Музыкотерапия статья (музыка) по теме

Применение музыкотерапии в практической психокоррекции

Использование музыкотерапии, как метода психологической коррекции, позволяет помочь людям с психологическими заболеваниями различной тяжести. Игра на музыкальных инструментах помогает избавиться от различных патологий:

Психоневрологических нарушений. Психотерапевты отмечают два вида неврозов: неврастения и истерический невроз. Первый возникает из-за эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, второй — развивается под влиянием фрустрации. Для лечения неврастении используют инструменты, позволяющие задавать ритм игре: барабаны, там-тамы. Для снятия истерических симптомов больше подходят спокойные, умиротворяющие практики, например, игра на флейте.
Нарушений развития воли. Способность ставить и достигать целей в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте и окончательно формируется в старшем подростковом возрасте. Взрослый человек с нарушением волевых процессов страдает ленью — стремлением отказаться от преодоления трудностей, неумением определить и достичь цели. Пение и музицирование помогают сформировать необходимые качества для развития воли: чувство наслаждения работой, расширение круга интересов, самоуважение.
СДВГ у взрослых и детей. Гиперактивность активно проявляется в дошкольном возрасте. У большинства людей интенсивность симптомов снижается к 14 годам, но в некоторых случаях сохраняется во взрослом возрасте

Импульсивность и неспособность надолго удерживать внимание мешает учиться, работать, выполнять элементарные бытовые обязанности. Психокоррекция музыкой помогает снизить признаки гиперактивного поведения, поощрить целенаправленную активность и снизить бесцельную подвижность.
Тревожности и страхов

Постоянное чувство тревоги мешает испытывать положительные эмоции и фокусирует внимание на отрицательных. Человек находится в эмоциональном напряжении, не может расслабиться, быстро устает. Экспрессивная музыка, сопровождаемая танцевальными движениями, высвобождает эмоции, повышает позитивное восприятие, устраняет эмоциональный конфликт.

Музыкальная релаксация — сильное эмоциональное воздействие. Зачастую оно используется в комплексе с другими методиками. В отличие от других методик, воздействие музыкой почти не вызывает у пациентов негативного отношения, поэтому является популярной и предпочитаемой практикой.

Музыкотерапия дома

Музыкотерапия статья (музыка) по теме

Но, помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.

Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.

Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.

2. При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.

3. Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.

4. Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.

5. Не переборщите. Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.

Музыкотерапия для пожилых людей

Музыкотерапия для людей пожилого возраста стала настоящим открытием, являясь одновременно как способом восприятия и контактирования с миром, так и способом коррекции имеющихся нарушений. Процесс воздействия основан на том, что музыкальные вибрации резонируют с вибрациями человеческого тела и отдельными его системами и клетками. При нарушении гармонии, вибрации организма изменяются, а музыка может их сонастроить в привычный правильный ритм. Это справедливо и для работы отдельных систем (есть произведения улучшающие память, а есть нормализирующие давление). Обычно с возрастом гармония организма становится не данностью, а тем, что требует постоянной поддержки и заботы, если игнорировать эту потребность, то с большей вероятностью развиваются болезни тела, а психика, которая ранее справлялась с любыми эмоциональными перегрузками, становится слишком чувствительной, всплывают старые психологические травмы.

Самая популярная сфера применения музыкотерапии у пожилых людей – это выравнивание давления и обеспечение седативного эффекта, результаты от чего видны после первого сеанса. Но нельзя ограничивать возможности метода двумя выборами, эффективность замечена при болях и потере гибкости тканей, при реабилитации инсультов и операций (ускоряется процесс восстановления из-за увеличения активности клеток в периоды музыкотерапии).

Музыкотерапия доказала свою эффективность в развитии интеллектуальных функций, поскольку улучшает работу мозга. Для пожилого возраста это является профилактикой нарушений памяти и старческой деменции. Способность к поиску новых путей действия и адаптирования к окружающим условиям – показатель молодости организма. В не зависимости от цифры в паспорте. Установлено, что люди, чья жизнь наполнена различными музыкальными произведениями, лучше адаптируются и постоянно развиваются, осваивают новое, тогда как те, кто не слушает музыку или слушает однотипную, постепенно деградируют в своем развитии (касается это не, только пожилого возраста, но начиная с подросткового).

