санкт-Петербург,  
Киев,  
Ижевск,  
Уфа,  
Краснодар,  
Черноморское побережье,  
Екатеринбург,  
Тюмень,  
Курган,  
Омск,  
Новосибирск,  
Новокузнецк,  
Красноярск,  
Иркутск,  
Владивосток,  
Индонезия.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология движений и танца»!

Метод музыкального движения и развитие музыкальности

Существует мнение, что «музыкальность дана от рождения» и является довольно редким качеством (некоторые[кто?] утверждают, что она присуща только одному ребёнку из 10) и не зависит от полученного человеком музыкального образования. Тем не менее, если под музыкальностью понимать не аналитический, звуковысотный слух, а слух интонационный — то есть способность слышать экспрессию музыкального произведения, а также мотивационные компоненты — любовь к музыке, способность откликаться на неё эмоционально, желание слушать и заниматься ею, то невозможно отрицать, что она поддается развитию. Метод музыкального движения помогает развить музыкальность через пластический жест: научиться понимать выразительность музыки и тем самым проникнуть в её глубинную суть, которая сама восходит к движению.

Музыкальное движение — это способ чувственно-телесного восприятия музыки, её пластического анализа. Занимающийся овладевает языком музыки непосредственно на практике, без изучения структуры музыкального произведения или техники игры на инструменте. Он учится говорить на музыкальном языке подобно тому, как учится говорить на родном языке ребёнок: не заучивая грамматику, а естественным путём, в общении и игре. Этот метод даёт, по выражению Т. Адорно, «хорошего слушателя»: понимающего музыку непосредственно, и не только церебрально, а умным телом. В результате такой подготовки формируется способность выражать пластически самые сложные параметры музыкального произведения: не только метр (чем часто ограничиваются танцоры), но и мелодию (голос, напевность), гармонию (краску движения), ритм, мажор-минор (светлое, радостное — темное, грустное), акцент (органный пункт, силу звучания, многоголосие).

Из истории музыкального движения

Музыкальному движению скоро исполнится сто лет. Вдохновительницей этой традиции была Айседора Дункан, а создательницами — Стефанида Руднева и её подруги с Бестужевских курсов. Увидев в первое десятилетие XX в. гастрольные выступления Дункан в России, они решили, не подражая ей буквально, делать нечто близкое по духу: пластически исполнять музыку. Аккомпанементом на их «белых собраниях» — по цвету хитонов — всегда была живая игра на музыкальных инструментах или пение. В 1918 г. историк античности Ф. Ф. Зелинский, их профессор на Бестужевских курсах, дал группе имя Гептахор, или «танец семерых» — по числу участниц. В это время Руднева и её единомышленницы уже вели уроки в гимназиях и школах по своему методу, названному ими «музыкальным движением». Вскоре они официально зарегистрировали Студию «Гептахор» и двухгодичные курсы при ней и в начале 1920-х гг. дали в Петрограде много концертов. Студия закрылась под натиском сталинской эпохи, но Рудневой с единомышленниками — Л. С. Генераловой, О. К. Поповой, Э. М. Фиш и др. — удалось сохранить музыкальное движение, преподавая его (иногда под названием ритмики) в школах, детских садах и домах культуры. Сейчас музыкальное движение преподается и практикуется в ряде центров музыкального-пластического развития и студий пластического танца в Москве и Петербурге.

История становления музыкальной психологии

О том, что мелодия может изменять психологическое состояние человека, знали ещё древние греки. Философ и математик Пифагор в своём учении об эвритмии прослеживал способность человека находить правильный ритм не только в танцах, но и в поступках. Именно он первым начал сравнивать общество с игрой оркестра, в котором индивиду отведена особая роль, подобно музыкальному инструменту. Существует даже легенда о том, что Пифагору удалось усмирить с помощью мелодии ревнивого юношу, который в порыве страсти хотел сжечь дом своей возлюбленной. Платон тоже интересовался ролью музыки в жизни общества. Он полагал, что сила и уровень развития социума во многом зависят от того, какие музыкальные гимны в нём преобладают. Платон считал, что песня способна вызывать различные эмоции и побуждать к активному действию.  Аристотель, придерживался взглядов своих предшественников, и рассматривал музыку как инструмент для гармонизации личности и общества. Известны также факты использования музыкальных мелодий в качестве лечебных средств восточными врачевателями. В Средние века изучением влияния мелодии на психологию человека в основном занимались философы и музыканты-теоретики. Самые известные труды Боэция, Гвидо Аретинского, Кирхера, Маттесона.Музыкальная психология

