Наблюдение и наблюдательность

Учеба

Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей

Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе.
Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями.
Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования.Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки.
Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку.
Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.

Как развивать наблюдательность?

Возьмите в руки любую вещь и внимательно рассмотрите ее, пытаясь запомнить даже самые незначительные детали. После этого закройте глаза и мысленно представьте эту вещь во всех подробностях. Потом вы можете открыть глаза и снова рассмотреть свой предмет, отметив, что именно вы не вспомнили – закрывайте глаза и дополняйте уже существующий образ новыми деталями. И так до тех пор, пока ваш мозг не отобразит предмет так, как он выглядит в реальности.
Если первое упражнение получилось, то отложите выбранный вами предмет, и перенесите по памяти его образ на бумагу

Опять же, вы должны указать все подробности.

Возьмите какую-то и вещь и обратите внимание на ее детали, а не на образ в целом. Таким образом вы научитесь запоминать отдельные части целого, а потом, на их основе, делать выводы.
Пусть кто-то положит на стол десяток разных предметов, на которые вы посмотрите в течение нескольких секунд, а потом отвернетесь

Попытайтесь запомнить все эти предметы и подробно описать.
По вечерам вспоминайте, как прошел ваш день, кого вы видели и что говорили, вспоминайте все детали и происшествия – это научит вас наблюдательности.

Общение

Во-первых, это проявится в сфере общения. Чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, человеку необходимо быть внимательным к себе и к близким.На шестом дне рождения Кристины были пятеро ее лучших друзей. Спустя два дня девочка встретила Максима, одного из своих приятелей, во дворе. У детей зашел разговор о прошедшем празднике. Максим спросил у Кристины, понравился ли ей его подарок

На вопрос девочка ответила вопросом: «А ты был на моем дне рождения?»
Подобные казусы могут случиться с каждым из наших детей, однако, как мы на это будем реагировать: посмеемся и забудем, или примем к сведению, что ребенок не заметил на своем празднике лучших друзей, и будем в дальнейшем работать над развитием его внимания?
С малых лет важно привить ребенку уважительное отношение к другим людям, помочь ему увидеть свои неправильные действия, которые обижают окружающих, и подсказать, как исправить ситуацию.
Развитые внимание и чуткость помогут ребенку вовремя попросить прощения, почувствовать настроение близкого человека, понять, как и с кем ему стоит общаться. В дальнейшем проницательность сослужит хорошую службу при выборе друзей, позволит избежать нежелательных отношений

Семья

Наблюдательность и внимание проявятся в выборе супруга и в дальнейшей семейной жизни. Мало того, что мы, родители, можем указать своим чадам на те или иные отрицательные стороны их избранника еще до того, как они решат пожениться

Мы всего не увидим, а поэтому важно научить ребенка самому быть проницательным и замечать те моменты, которые недопустимы в семейной жизни, а также уметь правильно вести себя со своим партнером.Девятнадцатилетняя Вероника познакомилась с Олегом на дне рождения подруги. Молодые люди сразу понравились друг другу

Олег очень трепетно относился к девушке, старался во всем ей угодить.
Веронике нравилось такое поведение молодого человека, однако о том, что она и сама должна вложить свою лепту в развитие их отношений, она не думала. Ей казалось, что она должна делать только то, что нравится ей. Если Олег звал ее прогуляться и пообщаться в то время, когда ей хотелось просто посидеть у телевизора, она отвечала: «Не хочу». Она считала, что не должна проявлять никакого внимания к молодому человеку, т.к. это ниже ее женского достоинства. Никто не подсказал девушке, что в построении правильных отношений каждый должен, прежде всего, думать, как угодить не себе, а партнеру.
Попытавши счастья, разочарованный Олег отступился. Вероника долго ждала его звонков и недоумевала, что не устроило парня в отношениях с ней. И только позднее она поняла, что сделала большую ошибку и своими руками разорвала дружбу с хорошим человеком.
В семейной жизни умение наблюдать скажется в отношениях со второй половинкой, с родителями обеих сторон, с детьми, с семьями друзей. Чтобы вовремя разрядить обстановку, попросить прощения, найти слова утешения, человек должен чувствовать других людей, понимать, что важно им в данный момент.
Воспитывая детей, внимательные родители смогут легче находить путь к сердцу ребенка, сумеют обойтись без лишних криков и наказаний. Проницательность поможет сохранить общение с чадом на близком уровне, стать другом ребенку, и, конечно же, научить малыша наблюдательности с ранних лет.
 