Музыкотерапия помогает корректировать количество энергии в теле и артериальное давление, что дает возможность разгрузить тело от приема медикаментов. Также выявлен расслабляющий и обезболивающий эффект, что становится актуальным для перегруженных мышц.

Основное внимание относительно возрастных кризисов заканчивается на кризисе среднего возраста, но после него следует еще один не менее важный, когда меняются жизненные приоритеты и цели, уходят из жизни близкие, меняется сам уклад будней и возможности собственного тела. О таких изменениях говорить не принято, но по своей силе и потрясению для личности они сравнимы с подростковым, когда человек не знает чего ожидать от себя, окружающих и что теперь делать с изменившимся миром

Музыкотерапия позволяет находить новые пути выпуска накопленных эмоций, отгоревать потери, пересмотреть устоявшееся отношение к ситуациям. Внимательное вслушивание в изменение и ритмику произведения позволяет находить новые стратегии построения своей жизни, например можно увидеть возможность замедлиться и насладиться происходящим, а не гнать лошадей, как раньше, или же рассмотреть новые возможности, например, наконец, сесть за мольберт.

Примеры терапевтической музыки

Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».

К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии

Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум

Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.

О Пифагоре.

В древних эзотерических учениях лира считалась символом человеческой конституции: корпус инструмента представлял физическое тело, струны — нервы, а музыкант — дух. Играя на нервах, дух творил гармонию музыки, которая, однако, «превращается в дисгармонию, если природа человека развращена», — говорил Пифагор.

Греческий ученый Пифагор все явления природы рассматривал с точки зрения математического основания. Пифагор подчеркивал глубочайшее воздействие музыки на человека, его чувства и эмоции. Он также не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной» (выходит, что музыкотерапия известна людям уже сотни и тысячи лет). Он утверждал, что душа должна быть очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует аккомпанировать на лире.

Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют способность влиять на силу возбуждения различных эмоций.

Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом.

Пифагор использовал лечение музыкой и излечивал многие болезни души и тела, играя составленные им специальные композиции.

Пифагор начинал и заканчивал свой день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых.

Ямвлих писал о терапевтической музыке Пифагора так: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания». Пифагор знал в деталях воздействие музыки на человека и благодаря своим навыком мог влиять на людей.

Эмиль Науманн так говорил о музыке Пифагора: «Пифагор ограничивал значение музыки, полагая ее предназначенной только лишь для того, чтобы создавать бодрые мелодии, внушать любовь ко всему благородному и ненавидеть все плохое.

Он полагал, что воздействие музыки на человека и его на внутренние чувства больше всего влияет мелодия и ритм. Будучи твердо убежденным, в этом, он соглашался с Дамоном из Афин, музыкальным учителем Сократа, что введение новой возбуждающей школы может представить угрозу для целой нации и что невозможно изменить ключ без потрясения основ государства. Пифагор считал, что музыка, которая облагораживает ум, гораздо более высокого порядка апеллирующая к чувствам, и он упорно настаивал на том, что долг государственных мужей — запретить вольную, изнеженную и похотливую музыку и дозволять только чистую и благородную, и что бодрые живые мелодии подходят для мужчин, а мягкие и плавные — для женщин.

Из этого видно, что музыка играла значительную роль в воспитании греческой молодежи, т.к. воздействие музыки на человека играет важнейшую роль. Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало ее смысл сомнительным, и заранее трудно было предвидеть, произведет ли она на людей благодетельное или губительное действие. Народный вкус, всегда замешанный на чувственных и распутных мелодиях, должно рассматривать с величайшим презрением».

Даже сегодня военная музыка производит впечатляющий эффект, вызывая прилив патриотизма, а религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, все же очень сильно влияет на эмоции светских людей. Все это еще раз подтверждает, что воздействие музыки на человека – колоссально!

