Мышление и творчество гипертима

Мышление и творчество гипертима

Гипертим неглубок в своем мышлении, он не аналитик. Он мыслит, можно сказать, лишь в рамках аксиом, а не теорем. Его мышление такое же неабстрактное, как у истероида, но менее образное, чем у последнего. Оно простое, бытовое. Темы заземленные: достать, продать, познакомить… . Он мыслит еще более простыми категориями, чем Истероид. Не «алые паруса» и «фиолетовые руки», а «пошел, ушел, пришел, нашел»… . Тем более никаких тебе там «пронзить время» или пятых измерений. Он далек от философских проблем. Многое поэтому он понимает прямолинейно — могильщик из «Гамлета» на вопрос, на какой почве сошел с ума принц датский, ответил: «Да здесь же, в Дании».

Мышление и творчество гипертима

Мышление и творчество гипертима.

Автор — А. П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

Мышление гипертима можно выразить инверсией высказывания Мустафы из фильма «Светлый путь». Мустафа: «Ловкость рук, и никакого мошенства». Ну а о гипертиме можно сказать: здравый смысл, и никакого лукавства.

Мышление у гипертима конкретное, наглядно-действенное, в крайнем случае наглядно-образное.

Гипертим неглубок в своем Мышлении, он не аналитик. Он мыслит, можно сказать, лишь в рамках аксиом, а не теорем. Его мышление такое же неабстрактное, как у истероида, но менее образное, чем у последнего. Оно простое, бытовое. Темы заземленные: достать, продать, познакомить… Он мыслит еще более простыми категориями, чем Истероид. Не «алые паруса» и «фиолетовые руки», а «пошел, ушел, пришел, нашел»… Тем более никаких тебе там «пронзить время» или пятых измерений. Он далек от философских проблем. Многое поэтому он понимает прямолинейно — могильщик из «Гамлета» на вопрос, на какой почве сошел с ума принц датский, ответил: «Да здесь же, в Дании».

У гипертима в голове словно лоскутное одеяло. Он напичкан Противоречиями. В его этической концепции может сочетаться любовь к животным и «смерть гомосексуалистам!».

Гипертимам хорошо даются слесарные и столярные профессии. Они хорошие лаборанты в НИИ. Вот Гоша из «Москва слезам не верит». Они «рукастые», и им нравится мастерить. Мы часто видим таких людей во дворах небольших домов, где есть сараи и гаражи, да и в любом автосервисе.

Мышление гипертима несамостоятельное, у него нет собственных убеждений. Гипертим не интересуется не только теоретическими проблемами, но и политическими и даже многими житейскими, по принципу «Жираф большой — ему видней». Точки зрения он меняет под воздействием того лидера, который горластее или который имеет больше связей.

Никаких мучений при принятии решений он не испытывает. Сравним: Эпилептоид разумно решителен, семь раз отмерит, один раз отрежет, паранойяльный — один раз отмерит и один раз отрежет. Ну а гипертим ни разу не отмерит, а семь раз отрежет, не то что психастеноид, который вообще семь раз отмерит и ни разу не отрежет. Ну, это я для юмора и для легкости запоминания

Но это важно и для личностной оценки гипертима. Он — бездумный авантюрист

Не как паранойяльный. Да, паранойяльный тоже может ошибаться, но гораздо реже, потому что заранее продумывает свои авантюры. А этот действует просто на авось — и ошибается.

Творчество гипертимов довольно примитивное, бесхитростное, в сущности лишено образов. Они не очень изобретательны. Если это текст песен, то это нечто вроде: «Я тебя люблю, а ты не любишь, я от этого страдаю, о-о-о!» — и несколько простейших аккордов на гитаре. Истероиды — истинные таланты по сравнению с гипертимами. У них пусть напыщенные, но все же образы: «Ледяной горою айсберг из тумана выплывает… » А тут «два ореха лучше, чем один!» — и все. Но гипертим не может существовать без творчества в искусстве. Он должен как-то выплескивать свои Эмоции, хотя бы петь и бренчать на гитаре в одиночестве. При этом он не обязательно готовится к выступлению, а просто развлекает себя.

Искусствам гипертимы не учатся. В основном это самоучки. Примитивизм, кич — это их стихия, но не абстракционизм. Хотя иногда и гипертим являет миру нечто интересное.

Гипертим, в противовес паранойяльному и истероиду, совсем не дорожит своим авторством. Он, как уже говорилось, малопродуктивен в творчестве, но если все же что-то придумал (скорее в технической области), то легко дарит свои идеи. Его и используют.