Музыкальная психология как наука берёт своё начало в середине XIX – начале XX века. В этот период происходило становление психологии как самостоятельной дисциплины, а также выделение отдельных её направлений. Одной из первых научных работ, посвящённых музыкальной психологии, стал труд немецкого физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло¬гическая основа теории музыки». Автор рассмотрел основные механизмы музыкального слуха, а также вопросы о восприятии мелодии и способностях к музыке.  Эти идеи позже были развиты в работах В. Штумпфа и М. Майера. Долгое время музыкальная психология отождествлялась с психофизиологией слуха и психоаккустикой. Поэтому её развитие тесно связано с трудами таких выдающихся физиологов, как  И.М. Сеченова, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева .

Сегодня музыкальная психология является отраслью психологии искусств и изучает музыкальные способности, личностные особенности музыкантов, восприятие ритмов и мелодий, процесс музыкального творчества. Отдельную нишу занимает вопрос влияния мелодий и ритмов на психофизиологическое состояние человека.

дальнейшее чтение

записи энциклопедия

  • Палмер, Кэролайн и Мелисса К. Jungers (2003): Музыка Познание . В: Линн Надель: Энциклопедия когнитивной науки, Vol. 3, London: Nature Publishing Group, стр 155-158..

Вводный чтение

  • Журден, Роберт (1997). Музыка, мозг, и Ecstasy: Как музыка захватывает наше воображение. Нью — Йорк: Уильям Морроу и компании. ISBN  0-688-14236-2 .
  • Снайдер, Боб (2000). «Музыка и память: введение» The MIT Press. ISBN  0-262-69237-6 .
  • JPE Harper-Скотт и Джим Самсон ‘Введение в Музыковедение’, глава 4: Джон Ринк, Психология музыки , (Cambridge University Press, 2009), стр 60..

Расширенное чтение

  • Deutsch, Д. (ред.) (1982). Психология музыки, первое издание. Нью — Йорк: Academic Press. ISBN  0-12-213562-8 .
  • Deutsch, Д. (ред.) (1999). Психология музыки, 2 — е издание. Сан — Диего: Academic Press. ISBN  0-12-213565-2 .
  • Deutsch, Д. (ред.) (2013). Психология музыки, 3 — е издание. Сан — Диего: Academic Press. ISBN  0-12-381460-X .
  • Даулинг, У. Джей и Харвуд, Дейн Л. (1986). Музыка Познание. Сан — Диего: Academic Press. ISBN  0-12-221430-7 .
  • Халлэй, Крест, и Thaut, (ред.) (2008). Оксфордский Справочник по музыкальной психологии. Oxford: Oxford University Press.
  • Krumhansl, Кэрол Л. (2001). Когнитивные основы музыкального тона. Oxford: Oxford University Press. ISBN  0-19-514836-3 .
  • Слобода, Джон А. (1985). Музыкальный ум: Когнитивная психология музыки. Oxford: Oxford University Press. ISBN  0-19-852128-6 .
  • Lerdahl, Ф. и Jackendoff, R. ( 2 1996) порождающая Теория тональной музыки. MIT Press. ISBN  978-0-262-62107-6 .
  • Jackendoff, Рэй (1987): Сознание и Вычислительный ум. Cambridge: MIT Press. Глава 11: Уровни музыкальной структуры , раздел 11.1: Что такое музыкальная Познание?
  • Temperley, D. (2004). Познание основных музыкальных структур. MIT Press. ISBN  978-0-262-70105-1 .
  • Томпсон, WF (2009). Музыка, мысль и чувство: Понимание психологии музыка Нью — Йорк: Oxford University Press. ISBN  978-0-19-537707-1 .
  • Zbikowski, Лоуренс М. (2004). Концептуализация Музыка: когнитивная структура, теория и анализ. Oxford University Press, США. ISBN  978-0-19-514023-1 .
  • Северный, AC & Hargreaves, DJ (2008). Социальная и прикладная психология музыки. Oxford: Oxford University Press. ISBN  978-0-19-856742-4 .