Основные идеи

С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам (не вклю­чающим в себя музыкальную импровизацию) и уже с давних пор известна нам как эффективная терапевтическая техника. Гармонизирующее действие музы­ки, спокойствие ее устойчивых и уравновешенных сил еще много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства.

В развитии системы методов музыкотерапии нельзя не отметить заслуги Кристофа Швабе, который, начиная с 60-х годов, вел в восточной Германии работу по созданию музыкотерапевтических моделей, которые могли бы эф­фективно выполнять ряд специфических терапевтических задач (Schwabe, 1978). При этом необходимо подразделить музыкотерапевтические методы на актив­ные и рецептивные, выделить индивидуальные и групповые формы музыкоте­рапии, каждой из которых соответствуют определенные приемы. Самой извес­тной рецептивной методикой, включенной в эту единую теоретическую систе­му, стала в психотерапевтической практике регулятивная музыкотерапия (Schwabe, 1978).

Согласно казуальному принципу многогранность процесса музыкотерапии можно рассматривать как систему:

«Музыкотерапия проистекает как процесс совершения действий, который происходит согласно определенным, присущим ему зако­номерностям, направлен на реализацию целей действия; он осуще­ствляется согласно принципам действия и применяет для этого оп­ределенные средства действия» (Schwabe, 1995). Помимо методов, включенных в систему Швабе, можно выделить относя­щуюся к рецептивным методам функциональную музыкотерапию, которая применяется, прежде всего, в медицине, в частности в болетерапии и анестезии (Spintge und Droh, 1992).

В США Хелен Бонни была разработана рецептивная методика Guides Imagery And Musik (GIM), включавшая в фантазийное путешествие музыку как проективное средство. Эта методика получила международное распростране­ние и дальнейшее развитие (Bonny, 1980; Goldberg, 1991; Summer, 1988). Как рецептивная психотерапия посредством музыки GIM работает с техниками «сна наяву» и способствует возникновению измененных состояний сознания, нахо­дящихся тесной связи с кататимным переживанием образа (Leuner, 1969).

В последние годы в Германии все большее внимание привлекает к себе понятие звукотерапии, охватывающее различные спиритуальные направления музыкотерапии, возобновляющие существовавшие за пределами Европы тра­диции введения пациента в состояние транса (DGMT, тематическая тетрадь «Звук и транс», 1993). Немецкое общество музыкотерапии (Die Deutsche Gesellschaft fuer Musiktherapie, DGMT), являющееся на данный момент в Германии самым мно­гочисленным объединением по интересам для терапевтов, специализирующихся в области музыкотерапии, дает следующее определение:

Влияние музыки на детей: развитие психики ребенка

Психика дошкольника постоянно подвергается высокой нагрузке. Ежедневно изучая необходимую информацию, ребенок быстро устает и нуждается в эмоциональной поддержке.

Пассивное прослушивание музыки снимает детскую агрессивность, чувство тревожности и апатию. Используя музыкотерапию, психолог помогает замкнутым детям раскрепоститься и научиться контактировать с другими. Легкая мелодия помогает детям взбодриться утром и скорее погрузиться в сон.

Правила использования музыкотерапии в детских садах:

  1. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. В нем должно быть достаточное количество матрасов и подушек, на которых малыш может комфортно расположиться. В поле зрения ребенка не должны попадать яркие игрушки и другие отвлекающие предметы.
  2. Продолжительность сеанса соответствует возрасту ребенка. Чем младше ребенок, тем короче должен быть сеанс. Для детей 4–5 лет его длительность не может превышать 5 минут, с детьми 6–7 лет можно проводить сеансы до 10 минут. Также следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и следить за его эмоциональным состоянием во время прослушивания. Негативная реакция — явный сигнал того, что ребенок устал.
  3. Прослушивать музыкальные произведения нужно не на полную громкость. Громкий звук усиливает давление на барабанные перепонки и вместо расслабления это вызывает напряжение. Громкость должна быть такой, чтобы ребенок мог во время прослушивания уснуть. Слишком громкие звуки будут пугать детей, а у ребенка с гиперактивностью спровоцируют агрессию.
  4. Проводить занятия следует после еды. Натощак сложно расслабиться и ребенок будет отвлекаться. Но сразу после приема пищи заниматься нельзя, нужно подождать 1,5–2 часа.
  5. Окончание занятия должно быть плавным. Сразу после завершения мелодии ребенка нельзя заставлять активно двигаться. Нужно позволить малышу отдохнуть, вернуться к обычному ритму постепенно.