Метки: семья, мышление, личность, психология, противоречие

Похожие материалы:

  • Роль детской фотосессии в воспитании детей
  • Психология отношений в коллективе
  • Жизненный цикл семьи

Функции воображения

Воображение играет важную роль в регуляции психики:

Проблемы эмоционального напряжения, связанные с ожиданием какой-либо ситуации, отчасти снимаются представлениями об этой ситуации. Удовлетворяются далеко отставленные желания.
Другая его функция связана с регулированием остальных познавательных способностей – восприятия, памяти, внимания, речи

Сформировавшиеся ассоциативные образы, связанные с поиском нужного объекта в окружении, направляют человеческое внимание на предметы, которые им соответствуют.

Воспроизведение прошлой ситуации в образах делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым и спонтанным.
Следующая функция воображения позволяет человеку планировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план её исполнения, схватывание намерений и средств в целом.
Образное представление будущей пугающей ситуации, отчасти подготавливает к ней человека психологически.

Позитивные образы можно использовать в психотерапевтической практике для снятия стресса или как самовнушение (аутотренинг).

Особенности творческого мышления

Необходимо отметить, что черты творческого мышления могут быть присущими любым из выше перечисленных типов. Наиболее общим для их развития отмечают умение создавать абстракции, собирать все образы в один общий. В абстракциях предмет отражает все многовариантные применения. Действительность в них раскрывается во всех возможных смыслах.

Психологи задаются вопросом: «Каковы же особенности творческого мышления?» И выделяют следующие признаки:

  1. Оригинальность, стремление создать что-нибудь новое, ранее не существовавшее. Созданная вещь или идея должны быть уникальны. Как правило, творческий ум не принимает «чужих» решений, он везде ищет что-то свое, отличное от остальных.
  2. Семантическая гибкость. Попытка применить к объекту другую точку зрения. Рассмотреть объект со всех сторон, учитывая все его значения и принципы. Выявить его потенциал, который до сих пор был скрытым.
  3. Образная гибкость. Адаптивность восприятия. Умение изменить видение объекта. Увидеть стороны, которые могут сделать его применение уникальным.
  4. Спонтанная гибкость. Способность переключатся с одной мысли на другую. Генерировать разную информацию. Спонтанно придумывать идеи в разных ситуациях, не связанных с ними.

Метки

  • Агрессия
  • Александр Романович Лурия
  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Альфред Адлер
  • Аналитическая психология
  • Аристотель
  • Беррес Скиннер
  • Бихевиоризм
  • Борис Герасимович Ананьев
  • Видео
  • Владимир Михайлович Бехтерев
  • Вольфганг Келлер
  • Герман Эббингауз
  • Гештальтпсихология
  • Госы
  • Густав Фехнер
  • Даниил Борисович Эльконин
  • Джон Уотсон
  • Дональд Норман
  • Жан Пиаже
  • Зигмунд Фрейд
  • Иван Михайлович Сеченов
  • Иван Петрович Павлов
  • Индивидуальная психология
  • Интеллект
  • Карл Юнг
  • Когнитивная психология
  • Курт Коффка
  • Курт Левин
  • Лев Семёнович Выготский
  • Лекции по психологии
  • Личность
  • Макс Вертгеймер
  • Марио Понцо
  • Нарушения
  • Отечественная психология
  • Психические процессы
  • Психоанализ
  • Пётр Яковлевич Гальперин
  • Теории
  • Ульрих Найссер
  • Чарлз Шеррингтон
  • Эдвард Торндайк
  • Эксперименты
  • Эрнст Вебер

Виды воображения и их описание

В воображение поступают образы самого разного происхождения. В отличие от восприятия, оно может содержать элементы, которых нет реальности. Вымышленные объекты и события называются фантазией. А желания – мечтой.

Воображение бывает:

  1. Активное, и вызывает конкретные образы в сознании с помощью воли. При этом образ не всегда соответствует точному описанию объекта, это может быть индивидуальное представление о чем-то.
  2. Образы в пассивном воображении возникают независимо от волевых усилий человека, они появляются спонтанно в сознании.
  3. С помощью продуктивного воображения человек стремится создать новый объект реальности, используя данную.
  4. Репродуктивное мышление — это процесс восстановления реальности по кусочкам, как она есть. В этот процесс практически не привносятся какие-либо изменения, тем самым этот вид воображения напоминает восприятие или извлечение воспоминаний из памяти.

Активное воображение

Основным материалом для воображения является окружающая реальность. Без её элементов, которые фиксируются визуальной памятью и восприятием, нельзя создать что-либо новое. Поэтому в любом фантастическом произведении всегда есть фрагменты реального мира (уже увиденного человеком ранее). А творческий человек всего лишь пропускает действительность через себя и воссоздает её вновь.