Литература

  1. Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. — М.: Главархив, 2007. — 856 с.: ил. ISBN 978-5-7728-0152-9, ISBN 978-5-8330-0249-0
  2. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.
  3. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. В. Царьковой. СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2000. — 320 с. ISBN 5-93762-003-8
  4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова, В. Царькова. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
  5. Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду. 1-е изд. — Учпедгиз, 1958.
  6. Дошкольное музыкальное воспитание детей. Л.: Музгиз, 1962.
  7. Каява Е., Кондрашова Л., Руднева С. Музыкальные игры и пляски в детском саду. 2-е изд. — Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение, 1963.
  8. Генералова Л. Движение и музыка. М.: издание Музыка, 1966.
  9. Ильина Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания, «Вопросы психологии», 1971.
  10. Иова Е., Иоффе А., Головчинер О. Утренняя гимнастика под музыку. М.: Просвещение, 1977.
  11. Яшунская Г. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1977.
  12. Михайловская Н. Музыка и дети. Заботы нашего времени. М.: издание Советский композитор, 1977. с.50—51.
  13. Пасынкова А. В., Руднева С. Д. Роль моторных компонентов в восприятии музыки, в сб.: Тезисы пятой научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкально-творческих способностей детей и юношества, М., 1977.
  14. Пасынкова А. В., Руднева С. Д. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения, «Психологический журнал», 1982.
  15. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Автор(ы): Руднева С. Д. Пасынкова А. В. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Составитель В. Ю. Баскаков. Москва: НПО «Психотехника», 1993. С. 132—140.
  • Айламазьян Аида. О судьбе музыкального движения // Балет. 1997. № 4. С. 20—23.
  • Танцевальные практики: семиотика, психология, культура / Под общ. ред. А. М. Айламазян. М.: Смысл, 2012.
  • Гептахор // Энциклопедия «Театр». Т. 1. Балет. М.: Кордис & Media, 2003.
  • Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
  • Сироткина Ирина. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2014.

Журналы

Музыка психологии журналы включают в себя:

  • Музыка Восприятие
  • Musicae Scientiae
  • Психология музыки
  • Psychomusicology: Музыка, разум и мозг
  • Музыка и наука
  • Jahrbuch Musikpsychologie

Музыка психологи публикуют также в широком диапазоне основного музыковедения, теории музыки / анализа, психологии, музыкального образования, музыкальной терапии, музыкальной медицины и систематических музыковедения журналов. К последним относятся, например:

  • Computer Music Journal
  • Frontiers в психологии
  • Журнал исследований новой музыки
  • Журнал математики и музыки
  • Журнал Американского акустического общества
  • Научные исследования в области музыкального образования

Музыкальная психотерапия

Музыкальная психологияОдна из главных задач психотерапии — помощь человеку с острыми переживаниями. Музыка именно тот инструмент, который способен снизить уровень стресса и нормализовать общее состояние человека. На сегодняшний день музыкотерапия признана одним из наиболее эффективных методов лечебного воздействия на организм. Дело в том, что все наши внутренние органы, и нервная система в целом, обладают своим неповторимым ритмом. Многие болезни возникают в результате того, что физиологический ритм нарушается. Музыка же способна «настраивать» работу органов, изменяя их частоту и ритм. Проведено ряд исследований, во время которых было обнаружено, что наиболее комплексное воздействие на организм человека оказывают звуки органа. Позитивный эффект наблюдается при лечении таких состояний, как неврастения, переутомление, бессонница, апатия, продолжительный стресс, психоз, депрессия.

Огромным преимуществом музыкальной психотерапии является возможность её самостоятельного применения для коррекции эмоциональных состояний. Например, для уменьшения раздражительности психологи рекомендуют слушать «Лунную сонату» Бетховена или «Симфония Ре-минор» Франка. А поднять настроение и общий тонус помогут «Прелюдия и фуга Ми-минор» Баха, «Шестая симфония 3-я часть»  Чайковского или «Прелюдия» Шопена.