Для дошкольных учреждений музыка — один из обязательных видов групповой терапии.

Как музыка воздействует на здоровье: области применения музыкотерапии

Музыкотерапия имеет широкий спектр действия. Многочисленные исследования отмечают ее положительное влияние в области:

  1. Психиатрии и психотерапии. Психиатры отмечают, что прослушивание композиций Моцарта и Баха снижают приступы эпилепсии, агрессивность и уровень тревожности.
  2. Реабилитационной гимнастики. Медики используют музыку разных ритмов для ходьбы, бега, физических упражнений. Постепенное увеличение нагрузки переносится легче, если упражнения выполняются под музыку. Также прослушивание мелодий помогает сохранять позитивный настрой.
  3. Лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Мелодии определенного ритма замедляют сердцебиение. Достаточно ежедневно прослушивать расслабляющие мелодии в течение 10 минут, чтобы нормализовать сердечный ритм. Для этого идеально подходят арии Верди.
  4. Работы с мышлением и памятью. Музыкотерапия является удобным способом для тренировки памяти. Музыка освежает воспоминания, вызывая в подсознании определенные ассоциации. Это стимулирует работу мышления и активирует резервы мозга.
  5. Лечения бессонницы. Приятные расслабляющие мелодии помогают в решении проблем сна. Регулярное прослушивание музыки перед сном помогает быстрее уснуть и нормализовать режим. Также приятные мелодии помогают избавиться от кошмаров.

Использование музыки в лечении различных заболеваний не является основным методом. Но помогает значительно повысить настроение пациента, стимулируя его иммунитет и повышая сопротивляемость стрессу.

Расписание тренингов и семинаров14

21 марта
Суббота,
23:00

Практика «Ночь гонгов»

 
Скидка 200Р

7 часов

Москва

Татьяна Трещалова
Татьяна Трещалова

23 марта
Понедельник,
16:00

Практика «Атман Правислав — Гусельная Ладованная Невесомость»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Эвелина Никитина

28 марта
Суббота,
10:00

Практика «Рука Будды»

 
Скидка 200Р

4 часа

Москва

Проект «Цветок Лотоса»
Лючия Фортини
Юлия Ганичева

28 марта
Суббота,
16:00

Практика «Атман Правислав — Гусельная Ладованная Невесомость»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Эвелина Никитина

30 марта
Понедельник,
16:00

Практика «Атман Правислав — Гусельная Ладованная Невесомость»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Эвелина Никитина

4 апреля
Суббота,
11:00

Живой семинар «Исцеляющая Сила Звука»

 
Скидка 500Р

2 дня

Москва

Светлана Мананова
Фаргат Валиев (Екатеринбург)

11 апреля
Суббота,
17:00

Музыкальная медитация с кристаллическими чашами и лемурийским пением

 
Подать заявку

1 час

Москва

Нанатэя

14 апреля
Вторник,
16:00

Практика «Атман Правислав — Гусельная Ладованная Невесомость»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Эвелина Никитина

18 апреля
Суббота,
12:00

Тренинг «Тайна голоса». Гармоничное состояние, свободный голос, целостное развитие. Звуковые практики и мантры

 
Подать заявку

7 часов с обеденным перерывом

Москва

Центр гармоничного развития «Золотой мост»
Эдуард Бозий

18 апреля
Суббота,
16:00

Звуковая мистерия «Тибетские и хрустальные чаши»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Эльвира Шаяхметова
Елена Николаевна Григорьева

22 апреля
Среда,
10:00

Тренинг Владимира Козлова «Дыхание — Музыка — Движение»

 
Подать заявку

5 дней

Москва

Московский Институт Милтона Эриксона
Владимир Васильевич Козлов (Ярославль)