Созданная фантазия или идея также отражает часть собственной личности автора. Действительность переводится в причудливые и сверхъестественные формы, где раскрывается эмоциональный мир. Прежде чем создать свое произведение, «автор-творец» старается зафиксировать свою идею на бумаге. Он вживается в игру воображения и творческий процесс захватывает его полностью. Часть сознания отделяется от собственного «я», время перестает существовать или течь, как обычно. Таковым бывает активное воображение.

Пассивное воображение

Пассивное воображение редко участвует в творческом процессе. Оно обделено волевыми усилиями. Его образы в сознании имеют рациональный характер. Примером пассивного воображения могут быть произведения Кафки. Писатель чаще использовал для создания произведений собственные мрачные сны. Но даже пассивное воображение в начале творческого процесса требует волевое усилие, затем, по мере разворачивания структуры образов, к примеру, писатель настолько погружается в них, что они приходят на ум уже спонтанно.

Не стоит путать этот вид воображения с галлюцинациями. Чаще галлюцинации являются симптомом психической болезни, которая связана с нарушением химического состава в мозге. В отличие от образов, галлюцинации не принадлежат субъективному мышлению и не ассоциируются со своим «я». Они носят бредовый и неконтролируемый характер, спроецированные вовне и зрительно ощутимы, как и другие реальные объекты.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

 Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Психологическая характеристика творческого мышления и психотипы

Творческие способности во многом зависят от индивидуальных особенностей памяти, внимания, восприятия. Все эти функции интеллекта зависят от типа организации самой психики.

Некоторые психологи выделяют два типа мышления – конкретно-образное и словесно-логическое.

Первое характеризуется восприятием мира в конкретных образах. Такие люди наиболее склонны к творчеству. Чаще всего это художники поэты, писатели. Его связывают с доминированием правого полушария мозга, который ещё называют «эмоциональным мозгом».

Люди со вторым типом мышления успешнее работают с абстрактными понятиями, символами (математическими, словесными). Соответственно данный тип принадлежит левому полушарию – логическому.

Естественно, что в творческом процессе участвует и сама личность автора. На основе этого факта психологи разработали многие психологические тесты, которые определяют личность человека, его желания и эмоции. Популярны, например, тест пятен Роршаха, цветовой текст Люшера.

Отдельным пунктом психологи выделяют аутичное мышление. Его прежде всего связывают с такой болезнью как аутизм. Однако, аутичные элементы, которые были вытеснены социальными нормами, можно обнаружить в психике любого человека. Аутичные элементы напрямую связаны с причудливостью фантазий, похожими на те, что мы наблюдаем во снах. Например, во сне может быть так, что поезд идет не по рельсам, а по траве через лес. У людей с таким типом мышления любая фантазия имеет грёзеподобную природу желания, отражает замысел автора и его желаемую цель.

Знаменитый психолог К. Юнг когда-то давно предложил другое разделения типов личности:

  1. На интуитивный тип, которому присущ иррациональный компонент (эмоции) и доминирование правого полушария мозга. Интуитивный тип личности характеризуется спонтанностью поведения мыслей, идейностью. Пользуется предвосхищением ответа как мотивирующим состоянием.
  2. На мыслительный тип личности, при котором человек руководствуется устойчивыми логическими связями. В некоторых случаях – конкретно-осязаемыми. Решение задачи достигается с помощью их последовательного моделирования. Такому типу мышления сопутствует экспериментальная проверка теории, доказательство на практике.

Эвристика

Дополнительно, свойством творческого мышления становится эвристика. Эвристический метод решения задач не предполагает какого-либо обычного метода. Это разрыв шаблона или его преобразование. Необходимо выйти из общепринятых рамок, чтобы придумать новую ситуацию, которая решит проблемную. Поиск решения осуществляется, как правило, без полной информации о её решении и не имеет четкого алгоритма действий. Такого рода задачи решаются с применением интуиции, предвосхищения результата, с ощущением внутреннего озарения (инсайтами).

Как происходит решение такого рода задач, требующих к себе творческий подход? Вначале собирается вся имеющаяся информация по проблеме. Затем происходит проработка с последующим выдвижением теорий, обдумывание. Чаще первые попытки решить задачу основаны на линейной логике и на разумных объяснениях. Но они не дают желаемого ответа. За этим следует инкубационный период, когда информация вытесняется в подсознание. Необходимо время, чтобы после некоторого перерыва интенсивной работы мозга, на ум пришел искомый ответ. Иногда требуется переключение мыслей на другую деятельность.