Еще по теме «Развитие наблюдательности признаки наблюдательности»:

общение людей

Анатомия наблюдательности. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей…

Для тех, кто в бане…

Анатомия наблюдательности. …имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. 6) Сколько разных видов животных были спасены от потопа на…

О мелочаx

Анатомия наблюдательности. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия внешне наблюдаемые признаки человека чаще всего выступают главными в оценке…

подготовка к школе — ниже среднего уровня (психолог в детском саду)

Протестировал нас психолог в детском саду по вопросу подготовленности к школе… Натянули нам уровень ниже среднего… Психолог посчитал, что ребенок неправильно отвечает на поставленные вопросы и что логика не развита …

Про ручки… и наблюдательность

Про ручки… и наблюдательность. Просто поделиться…. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. (Помнится, в далеком детстве, зачитываясь Конан Дойлем). Про ручки… и наблюдательность.

Тесты на определение типа восприятия

Анатомия наблюдательности

На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается Help! Помогите пожалуйста найти тесты на внимание..

хорошие ДЕТСКИЕ книги для развития эмпатии

Анатомия наблюдательности. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний…

насколько важен внешний облик мужчины

Анатомия наблюдательности

Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности важно знать, о каких..

Чудеса беременной наблюдательности

Чудеса беременной наблюдательности. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Я смотрю на его лицо и понимаю, что там не то). Чудеса беременной наблюдательности.

Трындетельное

Трындетельное. — посиделки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Ритмы мозга…популярно.Тетта

Анатомия наблюдательности. Все стало гораздо позитивнее и ребенок не нервничает:) как развить внимательность. «Если альфа — ритмы сканируют зрительные образы…

наблюдательность 🙂

наблюдательность :). Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Помогите расшифровать!!!

Обратное развитие эндометрия — это нормально. Т.е. замершее состояние беременности было уже какое-то время до чистки, и ткани Забыла дописать: Обратное развитие эндометрия 3 степени после неудавшейся беременности. Плодного яйца в соскобе не выявляется!!!

Развивающая книжка

Анатомия наблюдательности. Теории обучения. Мейсон рекомендовала изучение природы для развития наблюдательности и способности ценить красоту творения Бога.

Нестереотипность мышления

Анатомия наблюдательности. Понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Ваши впечатления, плз…

Анатомия наблюдательности. «Он произвел очень хорошее впечатление : вежливый, хорошо держится, прекрасно одет». В психологии сложилось целое направление по изучению…

Теории обучения.Шарлотта Мейсон.

Анатомия наблюдательности. В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и…

Работа

Умение быть внимательным необходимо для успешной работы. Ненаблюдательные люди обычно долго не задерживаются на одном месте, т.к. изначально не могут взвесить все положительные и отрицательные стороны той или иной вакансии. Такие работники зачастую легкомысленны и непостоянны, им нельзя доверить ответственное дело.
Человек, неспособный концентрироваться на важных вещах, изначально будет терпеть большие сложности при вхождении в коллектив, а также при начале своей карьеры.
Начальники ценят людей, умеющих быстро соображать и выполнять их требования. Если упускать многие детали из виду, вряд ли удастся угодить придирчивому руководителю.Александр вырос в семье рабочих. Папа работал автомехаником, мама – поваром в больнице. С детства Саша часто был на работе у мамы, где наблюдал за докторами. Врачи его любили и брали с собой на обходы. Тогда мальчик и решил, что будет медиком. Наблюдая в основном за окулистами, он понял, что хочет чего-то большего, чем хорошо разбираться в глазах. Мальчик выучился на врача-терапевта, а затем получил специализацию пульмонолога.
Поскольку Саша был очень любознательным, он вникал буквально во все сферы медицины, ему была интересна работа буквально всех органов человека. Молодого тридцатилетнего специалиста заметили в клинике и повысили до начальника отделения, а спустя несколько лет он получил должность в департаменте здравоохранения своей области.

Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение не применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.
Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • побои
    • И др.

И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Что такое наблюдательность?

Задумывались ли вы над вопросом, для чего людям нужно такое качество как наблюдательность? Чем будет отличаться жизнь внимательного человека от жизни невнимательного? Почему мы должны заботиться о том, чтобы привить своим детям наблюдательность и проницательность?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь разобраться, что же такое наблюдательность. Словарь Ожегова дает такое объяснение этому понятию:
«Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать». Синонимы этого слова смогут больше раскрыть его суть: зоркий, недремлющий, проницательный.
Для одного человека все встречи, события, ошибки, радости – всего лишь вспыхивающие на краткий миг этапы жизни, которые сегодня есть, а завтра о них уже никто не вспоминает. Для другого же каждый день полон уроков и интересных заметок, такой человек делает выводы из всего, что случается в его жизни и старается глубоко осмыслить все происходящее.Марине семь лет. Она подвижная и веселая девочка. У нее вспыльчивый характер, из-за чего ей сложно проявлять постоянство в дружбе. Она не замечает, как обижает других детей, поэтому всегда удивляется, когда они отказываются принимать ее в игру. На обычные для ее возраста вопросы: «Когда у тебя день рождения?», «В каком городе ты живешь?» она обычно не отвечает, а мама разводит руками, утверждая, что дочь должна знать, но, вероятно, забыла.
Учительница периодически звонит родителям Марины, т.к. девочка не может сосредоточиться на уроке и отвлекает от учебы других детей. Мама же считает, что ребенок должен развиваться в естественной среде, без давления и вмешательства со стороны взрослых, поэтому замечания учительницы не воспринимает всерьез. «Если Марине не интересно, — говорит она, — значит ей это знать не обязательно. Мы росли сами по себе, родители с нами не занимались, все время были на работе, и наши дети вырастут нормальными людьми».
Кто-то будет вполне согласен с таким подходом, кто-то воздержится от комментариев, пока не увидит плода подобного воспитания. Великие открытия, творчество, наука и техника – все это сферы, где действовали и действуют мыслящие люди, способные заметить, проанализировать, сделать вывод.
Причем, образование здесь играет далеко не первостепенную роль, т.к., например, всем известные пословицы и поговорки были составлены в основном людьми из простого, малограмотного народа, умеющими тонко чувствовать жизнь, замечающими окружающие мелочи. Нужны ли подобные качества нашим детям?
Всем нам известно, что в детстве у человека закладывается основа его личности. Если мы не воспользуемся возможностью вложить в ребенка привычку быть внимательным и наблюдательным, это скажется на всех сферах его жизни.

Плюсы и минусы

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения

Как определять чужие эмоции?

Поэтому, зная то, как проявляются основные эмоции людей, вы сможете дать характеристику их состоянию и выбрать подходящую линию общения:

  • Если человек зол, то его брови опускаются, он сжимает губы, а вдоль лба залегает глубокая морщина.
  • Если ваш собеседник испытывает отвращение, то уголки его губ приподнимутся, глаза он сощурит, а нос и лоб наморщит.
  • Испытывая страх человек широко распахнет глаза, приоткроет рот и поднимет брови.
  • Если он чувствует счастье, то уголки гуд подняты, а глаза суживаются.
  • Во время печали глаза тоже сужены, брови и рот опускаются, подбородок дрожит.
  • Если же человек удивлен, то его зрачки расширены, рот приоткрыт, брови поднимаются.
  • Презрение выражается в прищуре глаз и приподнимании одного уголка рта.