23 апреля
Четверг,
12:00

Иммерсивный концерт-погружение Planeta Li

 
Подать заявку

5 часов

Москва

Лилия Ерзунова

20 мая
Среда,
10:00

Семинар «Котодама: искусство исцеления звуком». Для практиков 2-й и 3-й ступени Рэйки

 
Скидка 500Р

1 день

Московская обл., Истра

Центр развития личности PsyHealing
Ольга Олеговна Носикова

Проведение музыкотерапии

Сеансы музыкотерапии проводятся в индивидуальном порядке или в группе, в зависимости от психоэмоционального состояния дошкольника. Индивидуально занимаясь с малышом, специалист достигает более полного контакта, может точнее определить проблему крохи, разработать конкретную программу терапии для маленького человечка.

При пассивном прослушивании тщательно подобранной музыки, у крохи уменьшается эмоциональная напряженность, снижается агрессивность. У дошкольника восстанавливается позитивное эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности. Используя психологию, как составную часть музыкотерапии, специалист корректирует возникшие проблемы у ребенка.

С замкнутым, стеснительным дошкольником, для развития коммуникативности проводятся сначала индивидуальные занятия. Педагог совместно с крохой занимается музыкой: играет на музыкальных инструментах или разучивает песенки. По мере развития коммуникативности у замкнутых, тихих детей, малышей необходимо переводить на групповые занятия.

Основой любых групповых занятий является активное общение ребятни со сверстниками, формирование эмоционального общения, дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Процесс группой музыкотерапии должен протекать в динамичной, активной форме.

Вместе с музыкой необходимо задействовать всю выразительность других видов искусств. Творческая составляющая терапии активизирует все органы чувств крохи, более ярко работают системы восприятия дошкольника. Дети могут проявить себя, показать свои способности, тем самым формируя уверенность в своих силах.

Для того, чтобы интегрировать музыкотерапию с другими видами искусства, педагог в своей работе использует следующие методы:

Музыкотерапия статья (музыка) по теме

  • рисование, лепка из специального теста или пластилина под музыку;
  • подвижные, активные игры с использованием музыки;
  • пантомима;
  • сочинение дошколятами историй, сказок после прослушивания музыки, изображение своего настроения с помощью красок или танца;
  • пластическая драматизация с использованием музыки, цветотерапии;
  • хоровое или сольное пение.

Танец — это одна из форм социального контакта. Используя танцевальные импровизации, изучая классические танцы, педагог позволяет непоседам более полно выразить себя, избавиться от негативных эмоций и чувств. Главное в любом танце — это ритмичные движения. У дошколят нередко возникают проблемы с координацией движений, что вызывает у крох зажатость, скованность.

Танцы под музыку помогают добиться гармонизации эмоциональной сферы дошколят. Свободные, раскованные, плавные движения, возможность передать музыку пластикой тела помогает проявиться эмоциональной раскованности. Ребенку чаще легче выразить свои чувства движением, чем словами.

Музыкотерапия статья (музыка) по теме

Ребенок слышит музыку в течении всего дня. Задачи родителей, воспитателей, педагогов использовать музыку дозировано, учитывая настроение ребятни, время суток, физическое состояние дошколят. Так для быстрого пробуждения утром, для создания бодрого, позитивного настроения к музыке с мажорным настроением или использовать бодрую детскую песенку.

Чтобы детишки быстрее угомонились, погрузились в дневной сон — используют классическую мелодическую музыку. Нередко детям перед сном дают послушать записанные звуки природы: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Маленькие непоседы успокаиваются, расслабляются. У детей снимается эмоциональное, а также физическое напряжение.

История развития

Одним из первых людей, утверждавшим значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческий ученый и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха «О пифагорейской жизни», если некто «слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил». Армянский врачеватель XII века Мхитар Гераци также указал на значительную положительную роль музыкотерапии.

В XIX столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.[источник не указан 2828 дней]

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.[источник не указан 2828 дней]

Во многих странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии — Osterreichische Gesellschaft zur Forderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fur Musiktherapie, Германии — Bundesarbeitsgemeinschaft-Musiktherapie (BAG Musiktherapie), куда входит 10 членов.